Мастер-класс «Применение мнемотехнических приемов в целях повышения эффективности урока немецкого языка»
Оценка 4.6

Мастер-класс «Применение мнемотехнических приемов в целях повышения эффективности урока немецкого языка»

Оценка 4.6
doc
04.11.2021
Мастер-класс «Применение мнемотехнических приемов  в целях повышения эффективности урока немецкого языка»
Мастер-класс Эффективный инструментарий для повышения качества образования.doc

 

Мастер-класс «Применение мнемотехнических приемов  в целях повышения эффективности урока немецкого языка»

«Прежде всего, следует тщательно упражнять память у детей, потому, что упражнения памяти посредством мнемоники оказывают большое влияние не только на ученость, но и на все дела практической жизни, потому, что память о прошедшем делает нас умнее для будущего»

(Плутарх)

Слад 2.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня на  мастер-классе  я хотела бы поделиться своими наработками в области повышения эффективности урока.

Для успешного освоения немецкого языка в школе, педагогу необходимо постоянно искать эффективные способы активизации познавательной деятельности учащихся, поддерживать интерес к изучению языка, повышать мотивацию, развивать творческое и ассоциативное мышление, языковую догадку.

В современных условиях в обучении немецкому языку существует ряд проблем:

- рост числа слабоуспевающих учащихся с низким уровнем мотивации, низкий уровень развития общеучебных навыков, отсутствие устойчивых интересов, плохо развитая память, рост числа учащихся с девиантным поведением и неустойчивой психикой.

А я, как учитель, должна развивать их интерес к немецкому языку, стимулировать успешность, воспитывать толерантность, умение слушать и слышать друг друга.

Иногда при изучении нового материала дается более 20 новых лексических единиц, не 5±2, которые ученик может усвоить. Проблема запоминания  заставила меня искать выход из создавшегося положения.    

   Увидев изменившийся качественный состав учеников, я поняла, что к этим детям нужен особый подход. Прежде всего, их нужно «научить  учиться» и получать радость от процесса заучивания, запоминания. Сначала нужно научить их некоторым простым приемам и способам запоминания иноязычной лексики, а уже потом грамматики.

Поэтому я поставила цель:   поиск эффективных способов формирования языковой компетенции учащихся, развитие ассоциативной памяти, повышение мотивации к изучению немецкого языка и качества знаний учащихся через апробацию найденных способов. 

Память – сложный психический процесс, это способность к запечатлеванию, сохранению и последующему воспроизведению того, что мы раньше воспринимали, переживали и делали.

 

 

 слад 3.

Психологи выделяют 4 вида памяти двигательную, образную, словесно-логическую, эмоциональную. Ученые П. Линдсей и Д. Норман считают, что существуют 3 различные системы памяти:

*    Ультрократковременная;

*    Кратковременная;

*    Долговременная.

слайд 4

Существует множество причин, по которым человек не может запомнить информацию.

-недостаточная концентрация внимания

-несоблюдение основных законов памяти,

-сложность самой информации для запоминания, а также ее плохая организация, -    

 - cлабо развитая природная память.

    Забывание связано с неумением вспомнить, с неумением подобрать   нужный ключ к нужной двери.     И вот здесь на помощь может прийти мнемотехника.

слайд 5

    Мнемотехника или мнемо́ника (греч. τ μνημονικά — искусство запоминания) – это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Для себя я выделила следующие методы мнемотехники, повышающие эффективность изучения языка:  слайд 6

·     Метод ассоциаций

·     Метод ключевых слов

·     Создание квази-слов

·     Рифмизация

слад 7. По данным исследований   мы   запоминаем то, что 

Ø  мы читаем (10%);

Ø  мы слышим (20%);

Ø  мы видим (30%);

Ø  мы видим и слышим (70%);

Ø  мы делаем сами (90%)

При помощи мнемотехнических приемов сотрудничество между разумом и чувствами всегда используется оптимальным образом.

Внутренние резервы мнемотехники уникальны, богаты и разнообразны. Это и смена деятельности, и эмоциональный подъем, и яркая ассоциативность, и доступность, и простота. Мнемонический прием не оставляет школьников безучастными и равнодушными

Метод ассоциаций основан на создании связи (ассоциации) между вспомогательными образами, в которых закодирована новая информация.

Слад 8 Приёмами метода ассоциаций являются: перевод слова в образ, приём символизации, кодирование по созвучию, кодирование через хорошо знакомую информацию, толкование лексики и др. Главное в образовании ассоциаций -  это яркость образа. Чем ярче воображение, тем легче создавать связи между ними, соответственно больше слов можно  запомнить. Ассоциации могут быть необычными, нестандартными, абсурдными, смешными, образными, неожиданными, новыми.

слад 9.1. Перевод слова в образ. Например:

В немецком языке "Wetter" (погода) – "ветер" (Мысленно рисуем картинку: ветер гонит тучи и приносит плохую или хорошую погоду.)

2. Кодирование по созвучию. Чтобы запомнить значение слова, необходимо похожие по звучанию слова преобразовать в образы и соединить их в воображении, даже если в реальности это невозможно.

Например, чтобы запомнить немецкое слово «Brücke» (мост), можно провести его ассоциацию с русским аналогом «брюки». Для этого необходимо представить, как  река разделяет город на две части, а между частями города есть мост. Так же как между брючинами есть общая часть, так и между частями города есть общая часть – это мост. Отсюда мост - это Brücke.

3. Кодирование через хорошо знакомую информацию. Использование немецких слов из рекламы способствуют их быстрому запоминанию. Например, Auto; Quadratisch, praktisch, gut; Schwarzkopf.      

4. Толкование лексики. Многие слова перекочевали в современный русский язык из других языков. Поэтому для запоминания значения некоторых слов на иностранном языке так полезно бывает вспомнить их истинное происхождение. Например, в немецком языке бутерброд (масло, хлеб), курорт (место отдыха), фляжка (бутылка), рюкзак (сумка за спиной), и др.

слад 10  Ассоциативная связь может быть по  

цвету- schwarz-weiss, rot, grau
 
месту расположения-nah, weit
 
форме- quadrat, oval
 
звучанию-Eine lange Schlange ringelt sich um eine lange Stange.
 
действию-turnen, springen, malen
 вкусу-
süss
 размеру-
groß-klein

   слайд 11-13 метод фонетических ассоциаций  (по выделяющимся звукам)

 Не следует навязывать ребенку своей ассоциации!

Ценность идеи – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная тема.

Чем ярче воображение, тем легче создавать связи между ними, соответственно больше слов вы запомните. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, абсурдными, смешными и тд.

 

 

слад 14  Метод ключевых слов.

     Метод обозначает обязательную связь запоминаемой информации с чем-либо.     Ключевые слова – это фонетические (звуковые) ассоциации к запоминаемым словам. Слово ключ – это зацепка, благодаря чему путь к запоминанию остается известным и не теряется в памяти. При использовании метода ключевых слов нужно выполнять некоторые рекомендации.

Die Brille [´бриле] – очки
      1. Ищем ключевое слово: die Brille – БРИЛЛиант

2. Представляем ситуацию: Вам сделали неслыханной щедрости подарок:

очки, но не простые и даже не золотые, а бриллиантовые.

Точнее, вместо стекол стоит 2 огромных бриллианта.

Представьте все как можно ярче и комичнее.

слайд 15.    das Buch [бух] – книга
1.
Ищем ключевое слово: das Buch – бух (детки любят это слово). Абсолютное звуковое сходство!

2. Составляем предложение: Бух!!! Книга упала!

(немного глупо звучит, но это не важно =))

3. Представляем картинку. Представьте все как можно ярче и комичнее.

                             krank [кранк]  – больной

1.    Ищем ключевое слово: krank  – КРАН

2.   Представляем ситуацию: КРАН, с помощью которого Вы строите дом, БОЛЕН. Бедняжка, сейчас я тебя вылечу! Попей сиропчику и все пройдет!

 

16 слад Создание квази-слов. Марк Твен в своей статье "Об ужасающей трудности немецкого языка" писал:

 «В немецком языке у каждого существительного свой род, но не ищите здесь ни логики, ни системы; а посему род каждого существительного в отдельности нужно вызубрить наизусть. Иного пути нет. Чтобы справиться с этой задачей, надо иметь память, емкую, как гроссбух »  Квази-слова - это ненастоящие, придуманные слова, которых нет в языке. Благодаря этому простому методу  изучающие немецкий язык намного лучше усваивают, например, артикли, der, die, das. В немецком языке есть особое правило: род имени существительного определяют по окончанию слова.

17 слад Эта женщина - учёный в  медицинском институте,  а зовут её

Die Heit-ung-keit-ei-schaft-tion-(i)tät-ik имя получилось из суффикса жен. рода.

   Мы соединим окончания сущ. мужского рода так, что получим слово, которое можно произнести. 

 

18слайд Дэр  Иг-линг-ор-измус

Этот вирус прилип ко многим словам в немецком языке!  Первый слог названия этой бактерии: Иг-линг...( похож на иглы у ежа)

19 слад Das tum-chen-ma-ment-um-lein.  Это    маленькое    существо    похоже  на ТУМан. Подсказав Вам нужный артикль, тут же растворяется в воздухе.

Слад 20 Рифмизацияодин из самых популярных мнемотехнических методов. Рифмовать можно как лексический, так и грамматический материал, используя родной и иностранный язык одновременно.

При изучении темы «Семья» в немецком языке можно использовать загадки-рифмовки. Например:

Пирожки готовит дома,                       

Это бабушка, die ... (Oma).

Играет вместе с нами в фанты,

Это тётушка, die ... (Tante).

Снова слушает оркестр,

Моя сестичка, die ...(Schwester)

При объяснении спряжения глагола «sein» (быть, являться) можно предложить запомнить следующее четверостишие:

Ich bin Peter,

Du bist Paul.

Ich bin fleißig,

Du bist faul.

Для успешного усвоения глаголов часто повторяем рифмовку:

Ein, zwei, drei, vier    In die Schule gehen wir….(malen,lernen,turnen) с обязательным двигательным сопровождением

 

слад 21. Грамматические сказки - в  них сочетается языковая и неязыковая информация,  создаются образы и связи между грамматическими явлениями.

      Большой популярностью пользуются у учеников упражнения на поиск международной лексики, не требующей перевода и работы со словарем. Например: Evolution, Revolution, Station, Lampe, Klasse, Halle, Bibliothek, Wagen.

     

слад 22.Для подготовки монологической речи учу детей оформлять тексты для заучивания в два столбика с обязательной нумерацией предложений, в строгом соответствии немецкого предложения русскому. Так называемый обратный перевод дает возможность легче запомнить информацию, которую нужно воспроизвести.

1. Deutschland liegt im Zentrum Europas.

1.Германия находится в центре Европы.

2. Berlin ist die Hauptstadt des Landes.

2. Берлин – столица страны.

В мнемотехнике само запоминание делится на первичное, когда качество запоминания проверяется сразу после окончания процесса запоминания, и вторичное, когда проверяется долговременное запоминание, например, через неделю. Я иногда проверяю в конце урока, а потом на следующем уроке.

 

 

      На многих уроках использую пословицы, поговорки, клише, скороговорки, подобранные по темам. Например, в 9 классе по теме «Книги» мы записываем и заучиваем такие пословицы и крылатые выражения, в которых тренируется употребление глагола wissen – знать и те, которые прививают любовь к чтению.

2. „Ich weiß, daß ich nichts weiß“ (Sokrates)

2. «Я знаю, что я ничего не знаю». Сократ

3. Wer weiß, der kann. (Wer will, der kann)

3. Кто знает, тот может. (Кто хочет, тот добьется.)

и  другие. Эти пословицы повторяем на уроке по типу снежного кома. Затем я стираю половину фразы, ученики должны повторить пословицу полностью. Или стираю по одному слову, а в результате ученики должны воспроизвести все пословицы полностью в конце урока после других видов упражнений.

Нужно отметить, что это удается не всем, но такая тренировка нравится детям.

      Долговременное запоминание лексики осуществляю следующими способами: выдаю карточки, на которых напечатаны слова по-немецки и по-русски или на одной стороне - по-немецки, а на другой - по-русски. В первом случае ученики сопоставляют слова одного языка с другим, а во втором случае – глядя на немецкие слова, переводят с немецкого языка на русский язык. Конечно, с первого раза это получается плохо, потому что, как правило, дети не учат дома слова. Поэтому учим их прямо на уроке во время такой работы. И это дает свои положительные результаты, так как при работе с карточками у учеников работают зрительные, слуховые и тактильные анализаторы.

     Выучить немецкий – значит, запомнить огромное количество новой информации: иностранные слова, грамматические правила.

Мнемотехнике под силу упростить задачу. С помощью мнемотехники можно выучить: слова; некоторые грамматические правила, а именно:

- артикли

- формы неправильных глаголов

- предлоги

- управление глаголов

 

слад 23  Таким образом, использование на уроках немецкого языка эффективных способов развития ассоциативной памяти и некоторых мнемонических приемов позволяет улучшить качество знаний и добиться улучшения успеваемости, повысить мотивацию к изучению  языка, развить познавательные интересы


Скачано с www.znanio.ru

Мастер-класс «Применение мнемотехнических приемов в целях повышения эффективности урока немецкого языка» «Прежде всего, следует тщательно упражнять память у детей, потому, что упражнения памяти посредством мнемоники…

Мастер-класс «Применение мнемотехнических приемов в целях повышения эффективности урока немецкого языка» «Прежде всего, следует тщательно упражнять память у детей, потому, что упражнения памяти посредством мнемоники…

Психологи выделяют 4 вида памяти двигательную, образную, словесно-логическую, эмоциональную

Психологи выделяют 4 вида памяти двигательную, образную, словесно-логическую, эмоциональную

Слад 8 Приёмами метода ассоциаций являются: перевод слова в образ , приём символизации, кодирование по созвучию, кодирование через хорошо знакомую информацию, толкование лексики и др

Слад 8 Приёмами метода ассоциаций являются: перевод слова в образ , приём символизации, кодирование по созвучию, кодирование через хорошо знакомую информацию, толкование лексики и др

Метод ключевых слов. Метод обозначает обязательную связь запоминаемой информации с чем-либо

Метод ключевых слов. Метод обозначает обязательную связь запоминаемой информации с чем-либо

Das tum-chen-ma-ment-um-lein.

Das tum-chen-ma-ment-um-lein.

На многих уроках использую пословицы, поговорки, клише, скороговорки, подобранные по темам

На многих уроках использую пословицы, поговорки, клише, скороговорки, подобранные по темам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2021