\
Мастер – класс для воспитателей
«Развитие мелкой моторики.
Использование нетрадиционных методов работы»
\
Цель: повышение уровня знаний воспитателей по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики, пропаганда и распространение разновидностей работы.
Задачи:
1.Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики у детей.
2.Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными техниками, широкому применению в совместной деятельности с детьми.
3.Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания на практике
Участники: воспитатели
Форма проведения: мастер-класс.
Ход:
Здравствуйте, уважаемые коллеги, тема нашего сегодняшнего мастер-класса – «Использование нетрадиционных методов работы для развития мелкой моторики». Сегодня я хочу рассказать вам о важности работы по развитию мелкой моторики. Поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики.
Речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью.
Совершенствование мелкой моторики-это совершенствование речи. Все игры сопровождаются стихотворениями - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Такие забавы очень увлекательны, они способствуют развитию творческой активности, мышлению, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые
игры и упражнения уникальные средства для развития мелкой моторики и речи. В их
единстве и взаимосвязи. В этой технологии предложено множество разнообразных игр,
среди которых ведущее место:двигательные упражнения с нетрадиционным
использованием различных предметов:
-решетки для раковин;
-прищепки;
-пуговицы;
-наждачная бумага;
- шерстяная нитка;
-зубные щетки;
-шестигранные карандаши;
-резиночки для волос;
-бусы;
-планшет с резинками,
Нетрадиционное
использование предметов:
-стимулируют
умственную деятельность
-способствует хорошему эмоциональному настрою
-повышает общий тонус
-снижает психо-эмоциональное напряжение
-координирует движение пальцев рук
-расширяет словарный запас
-приучает руку к осознанным точным целенаправленным движениям.
Сейчас я предлагаю вам представить, что вы- дети и предлагаю поиграть.
Практическая часть
Пальчиковые
игры очень эмоциональны, увлекательны, это инсценировка каких - либо
рифмованных историй, сказок при помощи рук.
1. Знакомство с разновидностью пальчиковых игр.
Моя
семья.
Этот пальчик–мамочка, Этот пальчик - папочка
Этот пальчик–бабушка, Этот пальчик -дедушка
Этот пальчик–я. Вот и вся моя семья!
Пальчики.
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой
Этот пальчик для того чтоб показывать его
Это пальчик самый длинный и стоит он в середине
Этот пальчик безымянный он избалованный самый
А мизинчик хоть и мал, Очень ловов и удал
2. Игры с предметами и материалом
Развитию кистей и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю вам ряд игр и упражнения с такими предметами.
3. Игры с прищепками
Бельевой прищепкой поочередно "Кусаем" ногтевые фаланги от указательного пальца к мизинцу и обратно. На ударные слоги стиха.
Котёнок.
Сильно
кусает котенок глупыш,
Он думает это не палец, а мышь. (смена рук)
Но я
же играю с тобою малыш,
А будешь кусаться- скажу тебе "Кыш!".
Гусь
Гусь
стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет. Га-га-га.
Ежик
Приделывать иголки ежу, вырезанному из картона.
Ежик
-ежик где гулял?
Где колючки растерял?
Ты беги скорей к нам ежик
Мы тебе сейчас поможем.
Прищепки будут хорошим элементом для обыгрывания сказок.
Однажды летом Тима вышел на улицу, было так жарко, красиво, тепло. Что же он увидел под ногами перед собой? Травку. Берём полоску картона и прикрепляем к ней зелёные прищепки.
Какая у нас травка? Пушистая, мягкая, а кончики острые (предложите потрогать прищепки). Какого цвета? Зелёные.
Подняв голову вверх, он увидел солнышко. Оно какое? Яркое, жёлтое, тёплое. Прикрепляем к жёлтому кругу «лучики».
Справа от солнышка плыло белое облачко.
Он
вышел во двор, а там росла большая – пребольшая репка. Прикрепляем к репке
ботву.
4. Игры-щнуровки
Шнуровки, ленточки, замочки. Можно использовать как фабричные так и собственного изготовления.
5. Игры с пробками от бутылок
Берем
2 крышки, кладем резьбой вверх.
Это – лыжи, ставим в крышечки пальчики и двигаемся на лыжах.
Мы
едем на лыжах, мы мчимся с горы.
Мы любим забавы снежной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
6. Игры с сыпучими материалами
1.В сухой песок помещаем игрушки от киндер- сюрприза. Ребёнок запускает руку и на ощупь должен угадать что это.
2. Самомассаж.
Запустить руки в песок и изобразить как месят тесто, приговаривая:
Месим, месим, тесто, есть в печи место.
Будут,
будут, из печи, булочки и калачи.
Отпечатки.
Скачут две лягушки -зелёные квакушки.
Комаров они поели, прогуляться захотели.
Шлёп-шлёп ножками,хлоп-хлоп ладошками
(хлопаем ладонями с сомкнутыми - разомкнутыми пальцами).
Прятки.
Бежит лиса по мостику, метёт перила хвостиком.
А навстречузайчики-маленькие пальчики,
"Ой боимся мы лису! Быстро спрячемся в лесу!"
(растираем песок ладонями и прячем ладони в песок).
Рисование.
(рисуем линии, соответствующие тексту стихотворения)
1, 2, 3, 4, 5 буду пальцем рисовать.
Нарисуюсолнца круг,
Ну, и лучики вокруг.
Солнце лучики роняет
И дорожку согревает.
На солнышке травинки выпрямляют спинки.
7. Выкладывание фигур из счётных палочек.

8. Игры с бусинами
Отлично
развивает руку нанизывание разнообразных
предметов на нитку(пуговицы. бусы, рожки,
макароны, сушки).Предметы можно
сортировать по цвету, форме, размеру.
9. Развитие графическиой моторики.
Рисование по трафаретам, штриховка, через графические узоры.
10. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
(шарик су-джок, карандаши, резиночки для волос, иппликатор Кузнецова.).

Мяч.
По ладошке мяч катаю, взад вперёд его гоняю,
Им поглажу я ладошку, будто я сжимаю крошку
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.
Черепаха.
Шла большая черепаха и кусала всех подряд.
Кусь,кусь,кусь,кусь, кусь
Ни кого я не боюсь.
11. Пропевание гласных звуков при нажатии пальчиками на иголки иппликатора (А-О-У-Ы-Э).

12. Выкладывание букв, элементов букв при помощи шерстяной нитки, резинок на планшете.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала Вам вариативность использования в своей работе разнообразие методов и приёмов работы для развития мелкой моторики у детей.
Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное развитие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.
Использованная литература:
1. Башаева Т.В. «Развитие восприятия у детей.Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов». Ярославль «Академия развития»1997г.
2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г." Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов". Ярославль "Академия развития" 1997г.
3. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. "Игры - забавы по развитию мелкой моторики у детей". М. Гном и Д. 2001.
4. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. "Мяч и речь" Популярная логопедия, КАРО Санкт – Петербург 2003г.
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. « Артикуляционная и пальчиковая гимнастика» Серия « В помощь логопеду» ООО « Гном – Пресс» 1998 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.