Мастер-класс для педагогов
Речевое развитие на занятиях по изобразительной деятельности в условиях ФОП ДО
Слайд№2.
Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников,
активизации
их поэтического и музыкального слуха.
Однако в последнее время в этой области решается более широкий
круг задач;
развитие образного, ассоциативного мышления;
развитие самостоятельности и творческой активности.
В соответствии с ФОП дошкольного образования
художественно-эстетическое развитие предполагает:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного)мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах
искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы,
фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности
детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое развитие детей
дошкольного возраста включает:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения
ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном
искусстве и художественных произведениях;
2)опыт художественно-творческой деятельности.
Ребенок по-своему воспринимает художественные образы,
обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие
эмоциональной отзывчивости.
Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ
художественно-эстетической культуры личности дошкольника.
Вся система художественно-эстетического воспитания
нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане,
так и в духовном, нравственном и интеллектуальном..
Образовательная работа по
художественно-эстетическому развитию детей в ДОО должна вестись одновременно в
нескольких направлениях:
· взаимодействие педагогов и детей;
·
взаимодействие
с семьями; сотрудничество с организациями социально-педагогической среды.
Слайд№3.
Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.
Речь быстрее формируется в деятельности. Наряду с игровой деятельностью большое значение в развитии речи имеет изобразительная деятельность. Она – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста и имеет большое значение для умственного развития детей.
В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связанно с развитием речи. Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
Ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи.
Речь и игра являются спутниками детского рисования. Но образы, возникающие в игре, нельзя сохранить. Там, где нужно зафиксировать образ, игра бессильна. До овладения письменной речью еще далеко, да и устная пока плохо развита. Остается одно — изображение. Рисунок удобнее хранить, легче принести к зрителям. На клочках бумаги, вкривь и вкось создаются первые образы.
К.И. Чуковский рассказал, как однажды ребенок нарисовал цветы, а вокруг три десятка точек. “Что это? Мухи?” – “Нет. Запах от цветов”.
Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты (овощи, фрукты, цветы, игрушки). Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков.
Слайд№4.
Продуктивная деятельность, к которой относится и изодеятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами.
Усвоение названий форм, цветов, их оттенков, пространственных обозначений; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями при обследовании предметов, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Так, дидактические игры «Что в руке», «Подбери предмет», «Найди такой же» перед рисованием овощей и фруктов помогают научить ребёнка различать предметы по форме и по цвету; а с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов у детей формируется навык согласования прилагательных с существительными разных родов:
«У меня огурец - зеленый, овальный.
У меня капуста – зеленая, круглая».
Занятие по изодеятельности с детьми – это особая ситуация, которая стимулирует не только развитие активного и пассивного словаря, но и развитие коммуникативной функции речи. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности.
Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому – то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаши, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.
Обеспечить связь слова с предметом легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж.
Знакомство со словами-действиями в изобразительной деятельности происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия.
Например: «Я взял карандаш, прижал тряпочку, веду линию, рисую мяч.»
Выполняя повторяющие движения в рисовании (штрихи, мазки, линии), дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ – топ - («следы»), кап – кап – («Дождик идет»): оживляют свои выполненные работы.
При специальном обучении дети хорошо усваивают определенную цепь последовательных действий; характерных для изобразительной деятельности. Это способствует развитию речи – правильному пониманию и выполнению инструкции типа:
«Нарисуй дорожку, шар».
Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно – следственную взаимосвязь различных действий и явлений:
«Кисточка грязная. Моем грязную кисть. Кисточка стала чистая».
Кроме этого, ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки.
При работе с не говорящими детьми (1 уровень речевого недоразвития) можно использовать прием «совместного рисования», который не только формирует у ребенка навыки рисования простейших объектов (дом, дорожка, дождь в виде штрихов), но и помогает «оречевить» рисунок в виде фраз, которые складываются в рассказ:
«Вот дом. Это – дуб. или Это – ком. Будет баба».
Слайд№5.
При развитии детского изобразительного творчества в контексте со связной речью большое значение имеет использование художественного слова. Художественное слово усиливает чувства детей, речевую и мыслительную деятельность. Можно обратиться и к проверенному практикой приему работы, когда прочитанное воспитателем четверостишье пробуждает детей к воспроизведению в рисунке впечатлений от стихотворения.
Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях рисованием повышает эмоциональный настрой детей. Для этого используйте мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой произведения. Изобразительность и выразительность в поэзии тесно связаны между собой. Выразительность в рисунке создается при помощи звучных слов, передающих характер образа игрушки, дерева, животного и пр.
Прежде чем дети возьмут в руки кисти и краски, можно на музыкальном фоне прочитать строчки стихотворения по теме предстоящего занятия. Занятия по изодеятельности, посвященные сезонному изображению природы, можно начать с подбора слов, подчеркивающих очарование этого времени года.
Здесь уместен прием-игра «Слово на ладошке»:
- «Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю».
С помощью этого приема у детей обогащается описательный словарь.
Также на занятиях по изодеятельности используется и прием «незавершенный рисунок», который незаменим для развития творческих способностей и в рисовании, и в развитии речи. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: в космический корабль, горы, растения, обитателей планеты, космонавтов и т.д.
У детей с ОНР и ЗПР особые трудности возникают в составлении описательных рассказов по картине. Для облегчения этого процесса на занятиях по изо рекомендуется «превращать» треугольники (большие, маленькие, красные, оранжевые, фиолетовые, желтые) в разнообразные овощи и фрукты.
У детей складывается определенный план, они называют: форму, цвет, размер плода; остаётся назвать вкус, вариант использования в пищу, и описательный рассказ составлен.
При рисовании ребенок рассказывает:
«Я нарисовал морковку. Она – большая, оранжевая, треугольная». А потом добавляет: «На вкус – сладкая. Она растет на огороде в земле. Её кладут в суп и салат».
В процессе выполнения практических действий, обыгрывания сюжета ведется непрерывный разговор воспитателя с детьми. Вы обозначаете словом все, что происходит на бумаге. Такие комментарии знакомят с новыми словами и их значениями, обогащая пассивный словарь. Поддерживайте любую попытку ребенка прокомментировать свои действия…
Слайд№6.
В ходе совместного рисования дают отличные результаты специальные приемы. Одним из них является использование наклеек с различными изображениями, что позволяет облегчить и ускорить процесс создания сюжетной картинки. Это особенно важно в работе с аутичными и гиперактивными детьми которые не умеют ждать. Сюжеты картинок из наклеек зависят от желаний ребенка, арсенала наклеек и вашей фантазии :
· «Салют»: на листе картона черного или темно–синего цвета наклеиваются звездочки, кружки, треугольники различного цвета - так быстро и эффективно дети своими руками устраивает «салют в ночном небе»;
· «Яблоня»: карандашами рисуют дерево – ствол и крону, а дети приклеивает красные, зеленые и желтые яблоки;
· «Магазин»: рисуют многочисленные полки, холодильник, за прилавком стоит продавец, затем полки наполняются фруктами, овощами;
· «Зоопарк»: на листе бумаги появляются различные дикие звери. При этом повторяются и уточняются названию животных, обсуждаются их повадки, внешний вид. Хищников запирают в клетку (для этого необходимо нарисовать решетку). Можно «накормить и напоить» зверей. Для этого дети приклеивают изображения еды или воды.
Дети очень любят свои рисунки, гордятся ими, узнают свои «произведения искусства», которые можно использовать для составления картин.
Слайд№7.
Нетрадиционные пособия, многоразовые двусторонние карточки, умные тренажёры и спирали для обеих рук синхронизируют работу полушарий и заметно увеличивают эффективность работы всего мозга и помогают педагогам разнообразить работу по активизации речи на ИЗО.
Слайд№ 8.
Практическая часть
Детям на занятии будет физически легче долго удерживать внимание, если речь педагога эмоциональная, плавная с чёткой дикцией. Дикция-это, по сути, упаковка вашей информации. А дети любят всё красивое…
Я поделюсь с вами пятью техниками артикуляционной гимнастики для красивой дикции, они помогут включить артикуляционный аппарат в полную готовность к любым занятиям.
Упражнения для чёткой дикции на занятиях
1. Расслабим мышцы нашего лица:
-позевайте;
-погримасничайте.
2. Избавимся от зажимов в челюсти:
-погладьте кончиком языка своё нёбо
(кончик языка стремиться к горлу и назад к зубам).
- теперь вдохните, а на выдохе постарайтесь побольше откусить от
своего кулака.
3.Упражнения для расслабления губ
-вытяните губы, а затем расслабьте их в улыбке;
-усилим это упражнение: вытянув губы произносим: «КЮЮ», а
в улыбке: «ИКСС»
-и быстрее.
4.Упражнения для расслабления языка:
-просто пожуйте свой язык;
-а теперь вытяните язык, представьте его карандашом и напишите в
в воздухе своё имя…
5. Горло-важный инструмент ораторского мастерства.
Снять гортанный зажим поможет следующее:
- давайте помычим с закрытым ртом…
-а теперь все вместе промычим песню группы «ЛЮБЭ» про «КОНЯ».
Слайд№9.
Практическая часть
На занятиях используются игровые приемы для создания игровой мотивации и для объяснения предстоящей работы – это дидактические игры, игровые упражнения. Предлагаю педагогам побыть «детьми»…
1. Игровая ситуация «Что на что похоже?»
Вам предлагается подобрать к геометрической фигуре какие-нибудь образы, ассоциирующиеся с данной фигурой и нарисовать их на листе (кто больше)
Ø (круг – яблоко, окно, тарелка, шар).
Ø (квадрат-…)
Ø (треугольник-…)
Данная игра способствует не только развитию воображения и внимания, но и развитию речи, т.к. на одну фигуру нужно подобрать как можно больше разнообразных слов, а затем отобразить в рисунке.
2. Игровая ситуация «Отгадай растение»
Предложить детям рассмотреть части растений на картинках и назвать растения. Раскрасить каждую часть соответствующими цветами.
Слайд№ 10.
3.Игровая ситуация «Овечки»
Предложить детям нарисовать на овечке вертикальную палочку (I)- если её хвост направлен вправо, и горизонтальную палочку (---), если хвост овечки направлен налево.
Комментарий: Попросить детей проговаривать свои действия, выполняя задания.
Слайд№ 11.
Игровая ситуация «Отгадай загадку, нарисуй отгадку!»
Загадывать загадки детям и проверить в конце, у кого больше рисунков получится, тот всё разгадал…
1.Пушистая вата 2.В
голубенькой рубашке
Плывет куда-то. Бежит по дну овражка.
Чем вата ниже (Ручей)
Тем дождик ближе.
(Облака)
3.Большой подсолнух в небе, 4. Поглядите,
поглядите-
Цветет он много лет, Потянулись с неба нити!
Цветет зимой и летом, Что за тоненькая нить
А семечек все нет. Землю с небом хочет
сшить?
(Солнце)
(Дождь)
5.Крашеное коромысло 6. Русская красавица
Над рекой повисло. Стоит на поляне,
(Радуга) В зелёной
кофточке, в белом сарафане.
(Берёза)
7.Что же это за девица? 8. Растёт в
траве Алёнка
Не швея, не мастерица, В красной рубашонке.
Ничего сама не шьет, Кто не пройдёт
А в иголках круглый год. Всяк поклон отдаёт.
(Елка)
(Земляника)
Разгадав загадку, дети сразу же рисуют отгадку, по окончании рисования можно предложить детям сочинить небольшое стихотворение или небольшой описательный рассказ. Таким образом, у детей развивается образное мышление, речь, а также дети знакомятся с различными изобразительными жанрами: пейзаж, натюрморт, портрет, в зависимости от того, какие вы подобрали загадки.
Слайд№12
1. «Слова на ладошке»
«- Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю.»
Для 1 команды лексическая тема «Осень». Перед тем, как рисовать дерево нужно «сложить на ладошку» красивые слова об осенних листьях:
багряные, золотые, легкие, воздушные, разноцветные, листопадные…
Для 2 команды лексическая тема «Зима». Перед тем, как рисовать метель в лесу нужно «сложить на ладошку» красивые слова снежинках:
лёгкие, серебристые, сверкающие, волшебные, белоснежные, невесомые…
2.«Цветные страницы».
Детям читается произведение, ведётся беседа по прочитанному, закрепляются цвета и оттенки, услышанные в тексте, а затем дети сами выбирают какую страничку какого цвета они будут рисовать.
Несмотря на то, что для ребенка-дошкольника рисование – оптимальная форма душевной самореализации, где открывается способность к глубокому переживанию, к сопереживанию, к сочувствию и ребенку легче передать свои чувства и эмоции в рисунке, в то же время он учится их оречевлять.
-Угадайте время года по тексту и раскрасьте свою страничку
Рассказ об…(осени)
Таинственная принцесса возьмет в свои руки
уставшую природу, оденет в золотые наряды и промочит долгими дождями, успокоит
запыхавшуюся землю, сдует ветром последние листья и уложит в колыбель долгого
зимнего сна.
Рассказ
о… (зиме)
Трескучие морозы сковали землю, замерзли реки и
озера.
Земля покрылась белоснежным ковром. Не осталось
ни одного темного пятнышка, даже голые березы, осины и рябины убрались инеем,
точно серебристым пухом.
Они стояли, засыпанные снегом, как будто надели дорогую теплую шубу. Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе…
Слайд№13.
Такой подход к проведению занятий способствует не только художественно-изобразительному развитию, но и активизирует познавательно-речевую активность детей дошкольного возраста. Дети становятся более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и к нахождению собственных оригинальных решений.
Изобразительная деятельность – благодатная почва для реализации активности, ведь человек усваивает 10% - из того, что слышит, 50% - из того, что видит, 90% - из того, что делает. Изодеятельность позволяет развивать речь и творческие возможности ребенка. Дети получают знания, умения, навыки, учатся познавать мир и осознавать себя и свое место в нём.
Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций , как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На занятиях развивается речь детей, обогащается словарь, что положительно влияет на формирование связной речи.
Таким образом, развитию познавательно-речевой деятельности дошкольником несомненно способствуют занятия изобразительным искусством, успешно интегрируя с другими образовательными областями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.