Олимпиады по русскому языку и литературе для 11 кл
Оценка 4.6

Олимпиады по русскому языку и литературе для 11 кл

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
11 кл
12.09.2018
Олимпиады по русскому языку и литературе для 11 кл
Публикация является частью публикации:
Школьная олимпиада по литературе.docx
Школьная олимпиада по литературе 11 класс Кто хочет  увидеть   единым  взором,   в  один  окоём,   нашу   недотопленную  Россию  — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню.  Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал   тогда,   что   древний   этот   город,   переживший   разорения   жестокие   и   от   татар,   и   от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскупились большевики на неё. (Да что! ­ Молога и вся на дне.) И сегодня, стань на прибрежной грани, — даже воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж, или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины. Но осталась от утопленного города — высокостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего — а колокольню почему­то не доспели свалить, даже вовсе не тронули,  как  заповедную бы. И  — вот,  стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отместку присыпали к ней для сохранности низа, — стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролётами, а дальше луковкой и шпилем — в небо! Да ещё на шпиле — каким чудом? — крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих высотой, как издали глянуть, и на пол­яруса, — шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры. Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселённых затопленцев. На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя   старую   приверженность   к   исконной   мягкости   и   чистоте   волжской   воды,   тщатся выполаскивать   бельё.   Полузамерший,   переломленный,   недобитый   город,   с   малым   остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить — здесь. И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить...                                                                                                                  Колокол Углича Кто из нас не наслышан об этом колоколе, в диковинное наказание лишённом и языка и одной проушины, чтоб никогда уже не висел в колокольном достоинстве; мало того — битом плетьми, а ещё и сосланном за две тысячи вёрст, в Тобольск, на колымаге, — и во всю, и во всю эту даль не лошади везли заклятую клажу, но тянули на себе наказанные угличане — сверх тех двухсот, уже казнённых за растерзанье государевых  людей (убийц малого  царевича), и те — с языками урезанными, дабы не изъясняли по­своему происшедшее в городе. Возвращаясь Сибирью, пересёкся я в Тобольском кремле с опустелым следом изгнанника —   в   часовенке­одиночке,   где   отбывал   он   свой   тристалетний   срок,   пока   не   был   помилован   к возврату. А вот — я и в Угличе, в храме Димитрия­на­крови. И колокол, хоть и двадцати пудовый, а всего­то в полчеловеческих роста, укреплен тут в почёте. Бронза его потускла до выстраданной серизны. Било его свисает недвижно. И мне предлагают — ударить. Я — бью, единожды. И какой же дивный гул возникает в храме, сколь многозначно это слитие глубоких тонов, из старины — к нам, неразумно поспешливым и замутнённым душам. Всего один   удар,   но   длится   полминуты,   а   додлевается   минуту   полную,   лишь   медленно­медленно величественно угасая — и до самого умолка не теряя красочного многозвучья. Знали предки тайны металлов. В первые же миги по известью, что царевич зарезан, пономарь соборной церкви кинулся на колокольню, догадливо заперев за собою дверь, и, сколько в неё ни ломились недруги, бил и бил набат вот в этот самый колокол. Вознёсся вопль и ужас угличского народа — то колокол возвещал общий страх за Русь. Те   раскатные   колокольные   удары   —   клич   великой   Беды   —   и   предвестили   Смуту Первую. Досталось и мне, вот, сейчас ударить в страдальный колокол — где­то в длении, в тлении Смуты Третьей. И как избавиться от сравненья: провидческая тревога народная — лишь досадная помеха трону и непробивной боярщине, что четыреста лет назад, что теперь. 1. Вы прочитали  произведения А.И.Солженицына, написанные в 90­х годах ХХ  века. Назовите жанр, к которому они относятся. Кто из русских писателей ХIХ века также обращался к этому жанру?  (3б.)  Сопоставьте систему образов и художественное пространство предложенных  произведений А.И.Солженицына(10б.).   2. 3. Какими средствами выразительности создаются ключевые образы? (8б.) 4. Как композиция произведений помогает раскрыть авторский замысел (6б.) 5. Выразите своё отношение к проблеме, которая волнует автора (3б.) 2. Какие литературно­критические статьи посвящены следующим  произведениям? Укажите авторов и написанные ими статьи (по 1 б. за фамилию и по 1  б. за название статьи)      А.С.Грибоедов «Горе от ума»      Ф.М. Достоевский  «Преступление и наказание»        И.С.Тургенев «Отцы и дети»      А.Н.Островский «Гроза» 3. Каким произведениям предпосланы эпиграфы? Назовите авторов. 1) Чудище обло, озорно,огромно,стозевно и лаяй 2) Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю 3) Во всех ты, душенька, нарядах хороша… 4) Коллежский регистратор,      Почтовой станции диктатор. 5) Первую песенку зардевшись спеть. 6) Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В  одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло. — Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!     (по 0,5б + 0,5б.) 4. Три произведения А.П.Чехова называют «маленькой трилогией». Назовите, какие рассказы входят в этот цикл, расположите их в порядке следования в цикле и докажите их идейную общность. (Ответ не более 10 предложений)   (3б. + 5б.) К. Бальмонт 5. Завет бытия Я спросил у свободного ветра, Что мне сделать, чтоб быть молодым. Мне ответил играющий ветер: “Будь воздушным, как ветер, как дым!” Я спросил у могучего моря, В чем великий завет бытия. Мне ответило звучное море: “Будь всегда полнозвучным, как я!” Я спросил у высокого солнца, Как мне вспыхнуть светлее зари. Ничего не ответило солнце, Но душа услыхала: “Гори!”                                1902 г. 1. 2. Объясните смысл названия стихотворения. (2 б) Сформулируйте свой завет бытия, используя изобразительно­выразительные  средства языка (8б.) 6.       «И пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду  хотя  то небольшое число трех праведных, без которых «несть граду стояния»…» ­  так говорится в предисловии к циклу «Праведники» Н.С. Лескова. Напишите рассуждение на тему «Образы праведников в русской литературе  ХIХ – ХХ веков». (Ответ на 10­15 предложений)     (15б.) Маx.77 б. Ответы 1)Лирический рассказ. 1.       И.С.Тургенев.        2) Общими для двух рассказов являются образы автора, России, русского народа и колокола (колокольни). Образ лирического героя совпадает с образом автора, который, являясь патриотом, выступает здесь в качестве историка. Из настоящего мы переносимся не просто в дореволюционное время, но даже в период Смуты. Перед нами возникают образы русских городов, Калязина и Углича, а также   образы Атлантиды и мифических  городов: Мологи и Китежа. 3) Эпитеты: «изобильный   город»,   «разорения   жестокие», «диковинное   наказание», «заклятая клажа». Рассказ «Колокольня» начинается с гиперболы. Сравнение:  «даже вовсе не тронули, как заповедную бы». Оценочная лексика: «непробивной боярщине», «глазеют советские   пассажиры».   Образы   колокола   и   колокольни   создаются   с   помощью олицетворения. В основе рассказов лежит аллегория (колокол – русский народ, колокольня – Россия). В рассказе «Колокольня» используются риторические фигуры. 4)   Композиция   схожая,   четырёхчастная.   Оба   рассказа   начинаются   с   риторического вопроса­утверждения, а заканчиваются мыслями о современной России и о её будущем. 2. 1.А.С.Грибоедов «Горе от ума»  ­ И.А.Гончаров «Мильон терзаний»   2.Ф.М. Достоевский  «Преступление и наказание»  ­  Д.И.Писарев «Борьба за жизнь» 3.И.С.Тургенев «Отцы и дети» ­ Д.И. Писарев «Базаров» 4. А.Н.Островский «Гроза» ­ Н.А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве» (Д. И.  Писарев  “Мотивы русской драмы”) 3. 1) Чудище обло, озорно,огромно,стозевно и лаяй (А.Н.Радищев «Путешествие из  Петербурга в Москву») 2) Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю (М.Ю.Лермонтов «Мцыри») 3) Во всех ты, душенька, нарядах хороша… (А.С.Пушкин «Барышня­крестьянка») 4) Коллежский регистратор,      Почтовой станции диктатор.  (А.С.Пушкин «Станционный смотритель») 5) Первую песенку зардевшись спеть. ( Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда») 6) Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно  мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло. — Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!  (М.А.Булгаков «Белая гвардия») 4. «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Идейная   общность связана с понятием «футляра». Мечту о крыжовнике можно назвать футляром,   в   который   втиснута   вся   человеческая   жизнь.   Таким   же   футляром   можно назвать и те           рассуждения о «грехе и добродетели в их ходячем смысле», в которые герои рассказа «О любви» старались упрятать своё чувство. Только в гробу вполне «достиг своего идеала» человек                             в футляре Беликов.     В каждом случае это то, что позволило бы герою строить жизнь                       по шаблону, иметь единый ответ на все возможные  жизненные  «вопросы».                                                      «Действительная  жизнь» торжествует,   и   довольно   жестоко,   над   любым   из   «футляров»,   в   который   её   пытаются заключить. 5. Название стихотворения   отражает   желание   автора   высказать   своё   жизненное   и творческое кредо. В произведении раскрываются три ключевых символа: играющий ветер — символ стихийности, свободной игры сил, легкости, воздушности, вольности человека; звучное море — символ жизненной полноты, неисчерпаемости красок и звуков; солнце — сквозной бальмонтовский символ горения, самосожжения, интенсивности жизни в каждом миге. 6. Н.С. Лесков «Очарованный странник», «Левша», «Человек на часах».  И.С. Тургенев «Живые мощи». А.И. Солженицын «Матренин двор».  В.Г. Распутин «Последний срок».

Олимпиады по русскому языку и литературе для 11 кл

Олимпиады по русскому языку и литературе для 11 кл

Олимпиады по русскому языку и литературе для 11 кл

Олимпиады по русскому языку и литературе для 11 кл

Олимпиады по русскому языку и литературе для 11 кл

Олимпиады по русскому языку и литературе для 11 кл

Олимпиады по русскому языку и литературе для 11 кл

Олимпиады по русскому языку и литературе для 11 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.09.2018