Мастер –класс «Эффективное планирование современного урока в начальной школе»
Оценка 4.8

Мастер –класс «Эффективное планирование современного урока в начальной школе»

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
классное руководство
Взрослым
27.04.2019
Мастер –класс «Эффективное планирование современного урока в начальной школе»
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но, какие бы ни происходили реформы, урок остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа/ Современный урок - это высокоэффективный, действенный урок, на котором развивается личность обучающегося
Мастер –класс «Эффективное планирование современного урока в начальной школе».docx
Мастер –класс «Эффективное планирование современного урока в начальной школе» И Учить детей сегодня трудно, раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век 21 – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны? Урок   –   главное   мерило   таланта   и   труда   учителя.   Ведь   именно   на   уроке   для преподавателя открывается огромное поле деятельности. Об этом написано множество книг,   статей,   диссертаций.   Меняются   цели   и   содержание   образования,   появляются новые средства и технологии обучения, но, какие бы ни происходили реформы, урок остается   главной   формой   обучения.   На   нем   держалась традиционная и стоит современная школа.  Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Итак,   что   же   такое современный урок? Современный   урок   ­   это   урок, современной времени,   требованиям   отвечающий парадигме.  на Современный урок ­ это высокоэффективный, действенный урок, котором развивается личность обучающегося. время требования к уроку. Но важными условиями результативность, комфорт, творчество Изменилась стратегия обучения.  Каждое   предъявляет совр.ур. свои   остаются:     На смену девизу: «Прочитай, запомни, перескажи» пришел девиз:   «Исследуй   проблему,   изучай   ситуацию,   принимай решение,   доказывай   своё   мнение,   анализируй   полученный результат». Время «готовых» уроков постепенно отходит. Новизна современного образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Я начну свое выступление с угощения, если позволите (предлагаю коллегам изюм.) Как вы думаете, почему я выбрала для вас именно это лакомство? Я хочу поделиться с вами теми изюминками, которые использую в своей работе. Сегодня   я   приглашаю   вас   на   «кухню»,   где   мы   будем   «готовить   современный   урок  в начальной школе в условиях обновления содержания образования» ­ Я предлагаю вам спроектировать структуру современного урока формирования новых знаний, используя технологию проблемно­диалогического обучения. Цель: Средство: открытие знаний вместе с детьми. самостоятельному обучить       решению   проблем. Давайте сравним структуру традиционного урока и проблемно­диалогического урока. Традиционный урок 1. Проверка д/з учеников учителем. 2. Объявление темы учителем. 3. Объяснение темы учителем. 4. Закрепление знаний учениками. Проблемно-диалогический урок 1.   Создание   проблемной   ситуации   учителем   и формулирование проблемы учениками. 2. Актуализация учениками своих знаний. 3. Поиск решения проблемы учениками. 4.  Применение знаний учениками. 5.  Рефлексия В итоге у нас должен получиться урок комплексного применения знаний. Итак, оргмомент. Каким он может быть? Этот этап урока должен не просто организовать ребят и настроить их позитивно, но и подвести к следующему этапу — к определению темы урока. Всем   известно,   что   импульсом   к   познанию служит удивление.   интересная   притча,   звук, Удивить может чтение стихотворения учителем   необычный наизусть, предмет,   мини­спектакль, заманчивое     Это   может прозвучать   примерно   так:   «Хотите   выучить таблицу   умножения   на   пальцах?»   «Изучение таблицы на 9 на пальцах»(1 мин)   предложение.   явление, А еще удивлять можно молча. Перед изучением таблицы умножения я показала ребятам как умножают янонские дети. Например, вот так.   (демонстрация   способа   умножения   многозначного   на   многозначный   при   помощи системы пересекающихся линий, так называемая «японская школа»(1,27 сек),  Далее   следует  определение   темы   и   ее   формулировка  через   создание проблемной ситуации методисты   Современные настоятельно рекомендуют, чтобы тему называли дети сами. «Спрятать»   тему   или   ее   ключевые   понятия можно в кроссворд, ребус, зашифровать в виде букв , знаков, символов. Здесь же уместны игры «Доскажи   словечко»,   «Исключи   лишнее», «Продолжи   логическую   цепь».   А   можно предложить    развивающий   м/ф   «Планеты солнечной   системы».(0,48   с)   Предлагаю рассмотреть это на примере  на серии уроков по естествознанию в разделе  «Земля и космос» в контексте   сквозной   темы     «Традиции   и   фольклор».     Данный   материл   вынесен   на контроль через  суммативное оценивание. Цель: 2.4.2.1  определять порядок расположения планет Солнечной системы            2.4.2.2. характеризовать планеты Солнечной системы Развитие умения выражать свои мысли в виде устных высказываний и есть ни что иное, как формирование коммуникативных УУД(Тема: Кто дружит с Солнышком) и как введение в тему  просмотр  развивающего мультфильма про космос.(2,38 с) Следующий   этап   —  актуализация   опорных   знаний   и   их   коррекция  (если потребуется). Цель этого этапа — выяснить, что дети уже   знают   по   этой   теме,   а   каких   знаний   не достаточно. Вариантов множество. Интересным считаю 2­хфазный тест «Верно ли что…» Очень часто   детям   предлагаю   ответить   на   вопросы теста до изучения темы и после. Обязательно анализируем ошибки. Задание:   составить   по   3   вопроса   2­х фазного теста« Верно ли что…»  (н/р:   Верно ли   что   Плутон   ­   карликовая   планета,   … Меркурий самая ближняя планета к Солнцу?, … Венера самая горячая планета?...) (3­4 мин) Очень   хорошо,   если   на   данном   этапе   дети   столкнутся   с   трудностью,   с невыполнимым заданием, и сами разберутся в причине затруднений. Каких знаний им не достаточно, чтобы его выполнить? Это приведет их к постановке целей и планированию. Здесь   работает   формирование   регулятивных   УУД   (способность   планировать, удерживать учебную задачу в течение урока) Обязательно   уделяю   большое   внимание   ценности   добываемых   детьми   знаний. Вместе с ними нахожу возможность применения их в жизни. Спрашиваю у детей: «Зачем учим? Для чего пригодится? Где будем применять?» Все должно иметь свой смысл! Ведь смыслоутрата несет в себе разрушительную силу. Не отодвигайте мотивацию на задний план, ссылаясь на нехватку времени. Когда   желание   трудиться,   чтобы   добыть   знания,   становится   движущей   силой, переходим   к   следующему   этапу.   Самое   время закрепить   имеющиеся   знания   на практике. тренажёр Астрономия для ребенка ­ учим планеты солнечной системы (2,20 с)  Здесь уместно использовать разноуровневые задания. Для одних попроще — это типовые   задания,   где   объект   изучения   находится   в   знакомой   ситуации,   т.е   на поверхности. Для других посложнее — конструктивные задания, предложенные в новой, незнакомой   ситуации,   т.е.   они   немного   завуалированы.   Я   ранжирую   их   по   степени сложности. Они напечатаны в конвертах разного цвета. На конверте в области поля «индекс отправителя» вписано имя ребёнка. Цвет для ребёнка значения не имеет, а учитель получает   обратную   связь   в   виде   конкретных   ответов,   таким   образом   формативно оценивая уровень понимания обучающихся . (конверты с заданиями) У одних детей это повышает самооценку, других активизирует восполнить пробелы в знаниях. Таким путем формируем личностные УУД. Настало   время   динамической   паузы,   чтобы   снять   физическое   и   психологическое напряжение. Даже на этом этапе можно продолжать учить и воспитывать. Хорошо если физминутка тоже будет тематической. Например,  Песня про планеты _ Planet Song  После   хорошего   отдыха   предлагаю самое   трудное   задание.   Оно   может   быть творческим  или проблемно­поисковым. Здесь важно   предложить   детям   различные источники   информации   для   поиска недостающих   знаний.   По   своему   выбору   они могут различными словарями,   справочниками,   учебником,   СМИ, использовать   Интернет(Солнечная   система­ интересные факты)(2,05 с), могут спросить у учителя,   попросить   помощи   у   друзей   и   т.д. Здесь формируем у детей умение работать с информацией,   представленной   в   разной форме (текст, рисунок, таблица, схема, модель, знаки, символы и т.д.) — а это одно из познавательных   УУД.   Развиваю   познавательную   деятельность   на   наглядно­ действенном   и   наглядно­образном   уровне.   При   построении   речевого   высказывания учащимися   слежу   за   аргументацией   их   собственного   мнения.   Методисты   запрещают прерывать   ответ   ребенка   словами   «неверно»,   «неправильно».   Всегда   выслушаю   и спрашиваю: «А кто думает иначе?» воспользоваться     Оформить свою работу детям предлагаю по­разному, используя при этом работу в   парах,   в   группах,   по   рядам,   индивидуально,   коллективно,   используя   приём «Посланники», «Собери пазл» Работа в группах: Защита постеров         (8­10 мин) Заключительными,   но   не   менее   важными   этапами   современного   урока являются домашнее задание и рефлексия. Домашние   задания   очень   часто   предлагаю разноуровневые.   Обязательное   для   всех задание должно быть достаточно понятным. А   дополнительные   требуют   от   детей поисковой   познавательной   деятельности. Приведу   пример   д/з     В   зависимости   от специфики предмета дети пишут сказки ( Как я   оказался   на   другой   планете),   выражают мысли   в  стихах   или  прозе,  делают  рисунки, создают   проекты,   презентации,   и   т.д.   Не забываем   об   ИКТ­грамотности! (часть заданий отдельным учащимся расписываю в группе «2 класс АСШ»),  затем оформляем в книжку­малышку.    Рефлексия — ни что иное, как «Итог урока», с той лишь разницей, что теперь обязательно уделяем место самооценке собственной деятельности уч­ся и деятельности одноклассников. Оцениваем вместе с детьми урок, рассматриваем его с точки зрения практической направленности, выполнения цели и задач (сборник »Копилочка примеров рефлексии на уроках») Задание: Обведите свою левую руку. Каждый палец ­ это ваша позиция, по которой надо высказать мнение. Большой  палец­   для   меня   все   было   важным   и интересным. Указательный­   по   этому   вопросу   получил конкретную информацию. Средний­ мне было трудно. Безымянный­   моя   оценка   психологической атмосферы.. Мизинец­ мне было недостаточно… Рефлексия. «Все в твоих руках». «Что ты делаешь?»­ с таким вопросом в одной известной притче обратился к  неким монахам, работающим на стройке, странствующий философ.   В ответ он услышал совершенно разные пояснения к одному и тому же виду  деятельности: «везу тачку», «зарабатываю на хлеб», «искупаю грехи», «строю храм».   Каждый человек в жизни руководствуется своими принципами, каждого манят  свои огни­маяки.  Но, пожалуй, нет сферы,  в которой эти цели так прозрачны и так  труднодостижимы, как в педагогике.   И. Кант  очень мудро заметил: «Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а  другой ­ отражающиеся в ней звезды».  В этом году на обучение по обновлённой программе перешли обучающиеся 2, 5,7 классов, а это значит разговоров обсуждений, толкований стало гораздо больше и не всегда в пользу обновлённого образования . ­  А теперь, уважаемые участники мастер­класса, послушайте  притчу «Просей  через три сита» и  определите  каждый для себя ценность новизны и важности  обновлённого содержания образования  Один человек спросил у Сократа:             ­ Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?            ­ Подожди, ­ остановил его Сократ, ­ просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.             ­ Три сита?             ­ Прежде чем что­нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через  сито ПРАВДЫ. Ты уверен, что это правда?             ­ Нет, я просто слышал это.             ­ Значит, ты не знаешь, это правда или нет.             Тогда просеем через второе сито ­ ДОБРОТЫ. Ты хочешь сказать о моем друге  что­то хорошее?            ­ Нет, напротив.            ­ Значит, ­ продолжал Сократ, ­ ты собираешься сказать о нем что­то плохое, но  даже не уверен в том, что это правда.             Попробуем третье сито ­ сито ПОЛЬЗЫ. Так уж необходимо мне услышать то, что  ты хочешь мне рассказать?           ­ Нет, в этом нет необходимости. ­ Итак, ­ заключил Сократ, ­ в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни  пользы.  Зачем тогда говорить? Ну вот и все. Надеюсь, мой рецепт современного урока вам был интересен. И если хоть  одна  изюминка, виноградная  или методическая, пришлась  вам  по  вкусу,  я буду рада. В качестве рефлексии и   д/з предлагаю вам собрать «Чемодан в дорогу».   ЧТО БЫ ВЫ СЕГОДНЯ ВЗЯЛИ С СОБОЙ В ДОРОГУ?

Мастер –класс «Эффективное планирование современного урока в начальной школе»

Мастер –класс «Эффективное планирование современного урока в начальной школе»

Мастер –класс «Эффективное планирование современного урока в начальной школе»

Мастер –класс «Эффективное планирование современного урока в начальной школе»

Мастер –класс «Эффективное планирование современного урока в начальной школе»

Мастер –класс «Эффективное планирование современного урока в начальной школе»

Мастер –класс «Эффективное планирование современного урока в начальной школе»

Мастер –класс «Эффективное планирование современного урока в начальной школе»

Мастер –класс «Эффективное планирование современного урока в начальной школе»

Мастер –класс «Эффективное планирование современного урока в начальной школе»

Мастер –класс «Эффективное планирование современного урока в начальной школе»

Мастер –класс «Эффективное планирование современного урока в начальной школе»

Мастер –класс «Эффективное планирование современного урока в начальной школе»

Мастер –класс «Эффективное планирование современного урока в начальной школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2019