Изобильненский муниципальный округ Ставропольского края
МКОУ «СОШ №9» ИМОСК, с. Подлужное»
Мастер- класс «Техника рисования Зентангл»
по изобразительному искусству
Учитель: Булгакова Наталья Николаевна
1. Организационный момент. 2-3 мин.
Здравствуйте дорогие гости.
Дети поприветствуйте гостей
- Дорогие ребята и уважаемые гости! Рада видеть вас! У нас сегодня необычное занятие. Надеюсь все пришли с хорошим настроением и с творческим настроем.
Слайд 1. «Творческое путешествие».
– У меня есть волшебная шкатулка.
- А вот хотите ли вы знать, что у меня лежит в волшебной шкатулке?
- Чтобы открыть нашу шкатулочку, нам нужен ключ! Не обычный, сказочный, «золотой»! Где его найти? Я предлагаю поиграть в игру, с помощью которой мы сможем найти ключ к нашей шкатулке! Правила игры такие: мы будем передавать шкатулку друг другу по кругу, при этом дополняя фразу «Я знаю, что … ты добрая, ласковая, красивый и др.!
ИГРА «Шкатулка»
- Замечательно! Вы такие доброжелательные и внимательные друг к другу!
- Можно открыть шкатулку! Вот и ключик нашелся!
Открыть шкатулку
Раз….
Внутри записка…«Волшебный ключ в вашем сердце!» (педагог дает ее прочитать учащемуся). Надпись вывешивается на доску.
· -Какой смысл «зашифрован» в этой фразе?
Наше творческое путешествие начинается!
· Почему символ «сердце» часто используется в оформлении изделий и что он обозначает?
· Почему сердцем часто символизируют любовь?
· Как вы думаете, для чего человеку нужно сердце?
· Как вы думаете, внутри сердца что-нибудь есть или там пусто, как в мешке?
· А бывает в вашей жизни, чтобы вам было скучно, нечем заняться?
· Или когда вам плохо, нет настроения?
· А почерк у всех хороший?
· А глазомер?
· А вы любите отдыхать, расслабляться?
· Отдыхать, так, чтобы это было еще и полезно и доставляло удовольствие?
· А как вы отдыхаете?
· У меня есть для вас решение, метод, который поможет вам решить все эти проблемы. То есть снимет стресс, повысит самоуважение, и вы сами сможете делать красивые подарки.
· Темы урока, может вам знакома?
(написать на доске) «Зентангл».
Это новая развивающая форма искусства, которая сочетает в себе сразу несколько направлений: это и творчество и удовольствие вместе взятое.
Любой человек, даже не умеющий рисовать, может попробовать себя в этой технике. Если вы мечтаете начать рисовать, то именно с этой техники может начаться ваша карьера художника!
Зентангл — вид необычного рисования, который придется по вкусу и детям и взрослым. Что такое зентангл — это рисунок, основанный на повторяющихся элементах, которые сплетаются в неповторимые абстрактные узоры и фактуры. Рисунок, выполненный в этой технике напоминает фантастические ландшафт, ковер или орнамент, где один узор перетекает в другой создавая общий стиль картины. Рисование в технике зентангл развивает воображение и художественный вкус т.к. каждый сам придумывает свои элементы орнамента. Цветовое решение в этом стиле может быть как однотонным, так и цветным. Зентангл — прекрасная возможность рассмотреть мир природы, ее многочисленные узоры, фракталы и передать все это на бумагу. Это не только способ создавать великолепные произведения искусства, но и возможность сбавить сумасшедший ритм современной жизни – улучшает память, стимулирует творческие способности, поднимает настроение, успокаивает в стрессовых ситуациях и может быть использован как инструмент управления гневом. Каждый зентангл уникален и ни на что не похож. У каждого будет своя изюминка и свое слабое место, а
Показ работ
· Давайте посмотрим какие работы можно сделать в этой технике.
2. Постановка целей и задач занятия.
- Сегодня мы будем работать в технике «Зентангл».
· Попробуем себя в роли дизайнера – сувенирные подарки
Просмотр видео. (2 минуты)
· Какие особенности этой техники вы можете выделить?
1. Рисунок абстрактный.
2. Его создание импульсивно. Нет четкой цели.
3. Его создают не спеша. Каждый штрих аккуратный.
III. Создание проблемной ситуации
А хотите проверить, действительно ли правда. Что говорят о этой технике? Действительно ли можно снять стресс, успокоиться в процессе рисования?
IV. Постановка учебной задачи
· Задание будет следующее.
Сегодня мы с вами займемся изображением в технике зентагл.
Каждый получил заготовленное заранее сердечко и самостоятельно разрисовывает его.
Принцип понятен — в основе все тот же орнамент. Сделать его под силу любому. Все просто! Есть и еще одна особенность этого жанра:
Этот способ рисования сравнивают с медитацией. Когда начинаешь рисовать эти узоры, кажется, что время останавливается и ты остаешься один на один с собой и своим творением.
?:Почему возникли затруднения? Чего мы не знаем, что помогло бы нам выполнить работу?
V. Открытие нового знания
Предлагает учащимся обратить внимание на иллюстрации
Я раздала на каждый стол небольшие памятки с различными видами линий, которые вы можете использовать в своей работе в технике «зентангл». Старайтесь, чтобы работы были аккуратными, оригинальными и обязательно законченными. Оценивать будете сами себя и друг друга.
Прежде чем начнете, давайте сделаем небольшую
Физминутку для глаз, т.к. работа предстоит напряженная. Не вставая с места. Послушайте стишок и повторяйте все своими глазками.
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть все дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Крепко зажмурьте глаза, откройте, посмотрите вдаль и на свой рабочий стол.
Ну, все, приступаем!
VI. Первичное включение знания в систему знаний. Практическая работа на эмоциональной основе
Рисуйте, что придет в голову, когда коснетесь карандашом бумаги – это нельзя сделать неправильно. Старайтесь не пользоваться ластиком. Неудачные моменты можно затемнить.
Запомните, что философия, стоящая у истоков зентангла, это получение удовольствия, ощущение трепета и природности, поэтому, чтобы вам легче было расслабиться, я вам включу музыку.
Музыкальное сопровождение–мелодичная, спокойная, лирическая мелодия.
Индивидуальная помощь учащимся
(за 5 минут до конца урока остановить работу детей)
Ну, вот, урок скоро закончится, поэтому, завершаем свои работы и вывешиваем на ватман.
VII. Рефлексия учебной деятельности.
Обобщение
Предлагаю вернуться к началу урока и вспомнить первый вопрос, который был задан.
Действительно ли все смогут нарисовать в этой технике? И действительно ли можно снять стресс, успокоиться в процессе рисования?
Получилось у всех?
рисовании?
Вам понравилось это направление? А где вы сможете применить свои умения?
Вот послушайте достоинства зентангла по результатам опроса.
· Очень похоже на медитацию
· Отдых
· Простой и быстрый способ вернуть внимательность
· Улучшение сна (если практиковать Zentangle до сна)
· Повышение самооценки (простые рисунки красивы и многим нравятся)
· Вдохновение
· Снятие напряжения
· Улучшение координации
· Решение проблем и мозговые штурмы
· Его мы можем подарить близким, родным, друзьям или украсить свой дом
· Дарите радость! Наслаждайтесь творчеством! Не останавливайтесь на достигнутом!
· - Вам понравилось наше необычное занятие?
· - Что запомнилось, понравилось?
· - У вас есть желание ещё совершать такие волшебные путешествия?
· Спасибо, вам!
Говорите добрые слова,
Не впускайте гнев и злобу в души.
Озарите мир теплом добра,
Ведь добро в любое время нужно.
И оно растопит в сердце лёд,
И оно вернёт очарованье.
Только добрым на земле везёт,
Хоть их путь богат на испытанья.
Только сила – в красоте небес,
Тех, что дарят нам благословенье.
И пока луч Света не исчез,
Есть ещё надежда на спасенье.
Доброта не стоит ничего –
Мы её бесплатно людям дарим.
Но лишь в ней есть значимость всего,
Лишь она от бед и зла спасает.
Не жалейте миру добрых слов,
Добрых дел, что душу защищают.
И тогда придёт в сердца любовь –
Знак того, что небеса прощают.
Это значит, не напрасна жизнь,
В этом есть её предназначенье.
Лишь к добру с почтеньем относись
И для дел ищи в нём вдохновенье.
Все вы молодцы! Большое спасибо вам за участие. Учитесь хорошо и не забывайте использовать полученный опыт на уроке в своей учебной деятельности!
Самоанализ урока.
Считаю, что задачу урока я выполнила. Общеобразовательной задачей я считала формирование знаний, умений и навыков работы в технике зентангл – дети знания получили, определенные умения и навыки приобрели. Урок осуществил эстетическое воспитание, привил чувство прекрасного и стремление к красоте вещей и окружающего мира. Урок предполагал развитие интеллекта, творческого мышления, познавательного интереса к декоративному искусству, мелкой моторики рук, внимательности, глазомера, улучшение почерка. При систематическом рисовании в этой технике, по отзывам, эти задачи выполняются. |
Проведенный сегодня урок можно проводить согласно программе Неменского вместо темы «Реальность и фантазия в творчестве художника», где согласно программе изучаются выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве, выполняются композиции реальные и с фантазией. В предлагаемой технике можно изобразить прекрасные фантастические рисунки. Также, урок можно использовать и в 2 классе, при изучении темы «Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве» и Истории искусства, Стили и направления в изобразительном искусстве. Особенность рисования в этой технике состоит, что не нужно иметь какой-либо специальной подготовки – почти каждый может использовать его для рисования и творчества.
Класс, я считаю, справился с поставленными задачами. Работы почти завершенные, но принципы рисования в этой технике дети уяснили. При планировании урока, я учла возрастные особенности учащихся, их интересы в современном мире и возможности.
Выбранная структура урока является рациональной для решения этих задач, между этапами урока есть логическая связь, и они плавно переходят друг за другом. На уроке использована физминутка для глаз. В течение урока, я контролировала осанку детей и успешность выполнения работы, предлагала свою помощь.
Главный акцент во время урока, я делала на полезности рисования в этой технике. Это и успокаивающий эффект, повышающий собственную самооценку в результате прекрасно выполненной работы, в тоже время, оттачивая штрихи и узоры, вы корректируете зрительно- моторную координацию, которая необходима для рисования, в результате зентангл помогает обрести уверенность в себе. Главное, что должны уяснить учащиеся, это поэтапность в выполнении рисунка, аккуратность, интуитивность работы и знание различных видов линий, узоров, штрихов.
Для раскрытия главного материала, я использовала следующие методы наглядной передачи и зрительного восприятия: рассматривание иллюстраций, видео, презентации, творческих работ; метод степени творческой самостоятельности, стимулирования и мотивации, формирования интереса к учению, создание ситуаций успеха у отстающих, методы контроля и самоконтроля, словесный метод- рассказ, объяснение, беседа, пояснение, советы, поощрения.
Для раскрытия нового материала были выбраны наиболее часто используемые формы работы на уроках ИЗО - комбинированный урок, использование ИКТ. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей: одни учащиеся более полно проявляют себя в тематических заданиях, другие в декоративной работе, третьи в работе с натуры; кто- то любит рисовать графически карандашом, кто-то красками. В данном задании можно сочетать графику с цветом, дети могут выбрать степень сложности рисунка, по своему решить композицию, нет готовых работ, каждая по- своему индивидуальная. В данном случае, так как класс мне не знаком, в основу дифференциации на уроке положено доверие к самостоятельному действию учащихся, убеждение в удачном выполнении задания на уроке, оказание помощи учащимся, чувствующих себя неуверенно, робко.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков, полученных на уроке, осуществлялся методом наблюдения за работой учеников, выставка готовых работ и совместное обсуждение достигнутых целей, самооценка и самоконтроль. Оценивание проводилось по следующим критериям - овладение техникой «Зентангл», степень участия в беседе, опросе, уровень сложности рисунка, аккуратность и качество выполненной работы.
В предложенном кабинете во время урока использовалось мультимедийное оборудование, проектор, доска, ноутбук. Во время урока детям была включена не навязчивая тихая мелодия, имеющая цель наибольшего вдохновения за работой.
С классом я старалась общаться с теплотой, готовностью помочь, доверия, спокойствия и уверенности в успехе. Как учитель не знакомый для ребят, я постаралась максимально войти в доверие учащимся и не дать ребятам расслабиться и выполнить задание. Время старалась использовать рационально, оставляя наибольшую часть для практической работы и обязательного оценивания и подведения итогов урока. В случае, не до конца доделанной работы (а это может иметь место при данной теме), детям предложено закончить работу дома.
Реализовать планы удалось в полной мере, чувствую удовлетворенность. Дети работали активно, не подвели.
Спасибо за внимание!
Введение.
Все дети любят рисовать - ведь это чудесная возможность выразить языком красок свой восторг перед окружающим миром или показать неприятие его. Детский рисунок - это своего рода связующее звено между детской душой и миром взрослых, доверительный «разговор» со старшими. Рассматривая детские рисунки, взрослые зачастую бывают поражены выразительностью образов, созданных ребенком, хотя, как правило, в этих работах отсутствует так называемая грамотность изображения.
Чтобы ребенок научился творчески мыслить, для этого необходим процесс переживания и сопереживания, чего можно добиться средствами изобразительного искусства, литературы и музыки. Таким образом, педагог должен подходить к организации уроков изобразительного искусства нетрадиционно, творчески, используя, наряду с привычными формами обучения – развивающие методы. Только при нетрадиционной организации процесса обучения достигается одна из важнейших целей уроков изобразительного искусства – развитие воображения, творческих способностей школьников, т.к. именно подобные формы работы стимулируют школьников к творческому добыванию и применению знаний и умений.
«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.»
В.А. Сухомлинский
Дополнительно
«Сплетение» это узор, рисуемый ручкой вдоль контуров нити. У одного зентангла может быть или только одно сплетение, или комбинация нескольких разных. Начните рисовать ручкой узор, пришедший вам в голову, опять же – не бывает правильного или неправильного шага во время рисования зентангла. По мере работы держите в уме следующее:
a. Сплетения должны состоять из самых простых форм. Линия, точка, круг, закорючка или овал – все это применимо.
b. Можно добавлять сплетениям тени карандашом, для создания большей глубины и визуального интереса. Это не обязательно, но можете делать так, как вам нравится.
Рисунок, выполненный таким способом, не имеет ни верха, ни низа, поэтому законченное произведение можно рассматривать под любым углом и в любом направлении.
Процесс создания зентангла так же важен, как и получившийся результат, который ценится за свою уникальную красоту. Создание зентангла должно твердо придерживаться следующих философских принципов:
1. Его создание импульсивно. Когда начинаете создавать зентангл, стремитесь не держать в уме конечной цели. В идеале, позвольте формам самостоятельно проявиться по мере рисования.
2. Его создание неспешно и, кроме того, неожиданно. Каждый штрих должен быть исполнен аккуратно, но без колебаний. Вместо того чтобы стирать выбившиеся из системы линии, художник должен использовать их как основу для новых, неожиданных узоров.
3. Его создание празднично. Как и медитация, метод зентангла должен дать вам ощущение свободы и оздоровления. Это способ радоваться красоте жизни.[2]
4. Зентангл безвременен. Не нужно никакой технологии или специальных инструментов. Зентанглы должны соединять тех, кто воплощает их безвременными человеческими стараниями касаний ручки к бумаге.
Поймите разницу между зентанглом и дудлом. Многие создают дудлы – иногда красивые – на полях блокнотов и на кусочках
бумаги. Дудлы обычно создаются во время того, как человек занят чем-то, но мало обращает на это внимание, например, говорит по телефону или сидит на лекции. Хотя лучшие дудлы могут быть похожи на зентанглы, они, на самом деле, сильно разнятся. Вот как:
1. Метод зентангла требует предельной сосредоточенности. В отличие от дудла, человек, создавая зентангл, отдает ему все свое внимание безраздельно. Зентангл нельзя нарисовать, пока говорите по телефону или слушаете лекцию, потому что сосредоточенность – неотъемлемая часть его художественной формы.
2.
Метод
зентангла - это церемония. Так как зентангл заслуживает все внимание художника,
его следует создавать в тихом месте, где можно сосредоточиться и духовно
настроить себя. Бумага и ручки обязательно
должны быть вы сшего качества, так как зентангл – художественное занятие, которым можно довольно долго наслаждаться.
3. Зентангл — стиль создания великолепных произведений искусства. Результаты исследований показывают, что он помогает улучшить память, поднять настроение, стимулирует творческие способности, успокаивает при стрессах и способствует умственному расслаблению. Также во время оттачивания и совершенствования узоров , вы корректируете зрительно-моторную координацию, необходимую для рисования и обретаете уверенность в своих силах!
За рубежом рисование в стиле Зентангл практикуется во многих странах. Создаются целые школы с уникальными методиками и практиками, сертифицируются преподаватели. Это очень интересное, увлекательное и творческое занятие, доступное абсолютно всем, которое не требует специальных навыков и умений художника.
Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память. Творческая работа на уроке изобразительного искусства – это своего рода связующее звено между ребенком и взрослым.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.