Мастер - класс "Профориентационный проект"

  • pptx
  • 16.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мастер - класс -Профориентационный проект-.pptx

Мастер - класс

Профориентационный проект на уроках технологии



Подготовила учитель технологии
МБОУ «Школа №105 г. Донецка»
Сайкова И.М.

Профориенационная деятельность

Профориентационная деятельность обучающихся — одна из важнейших задач современного образования. Для этого учащимся необходимо формировать готовность к профессиональному самоопределению.
Готовность к профессиональному самоопределению — способность человека быть субъектом своих выборов: самостоятельно формировать и корректировать свою образовательно-профессиональную траекторию, учитывая смысловую и инструментальную стороны профессионального самоопределения.
Роль образовательной организации, педагогов и психологов в формировании такой готовности может проявляться в мотивации и пробуждении интереса к теме профориентации, информировании о социально-экономических аспектах, организации профессиональных проб.

Форматы профориентационной работы:

ознакомление с профессиями в ходе уроков по общеобразовательным предметам (например, на уроках технологии);
внеурочная деятельность, которая может включать проведение классных часов, проектную деятельность, проведение мастер-классов, дискуссий, тренингов;
личные консультации педагога-психолога (педагога-наставника);
воспитательная работа в виде посещения экскурсий на предприятия, дней открытых дверей в образовательных учреждениях;
дополнительное образование в соответствии с интересами и склонностями ученика;
профессиональное обучение;
взаимодействие с родителями в форме тематических родительских собраний, рассылок;
создание в школе профильных классов.
 

Полезные материалы для учителя

Письмо Министерства просвещения РФ «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» и методические рекомендации к нему.
Примерная рабочая программа основного общего образования по курсу внеурочной деятельности «Профориентация».
Портал «Работа России».
Атлас профессий будущего.
Материалы «ЯКласс» по профессиям социально-экономического цикла, по профессиям в сфере политики и юриспруденции, задания по профессиям для начальной школы. 
 

https://yandex.ru/video/preview/9817135154625587187

Творческое задание «Профессия по ассоциации»

Инструкция.
Перед вами набор предметов и карточки с названиями профессий (архитектор, врач, программист, учитель). Из набора предметов выбрать вещи, которые нужны при работе по той или иной профессии. Придумать характерную ситуацию для этой профессии.
Каждая группа представляет свою творческую работу. Грамотное использование этого материала решает современные образовательные задачи с учётом запросов будущего: учитель предлагает ученику сведения из различных источников о разнообразии профессий, их возможностях и особенностях.

Игра «День из жизни»

Задача этой игры — помочь учащимся представить день из жизни специалиста определённой профессии; увидеть те части профессиональной деятельности, на которые учащиеся могли не обращать внимания; сформировать целостный образ профессии.
Количество участников: от 5 до 15 человек.
Время одного раунда: 5–10 минут. Количество раундов может быть любым.
 
Инструкция.
1. Посредством вытаскивания заранее подготовленных карточек профессии, используя профессиограммы или путём коллективного обсуждения, учащиеся выбирают профессию. Например, таксист.
2. Учащиеся садятся в круг. Ведущий также может сесть среди игроков.
3. Учащиеся должны составить рассказ о типичном рабочем дне представителя этой профессии. Начиная с первого игрока, каждый по очереди будет называть существительное, чтобы получился логически связный рассказ, отражающий особенности профессии. Существительные могут описывать места, действия, эмоции, запахи и звуки, окружающие предметы и людей. Если игроков немного, то может пройти два или более кругов, чтобы закончить
Пример:
день таксиста: будильник, завтрак, машина, заправка, вокзал, поездка, радио, оплата, пробка, авария, ремонт, дом, сон.

Игра «Интервью»

Это задание поможет учащимся взглянуть на себя со стороны и дополнить собственные представления о своей личности.
 
Количество участников не ограничено. Упражнение может быть дано как на классном часе с ограничением по времени (около 30 минут), так и на самостоятельную работу.
 
Инструкция: каждый участник должен опросить 5 своих одноклассников, взять у них интервью, задав вопросы о себе.
Назови 3 моих лучших качества.
Чему ты бы ог у меня поучиться?
Каковы мои сильные сроны?
Чем я могу быть интересен людям?
На твой взгляд, какая профессия подошла бы мне?
Участник должен записать все ответы респондентов о себе и затем в ходе коллективного обсуждения дать обратную связь.
 
Вопросы для рефлексии:
Что нового я узнал о себе из ответов моих одноклассников?
С чем я не согласен? Что не отметили мои одноклассники?
Согласен ли я с названными подходящими для меня профессиями?
Изменилось ли моё отношение к себе после полученных ответов?

Игра «Цепочка профессий»

Эта игра поможет расширить список знакомых профессий, сравнить разные профессии, увидеть общие и отличительные черты.
 
Количество участников: от 5 человек.
Время проведения: 10–15 минут.
 
Инструкция.
1. Учащиеся садятся в круг. Ведущий также может сесть среди них.
2. Первый игрок называет любую профессию. Следующий — должен назвать профессию, которая в чём-либо близка с названной ранее, и объяснить, в чём он видит сходство. Сходство может выражаться в различных аспектах профессии: сфере деятельности, учебных предметах, оборудовании, месте и условиях работы, популярности и так далее.
Пример:
первая профессия: полицейский. Второй игрок называет профессию врача, так как обе этих профессии направлены на защиту жизни человека.
3. Когда все игроки назовут свою профессию или закончится время, можно подвести итоги. Учащиеся могут высказаться, что интересного они узнали о профессиях.

Викторина по профессиям

Онлайн викторина на платформе Якласс

https://www.yaklass.ru/p/vospitatelnaya-rabota/proforientaciya/obshchie-materialy-7361384/metodicheskie-materialy-7355192/tv-03bf8f06-af16-489a-b044-18412728cfe4?previousItemId=13dd74a5-0766-4cbd-9898-aa556899b1a5&fromDirection=next