Мастер-класс: "Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время"
Оценка 4.6

Мастер-класс: "Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
английский язык
2 кл—11 кл
29.05.2018
Мастер-класс: "Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время"
Тема мастер-класса «Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время». Для активизации познавательной деятельности учащихся в своей педагогической деятельности использую разные формы деятельности, но хотелось бы поговорить о самой, на мой взгляд, важной форме обучения – как групповая работа.
Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время.docx
Тема мастер­класса «Активные формы учебной деятельности на уроках и  внеурочное время». Для активизации познавательной деятельности учащихся  в своей педагогической деятельности  использую следующие формы:  ­Работа в парах.   ­Групповая работа.  ­Различные формы работы с текстом.  ­Использование всевозможных видов поощрения ( жетоны, слова, вручение  удостоверений «лучшему знатоку грамматики», «лучшему знатоку лексики»,  « лучшему чтецу»), дифференциация домашнего задания.  ­Самостоятельная работа с использованием аналогий, сравнений.  ­Использование на уроках элементов занимательности (уроки – сказки, уроки – путешествия, уроки – кроссворды).  ­Использование проблемных ситуаций.  ­Изложение материала блоками.  ­Анкетирование, тестирование и т.д.  И этот список можно еще долго продолжать. Поэтому сегодня хотелось бы  поговорить о самой, на мой взгляд, важной форме – как групповая работа. Суть групповой формы деятельности заключается в том, что учебное задание  выполняется малыми (3­6 человек) группами учащихся с распределением  обязанностей между членами группы. В результате индивидуального вклада  каждого достигается общая цель, поставленная перед каждой группой. Выделяют следующие особенности групповой работы     (по сравнению с  индивидуальной и фронтальной):  способствует реализации общественно­воспитательных целей, приучая к ответственности, подчинению, готовности оказать помощь другим, к  партнерству;  способствует реализации познавательных целей, повышению  производительности труда учащихся, развитию их познавательной  активности и самостоятельности;  расширяет границы межличностных отношений и способствует  возникновению связей между учащимися;  делает объективным процесс самооценки, повышает объективность в  оценке других. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень  учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Величина группы может сказываться на мотивации деятельности. Увеличение  группы ведет к снижению мотивации деятельности (уменьшение интереса к  групповой задаче, желания работать над реализацией). По мере увеличения  групп происходит не только перераспределение и дифференциация ролей, но  наиболее активные из её членов начинают играть более существенную роль в  руководстве группой, а активность большинства снижается. Сеть  внутригрупповых коммуникаций при росте группы все более центрируется  вокруг наиболее активных её участников. Личный вклад активных членов группы в её работу возрастает, а индивидуальные вклады других  уменьшаются. В результате общая деловая активность и эффективность  группы в целом снижается. В сравнительно небольших группах практически каждому из участников  предоставляется возможность активизироваться и внести свой вклад в работу  группы.  Важно и то, четной или нечетной является группа. Группа с четным составом  учащихся при обсуждении сложной и спорной проблемы распадается на  равные подгруппы и с трудом приходит к общему решению. Целесообразнее  создавать группу с нечетным составом. Вообще считается, что группа из пяти  человек является самой оптимальной.  Если учитель хорошо знает, как относятся друг к другу его ученики, то он сам должен сформировать группы. Если такой информации у него нет, то  обратиться к учащимся с вопросом: «С кем бы вы хотели работать в одной  группе?» или провести анкетирование и по результатам анкет сформировать  группы (раздать анкету). Доказательно, что результаты совместной  деятельности сильно зависят от межличностных отношений. Если в группу  входят учащиеся, которые испытывают друг к другу неприязнь, то  результативность работы будет крайне минимальной. Правда, иногда  случается, что общая цель, необходимость согласованных действий,  ответственность друг перед другом отодвигают антипатии на второй план, и  между участниками устанавливаются дружеские отношения. Такую  групповую работу можно рассматривать и как важное средство решения  воспитательных задач.     Задача учителя иностранного языка – обеспечение активности деятельности  каждого ученика в течение всего урока, максимальное увеличение времени  говорения каждого школьника. Реализовать эту задачу позволяет групповая  форма работы. Она способствует также формированию навыков и усилий  самостоятельной работы учащихся в овладении иностранным языком.  Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть  на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и  почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия. Свою деятельность стремлюсь сделать максимально познавательной и  увлекательной, стараюсь находить такие пути решения задач урока, такие  формы и приемы работы, которые обеспечивали бы у учащихся активную  деятельность, направленную на приобретение знаний, повышали бы их  познавательную активность и работоспособность, творческую инициативу и  давали в результате высокое качество знаний.  В ходе работы определяю в учебнике материалы для совместного обучения,  для самостоятельной работы учащихся и для индивидуальной работы   ученика. Проанализировав возможности учебного пособия и учитывая  индивидуальные особенности обучаемой программы, выявляю время, которое  могу использовать на групповую работу. На начальном этапе применения данной технологии опасалась, что учащиеся  будут обращать больше внимания на сам процесс работы в ущерб  содержанию, другими словами, тратить больше времени на выполнение того  или иного задания по сравнению с традиционным уроком. Однако результаты  работы доказывают обратное. Любое задание в контексте группового  обучения строится таким образом, чтобы каждый участник группы активно  работал в течение определенного времени.  Планируя коммуникативные мероприятия, стараюсь придать ему  соревновательный характер, что помогает мне довольно легко стимулировать  учащихся к неподготовленному речевому общению. В ходе групповой работы даю учащимся некоторое время для того, чтобы  научиться работать вместе, если это группы сменного состава – не тороплю  их. Работу в группах стараюсь не затягивать. Определяю  время для  подготовки задания и стараюсь четко его соблюдать (лучше дать короткий,  чем длинный отрезок времени для подготовки и спустя несколько минут  предупредить учащихся, что им остается, к примеру, 2 минуты). Не вмешиваюсь  в работу после ее начала, не прерываю учащихся в процессе  общения и обращаю внимание только на те ошибки, которые мешают процессу общения. Остальные ошибки отмечаю для себя, чтобы впоследствии  поработать над ними дополнительно. Оценивая работу учащихся, акцентирую внимание на наиболее удачные  моменты в общении (правильно подобранный языковой материал (лексическое наполнение, разнообразие грамматических форм), использование жестов,  интонации, эмоционального фона), не обходя вниманием и типичные ошибки. Работа в группах завершается работой над ошибками. Настраиваю учащихся  на то, что ошибка ­ это естественная составная часть процесса обучения.  Во 2­х классах  только начинаю вводить  групповую работу (один раз в конце  каждой четверти), т.к.  2 класс ­  это только начало изучения английского  языка. И уже в конце каждой четверти я могу ввести групповую работу  творческого характера. Во 2 классе начинаю учить взаимодействовать ребят в  группе. В 3­4 классах данная работа проходит на более высоком уровне. Работу в  группах  провожу на этапе закреплении полученных знаний. Исходя из своего  опыта, считаю оптимальным составом группу из 3­х человек.  Вообще авторы учебника«Spotlight» предлагают разные виды группой работы.  Например, учащиеся 6 класса беседуют о самых любимых праздниках, в  процессе беседы они выясняют, чей день рождения приходится на весну, лето, осень и зиму, дату рождения, возраст своих партнеров, составляют календарь, а затем сообщают классу, что они узнали о своих одноклассниках. В  результате учащиеся не только получают возможность проявить свою  заинтересованность в обсуждении темы урока, т.к. они говорят о том, что им  близко и интересно, но и активизировать свой словарный запас. По подобному же сценарию строится работа по теме «Мой режим дня». При повторении темы «Мой дом» авторы учебника предлагают интересную  работу в группе – «Переезд в новую квартиру, обустройство комнаты». Дети  заранее готовят карточки с названиями предметов мебели, парту они  используют в качестве комнаты и находят оптимальное расположение мебели, затем каждая группа рассказывает о своей комнате, если ребенок забывает  упомянуть что­либо, остальные ученики дополняют его. В процессе работы у  учеников зачастую возникают вопросы друг к другу, таким образом,  достигается заинтересованность и создается коммуникативная ситуация. При обсуждении темы «Праздники», а именно «День благодарения»,  учащимся 5 класса предлагается работа в группах с применением технологий  критического мышления: 5 W и «круги на воде» (раздать задания и  памятки)  Answer my question. Why do American people eat a turkey on Thanksgiving Day? (учащиеся предлагают свои варианты ответов) Let’s find out. Или: Can you tell me about the history of this holiday? Now work in your groups. Read the text about Thanksgiving Day, while reading  fill in the table: (пройти и послушать, как работают, если надо подсказать или  помочь) Очень важно четко распределить роли между учащимися. You have 7­10 minutes. OK your time is up.  Who? What? Where? When? Why?  (учитель вешает на доску таблицу) Now each group present your tables. Don’t  repeat the answers.  (каждая группа выходит по очереди и заполняют таблицу, не повторяя раннее  сказанного или, глядя на таблицу, рассказать об истории праздника) Первая  группа отвечает, а остальные слушают, а потом дополняют, не повторяя  раннее сказанного. Thank you very much! Now you can answer my question. (еще раз повторяю  свой вопрос) Why do American people eat a turkey on Thanksgiving Day? Now I want you to do the next task. Сегодня мы познакомились с каким  праздником? Thanksgiving day. Yes you are quite right! (учитель раздает каждой группе лист А4 на котором  написано слово Thanksgiving) Слово Thanksgiving будет опорным для следующего задания. Ваша задача ­ в  группе подобрать на каждую букву слова Thanksgiving либо существительное, либо прилагательное, глагол или словосочетание. Например, первая буква в  этом слове «t» и слово на эту букву «turkey» и т.д. You have 5 minutes. (пройти и послушать, как работают, если надо подсказать  или помочь) По истечении времени каждая группа выходит, вешает свой лист на доску и  читает то, что у них написано. Во внеурочной работе руководствуюсь учебным пособием «Reading and  writing». Материал в учебнике разбит на юниты. В конце каждого юнита  учащимся предлагается написать письменную работу. Подобную работу  можно тоже организовать в группах. Например: на основе диалога нужно  составить рецепт приготовления средиземноморского омлета. Сначала  выполняется грамматическое упражнение, а затем составление рецепта в  группах. Пока выступает первая группа, остальные внимательно слушают,  правильно ли составлен рецепт в другой группе, правильность порядка  действий. За каждую найденную ошибку дополнительный бонус группе. Изучение данной проблемы в психолого­педагогической и методической  литературе позволяет заключить, что групповая деятельность учащегося  способствует повышению уровня усвоения учебного материала учащимися,  повышает их ответственность друг за друга, способствует укреплению веры в  свои силы и творческие возможности. Рекомендации. Цитата Роджерса. Наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала  происходит в результате межличностного познавательного общения и  взаимодействия учащихся в группах. Групповые формы работы на уроке  способствуют развитию у учащихся критического мышления и адекватной  самооценки, развивают самостоятельность и ответственность, способность к  сотрудничеству. Групповая работа играет положительную роль не только на  первых этапах обучения, но и в последующей учебно­воспитательной работе Групповая работа способствует повышению коммуникативной  компетентности и делает возможным самореализацию в конкретном виде  работы. Кроме того, в процессе групповой работы легче учесть  индивидуальные потребности, интересы и способности учащихся. Групповая  работа нагружает и слабых учащихся, тех, которые при фронтальной работе  остаются не у дел. Обучение в коллективе можно назвать обучением на своем опыте или  приобретением опыта. Все виды групповой деятельности дают возможность, используя подходящий момент, раскрыть в ребенке скрытые ценности,  возможности, способности, творческую личность.

Мастер-класс: "Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время"

Мастер-класс: "Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время"

Мастер-класс: "Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время"

Мастер-класс: "Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время"

Мастер-класс: "Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время"

Мастер-класс: "Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время"

Мастер-класс: "Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время"

Мастер-класс: "Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время"

Мастер-класс: "Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время"

Мастер-класс: "Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время"

Мастер-класс: "Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время"

Мастер-класс: "Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2018