Мастер-класс "Речевое развитие на занятиях по изобразительной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"
Оценка 4.7

Мастер-класс "Речевое развитие на занятиях по изобразительной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
другое
Детсад
20.01.2025
Мастер-класс  "Речевое развитие на занятиях по изобразительной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"
Речь быстрее формируется в деятельности. Наряду с игровой деятельностью большое значение в развитии речи имеет изобразительная деятельность. Она – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста и имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связанно с развитием речи. Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи.
Мастер -класс для педагогов.docx

 

Мастер-класс для педагогов

Речевое развитие на занятиях по изобразительной деятельности в условиях ФОП ДО

 

 

 

 

 

    Слайд№2.

 

Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников,

активизации их поэтического и музыкального слуха.
Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач;
развитие образного, ассоциативного мышления;
развитие самостоятельности и творческой активности.
               В соответствии с ФОП дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
      —   развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного)мира природы;
      — становление эстетического отношения к окружающему миру;
       — формирование элементарных представлений о видах искусства;
       — восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
       — стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
       — реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).


          Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
              1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;


              2)опыт художественно-творческой деятельности.
         Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости.

         Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.
           Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном..
           Образовательная работа по художественно-эстетическому развитию детей в ДОО должна вестись одновременно в нескольких направлениях:

·        взаимодействие педагогов и детей;

·        взаимодействие с семьями; сотрудничество с организациями социально-педагогической среды.

         Слайд№3.

 Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.

           Речь быстрее формируется в деятельности. Наряду с игровой деятельностью большое значение в развитии речи имеет изобразительная деятельность.  Она – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста и имеет большое значение для умственного развития детей.

     В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связанно с развитием речи. Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи.

      Речь и игра являются спутниками детского рисования. Но образы, возникающие в игре, нельзя сохранить. Там, где нужно зафиксировать образ, игра бессильна. До овладения письменной речью еще далеко, да и устная пока плохо развита. Остается одно — изображение. Рисунок удобнее хранить, легче принести к зрителям. На клочках бумаги, вкривь и вкось создаются первые образы.

      К.И. Чуковский рассказал, как однажды ребенок нарисовал цветы, а вокруг три десятка точек. “Что это? Мухи?” – “Нет. Запах от цветов”.

 

Изобразительная деятельность имеет большое познава­тельное, воспитательное и коррекционное значение благо­даря своей наглядности. Дети быст­рее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты (овощи, фрукты, цветы, игрушки).  Разнообраз­ный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, дейст­вий, признаков.

 

Слайд№4.

       Продуктивная деятельность, к которой относится и изодеятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами.

Усвоение названий форм, цветов, их оттенков, пространственных обозначений; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями при обследовании предметов, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников  положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Так, дидактические игры «Что в руке», «Подбери предмет», «Найди такой же» перед рисованием овощей и  фруктов помогают научить  ребёнка различать предметы по форме и по цвету;  а с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов у детей формируется навык согласования прилагательных с существительными разных родов:

«У меня огурец - зеленый, овальный.

У меня капуста – зеленая, круглая».

Занятие по изодеятельности с детьми  – это особая ситуация, которая стимулирует не только развитие активного и пассивного словаря, но и  развитие коммуникативной функции речи. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. 

Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому – то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаши, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.

 

Обеспечить связь слова с предметом легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж.

Знакомство со словами-действиями в изобразительной деятельности происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия.  

Например: «Я взял карандаш, прижал тряпочку, веду линию, рисую мяч.»  

         Выполняя повторяющие движения в рисовании (штрихи, мазки, линии), дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ – топ - («следы»), кап – кап – («Дождик идет»): оживляют свои выполненные работы.

При специальном обучении дети хорошо усваивают определенную цепь последовательных действий; характерных для изобразительной деятельности. Это способствует развитию речи – правильному пониманию и выполнению инструкции типа:

 «Нарисуй дорожку, шар». 

Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно – следственную взаимосвязь различных действий и явлений:

«Кисточка грязная. Моем грязную кисть. Кисточка стала чистая».  

Кроме этого, ребенок приучается вслушиваться в корот­кую фразу взрослого, понимать смысл постепенно услож­няемых высказываний, новых слов, уточняет их лексичес­кие, фонетические, грамматические оттенки.

              При работе с не говорящими детьми (1 уровень речевого недоразвития) можно использовать прием «совместного рисования», который не только формирует у ребенка навыки рисования простейших объектов (дом, дорожка, дождь в виде штрихов), но и помогает «оречевить» рисунок в виде  фраз, которые складываются в рассказ:

«Вот дом. Это – дуб.       или    Это – ком. Будет баба».

  Слайд№5.

        При развитии детского изобразительного творчества в контексте со  связной речью большое значение имеет использование художественного слова. Художественное слово усиливает чувства детей, речевую и мыслительную деятельность. Можно обратиться и к проверенному практикой приему работы, когда прочитанное  воспитателем четверостишье пробуждает детей к воспроизведению в рисунке впечатлений от стихотворения.

     Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях рисованием повышает эмоциональный настрой детей.  Для этого  используйте мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой произведения. Изобразительность и выразительность в поэзии тесно связаны между собой. Выразительность в рисунке создается при помощи звучных слов, передающих характер образа игрушки, дерева, животного и пр.

    Прежде чем дети возьмут в руки кисти и краски, можно на музыкальном фоне прочитать  строчки стихотворения по теме предстоящего занятия. Занятия по изодеятельности, посвященные сезонному изображению природы, можно     начать с подбора слов, подчеркивающих очарование этого времени года.

Здесь уместен прием-игра «Слово на ладошке»:

 - «Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю».

С помощью этого приема у детей  обогащается описательный словарь. 

Также  на занятиях по изодеятельности используется и  прием «незавершенный рисунок», который незаменим для развития творческих способностей и в рисовании, и в развитии речи. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: в космический корабль, горы, растения, обитателей планеты, космонавтов и т.д.

У детей с ОНР и ЗПР особые трудности возникают в составлении описательных рассказов по картине. Для облегчения этого процесса на занятиях по изо рекомендуется «превращать» треугольники (большие, маленькие, красные, оранжевые, фиолетовые, желтые) в разнообразные овощи и фрукты.

У детей складывается определенный план, они называют: форму, цвет, размер плода; остаётся назвать вкус, вариант использования в пищу, и описательный рассказ  составлен.

При рисовании ребенок рассказывает:

«Я нарисовал морковку. Она – большая, оранжевая, треугольная». А потом добавляет: «На вкус – сладкая.  Она растет на огороде в земле. Её кладут в суп и салат».

 В процессе выполнения практических действий, обыгрывания сюжета ведется непрерывный разговор воспитателя с детьми.  Вы обозначаете словом все, что происходит на бумаге. Такие комментарии  знакомят с новыми словами и их значениями, обогащая пассивный словарь.  Поддерживайте любую попытку ребенка прокомментировать свои действия…

 

  Слайд№6.

В ходе совместного рисования дают отличные результаты специальные приемы. Одним из них является использование наклеек с различными изображениями, что позволяет облегчить и ускорить процесс создания сюжетной картинки. Это особенно важно в работе с аутичными и гиперактивными детьми которые не умеют ждать. Сюжеты картинок из наклеек зависят от желаний ребенка, арсенала наклеек и вашей фантазии :

·         «Салют»:  на листе картона черного или темно–синего цвета наклеиваются звездочки, кружки, треугольники различного цвета -  так быстро и эффективно дети своими руками устраивает «салют в ночном небе»;

·         «Яблоня»: карандашами рисуют дерево – ствол и крону, а дети приклеивает красные, зеленые и желтые яблоки;

·         «Магазин»:  рисуют многочисленные полки, холодильник, за прилавком стоит продавец, затем полки наполняются фруктами, овощами;

·         «Зоопарк»:  на листе бумаги появляются различные дикие звери. При этом повторяются и уточняются названию животных, обсуждаются их повадки, внешний вид. Хищников запирают в клетку (для этого необходимо нарисовать решетку). Можно «накормить и напоить» зверей. Для этого дети приклеивают изображения еды или воды.

Дети очень любят свои рисунки, гордятся ими, узнают свои «произведения искусства», которые можно использовать для составления картин.

 

Слайд№7.

 

Нетрадиционные пособия, многоразовые двусторонние карточки, умные тренажёры и спирали для обеих рук синхронизируют работу полушарий и заметно увеличивают эффективность работы всего мозга и помогают педагогам разнообразить работу по активизации речи на ИЗО.

 

 

 

Слайд№ 8.

Практическая часть

Детям на занятии будет физически легче долго удерживать внимание, если речь педагога эмоциональная, плавная с чёткой дикцией. Дикция-это,  по сути,  упаковка вашей информации. А дети любят всё красивое…

            Я поделюсь с вами пятью техниками артикуляционной гимнастики для красивой дикции, они помогут включить артикуляционный аппарат в полную готовность к любым занятиям.

 

                       Упражнения для чёткой дикции на занятиях

 

1.     Расслабим мышцы нашего лица:

-позевайте;

-погримасничайте.

      2. Избавимся от зажимов в челюсти:

           -погладьте кончиком языка своё нёбо

            (кончик языка стремиться к горлу и назад к зубам).

            - теперь вдохните, а на выдохе постарайтесь побольше откусить от

    своего кулака.

      3.Упражнения для расслабления губ

          -вытяните губы, а затем расслабьте их в улыбке;

          -усилим это упражнение: вытянув губы произносим: «КЮЮ», а

           в улыбке: «ИКСС»

           -и быстрее.

       4.Упражнения для расслабления языка:

          -просто пожуйте свой язык;

          -а теперь вытяните язык, представьте его карандашом и напишите в

           в воздухе своё имя…

        5. Горло-важный инструмент ораторского мастерства.

            Снять гортанный зажим поможет следующее:

          - давайте помычим с закрытым ртом…

          -а теперь все вместе промычим песню группы «ЛЮБЭ» про «КОНЯ».

 

 

Слайд№9.

                                Практическая часть

 На занятиях используются игровые приемы для создания игровой мотивации и для объяснения предстоящей работы – это дидактические игры, игровые упражнения. Предлагаю педагогам побыть «детьми»…

1. Игровая ситуация «Что на что похоже?»

Вам предлагается подобрать к геометрической фигуре какие-нибудь образы, ассоциирующиеся с данной фигурой и нарисовать их на листе (кто больше)

Ø (круг – яблоко, окно, тарелка, шар).

Ø (квадрат-…)

Ø (треугольник-…)

 Данная игра способствует не только развитию воображения и внимания, но и развитию речи, т.к.  на одну фигуру нужно подобрать как можно больше разнообразных слов, а затем отобразить в рисунке.

 

2.  Игровая ситуация «Отгадай растение»

 Предложить детям рассмотреть части растений на картинках и назвать растения. Раскрасить каждую часть соответствующими цветами.

           Слайд№ 10.

                                   3.Игровая ситуация «Овечки»

Предложить детям нарисовать на овечке вертикальную палочку (I)- если её хвост направлен вправо, и горизонтальную палочку (---), если хвост овечки направлен налево.

Комментарий: Попросить детей проговаривать свои действия, выполняя задания.

Слайд№ 11.

Игровая ситуация «Отгадай загадку, нарисуй отгадку!»

Загадывать загадки детям и проверить в конце, у кого больше рисунков получится, тот всё разгадал…

1.Пушистая вата                                     2.В голубенькой рубашке              
Плывет куда-то.                                   Бежит по дну овражка.
Чем вата ниже                                                             (Ручей)
Тем дождик ближе. 
               (Облака)

3.Большой подсолнух в небе,              4. Поглядите, поглядите-
Цветет он много лет,                           Потянулись с неба нити!
Цветет зимой и летом,                        Что за тоненькая нить
А семечек все нет.                               Землю с небом хочет сшить?
               (Солнце)                                                                  (Дождь)

5.Крашеное коромысло                        6. Русская красавица
Над рекой повисло.                              Стоит на поляне,
                   (Радуга)                              В зелёной кофточке, в белом сарафане.

                                                                                                 (Берёза)                                                               

7.Что же это за девица?                       8. Растёт в траве Алёнка
Не швея, не мастерица,                         В красной рубашонке.
Ничего сама не шьет,                            Кто не пройдёт
А в иголках круглый год.                      Всяк поклон отдаёт.
                 (Елка)                                                                 (Земляника)

 

Разгадав загадку, дети сразу же рисуют отгадку, по окончании рисования можно предложить детям сочинить небольшое стихотворение или небольшой описательный рассказ. Таким образом, у детей развивается образное мышление, речь, а также дети знакомятся с различными изобразительными жанрами: пейзаж, натюрморт, портрет, в зависимости от того, какие вы подобрали загадки.

Слайд№12

 

1.     «Слова на ладошке» 

«- Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю.»

Для 1 команды лексическая тема «Осень». Перед тем, как рисовать дерево нужно «сложить на ладошку» красивые слова об осенних листьях:

 багряные, золотые, легкие, воздушные, разноцветные, листопадные…

Для 2 команды лексическая тема «Зима». Перед тем, как рисовать метель в лесу нужно «сложить на ладошку» красивые слова снежинках:

лёгкие, серебристые, сверкающие, волшебные, белоснежные, невесомые

2.«Цветные страницы».

Детям читается произведение, ведётся беседа по прочитанному, закрепляются цвета и оттенки, услышанные в тексте, а затем дети сами выбирают какую страничку какого цвета они будут рисовать.

 Несмотря на то, что для ребенка-дошкольника рисование – оптимальная форма душевной самореализации, где открывается способность к глубокому переживанию, к сопереживанию, к сочувствию и ребенку легче передать свои чувства и эмоции в рисунке, в то же время он учится их оречевлять.

-Угадайте время года по тексту и раскрасьте свою страничку

                                     Рассказ об…(осени)


Таинственная принцесса возьмет в свои руки уставшую природу, оденет в золотые наряды и промочит долгими дождями, успокоит запыхавшуюся землю, сдует ветром последние листья и уложит в колыбель долгого зимнего сна.

                                      Рассказ о…  (зиме)
Трескучие морозы сковали землю, замерзли реки и озера.
Земля покрылась белоснежным ковром. Не осталось ни одного темного пятнышка, даже голые березы, осины и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом.

           Они стояли, засыпанные снегом, как будто надели дорогую теплую шубу. Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе…

Слайд№13.

Такой подход к проведению занятий способствует не только художественно-изобразительному развитию, но и активизирует познавательно-речевую активность детей дошкольного возраста. Дети становятся более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и к нахождению собственных оригинальных решений.

Изобразительная деятельность – благодатная почва для реализации активности, ведь человек усваивает 10% - из того, что слышит, 50% - из того, что видит, 90% - из того, что делает. Изодеятельность позволяет развивать  речь и творческие возможности ребенка. Дети получают знания, умения, навыки, учатся познавать мир и осознавать себя и свое место в нём.

           Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования  таких мыслительных операций , как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На занятиях развивается речь детей, обогащается словарь, что положительно влияет на формирование связной речи.   

          Таким образом, развитию познавательно-речевой деятельности дошкольником несомненно способствуют занятия изобразительным искусством, успешно интегрируя с другими образовательными областями.

 

 

 

 

 

 


 

Мастер-класс для педагогов Речевое развитие на занятиях по изобразительной деятельности в условиях

Мастер-класс для педагогов Речевое развитие на занятиях по изобразительной деятельности в условиях

Слайд№2. Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха

Слайд№2. Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха

Слайд№3. Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям

Слайд№3. Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям

У меня огурец - зеленый, овальный

У меня огурец - зеленый, овальный

Слайд№5. При развитии детского изобразительного творчества в контексте со связной речью большое значение имеет использование художественного слова

Слайд№5. При развитии детского изобразительного творчества в контексте со связной речью большое значение имеет использование художественного слова

Я нарисовал морковку. Она – большая, оранжевая, треугольная»

Я нарисовал морковку. Она – большая, оранжевая, треугольная»

Слайд№ 8. Практическая часть

Слайд№ 8. Практическая часть

Данная игра способствует не только развитию воображения и внимания, но и развитию речи, т

Данная игра способствует не только развитию воображения и внимания, но и развитию речи, т

Берёза) 7

Берёза) 7

Угадайте время года по тексту и раскрасьте свою страничку

Угадайте время года по тексту и раскрасьте свою страничку

Мастер-класс "Речевое развитие на занятиях по изобразительной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"

Мастер-класс  "Речевое развитие на занятиях по изобразительной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2025