Подать заявку
Мастер-класс «Приемы работы с текстом на уроках русского языка»
Учитель МБОУ «Навлинкая СОШ «1» Фролова И.А.
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка
Задачи:
- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;
- прокомментировать эффективность применения данных приемов;
- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).
ОБОРУДОВАНИЕ:
- мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса, карточки.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:
1. Мотивация учения.
2. Постановка педагогической проблемы.
3. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.
4. Подведение итогов мастер-класса.
5. Рефлексия.
Ход мастер – класса:
1. Орг. момент
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас на мастер - классе. Надеюсь, наше сотрудничество будет плодотворным и мы унесем с сегодняшнего мероприятии не только новые знания , но и хорошее настроение!
2. Мотивация учения.
Посмотрите , пожалуйста, на геометрическую фигуру, лежащую у вас на столе. Какие ассоциации она вызывает? (круг, солнце, колобок и.т.д.).
Замечательно! Вы молодцы. Круг-это символ нашего мира, бесконечности , планеты Земля. Как вы думаете, а почему он именно желтый? Верно, это цвет румяного колобка.
Сегодня на примере всем известной сказки я хочу познакомить вас с приемами работы с текстом на уроках русского языка в начальной школе.
Давайте вспомним эту сказку. На столах у вас конверты с желтым кругом . Достаньте из них картинки с фрагментами сказки(слайд) и расположите в хронологическом порядке. Выскажитесь по каждой картинке. (слайд)
II. Постановка педагогической проблемы
Современный учитель в условиях введения новых образовательных стандартов использует системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация данного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и включить их в свою систему знаний. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Новые ФГОС декларируют необходимость формирования у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний в рамках отдельных дисциплин. Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умение воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируется в сочетании с умением строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности формируются умения, общие для всех видов.
Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.
Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка.
Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:
- нахождение границ предложений в тексте;
- деление текста на абзацы;
- восстановление деформированного текста;
- собирание текста из фрагментов;
-Исследование лексического значения слова
-Поиск синонимов, антонимов
Знакомство с прямым и переносным значением слов.
Морфологический анализ.
Синтаксический анализ предложения
III. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.
1. Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом, которые Вы будете реализовывать, работая в группах.
1).Исследование лексического значения слова.
С содержанием сказки мы уже познакомились. Скажите, кто такой старик?(Старик- это страый человек, мужчина)
Что такое амбар?( поиск слов в энциклопедии).
Скажите, из чего сделан колобок?
Из теста.
Попробуем сами определить лексическое значение слова ТЕСТО.
Что собой представляет тесто?
Мягкая масса.
Какого она цвета?
Серо-белая.
Из чего ее делают?
Из муки, воды.
Что добавляют в эту массу, чтобы тесто поднялось, стало пышным?
Дрожжи.
Для чего делают тесто?
Для выпечки хлеба.
Попробуйте одним предложением сказать, что такое тесто.
Тесто- это серо-белая масса, которую делают из муки и воды с добавлением дрожжей и используют для выпечки хлеба.
Молодцы! Проверьте себя с помощью энциклопедии.
2) Поиск синонимов.
Если в тексте мало интересных слов. Их можно придумать, согласуя с содержанием.
Я буду говорить слова, а вы должны попробовать заменить их близкими, похожими по смыслу.
Положила остывать, колобок непослушный, покатился по дорожке, уши развесил, сядь на мордочку.
(охлаждаться, своевольный, по тропинке, растопырился, заберись).
3) Поиск антонимов.
Теперь я буду произносить слова, а вы подберите слова, противоположные по значению.
Женщина старая, надоело лежать, колобок румяный.(молодая, понравилось. Бледный, радость).
4) Знакомство с прямым и переносным значением слов.
Сравните два выражения. Язычок башмака и язычок лисы. В каком из них речь идет о настоящем языке? Почему?
5)Синтаксический анализ предложения.
Формирование умения определять смысловые связи слов внутри предложения.
Болезнь современной школы- неумение детей вычленять из предложения словосочетания, находить главные и зависимые слова, связывать их вопросами.
Рассмотрим это на примере нашей сказки.
У вас на столе лежат конверты с синим кругом. Достаньте из них ленту .Что на ней написано?
КОЛОБОК ГРОМКО СПЕЛ НА ПЕНЬКЕ СВОЮ ХВАСТЛИВУЮ ПЕСЕНКУ.
Выражает ли эти слова законченную мысль?(да)
Чем является законченная мысль?(предложением)
Давайте разорвем его на слова.
Сколько слов получилось?(8)
Бывает ли мысль без слов?(нет)
Давайте разложим эти слова в другом порядке. Можно ли менять порядок слов в предложении? Как это сделать?
Работа в парах (на альбомных листах)
Приклейте вертикально предмет речи «колобок» и подчеркните одной чертой. Что сказано о предмете речи? «Спел» Приклейте вертикально над предметом речи и подчеркните двумя чертами.
Представьте себе дерево Какая у него основная часть?(ствол)
Сколько слов осталось? (6) возьмите любое слово Это «ветка» Приставьте его к главному слову.»Колобок пеньке» Есть смысл? Так же работаем с каждым словом.
Спел(как) громко, спел(что?) песенку, песенку (чью) свою Песенку (какую) хвастливую.
Получаем синтаксическое дерево.
6)Морфологический анализ.
Цель работы- построить полноценную систему частей речи в сознании детей.
Берем конверт с красным кругом. Что мы видим? То же самое предложение. Снова разорвите его на слова.
На экране нарисован шкаф на ваших листочках такой же шкаф. Сколько в нем ящиков? (7)
Колобок, пеньке. песенку |
хвастливую |
|
свою |
спел |
громко |
на |
Сейчас все слова из этого предложения мы разложим по ящикам.
Посмотрите вокруг себя, вы видите предметы Скажите мне их название(парта, мел итд.)
В первый ящик мы положим слова-названия предметов(колобок, пеньке, песенку)
Нахождение имен прилагательных
У меня два карандаша , как отличить один от другого?
Один синий, другой –красный. Это признаки предметов. Назовите признаки предметов вокруг нас. Выберите из слов предложения слова- признаки(хвастливую).
Положим это слово во 2 ящик.
Нахождение имен числительных.
Сколько раз я хлопнула в ладоши? Сколько у стола ножек?)3,4)
Это названия чисел. В третий ящичек мы положим названия чисел Найдите их среди слов. Таких нет значит. Мы оставим 3 ящик пустым.
Нахождение местоимений.
Закройте глаза. У меня за спиной спрятан ОН. Угадайте, что это?Ластик. Каким словом я заменила ластик ОН. Почему сразу не поняли о чем идет речь? Это слово лишь указывает на предмет.Это слово- указатель. Поищем такое слово . Свою
Приклеим в 4 ящик.
Нахождение глаголов.
Скажите, что мы сейчас делаем?
(думаем, слушаем)
Это действия, которые мы совершаем. Найдите слова-действия среди оставшихся слов.
СПЕЛ
Приклейте в 5 ящичек.
Нахождение наречий.
Я прохожу по классу, как я это сделала?
(быстро, медленно) У действий тоже бывают свои признаки
О каком действии сказано в предложении? Спел Найдите среди оставшихся слов название признака этого действия. (ГРОМКО)
Нахождение служебных слов.
Прочитайте слово, оставшееся на парте. НА
Что делает это слово? Помогает остальным. Какому слову оно помогает, служит?
Можно задать к нему вопрос?( Нет)
Положим его в 7 ящик.
IV. Подведение итогов мастер-класса.
- Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:
● учить видеть, слышать и чувствовать текст;
● пополнять речевую память учащегося;
● обогащать словарный запас;
● продуктивно усваивать учебный материал;
● прививать эстетический вкус;
● формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.
Необходимо помнить, что на уроке анализа текста главным всегда остается работа с текстом, а ИКТ лишь разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика.
Тем не менее ИКТ на уроке способствуют:
● экономии времени;
● глубине погружения в учебный материал;
● повышению мотивации обучения;
● расширению возможностей урока;
● интегративному подходу в преподавании.
● возможности одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.
V. Рефлексия. Прием «Все в твоих руках»
Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.
БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в
своей деятельности.
СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации
БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.
МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.