Мастер- класс. Приемы здоровьесбережения на уроках истории
Оценка 4.9

Мастер- класс. Приемы здоровьесбережения на уроках истории

Оценка 4.9
Семинары
docx
история
5 кл—11 кл
07.10.2022
Мастер- класс. Приемы здоровьесбережения на уроках истории
Приемы здоровьесбережения на уроках истории.docx

«Приемы здоровьесбережения на уроках истории»

 

Автор: учитель истории и обществознания

Кубайкина Светлана Валерьевна

МБОУ «Табар-Черкийская СОШ»

“Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”.

СОКРАТ

 

 

Здоровье – это основа успеха, счастье, это основа основ.

Здравствуйте! Именно так мы начинаем наши уроки. Здравствуйте - это пожелание здравия, здоровья.

С каждым годом проблема здоровья детей становится все более актуальной.

Число абсолютно здоровых детей не превышает 12 %, более чем у половины детей есть хронические заболевания, у многих детей наблюдается функциональные отклонения. Все чаще и чаще можно встретить такие болезни как анемия, гипертония, скалиоз, остеохондроз, проблема со зрением.

 Резервы жизнеспособности человека формируются в результате воспитания, это означает, что здоровье - категория педагогическая. Дети в возрасте от 6 до 17 лет проводят в учреждениях образования более 70% времени. В этот же период происходит наиболее интенсивный рост и развитие. Поэтому роль учителя - предметника в процессе здоровьесбережения очень велика. Можно утверждать, что именно учитель, в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Конечно, учитель не должен брать на себя функции врача и заниматься  лечением. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. То есть создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся. В методической копилке учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей – качественным обучением – решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

- Уважаемые коллеги, поднимите руку те, кто сегодня делал зарядку?

Не так много. А ведь всем известно, что физическая активность – это залог здоровья. Социологические исследования показывают, что школьники все таки на первое место ставят ценность здоровье. Но по наблюдениям физическую активность они не связывают с достижением главной цели – быть здоровым.

ФГОС предъявляет требование к сохранению и укреплению здоровья.

-Что для этого делает учитель?

Для повышения физической активности учителя используют физкультминутки. Но если в начальной школе этот элемент является непременным атрибутом каждого урока, то в среднем и старшем звене мы все меньше и меньше уделяем этому времени и внимания.

- Почему?

Потому что урок – 45 минут,  а нужно очень много полезной и нужной информации донести до учащихся, сделать с ними.

- А нельзя ли внести физкультминутки в свои уроки, что бы они не вызывали отторжения у детей, насмешек?

Всем известно, что физические упражнения заставляют циркулировать кровь, насыщать кислородом наш мозг, что является подъемом эмоциональным, способствует лучшему усвоению материала.

Как с одной стороны повысить физическую активность старших школьников, а с другой – все - таки уделять внимание знаниям?

Я хочу вам показать некоторые приемы, которые вы можете применить на своих уроках.

И так первый прием – интеллектуальная зарядка.

Дети нас встречают стоя на уроке. Коллеги, встаньте, пожалуйста, (первый ряд). Побудьте в роли учеников. Вот вам задание. Я буду называть вам простые вопросы по истории. Ваша задача попеременно поднимать руку, то левую, то правую вверх и давать верные ответы.

Правильный ответ дает вам право присесть. Если ответ неправильный – стоим на месте. И так начинаем. Не выкрикиваем, а поднимаем руку.

- Царь Миротворец (Александр III)

- Первый из династии Романовых (Михаил Федорович)

- Год основания Санкт – Петербурга (1703)

- Город государство (полис)

- Противник Кутузова (Наполеон)

- сколько лет длилась 30 летняя война? (30)

- Кто отменил крепостное право?

 

Второй прием. Совместим физическую активность с математикой. Называем событие и физическое упражнение.

Битва на Калке - прыжки

Детям нужно вспомнить, когда произошло событие, далее нужно узнать сколько раз нужно прыгнуть. Для этого в уме надо сложить все цифры:

1+2+2+3 =8

8 – столько раз нужно повторить упражнение.

И так попробуем еще раз

Декабристское восстание- приседание

1825

1+8+2+5= 16=7

 

Третий прием – для глаз

В разных углах доски – размещать портреты политических деятелей.

- Зафиксируйте свою голову (она должна остаться неподвижной) и только взглядом в нужной последовательности, в той, в которой я вам буду говорить, нужно искать портреты людей.

Екатерина II, Емельян Пугачев, Радищев, Петр III

 

Четвертый прием- Картина

На экране картина Сурикова «Боярыня Морозова».

-Сколько куполов вы видите на заднем плане картины? (8)

- Переведите взгляд на передний план. Сколько пальцев показывает юродивый? (2)

Эти приемы помогают не только расслабить глаза, но и не произвольно запомнить информацию.

 

Пятый прием – «Движение - жизнь»

Нужно создать небольшие карточки с понятным текстом по теме урока (5-6 штук), пронумеровать их. Это чтобы обучающиеся не запутались. Во время перемены, пока не видят, развесить карточки в разных местах кабинета (на окнах, на стендах, на двери, на доске).

- Ученикам разрешается ходить по классу, чтобы найти карточки и прочитать их.

- После прочтения, ученик возвращается на место  и записывает тезисно информацию. 

- Тетрадь во время хождения запрещено с собой носить.

После завершения, приступаем к проверке полученных знаний (устно ответить на вопросы учителя, выполнить групповое задание)

Например: информация о греческих богах, о восточных славянах.

 

Шестой прием прием связан также с физической активностью.

Предлагаем ребятам придумать и показать упражнения, которые, будут соответствовать какой – либо группе людей.

- Придумайте и покажите упражнение, которые соответствуют лучникам короля Артура.

- Гребцам на триере

- Крестьянам

- Стахановцам

 

Седьмой прием называется «10 секунд».

Подготовьте текст по теме урока. По возможности нужно отредактировать. Сделать его понятным, без лишней воды. Объем текста нужно делать по уровню подготовки обучающихся. Распечатайте текст. Количество копий зависит от количества команд или пар.

Распечатанные листы с текстом кладутся далеко от команд\ пар. В начале класса или даже за его пределами. Один ученик из команды подбегает к столу, берет текст и читает.  На это ему дается 10 секунд.  Завершив  чтение, ученик возвращается к команде или паре и рассказывает, что удалось узнать. Все записывают эту информацию в тетрадь.

Каждый игрок из команды подбегает к столу с текстом. После завершения игры (5-10 минут) нужно подвести итоги: письменно или устно.

 

Я хочу закончить свой мастер класс пожеланием всем здоровья!

Здоровье – бесценный дар!

Будьте здоровы!

 

 

 


 

Приемы здоровьесбережения на уроках истории»

Приемы здоровьесбережения на уроках истории»

И так первый прием – интеллектуальная зарядка

И так первый прием – интеллектуальная зарядка

Например: информация о греческих богах, о восточных славянах

Например: информация о греческих богах, о восточных славянах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2022