Мастер - класс.
Тема:
«Метапредметный характер урока. Формирование УУД на уроке»
Подготовила: Бекаева Ю.А.
Мастер класс. «Метапредметный характер урока. Формирование УУД на уроке»
Цель
мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке,
способствующими формированию универсальных учебных действий.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на
уроках в начальной школе; предлагаемые на занятиях приёмы работ можно применять
на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.
Задачи:
Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.
План проведения мастер-класса: презентация педагогического опыта педагогом - мастером; рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), обсуждение целесообразности применения на уроках в начальной школе показанных приёмов по формированию УУД с участниками мастер-класса.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход проведения мастер-класса
I. Организационный момент.
- Добрый день!
Я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.
В.Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки.
Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Пусть этот мастер - класс принесет вам радость общения.
Главная задача новых государственных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования, - вооружить ребенка таким важным умением – умением учиться.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер.
Часто учащиеся, изучая один и тот же материал по разным учебным предметам, не могут сформировать единое представление о понятии, сопоставить алгоритм решения задач. В этом ему и поможет метапредметный подход в обучении.
Метапредметный подход был разработан для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
И предполагает, что учащийся сможет сам добывать информацию об окружающем его мире.
Основные понятия метапредметного подхода. «Мета» от «над», «через», «за» – всеобщее интегрирующее.
И включает в себя:
- метадеятельность – деятельность, которая обеспечивает процесс обучения в рамках учебного предмета, и направлена на формирование универсальных учебных действий.
- метазнания - знания о получении знаний, т.е. приемы и методы познания и возможности работы с ним.
- метаспособы – методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач.
- метаумения – умение перерабатывать информацию, критическое мышление, творческое мышление, качество мышления.
Важно не столько дать ученику как можно больше знаний, сколько обеспечить его личностное, познавательное и общекультурное развитие.
Необходимо создавать условия, когда учащиеся слушают и слышат друг друга, умеют оценивать свой ответ адекватно, хотят узнать что-то новое. Необходимо передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями.
Метапредметный урок предполагает…
- учащийся осмысливает во время урока использование содержания материала в жизни;
- на уроке видимы взаимоотношения наук (интеграция);
- созданы проблемные ситуации, требующие личностного самоуправления;
- учитель создает условия, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя, найти решения тех или иных поставленных задач.
Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
Ориентация на развитие базовых способностей: мышления, воображения,
- целеполагания,
- понимания,
- действия.
Метапредметный урок.
Его цель – перенос полученных знаний в практическую деятельность.
Полученные знания являются универсальными.
2. Самоопределение к деятельности.
- Посмотрите на эти буквы (УУД)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
(Что такое УУД? Какие бывают УУД? Как формируют УУД?
Зачем нужно формировать УУД? )
3. Актуализация знаний.
- Выясним, что же означают эти буквы? (Ответы …. )
- Конечно. Именно универсальные учебные действия являются неотъемлемой частью ядра нового стандарта, так как обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Они создают условия развития личности и её самореализации.
-А что же лежит в основе формирования универсальных учебных действий?(…)
- Да! В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности.
Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Их можно сгруппировать в четыре основных блока.
Работа в группах.
- Обсудите в группах, что вы знаете о каждой группе этих действий. (Раздаю листочки)
- Вы сейчас получили листочки, что вы заметили? (листочки разного цвета)
- А почему?
(Будем говорить о разных универсальных действиях).
- Да! Все 4 группы универсальных учебных действий я распределила по цветам: познавательные – синий цвет, коммуникативные – зелёный, регулятивные – жёлтый цвет и личностные – красный.
(Работа в парах) - 2 мин.
- Итак, что же представляют личностные универсальные действия?
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. К ним относятся:
Нужно помнить, что главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Что представляют регулятивные универсальные действия?
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
Мы должны научить ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу, адекватно оценивать выполненную им работу, исправлять ошибки.
Что представляют познавательные универсальные действия?
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
Нужно помнить, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Найти нужно способ научить ребенка применять свои знания.
Что представляют коммуникативные универсальные действия?
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
4. Применение знаний на практике. Практическая работа.
- Чтобы отработать понятие УУД, поработаем в парах.
Вам даны карточки с заданиями из разных предметных областей.
Прочитайте задания и соотнесите их с УУД, отметив кружком соответствующего цвета (личностные УУД- красный, регулятивные УУД – зелёный, познавательные – синий, коммуникативные - жёлтый).
Русский язык:
В русском языке существует два слова - омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова. П
Маша выделила в словах одни окончания, Алёша - другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты? Л
Соотнесите предметы и звуковые модели слов. Р
Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова? К
Окружающий мир:
Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян. Р
Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны страны. К
В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне. П
Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему? Л
Литературное чтение:
Как бы ты позвал мышку, если бы ты был Жучкой? Л
Как нужно было ухаживать за репкой? Р
Почему репка выросла большая - пребольшая? П
Сочини продолжение сказки с друзьями. К
Изобразительное искусство:
С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж? П
В какой последовательности будет выполнен портрет? Р
Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе. К
Какой цвет является твоим любимым и почему? Л
- Проверим, что у Вас получилось.
Рефлексия:
Оцените каждый свою работу. Возникли ли у Вас затруднения при соотнесении заданий с формируемыми УУД?
-Как Вы думаете, что можно предложить тому, кто испытал небольшие затруднения?
(Ещё поработать над этой темой, почитать литературу, поработать в Интернете и т.д.)
- Реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов.
Меняется роль учителя - теперь он тьютер, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребёнку, но и использовать урок для развития регулятивных , коммуникативных, познавательных и личностных учебных действий.
Учитель – главный помощник ребёнка в овладении компетенциями, он идёт рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.