Мастер - класс . «Краеведение – основа формирования гражданской идентичности»,
Оценка 5

Мастер - класс . «Краеведение – основа формирования гражданской идентичности»,

Оценка 5
Мероприятия
docx
технология
Взрослым
27.01.2018
Мастер - класс .  «Краеведение – основа формирования гражданской идентичности»,
Ознакомление педагогов с технологиями, помогающими формировать у умственно отсталых детей возраста 11-16 лет гражданскую идентичность через краеведение. Распространение и передача педагогического опыта; познакомить с основными приемами изготовления тряпичных кукол нашего края. Практическая значимость: ознакомление с методами и приемами работы, учебной и внеурочной деятельности, способствующими формированию гражданской идентичности своей малой Родины у детей с умственной отсталостью.Ознакомление педагогов с технологиями, помогающими формировать у умственно отсталых детей возраста 11-16 лет гражданскую идентичность через краеведение. Распространение и передача педагогического опыта; познакомить с основными приемами изготовления тряпичных кукол нашего края. Практическая значимость: ознакомление с методами и приемами работы, учебной и внеурочной деятельности, способствующими формированию гражданской идентичности своей малой Родины у детей с умственной отсталостью.
Краеведение-основа формирования гржданской идентичности..docx
Мастер ­ класс .  «Краеведение – основа формирования гражданской идентичности»,  «Омутинская специальная школа» филиал МАОУ ОСОШ №1»,  с. Омутинское Тюменской  обл. Кондратьева И.Л. учитель технологии.  Цель мастер­класса:  Ознакомление педагогов  с технологиями, помогающими формировать у умственно  отсталых детей возраста 11­16 лет гражданскую идентичность через  краеведение.  Распространение и передача педагогического опыта; познакомить с основными  приемами изготовления тряпичных кукол нашего края.  Практическая значимость: ознакомление с методами и приемами работы,   учебной  и  внеурочной  деятельности,   способствующими формированию гражданской  идентичности своей малой Родины  у детей с умственной отсталостью. Задачи: ­ познакомить участников мастер­класса с технологиями,  способствующими  формированию гражданской идентичности умственно отсталых школьников через  краеведение;        ­ повышение профессионального мастерства и квалификации участников в ходе  изготовления куклы – оберега, в соответствии с народными традициями.         ­создание условий для профессионального общения, самореализации и  стимулирования роста творческого потенциала педагогов;  ­ показать практическую значимость использования данных технологий, как на  уроках, так и во внеурочной деятельности.  Целевая аудитория: педагоги – предметники.  План проведения мастер­ класса: ­ расширить культурный кругозор участников мастер­класса, познакомив их с  традиционной  куклой наших предков; ­ научить участников мастер­класса изготавливать  куклу «Крестец», в соответствии с  народными традициями нашего края.  Предполагаемый результат: участники получат информацию о  Краеведение  как основа формирования гражданской идентичности. Пояснительная записка. Данный мастер­класс представляет собой практическое занятие с профессиональной аудиторией (учителя­предметники) по теме «Краеведение – основа формирования  гражданской идентичности», посвященное знакомству с данными технологиями и их  практическим использованием, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Сценарий занятия. Я работаю учителем сельскохозяйственного труда в  специальной  школе  и считаю,  что  основными задачами  преподавателя сельскохозяйственного труда является  воспитание в детях любви к родной земле, уважения к труду и людям труда,  развитию  эстетических  чувств, гуманному отношению ко всему живому, чувству  прекрасного  познавательного интереса, устойчивых нравственных принципов.  Программа уроков  СХТ,   содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков,  необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных  хозяйствах.      Учитывая значимость знаний о своей местности, для умственно  отсталых школьников, программы специальных  школ содержат краеведчесую  направленнностьт,  которая  реализуется на протяжении всего периода обучения. В связи с тем, что большинство выпускников после окончания школы остаются жить и  работать в той местности, в которой родились и учились, знания о животноводстве и  полеводстве, для них имеют огромное практическое значение.  Передача накопленного  опыта от старшего поколения младшему, всегда являлась общим делом всего народа,  что в процессе обучения позволяет приблизить изучаемый материал к жизни учащихся,  тем самым способствует усвоению учебного материала. Краеведение способствует  решению образовательных, коррекционных и воспитательных задач, стоящих пред  специальной школой  и помогает социализировать умственно отсталых школьников.   Школьное краеведение, ­ это не только способ и метод познания и изучения прошлого  и настоящего, но и своеобразный ключ к становлению человека. Именно краеведческий материал даёт нам возможность наглядно, доступно, на близком, родном языке донести до сознания учащихся нравственно­правовые знания, нормы и ценности. Проявлять  необходимую самостоятельность в принятии решений, что крайне необходимо во  время адаптации социализации в обществе.              На своих уроках, знакомлю детей с простейшими сельскохозяйственными  приспособлениями и инвентарем, сравнивая их с орудиями труда предков,  учу  рациональным приемам работы, соблюдая  правила техники безопасности. Для  совершенствования практических умений и навыков включаю в программный материал упражнения для развития мотивации, мелкой моторики рук, глазомера,  цветоразличения, которые создают условия для развития памяти, мышления и речи,  творческих способностей. Это оказывает положительное влияние на трудовую  деятельность детей с проблемами в здоровье, способствует их интеллектуальному  развитию. Дети узнают много нового, полезного: названия деревьев, цветов, зерновых  культур, домашних животных и уход  за ними, знакомятся с профессиями  животноводов и полеводов. В своей практике применяю урок­сказку, урок­конкурс,  урок­путешествие, урок­игру, дидактические игры. Например, «каждому овощу ­ его листву», «назови детёныша», «отгадай овощи по  вкусу, по запаху», «узнать овощи на ощупь», «по признаку подбери название  инструмента», «по следам Робинзона».  Загадки – средство, развивающее логическое мышление, любознательность, и игровые  элементы в учебном процессе. При подборе загадок учитываю возрастные и  индивидуальные особенности детей, их общую подготовленность. Тематические кроссворды, ребусы на уроках с/х труда предлагаю учащимся  индивидуально или всему классу.  К пословицам обращаюсь на разных этапах урока: при объяснении нового материала,  при его закреплении, во время опроса. Дети, таким образом, знакомятся с народной  мудростью, им сообщается поучительная мысль, которая заключена в лаконичную,  отточенную, метафорическую форму. «Кто пахать не ленится, у того хлеб родится»,  «У коровы молоко на языке»,  «Свиноводство – крестьянская копилка»,  «Глаза  страшатся, а руки делают»и т.д. Это  уроки,  на которых  нет   пассивных  учеников,  уроки  – результативные  и  эффективные. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они  позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и  любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний. Общение  с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно,  чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным  краем. Хорошо, когда дети видят золотые колосья пшеницы, чувствуют аромат  скошенного сена, и понимают, что это наше родное, наша Малая Родина.  Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества  человека, в их числе и любовь к Родине. Знакомя детей с истоками народной культуры,  мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с  фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт  наших предков. Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью  положительно относятся к урокам сельхоз труда, здесь они могут проявить себя и  реализовать свои, пусть и ограниченные, но возможности. Применение разнообразных  методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный  процесс более доступным и социально значимым.      Проблемой изучения краеведения в специальных   школах  в разные годы занимались М. Э. Валце, Е. А Вишнякова, В. В. Воронкова, А. Н. Граборов, А. Ф. Гусев, А. М. Данилова,   Г.   М.   Дульнев,   Т.   М.   Лифанова,   К.   Г.   Муратова,   Л.   В.   Петрова,   Т.   И. Пороцкая,   З.   В.   Свиридова,   Е.   Н.   Соломина,   А.   В.   Усвайская   и  другие   ученые. Данные авторы  в своих работах отмечают, что привлечение краеведения в учебно – воспитательный   процесс   способствует   общему   развитию   умственно   отсталых учащихся,   формированию   у   них   познавательного   интереса,   расширению   кругозора, коррекции недостатков развития и социальной адаптации. Краеведение в специальной  школе – результат совместной творческой деятельности  ученика и учителя, которое  осуществляться как во время учебной и  внеурочной  деятельности.   В   нашей   школе   разработана   программа   воспитания:   «Я   среди   людей».  Работаю   по направлениям:    гражданско­патриотическое, воспитание семейных ценностей.  В программе   спланированы тематические классные часы,   игровые   мероприятия,   викторины   и   другие   формы   организации   внеурочной деятельности, которые затрагивают основные исторические события, знания основных обязанностей   и   прав   гражданина,   знания   истории   и   ценностей   семьи,   профессии родителей.    культура   безопасности, правовое, Приучать человека  делать  добро  надо как  можно  раньше, с самого  детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы, но они должны   уметь делать добро. Со своим классом ведём тимуровскую работу уже несколько лет, наш отряд называется     «Милосердие».     Воспитание   у   учащихся   понимания   необходимости добровольной   помощи   людям,   формирование   чувства   уважения   и   благодарности   к старшему поколению – задача, которую ставили мы при  создании своего отряда. В   этом   году   мною   проведены     воспитательные   часы:  «Дарите   людям   красоту»,   Час общения: «О дружбе и друзьях», «Праздник Народного единства. Что мы празднуем?», Час общения: «Праздники русского народа », Игровой час «Игры мира»,  «Научи свое сердце   добру»,   "Природа   родного   края",   «Мы   –русские,   мы   –россияне»,   Беседа  «История моего села»,  «Символика России» своя игра.              Но работа по формированию гражданской идентичности проводится не только  на воспитательных часах.  Несколько лет веду кружок «Остров мастеров».  Каждый   учащийся   находится   на   определённом   этапе   реализации   своего   замысла   и трудится   согласно   своему   уровню   сложности,   скорости   выполнения   работы.   Формы проведения занятий – сочетание теоретических и практических видов деятельности. Это: рассказ, беседа, показ, практическая работа, подготовка и проведение выставок – это технология (социальные пробы). Основная форма работы – практическая деятельность, позволяющая приобрести и  совершенствовать основные умения и навыки.  Актуальность и практическая значимость кружка в том, что работа по изучению малой родины привлекает внимание к  истории,   формирует идентичность, гордость, сопричастность к своему  народу. Программа  реализует личностно ориентированный подход в обучении и воспитании, педагогике  сотрудничества. Изучаемый материал актуален и своевременен. Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному  богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины,  традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков. Духовную жизнь народа всегда определяли труд, душевный талант и человечность,  именно они способствовали воспитанию подлинно народных характеров. Так, например, очень много смысла в пословице, когда трудолюбивым называют только  того, кто и нелюбимую работу делает с любовью. Дорогие коллеги!  Сейчас я покажу одно из занятий  кружка «Остров мастеров» проводимое с учащимися нашей школы.  Тема занятия: «Куклы, в которые играли наши бабушки» Объект труда: Кукла «Крестец». Цель:  Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения  тряпичной куклы; познакомить учащихся со значением  куклы; научить изготавливать  куклу из ниток; Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного  фольклора и творчества, к истории нашего края; использовать приобретенные знания и  умения в практической деятельности; Воспитывающая – Формировать идентичность, гордость,  сопричастность к своему народу, художественное мышление, интерес  к народному  творчеству;   Ход занятия 1. В начале занятия  провожу организационный момент, психологический  настрой, где всегда интересуюсь у детей: как настроение, готовы ли они к  плодотворной работе. После того, как дети настроились на работу и  сконцентрировались,  задаю какой­либо вопрос на тему краеведения по формированию  гражданского  самосознания, например – как называется наше село, район, область, в  котором  мы живем, или, как называется столица нашей Родины, и т.п. а затем вместе с  учениками формулируем верный ответ.  2. 3. Выстраиваю проблемную ситуацию.   В моем сундучке находится предмет, без которого раньше не обходилась ни одна семья, где были дети. Этот предмет оберегал от невзгод, он же развлекал деток. А узнать,  что же у меня находится в сундучке, вы можете только после того, как послушаете  отрывок из сказки «Василиса Прекрасная». Идет презентация, зачитывается отрывок из сказки. В некотором царстве жил­был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил  только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь  лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из­под одеяла куклу, отдала ей и  сказала: ­ Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с  родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе, и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.  И вот так и стала Василиса жить. ­ «На, куколка, моего горя послушай! Научи ты меня, куколка, как мне быть, как мне  жить, как мне горе избыть?».  Отведает куколка того – сего, а потом и на ум Василису  наставит, и в горе утешит, и всякую работу за неё справит.  4.    Вхождение в тему. Но кто мне скажет, почему я начала урок с этой сказки? Как вы думаете? Какой  предмет у меня лежит в сундучке? Правильно кукла. Сегодня действительно будем разговаривать о куклах, но не обычных,  куклах в которые играли давно, еще наши бабушки и прабабушки. Тема нашего занятия: «Куклы, в которые играли наши бабушки». Наши бабушки тоже  были детьми и играли в куклы. Из чего же их делали? (ответ детей). Из веток, сучков,  соломы, тряпочек, ниточек, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа.  Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Кукла была символом  продолжения рода. Считалось, что если дети много играют в куклы, то будет в семье  прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам – быть беде. Все куклы  не имели лица, просто белый лоскут без обозначения глаз, носа, рта и ушей.  Кукла без лица, считалась предметом не одушевленным, не доступным для вселения в  нее злых сил (которые, как известно, входят через глаза и рот, реже через нос и уши).  Такая кукла не могла ожить и навредить ребенку. 5. Сообщение новых знаний.  Скоро крещение.  По поверьям, именно на Святочной недели высвобождались бесовские силы. Самым надёжным способом очищения считалось купание в прорубе в Крещение,  19­ого января. Среди защитных кукол оберёгов редкого, мужского образа  был «Крестец». На первый  взгляд крестец совершенно не похож на куклу, но каких то 100 лет назад кукла Крестец  использовалась в играх вместо кукол мужчин. Чтобы при священном омовении 19 января злые силы ненароком не вселились в кого­ нибудь, изготавливали куклу­заместителя (Крестец) и втыкали в снег на краю проруби.  Для привлечения внимания духов к крестовине привязывали ленточки, Так как в зимних  купаниях в основном участвовали молодые здоровые парни, кукла Крестец стала  символизировать мужчину. Девушки при изготовлении куклы Крестец загадывали 6. 7. 8. 9. 10. желания и повязывали ленточки или ниточки на березовые ветки. Использование лент и  тканей, завязанных узлом, ­ часть многих очистительных и лечебных обрядов. Мобилизирующий момент. Дыхательная гимнастика: «Свеча»  Минутку чтения. Оберег ­ это амулет, защищающий человека от различных опасностей. Такие куклы  несут в себе только доброе начало и по народным поверьям, поставленные в доме где­то  выше головы людей, охраняют их от темных сил, ссор, болезней. Куклу­оберег  помещали перед входом в жилище, и тогда она оберегала всю семью от различных  несчастий.  И теперь городские жители стараются приобрести или сами сделать куклу­ домового или куклу Берегиня. Показ образца куклы. Сталкивались ли вы,  в жизни с такими куклами­оберегами? А может быть, сами делали. ( использование еще одного из видов коммуникативных технологий  ­ диспут)  – Сегодня мы будем  делать куклу – оберег «Крестец» Физкультминутка (динамическая пауза): «Вместе весело шагать по  просторам..»  Практическая работа.  Просмотр презентации,  А) пошаговое изготовление куклу. Б) повторение правил т/б при работе с инструментами. Ну, вот ваша кукла ­ оберег готова. В эту куклу была вложена частичка вашей душ,  тепла и благодарности. Отсюда и положительная энергетика, которую мы, глядя на  результат, неосознанно чувствуем даже сегодня. Отсюда ощущение уюта, спокойствия и  тепла. Но что­то символическое в подобном колдовском процессе определенно есть,   она будет  оберегать вас  от всех невзгод. Обрядовая кукла Крестец, которая  использовалась на Крещении, была большой, иногда выше человеческого роста, а в его  создании принимало участие все купающееся население деревни. 11. Идет представление кукол детьми. 12. Рефлексия. Сегодня вы узнали о куклах, в которые играли бабушки, когда были  детьми.  О каких традициях нашего сибирского народа вы узнали на Святочной неделе  19 января? А как называется ваша кукла?   О чем думали, когда мастерили её?  Эта одна из немногих кукол, каких предыдущих вы помните? На следующем занятии, мы будем изготавливать куклу Мартиничку, которой наши предки закликали, зазывали  весну. 13.  Итог. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при  помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты  создающего её  народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Подводя итоги данного мастер­класса, хочу сказать, что это далеко не все технологии  формирования гражданской идентичности через Краеведения  – в общеобразовательных  школах,  их спектр более разнообразен. Следовательно, педагогически правильно  организованная краеведческая деятельность обеспечивает комплексный подход в  воспитании, положительно воздействует на все сферы личности,    что  способствует   всестороннему и гармоничному развитию, уважающих и знающих традиции своего  народа. Я же в рамках этого занятия, а именно  кружок «Остров мастеров»,  с умственно отсталыми детьми среднего и старшего возраста, выбрала наиболее подходящие (можно  было еще включить экскурсию в краеведческий музей или простую ролевую игру на  тему краеведение, которые также относятся к данным приемам и технологиям).  У каждого из нас, в доме есть свои оберёги: куклы, домовёнок, то, что связывает нас с  традициями русского народа. А сейчас, уважаемые участники, я хотела бы услышать о ваших чувствах и эмоциях,  которые,  я надеюсь, вы испытали во время нашего занятия.    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.­ М.: Культура и традиции, 2014.­ 120 с. 2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. ­ 3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С.  Котова.­ СПб, Паритет, 2003.­ 240 с. 4. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. ­2008.  5. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. ­2015. 6. Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru .­ 2016.

Мастер - класс . «Краеведение – основа формирования гражданской идентичности»,

Мастер - класс .  «Краеведение – основа формирования гражданской идентичности»,

Мастер - класс . «Краеведение – основа формирования гражданской идентичности»,

Мастер - класс .  «Краеведение – основа формирования гражданской идентичности»,

Мастер - класс . «Краеведение – основа формирования гражданской идентичности»,

Мастер - класс .  «Краеведение – основа формирования гражданской идентичности»,

Мастер - класс . «Краеведение – основа формирования гражданской идентичности»,

Мастер - класс .  «Краеведение – основа формирования гражданской идентичности»,

Мастер - класс . «Краеведение – основа формирования гражданской идентичности»,

Мастер - класс .  «Краеведение – основа формирования гражданской идентичности»,

Мастер - класс . «Краеведение – основа формирования гражданской идентичности»,

Мастер - класс .  «Краеведение – основа формирования гражданской идентичности»,

Мастер - класс . «Краеведение – основа формирования гражданской идентичности»,

Мастер - класс .  «Краеведение – основа формирования гражданской идентичности»,

Мастер - класс . «Краеведение – основа формирования гражданской идентичности»,

Мастер - класс .  «Краеведение – основа формирования гражданской идентичности»,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2018