Конспект урока русского языка в начальной школе по теме: "Ударение".
Оценка 5

Конспект урока русского языка в начальной школе по теме: "Ударение".

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
23.08.2020
Конспект урока русского языка в начальной школе  по теме: "Ударение".
Конспект урока русского языка в начальной школе по теме: "Ударение".
Конспект открытого урока русского языка..docx

 

Тема

Ударение

Педагогические цели

Способствовать ознакомлению с понятиями ударение, ударный слог, знак ударения, с правописанием слов извини, извините; научить выделять ударный слог в словах

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты
(предметные)

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей
культуры и гражданской позиции человека

Личностные результаты

Демонстрируют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства представления информации; логические – анализируют речь участников диалога.

Коммуникативные: выразительно читают диалог, используют речь для регуляции своего действия

Основное содержание
темы, понятия и термины

Ударение. Словесное ударение. Ударный слог. Безударный слог. Знак ударения

 

 

                                           

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

осуществляемые

действия

формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I.Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

 

Включить песню «Улыбка»

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя

-Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок!

Психологическая игра «Рука друга».

-Нужно коснуться ладошками соседей и пожелать им что-либо на сегодняшний урок русского языка.

- Я тоже желаю вам всем успеха.(Ладони развернуть к детям).

-Сегодня нас ждёт  очень интересная работа.-

Покажите своей посадкой, что вы готовы.

Приветствуют гостей. Организуют свое
рабочее место

Проявляют готовность

к работе на уроке

Включение в деловой ритм,    формирование навыков использования речи для регуляции своих действий

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Чувствовать необходимость учения

(Личностные УУД)

II. Проверка
домашнего
задания

Фронтальная.

Словесный.

Чтение

--Сегодня мы побываем в роли исследователей и узнаем новые секреты русского языка. А тему исследования нам поможет определить домашнее задание.

Читают, анализируют.

 

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

 

Ш. Постановка учебной задачи

 

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

 

 

 

 

Составление кластера.

Учитель слушает, записывает версии детей.

-Среди слов, которые вы записывали дома, найдите подходящее к описанию. В нём

5 слогов,8 букв,9 звуков.

-Кто догадался?

-Запишите правильно и красиво слово ударение в тетрадь.

 

- В первом классе мы изучали тему «Ударение».Для чего нам снова возвращаться к ней?

- Составим кластер по теме «Ударение», чтобы систематизировать то, что уже знаем по этой теме.

 

-Подготовим вопросы на урок:

-Что такое ударение?

-Как найти ударение?

-Какую работу выполняет ударение?

Сколько может быть ударений в слове?

 

 

 

 

 

- Ударение.

Записывают слово по образцу.

 

- Систематизировать материал, уточнить, узнать новое.

 

Составляют кластер.

 

Предлагают свои вопросы по теме.

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата

(Регулятивные УУД)

 

Умение устанавливать связи между учением и жизненными ситуациями

(Личностные УУД)                   Постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно (Регулятивные УУД)

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

!V. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

1. Упражнение в постановке ударения.

Фронтальная.

Словесный,

практический.

Чтение, беседа,

письмо

 

 

 

 

 

 

 

Организовать самопроверку детьми умения применять новое знание в типовых условиях.

Дидактическая игра.

 

 

Связь с окружающим. миром.

 

Релаксация.

-Что такое ударение?

- На какие звуки может падать ударение?

- Как называется слог, на который падает ударение?

- Чем отличается ударный слог от безударного.(Если сразу не ответят, предложить понаблюдать).

-Проверим наши предположения по эталону.

-Откройте учебник на странице                       и прочитайте правило самостоятельно.

Правильно ответили или допустили ошибки?                                                            --ПРОВЕДЁМ ЧИСТОПИСАНИЕ В  НЕОБЫЧНОЙ ФОРМЕ. Напишем быстрый диктант. Нужно записать не всё слово, а только гласную, ОБОЗНАЧАЮЩУЮ УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК.                   Работа,книга,тетрадь,алфавит,ручка, карандаш.                                                                                     - Проверьте по эталону.                                            – Ребята, а вы знаете, что слова можно «вышивать  крестиком»? Для этого ударный слог изображаем большим крестом, а безударный маленьким.                                                                 -Под  диктовку запишите слова схематически. Например, звонок  хХ                   -Вы слышали, как поёт кукушка? Она тоже выделяет ударный слог. Закройте глаза и послушайте. Какой слог ударный в песне кукушки?                                                                     Даже в природе не обойтись без ударения.          

 

 

-У  ударения есть свои секреты. Попробуем их разгадать?                                            

-Выделение голосом одного из слогов.

- На гласные звуки.

- Ударный слог.

 

- Тянем дольше, произносим громче.

 

Читают, анализируют.

 

 

 

 

 

О,и,а,и,у,а.

 

 

 

 

 

 

 

Хх  школа,

хХ урок,

Хх парта.

 

 

 

Осуществляют знакомство с понятиями темы, различают ударный и безударный слоги, определяют ударение в слове.

 

 

 

 

 

Самопроверка по эталону на доске.

 

 

Взаимопроверка в парах.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

(Регулятивные УУД)

Контролировать свои.

(Регулятивные УУД)

Интерес к способу решения и общему способу действия.

(Личностные УУД)

Уметь самостоятельно находить способы решения проблем творческого характера.     (Познавательные УУД)                                   Интерес к способу решения и общему способу действия. (Личностные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).            

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Формирование коммуникативных УУД

 

Парная.

Словесный,
проблемный, практический.

Чтение, беседа,

письмо

 

Используется здоровьесберегающий приём- обучение в режиме зрительных горизонтов. Слова расположить на задней стенке класса, на стенах, на доске, на шторах, под партами. Дети меняют дальнее и ближнее зрение, поворачиваются.   

Вывод на карточке вывесить на доску.

 -Для того, чтобы разгадать первый секрет ударения поработаем в группах.

 -Каждая группа получает схему. В классе развешены слова. Нужно

работать по плану.

1.      Каждый ученик должен найти подходящее к  схеме слово.

2.      Списать его в тетрадь.

3.       Обозначить  ударение.

4.      Выполнить взаимопроверку.

5.      Поставить знак (+ или -)

 в маршрутном листе.

6.      Изучите  работы ребят в вашей группе и сделайте вывод о том, какой слог в  слове может быть ударным.

 

 

Вывод. Ударение в русском языке разноместное.

Придумывают и записывают слова к схемам.

 

Находят слова,

Списывают, обозначают ударение

Проверяют, оценивают работу.

 

 

– В словах русского
языка ударными могут быть разные слоги

 

Высказывают свое
мнение, прислушиваются к мнению других. Грамотно осуществляют письмо. Умеют работать в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.

Физкульминутка

Коллективная. Практический

 -А сейчас встаньте. Проведём физкультминутку.

 -На какой слог падает ударение, столько раз хлопнем. (дождик)

- Новое слово, столько раз топнем. (октябрь)

-Присядем столько раз.(листопад)

-Подпрыгнем столько раз.(ветерок)

-Садитесь на места.

-Возвращаемся мы к теме.

Дальше ставим ударенье.

 

 

 

 

Правильное выполнение дви-
жений

Осуществляют профилактику утомления

 

 

2. Подвижное (Свободное )
ударение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                               

 

 

 

 

Физкультми

нутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная,

индивидуальная.

Словесный,
практический. Чтение, письмо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод на карточке поместить на доску.

 

 

 

 

(Приём Ш. Амонашвили-подхожу к каждому, ребёнок шепчет слово).

Демонстрация картинок, с изображением зАмка и замкА.

 

 

Инсценирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дыхательная гимнастика

Работа на карточках в группах. Дети стоят вокруг парт.

Приём смены динамических поз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточку на доску прикрепить.

 

Физкультминутка.

                                                                                  

 

    

 

 

-Откроем второй секрет письма.

-Понаблюдаем за родственными словами и ответим на вопрос, может ли ударение перейти на другой слог.

Приглашаю учеников, у которых розовые, голубые и зелёные  карточки.      -Задание: составить из слогов слова.

- Ученики, у которых на схеме знак ударения. Встаньте позади нужного слога в первом слове, а теперь во втором, в третьем.

-Ударение стояло на одном месте или было подвижным?

-Делаем вывод, что  ударение подвижное.

 

-Откроем третий секрет ударения.

- Я загадала слово, а чем оно интересно, узнаете, когда его разгадаете.      КАЗОМ

-Шепните мне на ушко, какое слово у вас получилось

-Почему так получилось, некоторые назвали слово, обозначающее этот предмет, а другие-этот.

 

 

-Вы видите на доске слова. Запишите слова с ударением на 1 слог в 1 столбик, с ударением на 2 слог во 2 столбик.

Кружки, стрелки, белки, плачу, мука.

-Проверьте у соседа по парте.

-Почему одни и те же слова оказались в разных столбиках?

- Нужно внимательно относиться к постановке ударения, иначе может произойти такая история.

СЦЕНКА

Стоит мальчик. Он держит в руках бутылочку с лекарством.

Читает: « 3 раза в неделю по 1 столовой ложке.  После приёма пищИ».

Начинает пищать. Вбегает девочка.

-Что случилось, Слава? Почему ты пищишь?

- А я лекарство принял. А здесь написано: (читает)                     

   - Ведь ты неверно прочёл. Три раза после приёма пищи, а не пищи.

- Точно. Нам Елена Александров на говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл, а я об этом забыл….

- Что же случилось от перестановки ударения?

 

 

Вывод. Перестановка ударения с одного слова на другой меняет смысл(значение слова).

 

Дыхательная гимнастика. Вдыхаем аромат цветка.

_А какие цветы ударение может превратить в другие предметы?

 

- Встаньте группой  по 4 человека вокруг парты.  . Стоя выполните задание на карточках.

-Найдите такие слова в стихотворениях на карточках.

..

Вышел Ваня из ворОт.

Потешается народ:

У рубашки низ отпорот

И оторван в драке вОрот.

 

Обещал Серёжа деду:

Двойки все исправлю в срЕду.

Вчера попал не в ту средУ.

Я вдруг на свою беду.

 

Лечили кошке оба Уха,

Боялись, что лишится слуха.

У кока лёгкая рука,

Из щук отличная ухА.

 

Ухо-это оргАн слуха.

В зале звучал оргАн.

 

Дети пИли молоко.

ПилИ бревно ровно.

 

НА пол сыплется мукА.

Учить уроки просто мУка.

 

-Такие слова называются омографами. С ними вы продолжите работу в старших классах.

 

-Сейчас немножко отдохнём.

На дверях висит замок,

Кто открыть его бы смог?

Потянули, покрутили,

Постучали – и открыли.

- Шутник он невидимка-

Молоток,

Тук и ударил в безударный слог…

И сразу же исчез огромный замок.

 И появился маленький замок.

-Сколько может быть ударных слогов в  слове.?

 Прочитайте слова ДОМ, СТОЛ, КОТ Поставьте ударение.

-Может ли ударение в этих словах изменить смысл?

 

- Почему? 

 

Вывод: в односложных словах ударение смысла слова изменить не может. 

- Нужно ставить знак ударения в таких словах?

-В каких ещё случаях не ставится знак ударения?

Море, моряки, приморский, морской,

 

Лесок, лесник, лесовик, перелесок.

 

Вода, водичка, водный, наводнение.

 

-Ударение в словах подвижное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАмок,

замОк.

 

Беседа по вопросам, письмо

 

 

Записывают слова.

Проверяют.

-Ударение изменило смысл.

 

 

Читают слова, отвечают на вопрос, выполняют задание.

 

 

Два заранее подготовленных ребёнка инсценируют ситуацию.

Остальные смотрят и анализируют.

 

 

 

 

 

 

 

-Изменился смысл слова, и с мальчиком произошла смешная история.

 

 

Делают дыхательную гимнастику.

 

-Ирисы, гвоздИки.

 Работают в группе.                                                                  

Читают. Находят слова.              Подчеркивают их.                   Определяют ударение в них.                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдают.                        –

 

 

       

 Выполняют действия, о которых говорится                                      в стихотворении.                                                                      

 

 

 

Может быть только один ударенный слог.

-В этих словах только один слог.

Ударение в этих словах не может изменить смысл.

                                       -

-Знак не ставим.

- Знак ударения не ставим над буквой Ё. Она всегда ударная.

Классифицируют слова в соответствии
со схемами. Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдают, за словами, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному и имеют разный смысл.

 

 

 

 

 

 

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

(Регулятивные УУД)

Контролировать свои.

(Регулятивные УУД)

 

Интерес к способу решения и общему способу действия.

(Личностные УУД)

 

Уметь самостоятельно находить способы решения проблем творческого характера.

(Познавательные УУД)

 

Интерес к способу решения и общему способу действия.

(Личностные УУД)

 

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

 

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

 

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

 

Формирование коммуникативных УУД.

 

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

3. Культура речи.

Словарно-орфографическая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная.

Словесный.

Письмо

 

 

Слова записаны на карточках. После того, как дети называют, учитель переворачивает карточку и демонстрирует правильный ответ.

- Для чего нужно уметь правильно ставить ударение?

-Конечно, правильная и красивая речь- это признак культуры, грамотности, образованности человека,

- В русском языке много слов, в произношении которых мы можем сомневаться. Для этого существуют специальные орфоэпические словари, по которым мы можем правильно определить как произносится слово.

-Кто знает, как правильно произнести слова торты, банты, шарфы.

Предлагают варианты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают.

 

Грамотно осуществляют письмо словарных слов

 

VI. Закрепление знаний и способов действий.

 

-Выполним.№101 страница 68учебника.

 

Выполняют задание учебника индивидуаль но. Взаимопроверка в парах.

 

 

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

 

 

Кластер.

– Добавим в наш кластер сведения, с которыми мы познакомились сегодня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

–Где можно применить полученные знания?

 

Отвечают на вопросы

Беседа по вопросам. Саморегуляция

Дополняют кластер по теме «Ударение»

Ударение- выделение голосом  одного гласного  звука.

Есть знак ударения.

Бывают ударные и безударные слоги.

Ударный слог тот, на который падает ударение.

Чтобы найти ударный слог, нужно слово «позвать». Ударный слог произносится громче, тянется дольше.

Ударение разноместное.

Ударение подвижное.

Ударение различает слова по смыслу.

Ударный слог в слове один.

Знак ударения не ставится над буквой ё.

Знак ударения не ставится  в односложных словах.

Ударение важное фонетическое средство.

Слово без ударения не существует.

Неправильное ударение разрушает слово.

 

-В жизни, при общении с людьми.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Уметь соотносить цель и результат.

(Регулятивные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

(Личностные УУД)


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

Резерв.

/Тест-опрос/

1.Если в слове всего один слог, знак ударения…..

        а) ставится

        б) не ставится

2.Если в слове есть буква ё знак ударения

        а) ставится

        б) не ставится

3.Слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному называют-

   ся…..

4.В каких словах знак ударения можно не ставить

        а) нос доску.

        б) матрёшка

        в) лесок

        г) осина

        д) ёжик

5.В каких словах ударение падает на первый слог.

     а) воробей

     б) кукушка

     в) лебедь

     г) заяц

Оцени сегодняшний урок

). Карточки разных цветов в виде кленовых листьев

 (зелёные - всё понятно, жёлтые -  понятно, но иногда затруднялся,  красные – ничего не понятно) вывешиваются на доску к стволу, получается дерево.

 

Выполняют тест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепляют листочки на

Проверяют по эталону.

Ставят знак.

 

 

VIII. Домашнее

задание.

По выбору.

1.Работа в рабочей тетради (№ 56).

2. На карточках. Поставить ударение.

3. Списать стихотворение об осени, выделить слоги и ударение в словах.

Фронтальная.

Словесный.

Чтение

Комментирует задание,
проверяет понимание его
выполнения.

Слушают учителя,
делают записи

Принимают цель, содержание и способы выполнения задания

Соотносить то , что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно

(Регулятивные УУД)

 

 


 

Тема Ударение Педагогические цели

Тема Ударение Педагогические цели

Сегодня нас ждёт очень интересная работа

Сегодня нас ждёт очень интересная работа

Ш. Постановка учебной задачи

Ш. Постановка учебной задачи

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 !V

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 !V

Даже в природе не обойтись без ударения

Даже в природе не обойтись без ударения

Парная. Словесный, проблемный, практический

Парная. Словесный, проблемный, практический

Подвижное (Свободное ) ударение

Подвижное (Свободное ) ударение

Физкультми нутка

Физкультми нутка

Физкультми нутка

Физкультми нутка

Подвижное (Свободное ) ударение

Подвижное (Свободное ) ударение

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 3

Продолжение табл. 1 2 3 4 5 6 3

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Окончание табл. 1 2 3 4 5 6

Окончание табл. 1 2 3 4 5 6

VIII. Домашнее задание. По выбору

VIII. Домашнее задание. По выбору
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2020