Мастер-класс "Создание исторического и современного Боевого листка"
Оценка 4.8

Мастер-класс "Создание исторического и современного Боевого листка"

Оценка 4.8
docx
19.07.2021
Мастер-класс "Создание исторического и современного Боевого листка"
мастер-класс боевой листок.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИИЙ ЦЕНТР»

 

 

         

 

  

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс

«Создание исторического и современного Боевого листка»

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2019 год

История появления и значение «Боевого листка»

 Боевой листок это – агитационное и, как правило, рукописное издание. Впервые Боевые листки начали использовать во время боевых действий у озера Хасан в 1938 г., где прошла серия столкновений между Японской императорской армией и РККА. Широкое распространение получили во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В Боевых листках солдаты и партизаны рассказывали о героических подвигах своих товарищей, выражали патриотические чувства, призывали к разгрому немецко-фашистских захватчиков. Боевые листки выпускались даже в период напряжённых боев и обычно передавались по цепи.

"Боевой карандаш" в блокадном Ленинграде.

Среди жителей блокадного Ленинграда и воинов, оборонявших город, особой популярностью пользовались плакаты и боевые листки ленинградского объединения «Боевой карандаш», над которыми художники и поэты работали сообща. Небольшие по размеру, яркие и острые, изначально рассчитанные на то, чтобы их внимательно рассматривали и читали, эти сатирические листки смешили солдат и в то же время вдохновляли на подвиги.

Коллектив художников-плакатистов родился в Ленинграде в 1939 году во время войны с Финляндией. Шел к концу декабрь 1939 года. В один из последних его вечеров в Ленинградском отделении Союза художников было подготовлено для бойцов-фронтовиков веселое поздравление «Новогодняя елка у белофиннского волка». Это был первый номер «Боевого карандаша». На следующий день в литограф­ской мастерской был напечатан тираж плаката. Каждый из этих черных отпечатков раскрашивался вручную.

В канун Нового года, доставленный на фронт лист «Боевого карандаша» с первого же номера стал очень популярен. Окрыленные результатами первого опыта художники с удвоенной энергией принялись за работу. Среди бойцов и командиров выпуски «Боевого карандаша» пользовались большим успехом. Авторы с гордостью увидели на танках и автомашинах, возвращавшихся с фронта и убранных хвоей, свои листы. Это было народное признание, и оно наполняло художников чувством самого глубоко удовлетворения. За время войны с белофиннами вышло около десятка выпусков «Боевого карандаша» тиражом двести экземпляров.

С самого начала Великой Отечественной воины «Боевой карандаш» — в строю борющихся с фашизмом. 25июня 1941 года вышел первый номер антифашистского плаката «Фашизм — враг человечества! Смерть фашизму!»                    1

Среди плакатов, выпускавшихся во время войны, листы «Боевого карандаша» выгляде­ли необычно. Они печатались в технике литографии, как цветные эстампы, что позволяло тиражировать их оперативно и качественно. Здесь художникам помог опыт, полученный ранее в работе над эстампами. Но родство с эстампом было лишь одной из сторон «Боевого карандаша». Определенную роль в его развитии сыграли традиции лубка, традиции патриотической народной картинки. Использование приемов лубка ни в коей мере не было подражанием, Обращение к лубку в пору трудных испытаний вполне естественно: оно вызвало стремление быть понятным всем, говорить языком народа, пользуясь его ясным умом, мудростью, его меткой сатирой. Они отказались от работы двумя цветами — красным и черным, что было свойственно большинству плакатов гражданской войны, и не стали прибегать к трафаретной печати, использование которой в «Окнах Роста» диктовалось трудными условиями времени — разрухой в стране и отсутствием необходимой полиграфической базы.

Особенности формы «Боевого карандаша» определялись суровыми условиями жизни в осажденном городе. Если в гражданскую войну Петроградские улицы говорили языком плакатов, расклеенных в витринах, то в блокирован­ном Ленинграде на улицах плакаты вывешивались редко, а витрины были заложены мешками с песком. Жизнь переместилась в закрытые помещения — блиндажи, бомбоубежища, стационары и госпитали. Поэтому формат листов «Боевого карандаша» был небольшим, а сами рисунки и текст выполнялись с расчетом восприятия с близкого расстояния.

Тематика «Боевого карандаша» была очень широка: героически-призывные листы и инструктивный плакат, повествовательные народные картинки с эпизодами вой­ны и злые сатиры на фашистских захватчиков.

        3

Каждый выпуск «Боевого карандаша» находил отклик. Художники вспоминали после войны, что люди говорили тогда: «Смотришь на ваши плакаты, и становится легче дышать, верим – наш народ непобедим. Красная Армия и Военно-Морской флот отстоят страну Советов».

Работа коллектива «Боевого карандаша» была гибкой и оперативной. В своих листах художники и поэты не только разоблачали миф о непобедимости гитлеровцев, но и показывали героизм советских людей, пропагандировали передовой боевой опыт.

Используя сводки Совинформбюро и сообщение печати о фактах героизма бойцов, командиров и советских граж­дан, они создавали в своих плакатах яркие и наглядные образы. Художники шли от конкретных фактов, которые обычно ложились в основу названия плаката 4           6           7

Гитлеровцы, захватив пригороды Ленинграда, увидели на улицах немало наших антигитлеровских листов. Вышел приказ после взятия города повесить художников „Боевого карандаша“ как „большевистских агитаторов, врагов фюрера и третьего рейха“.

                               10         11

В целом коллективный метод был преобладающим в работе «Боевого карандаша». Сто три номерованных листа, ряд безномерных плакатов, десятки почтовых открыток агитационного характера, общим тиражом около двух миллионов экземпляров было выпущено коллективом карандашистов.

Творчество мастеров «Боевого карандаша» оставило заметный след в истории отечественного искусства. Неоценим их патриотический вклад в дело победы нашего народа в войне с фашизмом. Лучшее из созданного ими в военные поры не только сохраняет ценность, как документ своего времени, но и как талантливые произведения искусства.

Военные корреспонденты

Военные корреспонденты всегда были востребованы в своей специальности. Однако особенно популярной профессия стала во времена Великой Отечественной. Именно тогда многие корреспонденты, фотографы, дикторы записывались добровольцами и шли на фронт, чтобы рассказать и показать людям, каким трудом достается каждая пядь отвоеванной земли.
https://www.ntv.ru/home/news/20160506/musa.jpg
В 1941 году Муса Джалиль одним из первых ушел на фронт, работал там военным корреспондентом. Через год после начала войны был захвачен в плен и переправлен в концлагерь Шпандау. Даже в тех чудовищных условиях он не переставал писать стихотворения. В концлагере Джалиль организовал подполье, которое готовило массовый побег заключенных. Его казнили в 1944 году за работу в этом подполье. Звание Героя СССР он получил посмертно спустя двенадцать лет.

«Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой»

https://www.ntv.ru/home/news/20160506/somon.jpg
Это знаменитое стихотворение было написано Константином Симоновым в июле-августе 1941 года. Писатель окончил Литературный институт им. Горького, во время войны проходил обучение на курсах военных корреспондентов, а затем работал с передовой для газет «Красная звезда» и «Боевое знамя». Даже в тяжелые военные годы он продолжал создавать литературные произведения.
Летом 1941 года работал военным корреспондентом в захваченной Одессе. Уже в 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, а в 1943 году — звание подполковника.
В качестве журналиста побывал на всех фронтах Великой Отечественной войны, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польши, Германии, описывал происходящее в последних боях за Берлин.
Знаменитый на весь мир писатель Михаил Шолохов во времена Великой Отечественной войны также работал военным корреспондентом.
Михаил Шолохов родился в 1905 году в Ростовской области. Учился в церковноприходской школе, а затем в гимназии. Специальное образование получить не смог из-за начавшейся революции и гражданской войны. В 1922 году приехал в Москву и твердо решил стать писателем. В то время Шолохов работал грузчиком, каменщиком, счетоводом, а в 1923 году смог опубликовать свое первое литературное произведение — фельетон.

https://www.ntv.ru/home/news/20160506/sholox.jpg
В 1926 году начинает работать над романом «Тихий Дон».
Во времена Великой Отечественной войны оставил литературную деятельность и стал военным корреспондентом сразу двух газет: «Правда» и «Красная звезда». Очень часто выезжал на линию фронта, писал много очерков и рассказов. В последние годы войны публикует рассказ «Наука ненависти» и главы из романа «Они сражались за родину».
После войны писатель занимался не только литературной, но и общественной деятельностью. Михаил Шолохов опубликовал вторую книгу романа «Поднятая целина», продолжение книги «Они сражались за родину». В 1965 году за роман «Тихий Дон» Шолохов получил Нобелевскую премию.

корреспонденты у машины                      У редакционной машины газеты 
                                                                                 «Боевой путь»

Мы спешили в танке громыхающем, 
На машине с ящиками мин 
На передний край, где дым пожарища 
Стлался среди вздыбленных равнин.
От КП ползли мы под разрывами. 
В полумраке тесных блиндажей 
Чувствовали мы себя счастливыми 
Средь героев будущих статей.
В дерзких поединках минометчиков,
В поисках разведчиков ночных 
Находили мы сюжеты очерков: 
Жаль, тогда нам было не до книг.
Нас комбат из фляги щедро потчевал,
Предлагал остаться до утра: 
- Заночуйте, не блуждать же ночью вам?

Но ответ один был:
- Нам пора! Нам пора!
Расстанемся до встречи мы. 
Нам редактор дал короткий срок: 
«Быть на месте не позднее вечера. 
В номер - гвоздевых сто сорок строк!..»
Мы брели в грязи распутиц веснами,
Мерзли под обстрелами зимой, 
И газета наша двухполосная 
Летописью стала фронтовой.
И не зря перо к штыку гвардейскому
Приравняла на войне страна, 
Скромному газетчику армейскому, 
Как бойцу, вручая ордена.

    

   

 

 В мирной обстановке Боевые листки выпускались в Советской армии на тактических занятиях, учениях, во время стрельб, при несении боевых дежурств и караульной службы; их содержанием являлись вопросы боевой учёбы и службы, быт и жизнь подразделения. Основное назначение Боевого листка: краткое изложение события, побуждение к действию или информирование. Смысл и назначение Боевого листка в период Великой Отечественной войны состояло в воспитании патриотизма, чувства любви к родине, настраивало на борьбу с врагом, в нем выражалась поддержка товарищей, отмечались боевые успехи. Но самое главное назначение, что проходило красной нитью в любом Боевом листке - вера в нашу Победу! В настоящее время ценностное значение боевых листков стало гораздо шире. Продолжая нести в себе коммуникационно – информационную роль, Боевой листок стал символом, аккумулируя в себе не только внешнее «проявление», но и глубокий внутренний смысл, связывая прошлое настоящее и будущее. Продолжая традиции, заложенные в дни суровых испытаний Великой Отечественной войны, Боевые листки сегодняшнего дня позволяют нам сохранить память о тех людях, которые отдали свои жизни за то чтобы мы жили, о тех людях, что сражались и умирали, вышли героями из огня войны, и несли гордое имя победителей и в мирное время после Победы. Их имена не забыты, и эта традиция создания Боевых листков станет хорошей школой патриотизма, воспитывая не одно поколение молодежи. Самодельные боевые листки, которые рисуют современные школьники и студенты — это дань уважения народу герою, народу победителю, к каждому отдельному солдату. В самодельных Боевых листках правнуки рассказывают о военном прошлом своих и родственников, и просто незнакомых людей. Жанр Боевого листка предполагает точность и документальность материала.

 

        

 

 

 

 

1.     Создание исторического боевого листка

Инструкция:

·        «Шапка» 1/4 часть листа.

·        Иллюстрации 1/4 часть листа.

·        В боевом листке должно быть использовано: не более 3 цветов (кроме черного); не более 3 шрифтов).

·        Все заметки пишутся печатным шрифтом. В правом нижнем углу указать фамилии работавших над номером. Боевые листки должны быть оформлены от руки.  Компьютерная верстка работ не допускается.

·        Боевой листок оформляется в деревянную рамку 40х50 с паспарту, готовый к развеске.

Перед тем как начать рисовать исторический Боевой листок нам нужно «состарить» лист бумаги А3 формата. Для этого лист вымачиваем в чае или соевом соусе. Высушиваем и подпаливаем края. При это не забываем соблюдать технику безопасности.

Очень удобно подпаливать бамбуковыми шпажками. С огнем шутки плохи, поэтому работы советую выполнять только на кухне. Приготовить керамическую тарелку, чтобы можно было положить шпажку. Еще держите на готове мокрую тряпку для тушения мелких угольков. Ну и на всякий пожарный кружку с водой. Поджигаю шпажку зажигалкой, пока горит шпажка я быстро ей вожу по бумаге. Она чуть желтеет и коптится. Когда огонь на шпажке погаснет остается тлеть красный уголек. Вот им и водим по краю. Уголек поджигает край, но бумага не горит, а тлеет. Контролирую тление негорящей частью шпажки, т.е. тушу тлеющие края если это необходимо. Уголек на шпажке сгорает, но не очень быстро, дает поработать. Его остатки тушу о тарелку и опять поджигаю шпажку. Процесс повторяется.

Теперь можно приступать к оформлению исторического Боевого листа.

 

2.     Создание современного боевого листка

Инструкция:

·        «Шапка» 1/4 часть листа.

·        Иллюстрации 1/4 часть листа.

·        В боевом листке могут быть использованы любые цвета в любом колличестве.

·        Все заметки пишутся печатным шрифтом. В правом нижнем углу указать фамилии работавших над номером. Боевые листки должны быть оформлены от руки.  Компьютерная верстка работ не допускается.

·        Боевой листок оформляется в деревянную рамку 40х50 с паспарту, готовый к развеске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

·        https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B1%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%86&lr=54

·        http://www.szags.tver.ru/sw/studlife/battle_piece.pdf

·        https://www.nastroy.net/post/kak-oformit-boevoy-listok-foto

·        https://www.ntv.ru/cards/501

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендовано Методическим объединением

педагогов художественной направленности

МБУ ДО «Детско-юношеский центр»

Ленинского района города Екатеринбурга

 

 

 

 

 

В настоящем методическом пособии к мастер- классу использованы материалы из интернета, собственные разработки и фотографии автора.

Для работников системы дополнительного образования детей.

Составитель:

Медведева Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования КМЖ «Искорка».

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

История появления и значение «Боевого листка»

История появления и значение «Боевого листка»

Фашизм — враг человечества! Смерть фашизму!»

Фашизм — враг человечества! Смерть фашизму!»

Каждый выпуск «Боевого карандаша» находил отклик

Каждый выпуск «Боевого карандаша» находил отклик

Военные корреспонденты Военные корреспонденты всегда были востребованы в своей специальности

Военные корреспонденты Военные корреспонденты всегда были востребованы в своей специальности

В качестве журналиста побывал на всех фронтах

В качестве журналиста побывал на всех фронтах

Средь героев будущих статей.

Средь героев будущих статей.

В мирной обстановке Боевые листки выпускались в

В мирной обстановке Боевые листки выпускались в

Создание исторического боевого листка

Создание исторического боевого листка

Все заметки пишутся печатным шрифтом

Все заметки пишутся печатным шрифтом

Список литературы: · https://yandex

Список литературы: · https://yandex

Рекомендовано Методическим объединением педагогов художественной направленности

Рекомендовано Методическим объединением педагогов художественной направленности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.07.2021