Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство +2
Взрослым
12.07.2018
Программа кружка «Декоративно-прикладное творчество» с уровнем
реализации полного курса 4 года для обучения детей начальной школы направлена на развитие мышления, творческого воображения и художественных способностей учащихся.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» - эти слова В.А. Сухомлинского ярко отражают работу кружка «Декоративно-прикладное творчество»
Основное предназначение кружка «Декоративно-прикладного творчества» - развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
Одна из основных задач - выявление, формирование и совершенствование творческих способностей детей в различных направлениях декоративно-прикладного творчества.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1. Пояснительная записка
2. Актуальность программы
3. Цель и задачи программы
4. Прогнозируемые результаты
5. Учебно-тематический план
6. Содержание программы
7. Список литературы
8. Приложение.
кружок ДПИ раб. прогр..docx
Рабочая программа кружка
декоративно-прикладного
творчества «Домовята»
Возраст детей 7-10 лет.
Составитель программы
учитель начальных классов:
Питеримова Т.В.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1.Пояснительная записка
2.Актуальность программы
3.Цель и задачи программы
4.Прогнозируемые результаты
5.Учебно-тематический план
6.Содержание программы
7.Список литературы
8.Приложение.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Декоративно-прикладное творчество» с уровнем реализации полного курса 4 года для обучения детей начальной
школы направлена на развитие мышления, творческого
воображения и художественных способностей учащихся.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества» - эти слова В.А. Сухомлинского
ярко отражают работу кружка «Декоративно-прикладное
творчество»
Основное предназначение кружка «Декоративно-прикладного
творчества» - развитие мотивации личности к познанию и
творчеству.
Одна из основных задач - выявление, формирование и
совершенствование творческих способностей детей в различных
направлениях декоративно-прикладного творчества.
Кружок «Декоративно-прикладного творчества» реализует
образовательные программы художественно-эстетической
направленности дополнительного образования детей.
В творческих коллективах кружка занимаются дети и от 7 до
10 лет по следующим видам деятельности:
- рукоделие
- вязание крючком
- бисероплетение
- природный материал
- мягкая игрушка
- тестопластика
- изонить
- лоскутная мозаика
- бумажная пластика
- оригами и аппликация
В основу образовательного процесса положены принципы
приоритета интересов и потребностей детей, добровольности и
права выбора ребенком того или иного вида деятельности.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства
отражают
художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие
и
художественный опыт народа, сохраняют историческую память.
Ценность
произведений народного декоративно-прикладного искусства
состоит не
только в том, что они представляют природный мир, материальную
культуру,
но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной.
Именно
духовная значимость предметов народного искусства особенно
возрастает в
наше время. Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с
лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту.
Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и
доски,
берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы
утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие
нашим
эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.
Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая
национальные художественные традиции, этот живой родник
современной
художественной культуры.
В учебно-воспитательной работе с детьми в школе все большее
значение приобретают занятия по прикладному творчеству.
Разнообразие произведений прикладного творчества, с которыми
знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них
эстетическое отношение к действительности. Процесс
эстетического познания детьми
произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях по
ДПИ
включает в себя как восприятие произведений, так и практическую
работу учащихся.
Занимаясь в кружке, дети не только заполняют свое свободное
время интересным занятием, но и получают багаж знаний, умений,
навыков способных повлиять на дальнейшую жизнедеятельность. На
занятиях в кружке ребенок научится общаться со сверстниками и
взрослыми, научится нормам поведения в обществе, взаимовыручке,
взаимоуважению – это воспитательная функция. В ходе занятий
дети узнают много интересного и полезного, они просвещаются в
различных сферах деятельности.
Занятия в кружке декоративно-прикладное творчество
способствуют развитию эстетического отношения к
действительности, формированию эстетического вкуса. Ребенок
развивает способность получать наслаждение от подлинно
прекрасного, потребность воспринимать и создавать прекрасное в
труде, быту, поведении, искусстве. Во время знакомства с
декоративно-прикладным творчеством дети узнают о культурных
традициях своего народа, воспитание любви к Родине, трепетное
отношение к ней, развитие чувства патриотизма, гордости за свой
народ, желание сохранить и приумножить богатство страны. При
овладении техникой какого-либо из видов декоративно-прикладного
творчества у ребят происходит активный процесс мышления,
который включает в себя самые различные сферы знания, такие как
математика, геометрия, природоведение, литература, технология и
многое другое. Не менее важным аспектом для учащихся в занятиях
декоративно-прикладным искусством является развитие моторики, в
момент работы с различного рода материалом. Моторика рук тесно
связана со слухом, ощущениями, восприятиями и так далее, именно
поэтому мы считаем это одним из важных элементов в развитии
ребенка. Развитие словесно-образного мышления также является
важным моментом в занятиях декоративно-прикладным
творчеством. Способность четко и ясно выражать свои мысли,
описывать предметы, давать им характеристику, рассказывать о
впечатлениях, идеях и задумках – все эти умения наиболее легко
формируются именно в младшем школьном возрасте.
Занятия декоративно-прикладным творчеством имеет ряд
преимуществ.
Во-первых, малозатратность, возможность работать с подручным
материалом без специального выделения финансов на его закупку. Во-вторых, многофункциональность, один вид декоративно-
прикладного искусства может использоваться для совершенно
разных целей, все зависит от фантазии ребенка.
Декоративно-прикладное искусство призвано украшать,
облагораживать и преобразовывать предметный мир. Люди
стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными
для пользования, но и привлекательными по внешнему виду.
Декоративно-прикладное искусство занимает важное место в
организации свободного времени детей . Оно обогащает творческие
стремления ребенка преобразовывать мир, развивает
нестандартность мышления, свободу, индивидуальность,
раскрепощение, умение наблюдать.
Ознакомление с произведениями народного декоративно-
прикладного искусства побуждает в детях первые яркие
представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию
патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их
необходимо включать не только в образовательный процесс в
школе, но и на занятиях в кружках.
Творческие способности учащихся при применении декоративно-
прикладного творчества развиваются посредствам следующих
действий:
- в предварительном создании эскизов на бумаге;
- в продумывании элементов узора;
- в расположении их на объемах;
- в создании предметов декоративного характера;
- умения найти способ изображения и оформления предмета;
- в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
Также декоративно-прикладное искусство способствует
формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез,
сравнение, обобщение.
При рассматривании подлинных предметов декоративно-
прикладного творчества и иллюстраций формируется связная речь,
правильность произношения, умения описывать увиденное,
рассказывать о созданном изделии. В узорах декоративных вышивок, плетений характерных для
различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия,
соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении
орнамента. Это дает материал для развития математических
представлений.
Воспитание любви к Родине является одной из главных задач
нравственного и патриотического воспитания. При знакомстве детей
с произведениями декоративно-прикладного творчества важно
знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством
наших предков. Дети узнают о самобытности, своеобразии
декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и
композиционное решение); о связи содержания орнамента с
окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народа
Краснодарского края. Также дети учатся умению составлять узоры
на традиционные мотивы, отличать орнаменты от других. Узнают,
что орнаментом украшают одежду, обувь и различные
хозяйственные принадлежности и кухонную утварь, сумочки. У
детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к
родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит,
будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к
нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.
В процессе занятий декоративно-прикладным искусством у детей
воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность
доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и
целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При
создании коллективных работ у детей воспитываются умение
объединяться для общего дела, договариваться о выполнении
общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать
согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть
работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.
В конце каждого учебного года проводятся отчетные выставки
детских работ, которые с большим удовольствием посещают
родители совместно с детьми.
Таким образом, можно выделить следующие основные сферы
влияния декоративно-прикладного творчества на развитие ребенка:
1. формирование мыслительных операций;
2. развитие математических представлений; 3. формирование речи и образного мышления;
4. патриотическое и нравственное воспитание;
5. воспитание нравственно-волевых качеств;
6. формирование представления о декоративно-прикладном
искусстве, закрепление знания;
7. приобщение к активной творческой деятельности;
8. понимание общественной значимости своей деятельности.
Занятия декоративно-прикладным творчеством оказывают
положительное влияние на формирующийся организм и личность
ребенка. Благодаря таким занятиям, у детей появляется
возможность раскрыть свой творческий потенциал, развивать
волевые качества, получать массу интересной информации из
области истории, литературы, музыки и так далее.
По своему происхождению декоративно-прикладное искусство -
один
из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения
декоративно-прикладного искусства обладают художественно-
эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и
труде.
Обучающийся становится участником увлекательного процесса
создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное
искусство,
как никакой другой вид учебно-творческой работы, позволяет
одновременно
с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных
мастеров,
формированием эстетического вкуса вооружать учащихся
техническими
знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести
психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору
профессии.
В изделиях декоративно-прикладного искусства сосредоточено
единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Это
искусство своими корнями уходит в народное творчество. Издавна
традиции народных мастеров передавались из поколения в
поколение. Искусство своей
семьи, деревни, поселка дети впитывали с ранних лет.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели программы - развитие у детей художественного вкуса,
творческих
способностей, раскрытие личности, внутренней культуры,
приобщение к
миру искусства.
Задачи программы
Обучающие:
1. развить понимание художественно-выразительных
особенностей языка декоративно-прикладного искусства;
2. привить стойкий интерес к художественной деятельности;
3. научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции,
форму, композицию как средства художественной
выразительности в создании образа декоративной вещи;
4. овладеть процессом стилизации природных форм в
5. объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и
декоративные;
орнамента;
6. познакомить с различными видами декоративной росписи;
7. развить навыки работы учащихся с различными материалами и
в различных техниках;
8. научить приемам составления и использования композиции;
9. научить творчески использовать полученные умения и
практические навыки;
Воспитательные:
1. осуществлять трудовое и эстетическое воспитание учащихся;
2. воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и
3. развивать художественный вкус, фантазию, пространственное
людям;
воображение; 4. приобщение к народным традициям;
5. воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие,
доброжелательнее отношение друг к другу, сотворчество;
6. соединение обучения с воспитательным процессом;
7. добиться максимальной самостоятельности детского
творчества;
Развивающие:
1. пробуждать любознательность в области народного,
декоративно-прикладного искусства, технической эстетики,
архитектуры;
2. развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес
к творчеству художника, дизайнера;
3. формировать творческие способности, духовную культуру и
эмоциональное отношение к действительности;
4. развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
5. развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и
мобильность в поисках решений и генерирующих идей.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Описание прогнозируемых результатов
В результате обучения обучающиеся должны знать:
-виды декоративно – прикладного творчества;
-народные художественные промыслы России и их историю;
-названия и назначение материалов, их элементарные свойства,
-правила организации рабочего места;
-правила безопасности труда и личной гигиены при работе с
различными
материалами.
Должны уметь:
-правильно организовать рабочее место;
-пользоваться инструментами ручного труда, применяя
приобретённые навыки на практике;
-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при
работе с
различными материалами и инструментами;
-выполнять работы самостоятельно согласно технологии;
-сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую
помощь,
проявлять самостоятельность.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 4 года обучения:
1-й год обучения – 33 часа;
2-й год обучения – 34 часа;
3-й год обучения – 34 часа;
4-й год обучения – 34 часа.
Режим занятий
Режим занятий 1 раз в неделю по 1 часу.
Занятия проходят в форме бесед и практических заданий.
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 7-10 лет.
Наполняемость групп - 10-15 человек.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый класс Виды деятельности
№
п/п
1. Вводное занятие
2. Экскурсия
3. Работа с природным
материалом
4. Работа с бумагой и
картоном
5. Работа с пластичным
материалом (глина,
пластилин, тесто)
Тема занятия
Беседа о декоративно-
Прикладном
искусстве
Экскурсия в парк.
Сбор природного
материала.
Фигурки птиц и
зверей из природных
материалов.
Изготовление
закладок, украшенных
листьями.
Изготовление панно
«Мир красоты»
Аппликация из
бумаги.
Квиллинг
Снежинки
Оригами
«Бумажный город».
Карандашница,
крашенная
ракушками.
Дымковская игрушка.
Роспись игрушки.
Филимоновская
игрушка.
Роспись игрушки.
Аппликация из теста.
«Фигурки животных»
Кол-
во
часов
1
1
1
1
2
1
2
1
2
2
1
2
2
2 6. Работа с текстильным
материалом
7. Работа с сыпучими
материалами
8. Итоговое занятие
Ваза из ажурных лент.
История
возникновения
игрушки.
Кукла-закрутка
Коллаж «Натюрморт».
Панно для кухни
Орнаментальная
композиция
«Сказочная птица».
Выставка работ
учащихся.
1
2
2
3
3
1
Второй класс
Тема занятия
Виды деятельности
№
п/п
1. Вводное занятие
2. Экскурсия
3. Работа с природным
материалом
Кол-
во
часов
1
1
1
2
2
2
Беседа о декоративно-
Прикладном
искусстве
Экскурсия в парк.
Сбор природного
материала.
Фигурки птиц и
зверей из природных
материалов.
«Золотая осень»
«Любимая сказка»
Изготовление панно
«Волшебный лес» 4. Работа с бумагой и
картоном
5. Работа с пластичным
материалом (глина,
пластилин, тесто)
6. Работа с текстильным
материалом
7. Работа с сыпучими
материалами
Аппликация из
бумаги.
Квиллинг
Оригами
Новогодние игрушки.
Техника Папье-маше.
Блюдце. Роспись
блюдца.
Гжель. Посуда.
Роспись посуды.
Матрёшка.
Роспись матрёшки.
Предметы быта.
Городецкая роспись.
Роспись игрушки.
Аппликация из теста.
«Ваза с цветами»
Вязание крючком.
Мини-салфетка.
История
возникновения
игрушки. «Хоровод»
Кукла-закрутка.
Панно «Волшебство»
Украшение коробочки.
«Ларец»
8. Итоговое занятие
Выставка работ
учащихся.
1
2
2
2
2
2
2
2
2
3
2
1
1
1 Виды деятельности
№
п/п
1. Вводное занятие
2. Экскурсия
3. Работа с природным
материалом
4. Работа с бумагой и
картоном
5. Работа с пластичным
материалом (глина,
пластилин, тесто)
6. Работа с текстильным
материалом
Третий класс
Тема занятия
Кол-
во
часов
1
1
2
2
2
3
2
2
2
2
2
3
2
3
Беседа о декоративно-
Прикладном
искусстве
Экскурсия в парк.
Сбор природного
материала.
Панно «Как прекрасен
этот мир? Посмотри!»
Декоративное
украшение
«Ожерелье»
«Удивительные
животные»
Квиллинг
Модульное оригами
Новогодние игрушки.
Техника Папье-маше.
Чашечка. Роспись
чашечки.
Хохлома. Посуда.
Роспись посуды.
Матрёшка.
Роспись матрёшки.
Предметы быта.
Жостовские подносы.
Аппликация из теста.
«Ваза с цветами»
Вязание крючком.
Мини-салфетка. 7. Работа витражными
красками
8. Итоговое занятие
Художественная
роспись ткани.
Узелковый батик.
Витраж
Выставка работ
учащихся.
3
3
1
Виды деятельности
№
п/п
1. Вводное занятие
2. Экскурсия
3. Работа с природным
материалом
4. Работа с бумагой и
картоном
5. Работа с пластичным
материалом (глина,
пластилин, тесто)
6. Работа с текстильным
материалом
Четвёртый класс
Тема занятия
Кол-
во
часов
1
1
3
3
3
3
2
3
2
Беседа о декоративно-
Прикладном
искусстве
Экскурсия в парк.
Сбор природного
материала.
Объёмная работа
«Деревенька»
Квиллинг
Модульное оригами.
Народный орнамент.
Предметы быта.
Гжель, хохлома,
городецкая роспись.
Панно из теста «Моя
фантазия»
Вязание крючком.
Цветы.
Художественная
роспись ткани. Батик. 7. Работа витражными
красками
Витраж
8. Работа с бисером
9. Итоговое занятие
Цветы из бисера.
Деревья из бисера.
Выставка работ
учащихся.
3
4
5
1
Первый класс
1.Тема: Знакомство с прикладной композицией.
Роль и значение прикладного искусства в процессе обучения. Цели и
задачи
курса. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их
свойствами
и их использованием, с приемами работы. Знакомство с
организацией
рабочего места учащегося, его подготовка к работе.
2.Тема: Работа с бумагой «Осенние листья».
Знакомство с понятием «простая и сложная форма». Сравнение по
форме
различных листьев (рябина и липа, ясень и дуб), и выявление их
геометрической основы. Сравнение пропорций частей в сложных
составных формах. Понятия «симметрия» и «асимметрия».
Составление
композиции. Материалы: цветной картон, цветная бумага, клей,
ножницы.
3.Тема: Знакомство с видами росписи.
Беседа об истории возникновения и развития росписи. Знакомство с
ее
орнаментальными мотивами, видами узоров, которыми украшают игрушки и предметы быта, и способами их нанесения на
поверхность.
4.Тема: Работа с бумагой: обрывная аппликация.
Знакомство с работой циркуля (выполняются окружности – глаза
птицы).
Разновидность аппликации – обрывная (перья совы). Декорирование
глаз и
перьев птицы. Материал: цветной картон, цветная бумага, циркуль,
ножницы, клей, фломастеры.
5.Тема: Приемы и навыки работы с тканью.
Знакомство с текстурой различных тканей. Работа с утюгом,
иголками,
ножницами. Техника безопасности. Развитие аккуратности при
выполнении
работы.
6.Тема: Работа с тканью. Композиция «Букет цветов в вазе».
Формирования умения вырезать изображения из ткани, наклеивать
флизелин
на ткань при помощи утюга. Создание творческой композиции на
основе
вырезанных цветов. Организация рабочего места учащегося, его
подготовка
к работе. Материалы: картон, ткань с узорами, флизелин, ножницы,
утюг.
7.Тема: История возникновение игрушки. Виды игрушек.
Знакомство с различными видами игрушки. История возникновения
какой-
либо игрушки. Материалы, используемые при изготовлении игрушки.
8.Тема: Игрушка «Акань».
Знакомство с игрушкой народов севера. История возникновения
данной игрушки. Создание игрушки из обрезков тканей. Материалы: кусочки
различных тканей, нитки, ножницы.
9. Тема: Работа с тканью. Знакомство с гобеленом.
История возникновения гобелена. Материалы и инструменты,
используемые при
изготовления гобелена.
10.Тема: Эскиз гобелена.
Используя возможности изобразительных средств (линия, точка)
выполнить
копию готового гобелена с натуры, имитируя технику ткачества.
Материалы: гуашь, акварель, фломастеры.
Второй класс
1.Тема: Аппликация из бумаги .
Знакомство с понятием симметрия. Умение вырезать из вдвое
сложенной
бумаги элементы для цветка. Декоративность работы. Материалы:
цветной
картон, цветная бумага, ножницы, клей.
2.Тема: Работа с сыпучими материалами. Декоративное панно для
кухни. Составление декоративного панно для кухни из гороха,
фасоли,
семечек и т.д. Материалы: картон, сыпучие материалы (горох,
фасоль,
семечки и т.д.),
клей, картон.
3. Тема: Филимоновская игрушка.
Беседа об истории возникновения филимоновской игрушки.
Знакомство с
элементами росписи игрушки. Изучить элементы росписи, овладеть
основными приемами их выполнения. Материалы: гуашь.
4. Тема: Роспись филимоновской игрушки Повторение основных
особенностей
филимоновской росписи. Вылепить филимоновскую игрушки и
расписать ее
по образцу. Материалы: гуашь, глина.
5. Тема: Декоративная резьба по бумаге. Знакомство с основными
особенностями декоративной резьбы по бумаге. История
возникновения резьбы.
Отработка приемов и навыков данной техники. Материалы: писчая
бумага,
канцелярский нож.
6. Тема: Орнаментальная композиция в полосе, круге, на основе
резьбы по
бумаге. Применение отработанных раннее приемов и навыков
резьбы по бумаге.
Выполнить композицию в полосе, круге и т.д. Материалы: цветная
бумага,
цветной картон, канцелярский нож.
7. Тема: Орнаментальная композиция «Сказочная птица». Отработка
декоративной росписи в полосе. Нарисовать сказочную птицу,
выполнить на ней
роспись в виде орнамента. Материалы: гуашь.
8. Тема: Работа с тканью. Коллаж «Натюрморт».
Приобретения навыков работы с тканью. Разработать эскиз
натюрморта
(плоскостного) Умение аккуратно наклеивать полоски ткани на
контуры предметов
натюрморта. Материал: картон, ткань, клей, ножницы, линейка.
Третий класс 1. Тема: Декоративное украшение «Ожерелье».
Создание картонных монеток из картона, украшение их выпуклым
орнаментом из
гороха, макарон и т.д. Соединение частей в одно целое украшение.
Материал:
картон, сыпучие материалы, клей, ножницы.
2. Тема: Кистевая роспись «Гжель».
Беседа об истории возникновения и развития кистевой росписи
«Гжель».
Знакомство с элементами (бордюр, «мазок с тенью», капелька и др.)
Изучить
элементы росписи, овладеть основными приемами их выполнения.
Написать
цветок или птицу в технике «Гжель». Материалы: гуашь.
3. Тема: Эскиз блюда с использованием характерных образов
гжельской
росписи.
Копирование росписи. Научиться работать по образцу, изучить
разнообразие
элементов росписи, отработать навыки выполнения основных
приемов.
Материалы: гуашь, керамическая плитка.
4. Тема: Аппликация из бумаги.
Продолжение знакомство с техникой аппликации. Выполнить
выкрасы на
кальке (теплые оттенки). Выполнить композицию «Огонь»
Материалы:
калька, акварель, ножницы, клей, картон.
5. Тема: Бумагопластика «Птица».
Формирования умения вырезать из плотной бумаги полоски равной толщины. Создание творческой композиции «Птица» на основе
вырезанных
полосок бумаги. Материалы: акварельная бумага, клей, ножницы.
6.Тема: Аппликация из ткани «Необычное животное».
Формирования умения вырезать изображения из ткани, наклеивать
флизелин
на ткань при помощи утюга. Создание творческой композиции на
основе
вырезанных цветов. Организация рабочего места учащегося, его
подготовка
к работе. Материалы: картон, ткань с узорами, флизелин, ножницы,
утюг.
7.Тема: Художественная роспись ткани. Узелковый батик.
Познакомить с историей возникновения техники «батик»,
«узелковый
батик» Провести беседу о способах узелкового батика. Подготовить
ткань
для работы в технике узелковый батик. Выполнить роспись ткани в
свободной манере. Материалы: краски по ткани, кисти, ткань,
перчатки
Четвертый класс
1.Тема: Декоративная работа «Ларец».
Из плотного картона вычертить ларец, согнуть по отмеченным
линиям,
склеить ларец. Украсить ларец из фигурных макарон, ниток, бусинок
и т.д.
Материалы: картон, клей, ножницы, нитки, макаронные изделия,
бусы и т.д.
2.Тема: Объемная аппликация.
Из плотного картона вычертить элементы птицы, согнуть по
отмеченным линиям, приклеить на основу (картон) Материалы: акварельная
бумага,
картон, клей, ножницы.
3.Тема: Знакомство с городецкой росписью.
Беседа о видах росписи, художественно-стилистические
особенности основных
центров росписи по дереву (Городец). Краски, применяемые для
росписи.
Познакомить с центрами росписи по дереву, узнать особенности
стиля и
орнаментальные мотивы. Изучить элементы и мотивы выбранной
росписи,
овладеть основными приемами их выполнения. На основе
полученных знаний
самостоятельно выполнить гирлянду из цветов на бумаге.
Материалы: гуашь.
4.Тема: Эскиз росписи разделочной доски в городецкой росписи.
Научиться работать по образцу, изучить разнообразие элементов
росписи,
отработать навыки выполнения основных приемов. Выполнение
копии с
подлинника. Материалы: гуашь, деревянная заготовка.
5.Тема: Витраж.
Знакомство с техникой «витраж». Создание эскиза для работы с
витражными
красками по стеклу. Работа в материале. Материалы: стеклянная
основа,
витражные краски.
6.Тема: Женская сумка для рукоделия.
Знакомство с искусством северных народов. Выполнить выкройку
сумки, украсить ее декоративным орнаментом и обшить бусинками. Материалы:
плотная,
шерстяная ткань, ножницы, иголка.
Методическое обеспечение учебного процесса
Для развития навыков творческой работы учащихся программой
предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на
различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее
учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности
ребенка, достигать более высоких
результатов в обучении и развитии творческих способностей детей
младшего
школьного возраста.
Применяются следующие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении
учебных заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей дифференциации и индивидуализации при
объяснении материала является формирование умения у учеников
применять
полученные ранее знания. При этом на этапе освоения нового
материала учащимся
предлагается воспользоваться ранее полученной информацией.
Учащиеся могут получить разную меру помощи, которую может
оказать
педагог посредством инструктажа, технических схем, памяток.
Основное время на уроке отводится практической деятельности,
поэтому
создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. Средства обучения
На уроках прикладного творчества используется большое
количество
разнообразных наглядных пособий. Они необходимы, чтобы
преподаватель
мог ознакомить учащихся со способами изготовления изделий, с
инструментами, которые будут использованы при работе в
материале, их
назначением и использованием на каждом этапе урока, с приемами
работы
над заданием. Типы пособий:
1. натуральные наглядные пособия - образец изготавливаемого
предмета, его развертка или выкройка, материалы и инструменты,
применяемые на уроках. Для показа сложных приемов обработки
материала используются детали увеличенного размера.
2. образец — это конкретный предмет, который при его
рассмотрении
будет мысленно расчленен на отдельные составляющие детали,
дальнейший анализ которых позволит определить действия и
операции,
необходимые для изготовления всего изделия. Отсутствие образца
изделия
на уроке, особенно на первом этапе обучения, делает выполнение
детьми
операций, необходимых для изготовления изделия, случайными и
неосознанными;
3. устное описание внешнего вида предмета и его конструкции -
способствует образованию у детей правильного представления о
предмете
творчества;14 4. материальные - для полноценного усвоения заданий каждого
раздела
программы необходимо, чтобы обучающиеся были обеспеченны
всеми
необходимыми материалами: красками (акварель, гуашь, краски для
батика), бумагой разных видов, гелиевыми ручки, материалами для
изготовления кукол и др.
Большая часть дидактического материала изготавливается самим
педагогом:
индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого
ученика
(трафареты, шаблоны и пр.); схемы, альбомы с образцами,
фотографиями.
Помещение для проведения занятий должно быть светлым,
соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. До начала
занятий и
после их окончания необходимо осуществлять сквозное
проветривание
помещения. В процессе учащиеся и педагог должны строго
соблюдать
правила техники безопасности труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Афонькин C.Ю., Афонькина Е.Ю.Орнаменты народов мира– М:
Кристалл,
1998.
2.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития,
2006.
3.Агапова И., Давыдова М. Поделки из природных материалов - М:
Лада,
2008. 4.Как научиться рисовать Универсальное пособие для детей и
взрослых –М:
РОСМЕН. 2004.
5.Черныш И. Удивительная бумага. – М: АСТ-ПРЕСС, 2000
6.Аппликация и бумагопластика. – М: АРТ, 2008.
7.Евсеев Г.А. Бумажный мир. – М: АРТ, 2006.
8.Горнова Л.В. Студия декоративно-прикладного творчества. –
Волгоград.
2008.
9.Мастерилка. Игрушки из природного материала. - Карапуз, 1997.
10.Терещенко Т.Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М: 1987.
11.Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М: Галарт, 1998.
12.Пульман Л.Г. Методика преподавания композиции декоративно-
прикладного искусства в ДХШ. – Минск 1980
Приложение.
Творческие работы учащихся, посещающих занятия в кружке
декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Домовята»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.