Данный мастер - класс связан с экспериментальной деятельностью. Цель мастер-класса: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом, магнитом.Задачи: вовлечь педагогов в совместное проведение опытов, знакомящих дошкольников со свойствами воздуха, воды, бумаги, магнита. показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей. развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Мастер – класс «Экспериментируем, размышляем, познаем».
Данный мастер класс связан с экспериментальной деятельностью
Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается
ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как
может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже
самому маленькому открытию. Экспериментируя, ребенок различными
способами самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и
явления с целью более полного их познания и освоения.
В образовательном процессе дошкольного учреждения
экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет
ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на
собственных
взаимозависимостей,
закономерностей. Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к
исследованию природы,
операции,
стимулирует познавательную активность.
мыслительные
наблюдениях,
развивает
установлении
Процесс познания – творческий, и наша задача – поддержать и
развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать
необходимые для этого условия. Детское экспериментирование претендует на
роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к поиску причин,
способов действий, проявлению творчества.
.Цель мастер-класса: Продемонстрировать некоторые
виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом,
магнитом.
Задачи:
1. Вовлечь педагогов в совместное проведение опытов, знакомящих
дошкольников со свойствами воздуха, воды, бумаги, магнита
2. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной
деятельности детей.
3. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться
приобретенным опытом с другими людьми.
Оборудование и материал: ноут бук, мультимедиа, столы, стулья,
презентация
Раздаточный материал: салфетки, банка, крышка, лед, виноград,
одноразовые стаканы, таз, цветы из цв., бумаги, лапки из пластилина, песок,
карандаши, газ., вода, вода, тарелки, пчелы на магнитах, цветок.
Основное содержание данных исследований, производимых детьми,
предполагает формирование у них представлений:
1. О материалах (песок, бумага).
2. О природных явлениях (дождь).
3.О закономерностях в природеДанный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по
теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог,
использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя чтото
новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное
занятие.
Позволю себе напомнить структуру игры эксперимента
Постановка, формулирование проблемы;
∙ Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых
деталей;
∙ Проверка гипотез;
∙ Подведение итогов, вывод;
∙ Фиксация результатов;
∙ Вопросы детей.
В процессе детского экспериментирования дошкольники учатся:
1. видеть и выделять проблему;
2. принимать и ставить цель;
3. решать проблему;
4. анализировать объект или явление;
5. выделять существенные признаки и связи;
6. сопоставлять различные факты;
7. выдвигать гипотезы, предположения;
8. отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
9. осуществлять эксперимент;
10. делать выводы;
11. фиксировать этапы действий и результаты графически.
Ход мастер класса.
Все мы любим сказки, а дети особенно. Сегодня я хотела бы в форме
сказки познакомить вас с некоторыми видами экспериментов. Сказка
называется «Чудеса большого мира».
(Звучит тихая мелодия под начало сказки)
Слайд №1
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамыутки вылупились
утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамойуткой,
только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды
ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошел
открывать мир.
Слайд №2
Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много
загадочных цветов это были кувшинки. (Ответы детей)
Опыт № 1Перед вами лежат цветы вырезанные из цветной бумаги и с помощью
карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите цветы на воду,
налитую в таз.
Солнышко уже начало всходить и утенок увидел, как распускаются
эти прекрасные цветы.
Как вы, думайте, почему это происходит?
Слайд №3
Потом он увидел, что какието маленькие существа то появлялись на
поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые
резвились на солнышке.
Опыт № 2
Налейте в стакан газированной воды и положите в нее виноградинку
(рыбка).
Что происходит с виноградом?
Как вы, думаете, почему?
Слайд №4
Но тут подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь. (Музыка
ветра и дождя)
Утенок испугался и спрятался под кустом.
Опыт № 3
Друзья предлагаю вам налить в банки горячей воды. Сразу оговорюсь,
если бы были дети, то этот опыт я бы провела сама в целях безопасности
детей.
Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько
кубиков льда.
Что же происходит со льдом?
Как вы считаете, почему это происходит?
Слайд №5
Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось
солнце. Утенок решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому
песку, после него остаются следы,
Опыт № 4
Возьмите тарелки с влажным песком и попробуйте нанести отпечатки
следов.
а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?
А вы как думаете, чьи следы мог увидеть утенок?
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать
любую нужную форму, пока не высохнет.
Слайд №6
(музыка жужжания пчел)Шел, шел утенок и увидел перед собой огромный луг, который был
усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие жучки и
громко жужжали, это были пчелы.
Опыт № 5
Подойдите к лугу с цветами и посадите добрых пчелок на цветы.
Как вы, думаете, почему пчелки не падают с цветов?
Утенку так понравилось гулять и познавать этот огромный и
интересный окружающий мир, но он устал и захотел вернуться. Но у него
осталось много вопросов, на которые ему могла ответить только мама
утка
1. Почему же распускаются кувшинки?
2. Почему плавают рыбки?
3. Почему идет дождь?
4. Почему остались следы на песке?
5. Почему пчелы летят на цветы?
А теперь мне бы хотелось показать вам – взрослым маленькое
волшебство под новый год.
Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель
пищевого красителя (разных цветов). Старайтесь делать это аккуратно, чтобы
не двигать саму тарелку. А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим
молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную
палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с
молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета
перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!
Как же получился взрыв цвета в молоке? (Моющее средство снижает
поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают
свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что
моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и
приводит их в движение).
Рефлексия.
Эти все – эксперименты –
Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?
Хотелось бы в двух словах узнать о ваших впечатлениях о мастер –
классе. Предлагаю использовать для этого цветик семицветик, давая вам
выбор.
На лепестках цветка написаны вопросы:1. Что я сегодня узнала?
2. Что для меня было интересно?
3. Я поняла, что…
4. Теперь я могу…
5. Я приобрела…
6. Что меня удивило?
7. Что я возьму для своей работы?
Спасибо за работу!!!