Школьная олимпиада по литературе
11 класс
Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотопленную Россию — не
упустите посмотреть на калязинскую колокольню.
Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на
площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не
предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от
поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на
две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскупились большевики на неё. (Да что!
Молога и вся на дне.) И сегодня, стань на прибрежной грани, — даже воображению твоему уже не
подъять из хляби этот изневольный Китеж, или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины.
Но осталась от утопленного города — высокостройная колокольня. Собор взорвали или
растащили на кирпичи ради нашего будущего — а колокольню почемуто не доспели свалить, даже
вовсе не тронули, как заповедную бы. И — вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого
кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отместку
присыпали к ней для сохранности низа, — стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью
просквоженными пролётами, а дальше луковкой и шпилем — в небо! Да ещё на шпиле — каким
чудом? — крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих высотой, как издали
глянуть, и на поляруса, — шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют
советские пассажиры.
Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже
домишками тех поспешно переселённых затопленцев. На фальшивой набережной калязинские бабы,
сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, тщатся
выполаскивать бельё. Полузамерший, переломленный, недобитый город, с малым остатком
прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого
выбора, как жить. И жить — здесь.
И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша
надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить...
Колокол Углича
Кто из нас не наслышан об этом колоколе, в диковинное наказание лишённом и языка и
одной проушины, чтоб никогда уже не висел в колокольном достоинстве; мало того — битом
плетьми, а ещё и сосланном за две тысячи вёрст, в Тобольск, на колымаге, — и во всю, и во всю эту
даль не лошади везли заклятую клажу, но тянули на себе наказанные угличане — сверх тех двухсот,
уже казнённых за растерзанье государевых людей (убийц малого царевича), и те — с языками
урезанными, дабы не изъясняли посвоему происшедшее в городе.
Возвращаясь Сибирью, пересёкся я в Тобольском кремле с опустелым следом изгнанника
— в часовенкеодиночке, где отбывал он свой тристалетний срок, пока не был помилован к
возврату. А вот — я и в Угличе, в храме Димитриянакрови. И колокол, хоть и двадцати пудовый,
а всегото в полчеловеческих роста, укреплен тут в почёте. Бронза его потускла до выстраданной
серизны. Било его свисает недвижно. И мне предлагают — ударить.
Я — бью, единожды. И какой же дивный гул возникает в храме, сколь многозначно это
слитие глубоких тонов, из старины — к нам, неразумно поспешливым и замутнённым душам. Всего
один удар, но длится полминуты, а додлевается минуту полную, лишь медленномедленно
величественно угасая — и до самого умолка не теряя красочного многозвучья. Знали предки тайны
металлов.
В первые же миги по известью, что царевич зарезан, пономарь соборной церкви кинулся
на колокольню, догадливо заперев за собою дверь, и, сколько в неё ни ломились недруги, бил и бил
набат вот в этот самый колокол. Вознёсся вопль и ужас угличского народа — то колокол возвещал
общий страх за Русь.
Те раскатные колокольные удары — клич великой Беды — и предвестили Смуту
Первую. Досталось и мне, вот, сейчас ударить в страдальный колокол — гдето в длении, в тлении
Смуты Третьей. И как избавиться от сравненья: провидческая тревога народная — лишь досадная
помеха трону и непробивной боярщине, что четыреста лет назад, что теперь. 1. Вы прочитали произведения А.И.Солженицына, написанные в 90х годах ХХ
века. Назовите жанр, к которому они относятся. Кто из русских писателей ХIХ века
также обращался к этому жанру? (3б.)
Сопоставьте систему образов и художественное пространство предложенных
произведений А.И.Солженицына(10б.).
2.
3. Какими средствами выразительности создаются ключевые образы? (8б.)
4. Как композиция произведений помогает раскрыть авторский замысел (6б.)
5. Выразите своё отношение к проблеме, которая волнует автора (3б.)
2.
Какие литературнокритические статьи посвящены следующим
произведениям? Укажите авторов и написанные ими статьи (по 1 б. за фамилию и по 1
б. за название статьи)
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
А.Н.Островский «Гроза»
3. Каким произведениям предпосланы эпиграфы? Назовите авторов.
1) Чудище обло, озорно,огромно,стозевно и лаяй
2) Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю
3) Во всех ты, душенька, нарядах хороша…
4) Коллежский регистратор,
Почтовой станции диктатор.
5) Первую песенку зардевшись спеть.
6) Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В
одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.
— Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран! (по 0,5б + 0,5б.)
4.
Три произведения А.П.Чехова называют «маленькой трилогией». Назовите,
какие рассказы входят в этот цикл, расположите их в порядке следования в цикле и
докажите их идейную общность. (Ответ не более 10 предложений) (3б. + 5б.)
К. Бальмонт
5.
Завет бытия
Я спросил у свободного ветра,
Что мне сделать, чтоб быть молодым.
Мне ответил играющий ветер:
“Будь воздушным, как ветер, как дым!”
Я спросил у могучего моря,
В чем великий завет бытия.
Мне ответило звучное море:
“Будь всегда полнозвучным, как я!”
Я спросил у высокого солнца,
Как мне вспыхнуть светлее зари.
Ничего не ответило солнце,
Но душа услыхала: “Гори!”
1902 г.
1.
2.
Объясните смысл названия стихотворения. (2 б)
Сформулируйте свой завет бытия, используя изобразительновыразительные
средства языка (8б.)
6.
«И пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду
хотя то небольшое число трех праведных, без которых «несть граду стояния»…»
так говорится в предисловии к циклу «Праведники» Н.С. Лескова. Напишите рассуждение на тему «Образы праведников в русской литературе ХIХ – ХХ веков».
(Ответ на 1015 предложений) (15б.)
Маx.77 б.
Ответы
1)Лирический рассказ.
1.
И.С.Тургенев.
2) Общими для двух рассказов являются образы автора, России, русского народа и
колокола (колокольни). Образ лирического героя совпадает с образом автора, который,
являясь патриотом, выступает здесь в качестве историка. Из настоящего мы переносимся
не просто в дореволюционное время, но даже в период Смуты. Перед нами возникают
образы русских городов, Калязина и Углича, а также образы Атлантиды и мифических
городов: Мологи и Китежа.
3) Эпитеты: «изобильный город», «разорения жестокие», «диковинное наказание»,
«заклятая клажа». Рассказ «Колокольня» начинается с гиперболы. Сравнение: «даже вовсе
не тронули, как заповедную бы». Оценочная лексика: «непробивной боярщине», «глазеют
советские пассажиры». Образы колокола и колокольни создаются с помощью
олицетворения. В основе рассказов лежит аллегория (колокол – русский народ, колокольня
– Россия). В рассказе «Колокольня» используются риторические фигуры.
4) Композиция схожая, четырёхчастная. Оба рассказа начинаются с риторического
вопросаутверждения, а заканчиваются мыслями о современной России и о её будущем.
2. 1.А.С.Грибоедов «Горе от ума» И.А.Гончаров «Мильон терзаний»
2.Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Д.И.Писарев «Борьба за жизнь»
3.И.С.Тургенев «Отцы и дети» Д.И. Писарев «Базаров»
4. А.Н.Островский «Гроза» Н.А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве» (Д. И.
Писарев “Мотивы русской драмы”)
3. 1) Чудище обло, озорно,огромно,стозевно и лаяй (А.Н.Радищев «Путешествие из
Петербурга в Москву»)
2) Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю (М.Ю.Лермонтов «Мцыри»)
3) Во всех ты, душенька, нарядах хороша… (А.С.Пушкин «Барышнякрестьянка»)
4) Коллежский регистратор,
Почтовой станции диктатор. (А.С.Пушкин «Станционный смотритель»)
5) Первую песенку зардевшись спеть. ( Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»)
6) Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно
мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.
— Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран! (М.А.Булгаков «Белая гвардия»)
4. «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Идейная общность связана с понятием «футляра». Мечту о крыжовнике можно назвать
футляром, в который втиснута вся человеческая жизнь. Таким же футляром можно
назвать и те рассуждения о «грехе и добродетели в их ходячем смысле», в которые
герои рассказа «О любви» старались упрятать своё чувство. Только в гробу вполне «достиг
своего идеала» человек в футляре Беликов. В каждом случае это то, что
позволило бы герою строить жизнь по шаблону, иметь единый ответ на все
возможные жизненные «вопросы». «Действительная жизнь»
торжествует, и довольно жестоко, над любым из «футляров», в который её пытаются
заключить. 5. Название стихотворения отражает желание автора высказать своё жизненное и
творческое кредо. В произведении раскрываются три ключевых символа: играющий ветер
— символ стихийности, свободной игры сил, легкости, воздушности, вольности человека;
звучное море — символ жизненной полноты, неисчерпаемости красок и звуков; солнце —
сквозной бальмонтовский символ горения, самосожжения, интенсивности жизни в каждом
миге.
6. Н.С. Лесков «Очарованный странник», «Левша», «Человек на часах».
И.С. Тургенев «Живые мощи».
А.И. Солженицын «Матренин двор».
В.Г. Распутин «Последний срок».
Олимпиады по русскому языку и литературе для 11 кл
Олимпиады по русскому языку и литературе для 11 кл
Олимпиады по русскому языку и литературе для 11 кл
Олимпиады по русскому языку и литературе для 11 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.