«Мастер и Маргарита» — это роман в романе, так как в одном произведении переплетаются главы из романа Мастера о Понтии Пилате и главы, в которых сам Мастер является главным героем, то есть «античные» и «московские» главы. Через сопоставление двух разных романов внутри одного Булгаков выражает свою философию истории: идейный и нравственный кризис античного мира привёл к возникновению новой религии — христианства и христианской морали, кризис европейской цивилизации XX века — к социальным революциям и атеизму, то есть к отказу от христианства
мастер и маргарита.docx
В повести «Собачье сердце» Булгаков описал в качестве главного героя
выдающегося учёного (профессора Преображенского) и его научную
деятельность, а от конкретных научных проблем евгеники (науки об улучшении
человеческой породы) перешёл к философским проблемам революционного и
эволюционного развития человеческого знания, человеческого общества и
природы вообще. В «Мастере и Маргарите» эта схема повторяется, однако
главным героем становится писатель, который написал только один роман, да и
тот не закончил. При всём том его можно назвать выдающимся потому, что он
посвятил свой роман основополагающим моральным вопросам человечества, а не
поддался давлению власти, которая призывала (а при помощи литературных
объединений заставляла) деятелей культуры воспевать успехи пролетарского
государства. От вопросов, волнующих творческих людей (свобода творчества,
гласность, проблема выбора), Булгаков в романе перешёл к философским
проблемам добра и зла, совести и судьбы, к вопросу о смысле жизни и смерти,
поэтому социально-философское содержание в «Мастере и Маргарите», по
сравнению с повестью «Собачье сердце», отличается большей глубиной и
значительностью благодаря множеству эпизодов и героев.
По жанру «Мастер и Маргарита» — роман. Жанровое своеобразие его может быть
раскрыто следующим образом: сатирический, социально-философский,
фантастический роман в романе. Роман является социальным, так как в нём
описывается жизнь в СССР в последние годы нэпа, то есть в конце 20-х годов XX
века. Более точно датировать время действия в произведении невозможно: автор
специально (или не специально) соединяет на страницах произведения
разновременные факты: ещё не разрушен храм Христа Спасителя (1931), но уже
введены паспорта (1932), а москвичи ездят в троллейбусах (1934). Место действия
романа — обывательская Москва, не министерская, не академическая, не
партийно-правительственная, а именно коммунально-бытовая. В столице на
протяжении трёх дней Воланд со своей свитой изучает нравы обычных (средних)
советских людей, которые, по замыслу коммунистических идеологов, должны
представлять собой новый тип граждан, свободных от социальных болезней и
недостатков, присущих людям классового общества.
Жизнь московских обывателей описывается сатирически. Нечистая сила
наказывает хапуг, карьеристов, комбинаторов, которые «пышно расцвели» на
«здоровой почве советского общества». Замечательно представлена сцена-визит
Коровьева и Бегемота на Смоленский рынок в магазин Торгсин — это заведение
Булгаков считает яркой приметой времени. Мелкие бесы мимоходом разоблачают
жулика, выдающего себя за иностранца, и сознательно разоряют весь магазин,
куда простому советскому гражданину (из-за отсутствия валюты и золотых вещей)
хода нет (2, 28). Воланд наказывает хитрого дельца, проводящего ловкие
махинации с жилплощадью, вора-буфетчика из театра Варьете Андрея Фокича
Сокова (1, 18), взяточника-председателя домкома Никанора Ивановича Босого (1,
9) и других. Очень остроумно изображает Булгаков выступление Воланда в театре
(1, 12), когда всем желающим дамам бесплатно предлагаются новые красивые
наряды взамен их собственной скромной одежды. Сначала зрители не верят в
подобное чудо, но очень быстро жадность и возможность получить нежданные подарки побеждают недоверие. Толпа устремляется на сцену, где каждый
получает наряд по своему вкусу. Представление заканчивается смешно и
поучительно: после спектакля дамы, польстившиеся на подарки нечистой силы,
оказываются голыми, а Воланд подводит итог всего представления: «...люди как
люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... (...) в общем, напоминают прежних,
квартирный вопрос только испортил их...» (1, 12). Иными словами, новый
советский человек, о котором так много говорят власти, пока не воспитался в
стране Советов.
Параллельно с сатирическим изображением жуликов разных мастей автор даёт
описание духовной жизни советского общества. Понятно, что Булгакова
интересовала прежде всего литературная жизнь Москвы конца 20-х годов XX века.
Яркими представителями новой творческой интеллигенции в романе являются
полуграмотный, но очень самоуверенный Иван Бездомный, который считает себя
поэтом, и литературный чиновник Михаил Александрович Берлиоз,
воспитывающий и вдохновляющий молодых членов МАССОЛИТа (в разных
редакциях романа литературное объединение, расположившееся в доме
грибоедовской тётки, обозначается то Массолит, то МАССОЛИТ). Сатирическое
изображение деятелей пролетарской культуры основано на том, что их высокое
самомнение и претензии не соответствуют их «творческим» достижениям.
Чиновники из «Комиссии зрелищ и увеселений облегчённого типа» показаны
просто гротескно (1, 17): костюм спокойно заменяет начальника Комиссии
Прохора Петровича и подписывает официальные документы, а мелкие клерки в
рабочее время распевают народные песни (этим же «серьёзным» занятием по
вечерам были заняты домкомовские активисты в повести «Собачье сердце»).
Рядом с такими «творческими» работниками автор помещает трагического героя
— настоящего писателя. Как полушутя-полусерьёзно говорил Булгаков, коротко
московские главы можно пересказать так: история о писателе, который попадает
в сумасшедший дом за то, что написал в своём романе правду и надеялся, что её
опубликуют. Судьба Мастера (Булгаков в романе называет своего героя «мастер»,
но в критической литературе принято другое обозначение этого героя — Мастер,
которое использовано в данном разборе) доказывает, что в литературной жизни
Советского Союза царит диктат бездарей и функционеров типа Берлиоза, которые
позволяют себе грубо вмешиваться в творчество настоящего писателя. Он же не
может с ними бороться, потому что никакой свободы творчества в СССР нет, хотя
о ней говорят с самых высоких трибун самые пролетарские писатели и вожди.
Против независимых, самостоятельных писателей государство использует весь
свой репрессивный аппарат, что и показано на примере Мастера.
Философское содержание романа переплетается с социальным, сцены из
античной эпохи чередуются с описанием советской действительности.
Философское нравственное содержание произведения выявляется из
взаимоотношений Понтия Пилата, прокуратора Иудеи, всесильного наместника
Рима, и Иешуа Га-Ноцри, нищего проповедника. Можно утверждать, что в
столкновении этих героев Булгаков видит проявление вечного противоборства
идей добра и зла. В такое же принципиальное противоборство с государственной
системой вступает Мастер, живущий в Москве в конце 20-х годов XX века. В философском содержании романа автор предлагает своё решение «вечных»
нравственных вопросов: что есть жизнь, что главное в жизни, может ли человек,
один противостоящий целому обществу, быть правым и т.д.? Отдельно в романе
стоит проблема выбора, связанная с поступками прокуратора и Иешуа, которые
исповедуют противоположные жизненные принципы.
Прокуратор из личного разговора с Иешуа понимает, что обвиняемый вовсе не
преступник. Однако к Понтию Пилату приходит иудейский первосвященник
Кайфа и убеждает римского наместника, что Иешуа — страшный бунтовщик-
подстрекатель, который проповедует ересь и толкает народ к смуте. Кайфа
требует казни Иешуа. Следовательно, перед Понтием Пилатом стоит дилемма:
казнить невинного и успокоить толпу или пощадить этого невинного, но
приготовиться к народному бунту, который могут спровоцировать сами иудейские
священники. Иными словами, Пилат стоит перед выбором: поступить по совести
или против совести, руководствуясь сиюминутными интересами.
Перед Иешуа такая дилемма не стоит. Он мог бы выбирать: говорить правду и
этим помогать людям или отречься от правды и спастись от распятия, но он уже
сделал свой выбор. Прокуратор спрашивает у него, что самое страшное на свете,
и получает ответ — трусость. Сам Иешуа демонстрирует своим поведением, что
ничего не боится. Сцена допроса у Понтия Пилата свидетельствует, что Булгаков,
как и его герой — бродячий философ, считает правду главной ценностью в жизни.
Бог (высшая справедливость) на стороне физически слабого человека, если он
стоит за правду, поэтому избитый, нищий, одинокий философ одерживает
моральную победу над прокуратором и заставляет его мучительно переживать
малодушный поступок, совершённый Пилатом как раз из трусости. Указанная
проблема волновала самого Булгакова и как писателя, и как человека. Живя в
государстве, которое он считал несправедливым, он должен был решить для себя:
служить такому государству или противостоять ему, за второе можно было бы
поплатиться, как это случилось с Иешуа и Мастером. Всё-таки Булгаков, подобно
своим героям, выбрал противостояние, а само творчество писателя стало смелым
поступком, даже подвигом честного человека.
Элементы фантастики позволяют Булгакову полнее раскрыть идейный замысел
произведения. Некоторые литературоведы видят в «Мастере и Маргарите» черты,
сближающие роман с мениппеей — литературным жанром, в котором смех и
авантюрный сюжет создают ситуацию испытания высоких философских идей.
Отличительной особенностью мениппеи является фантастика (бал у сатаны,
последний приют Мастера и Маргариты), она переворачивает привычную систему
ценностей, порождает особый, свободный от всяких условностей тип поведения
героев (Иван Бездомный в сумасшедшем доме, Маргарита в роли ведьмы).
Демоническое начало в образах Воланда и его свиты выполняет в романе
сложную функцию: эти персонажи способны творить не только зло, ноидобро. В
булгаковском романе Воланд противостоит земному миру жуликов и бессовестных
функционеров от искусства, то есть защищает справедливость (!); он сочувствует
Мастеру и Маргарите, помогает разлучённым влюблённым соединиться и свести
счёты с предателем (Алоизием Могарычом) и гонителем (критиком Латунским). Но даже Воланд бессилен избавить Мастера от трагической жизненной развязки
(полного разочарования и духовного опустошения). В таком образе сатаны,
безусловно, отразилась европейская традиция, которая идёт от гётевского
Мефистофеля, на что указывает и эпиграф к роману из «Фауста»: «Я часть той
силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо...». Может быть, поэтому
Воланд и мелкие бесы получились у Булгакова симпатичными, даже
великодушными, а их остроумные проделки доказывают необыкновенную
изобретательность писателя.
«Мастер и Маргарита» — это роман в романе, так как в одном произведении
переплетаются главы из романа Мастера о Понтии Пилате и главы, в которых сам
Мастер является главным героем, то есть «античные» и «московские» главы.
Через сопоставление двух разных романов внутри одного Булгаков выражает свою
философию истории: идейный и нравственный кризис античного мира привёл к
возникновению новой религии — христианства и христианской морали, кризис
европейской цивилизации XX века — к социальным революциям и атеизму, то есть
к отказу от христианства. Таким образом, человечество движется по замкнутому
кругу и через две тысячи лет (без одного столетия) возвращается к тому же, от
чего когда-то ушло. Главное, что привлекает внимание Булгакова, — это, конечно,
изображение современной ему советской действительности. Осмысляя
современность и судьбу писателя в современном мире, автор прибегает к
аналогии — к изображению исторической ситуации (жизнь и казнь философа
Иешуа Га-Ноцри в Иудее в начале новой эры).
Итак, роман «Мастер и Маргарита» по жанру является очень сложным
произведением. Описание быта Москвы периода нэпа, то есть социальное
содержание, переплетается со сценами в древней Иудее, то есть с философским
содержанием. Булгаков сатирически высмеивает различных советских жуликов,
полуграмотных поэтов, циничных функционеров от культуры и литературы и
бесполезных чиновников. При этом он сочувственно рассказывает историю любви
и страданий Мастера и Маргариты. Так сатира и лирика соединяются в романе.
Наряду с реалистическим изображением москвичей, Булгаков помещает в роман
фантастические образы Воланда и его свиты. Все эти разнообразные сцены и
приёмы изображения объединяются в одном произведении посредством сложной
композиции — роман в романе.
На первый взгляд «Мастер и Маргарита» — увлекательный роман о
фантастических проделках нечистой силы в Москве, остроумный роман,
язвительно высмеивающий нравы нэповского житья-бытья. Однако за внешней
занимательностью и весёлостью в произведении можно увидеть глубокое
философское содержание — рассуждение о борьбе добра и зла в душе человека и
в истории человечества. Роман Булгакова часто сравнивают с великим романом
И.-В.Гёте «Фауст», и не только из-за образа Воланда, который одновременно
похож и не похож на Мефистофеля. Важно другое: сходство двух романов
выражено в гуманистической идее. Роман Гёте возник как философское
осмысление европейского мира после Великой французской революции 1789 года;
Булгаков в своём романе осмысляет судьбу России после Октябрьской революции
1917 года. И Гёте, и Булгаков утверждают, что главная ценность человека — в его стремлении к добру и творчеству. Эти качества оба автора противопоставляют
хаосу в душе человека и разрушительным процессам в обществе. Однако периоды
хаоса и разрушений в истории всегда сменяются созиданием. Именно поэтому
гётевский Мефистофель так и не получает душу Фауста, а булгаковский Мастер,
не выдержав борьбы с окружающим бездуховным миром, сжигает свой роман, но
не ожесточается, сохраняет в душе любовь к Маргарите, симпатию к Ивану
Бездомному, сочувствие к мечтающему о прощении Понтию Пилату.
Мастер и Маргарита
Мастер и Маргарита
Мастер и Маргарита
Мастер и Маргарита
Мастер и Маргарита
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.