Мастер – класс «Экспериментируем, размышляем, познаем"

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 14.09.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный мастер - класс связан с экспериментальной деятельностью. Цель мастер-класса: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом, магнитом.Задачи: вовлечь педагогов в совместное проведение опытов, знакомящих дошкольников со свойствами воздуха, воды, бумаги, магнита. показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей. развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Иконка файла материала Мастер класс.doc
Мастер – класс «Экспериментируем, размышляем, познаем».       Данный мастер ­ класс связан с экспериментальной деятельностью Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может  и  чем может –  глазами,  руками, языком,  носом.  Он  радуется даже самому   маленькому   открытию. Экспериментируя,   ребенок   различными способами   самостоятельно   воздействует   на   окружающие его   предметы   и явления с целью более полного их познания и освоения.        В   образовательном   процессе   дошкольного   учреждения экспериментирование   является тем   методом   обучения,   который   позволяет ребёнку   моделировать   в   своём   сознании   картину   мира, основанную   на собственных взаимозависимостей, закономерностей.  Экспериментальная  работа  вызывает   у  ребёнка  интерес к исследованию   природы, операции, стимулирует познавательную активность.    мыслительные наблюдениях,   развивает     установлении             Процесс   познания   –   творческий,   и   наша   задача   –   поддержать   и развивать   в   ребенке   интерес к   исследованиям,   открытиям,   создать необходимые для этого условия. Детское экспериментирование претендует на роль   ведущей   деятельности   в   период   дошкольного развития   ребёнка. Занимательные   опыты,   эксперименты   побуждают   детей   к   поиску   причин, способов действий, проявлению творчества. .Цель мастер-класса: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом, магнитом. Задачи: 1.   Вовлечь   педагогов   в   совместное   проведение   опытов,   знакомящих дошкольников со свойствами воздуха, воды, бумаги, магнита 2.   Показать,   как   можно   использовать   опыты   в   экспериментальной деятельности детей. 3. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться  приобретенным опытом с другими людьми. Оборудование   и   материал: ноут   ­   бук,   мультимедиа,   столы,   стулья, презентация Раздаточный   материал: салфетки,   банка,   крышка,   лед,   виноград, одноразовые стаканы, таз, цветы из цв., бумаги, лапки из пластилина, песок, карандаши, газ., вода, вода, тарелки, пчелы на магнитах, цветок. Основное   содержание   данных   исследований,   производимых   детьми, предполагает формирование у них представлений: 1. О материалах (песок, бумага). 2. О природных явлениях (дождь). 3.О закономерностях в природеДанный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме   экспериментирования   и   поисковой   деятельности   детей.   Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что­то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. Позволю себе напомнить структуру игры ­ эксперимента    Постановка, формулирование проблемы; ∙        Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых деталей; ∙        Проверка гипотез; ∙        Подведение итогов, вывод; ∙        Фиксация результатов; ∙        Вопросы детей. В процессе детского экспериментирования дошкольники учатся: 1.     видеть и выделять проблему; 2.     принимать и ставить цель; 3.     решать проблему; 4.     анализировать объект или явление; 5.     выделять существенные признаки и связи; 6.     сопоставлять различные факты; 7.     выдвигать гипотезы, предположения; 8.     отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; 9.     осуществлять эксперимент; 10.   делать выводы; 11.   фиксировать этапы действий и результаты графически.  Ход мастер ­ класса. ­Все мы любим сказки, а дети особенно. Сегодня я хотела бы в форме сказки   познакомить   вас   с  некоторыми   видами   экспериментов.   Сказка называется «Чудеса большого мира». (Звучит тихая мелодия под начало сказки) Слайд №1 На   одном   птичьем   дворе   совсем   недавно   у   мамы­утки   вылупились утятки.   Все   детки   были   послушные,   всегда   ходили   за   мамой­уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошел открывать мир. Слайд №2  Выйдя   за   забор,   он   увидел   небольшой   пруд,   в   нем   плавало   много загадочных цветов это были кувшинки. (Ответы детей) Опыт № 1Перед вами  лежат цветы  вырезанные  из  цветной бумаги и  с помощью карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите цветы на воду, налитую в таз.  Солнышко уже начало всходить и утенок  увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Как вы, думайте, почему это происходит? Слайд №3 Потом он увидел, что какие­то маленькие существа то появлялись на поверхности   воды,   то   снова   пропадали,   это   были   рыбки,   которые резвились на солнышке. Опыт № 2 Налейте   в   стакан   газированной   воды   и   положите   в   нее   виноградинку (рыбка). Что происходит с виноградом? Как вы, думаете, почему? Слайд №4 Но тут подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь. (Музыка ветра и дождя) Утенок испугался и спрятался под кустом. Опыт № 3 Друзья предлагаю вам налить в банки горячей воды. Сразу оговорюсь, если бы были дети, то этот опыт я бы провела сама в целях безопасности детей. Банку   закройте   крышкой   с   дырочками,   сверху   положите   несколько кубиков льда. Что же происходит со льдом? Как вы считаете, почему это происходит? Слайд №5 Прошло   немного   времени,   и   дождь   закончился,   снова   появилось солнце. Утенок решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, Опыт № 4 Возьмите тарелки с влажным песком и попробуйте нанести отпечатки следов. а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это? А вы как думаете, чьи следы мог увидеть утенок? Мокрый   песок   нельзя   сыпать   струйкой,   но   зато   он   может   принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Слайд №6 (музыка ­ жужжания пчел)Шел, шел утенок и увидел перед собой   огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие жучки и громко жужжали, это были пчелы. Опыт № 5 Подойдите к лугу с цветами и посадите добрых пчелок на цветы. Как вы, думаете, почему пчелки не падают с цветов?  Утенку   так   понравилось   гулять   и   познавать   этот   огромный   и интересный окружающий мир, но он устал и захотел вернуться. Но у него осталось много вопросов, на которые  ему могла ответить   только мама­ утка     1. Почему же распускаются кувшинки?  2. Почему плавают рыбки?  3. Почему идет дождь?  4. Почему остались следы на песке?  5. Почему пчелы летят на цветы? А   теперь   мне   бы   хотелось   показать   вам   –   взрослым   маленькое волшебство под новый год. Налейте   молоко   в   тарелку.   Добавьте   в   него   по   несколько   капель пищевого красителя (разных цветов). Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком.   Посмотрите,   что   произойдет!   Молоко   начнет   двигаться,   а   цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке! ­Как же получился взрыв цвета в молоке? (Моющее средство снижает поверхностное   натяжение,   и   за   счет   этого   пищевые   красители   начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее   средство   вступает   в   реакцию   с   молекулами   жира   в   молоке,   и приводит их в движение). Рефлексия. Эти все – эксперименты – Интересные моменты! Всё, всё, всё хотим узнать! Нужно всё зарисовать! Как наш опыт получился, Сколько времени он длился? Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему?  Хотелось   бы   в  двух  словах   узнать  о   ваших  впечатлениях   о  мастер  – классе. Предлагаю использовать для этого цветик ­ семицветик, давая вам выбор. На лепестках цветка написаны вопросы:1.  Что я сегодня узнала? 2. Что для меня было интересно? 3. Я  поняла, что… 4. Теперь я могу… 5. Я  приобрела… 6. Что меня удивило? 7. Что я возьму для своей работы? Спасибо за работу!!!