Мастер - класс. Тема: «Метапредметный характер урока. Формирование УУД на уроке»
Оценка 4.7

Мастер - класс. Тема: «Метапредметный характер урока. Формирование УУД на уроке»

Оценка 4.7
Педсоветы +1
docx
10.11.2021
Мастер -  класс. Тема: «Метапредметный характер урока. Формирование УУД на уроке»
Мастер - класс. Тема: «Метапредметный характер урока. Формирование УУД на уроке»
Метапредметный характер урока. формирование УУД на уроке.docx

 

 

 

 

Мастер -  класс.

Тема:

«Метапредметный характер урока. Формирование УУД на уроке»

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Бекаева Ю.А.

 

Мастер класс. «Метапредметный характер урока. Формирование УУД на уроке»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе; предлагаемые на занятиях приёмы работ можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.

План проведения мастер-класса: презентация педагогического опыта педагогом - мастером; рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), обсуждение целесообразности применения на уроках в начальной школе показанных приёмов по формированию УУД с участниками мастер-класса.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход проведения мастер-класса

I. Организационный момент.

- Добрый день!

Я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.

В.Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки.

Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Пусть этот мастер - класс принесет вам радость общения.

 

Главная задача новых государственных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования, - вооружить ребенка таким важным умением – умением учиться.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер.

Часто учащиеся, изучая один и тот же материал по разным учебным предметам, не  могут сформировать единое представление о понятии, сопоставить  алгоритм решения задач. В этом ему и поможет метапредметный подход в обучении.

Метапредметный подход был разработан для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

         И предполагает, что учащийся сможет сам добывать информацию об окружающем его мире.

         Основные понятия метапредметного подхода. «Мета» от  «над», «через», «за»  – всеобщее интегрирующее.

 И включает в себя:

-       метадеятельность – деятельность, которая обеспечивает  процесс  обучения  в  рамках  учебного  предмета, и направлена  на  формирование  универсальных учебных действий.

-       метазнания -  знания о получении знаний, т.е. приемы и методы познания и возможности работы с ним.

-       метаспособы – методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач.

-       метаумения – умение перерабатывать информацию, критическое мышление, творческое мышление, качество мышления.

         Важно не столько дать ученику как можно больше знаний, сколько обеспечить его личностное, познавательное и общекультурное развитие.

Необходимо создавать условия, когда учащиеся слушают и слышат друг друга, умеют оценивать свой ответ адекватно, хотят узнать что-то новое. Необходимо передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями.

                    

Метапредметный урок предполагает…

-       учащийся осмысливает во время урока использование содержания материала в жизни;

-       на уроке видимы взаимоотношения наук (интеграция);

-       созданы проблемные ситуации, требующие личностного самоуправления;

-       учитель создает условия, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя, найти решения тех или иных поставленных задач.

Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.

Ориентация на   развитие базовых способностей:                                  мышления, воображения,

-       целеполагания, 

-       понимания,

-       действия.

     Метапредметный урок.

Его цель – перенос полученных знаний в практическую деятельность.

Полученные знания являются универсальными.

2. Самоопределение к деятельности.

- Посмотрите на эти буквы (УУД)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

 (Что такое УУД? Какие бывают УУД? Как формируют УУД?

Зачем нужно формировать УУД? )

3. Актуализация знаний.

- Выясним, что же означают эти буквы? (Ответы …. )

- Конечно. Именно универсальные учебные действия являются неотъемлемой частью ядра нового стандарта, так как обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Они создают условия развития личности и её самореализации.

-А что же лежит в основе формирования универсальных учебных действий?(…)

- Да! В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности.

Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Их можно сгруппировать в четыре основных блока.

Работа в группах.

- Обсудите в группах, что вы знаете о каждой группе этих действий. (Раздаю листочки)

- Вы сейчас получили листочки, что вы заметили? (листочки разного цвета)

- А почему?

(Будем говорить о разных универсальных действиях).

- Да! Все 4 группы универсальных учебных действий я распределила по цветам: познавательные – синий цвет, коммуникативные – зелёный, регулятивные – жёлтый цвет и личностные – красный.

(Работа в парах) - 2 мин.

- Итак, что же представляют личностные универсальные действия?

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. К ним относятся:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Нужно помнить, что главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Что представляют регулятивные универсальные действия?

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обна-ружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осоз-нание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в си-туации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Мы должны научить ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу, адекватно оценивать выполненную им работу, исправлять ошибки.

Что представляют познавательные универсальные действия?

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Нужно помнить, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Найти нужно способ научить ребенка применять свои знания.

 

Что представляют коммуникативные универсальные действия?

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.

4. Применение знаний на практике. Практическая работа.

- Чтобы отработать понятие УУД, поработаем в парах.

Вам даны карточки с заданиями из разных предметных областей.

Прочитайте задания и соотнесите их с УУД, отметив кружком соответствующего цвета (личностные УУД- красный, регулятивные УУД – зелёный, познавательные – синий, коммуникативные - жёлтый).

Русский язык:

В русском языке существует два слова - омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова. П

Маша выделила в словах одни окончания, Алёша - другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты? Л

Соотнесите предметы и звуковые модели слов. Р

Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова? К

Окружающий мир:

Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян. Р

Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны страны. К

В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне. П

Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему? Л

Литературное чтение:

Как бы ты позвал мышку, если бы ты был Жучкой? Л

Как нужно было ухаживать за репкой? Р

Почему репка выросла большая - пребольшая? П

Сочини продолжение сказки с друзьями. К

Изобразительное искусство:

С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж? П

В какой последовательности будет выполнен портрет? Р

Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе. К

Какой цвет является твоим любимым и почему? Л

- Проверим, что у Вас получилось.

  • Русский язык (Слайд)
  • Окружающий мир (Слайд)
  • Литературное чтение (Слайд)
  • Изобразительное искусство (Слайд)

Рефлексия: 

Оцените каждый свою работу. Возникли ли у Вас затруднения при соотнесении заданий с формируемыми УУД?

  • Зелёный шарик – не допустили ни одну ошибку.
  • Жёлтый шарик – допустили 1 ошибку.
  • Красный шарик – было более 1 ошибки.

-Как Вы думаете, что можно предложить тому, кто испытал небольшие затруднения?

(Ещё поработать над этой темой, почитать литературу, поработать в Интернете и т.д.)

- Реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов.

Меняется роль учителя - теперь он тьютер, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребёнку, но и использовать урок для развития регулятивных , коммуникативных, познавательных и личностных учебных действий.

Учитель – главный помощник ребёнка в овладении компетенциями, он идёт рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

 


 

Мастер - класс. Тема: «Метапредметный характер урока

Мастер - класс. Тема: «Метапредметный характер урока

Мастер класс. «Метапредметный характер урока

Мастер класс. «Метапредметный характер урока

В.Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу

В.Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу

Метапредметный урок предполагает… - учащийся осмысливает во время урока использование содержания материала в жизни; - на уроке видимы взаимоотношения наук (интеграция); - созданы проблемные ситуации,…

Метапредметный урок предполагает… - учащийся осмысливает во время урока использование содержания материала в жизни; - на уроке видимы взаимоотношения наук (интеграция); - созданы проблемные ситуации,…

А что же лежит в основе формирования универсальных учебных действий?(…) -

А что же лежит в основе формирования универсальных учебных действий?(…) -

Нужно помнить, что главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем

Нужно помнить, что главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем

Нужно помнить, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике

Нужно помнить, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике

Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала

Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала

Как бы ты позвал мышку, если бы ты был

Как бы ты позвал мышку, если бы ты был

Учитель – главный помощник ребёнка в овладении компетенциями, он идёт рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

Учитель – главный помощник ребёнка в овладении компетенциями, он идёт рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2021