Мастер-класс: "Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
английский язык
2 кл—11 кл
29.05.2018
Тема мастер-класса «Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время». Для активизации познавательной деятельности учащихся в своей педагогической деятельности использую разные формы деятельности, но хотелось бы поговорить о самой, на мой взгляд, важной форме обучения – как групповая работа.
Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время.docx
Тема мастеркласса «Активные формы учебной деятельности на уроках и
внеурочное время». Для активизации познавательной деятельности учащихся
в своей педагогической деятельности использую следующие формы:
Работа в парах.
Групповая работа.
Различные формы работы с текстом.
Использование всевозможных видов поощрения ( жетоны, слова, вручение
удостоверений «лучшему знатоку грамматики», «лучшему знатоку лексики»,
« лучшему чтецу»), дифференциация домашнего задания.
Самостоятельная работа с использованием аналогий, сравнений.
Использование на уроках элементов занимательности (уроки – сказки, уроки
– путешествия, уроки – кроссворды).
Использование проблемных ситуаций.
Изложение материала блоками.
Анкетирование, тестирование и т.д.
И этот список можно еще долго продолжать. Поэтому сегодня хотелось бы
поговорить о самой, на мой взгляд, важной форме – как групповая работа.
Суть групповой формы деятельности заключается в том, что учебное задание
выполняется малыми (36 человек) группами учащихся с распределением
обязанностей между членами группы. В результате индивидуального вклада
каждого достигается общая цель, поставленная перед каждой группой.
Выделяют следующие особенности групповой работы (по сравнению с
индивидуальной и фронтальной):
способствует реализации общественновоспитательных целей, приучая к
ответственности, подчинению, готовности оказать помощь другим, к
партнерству;
способствует реализации познавательных целей, повышению
производительности труда учащихся, развитию их познавательной
активности и самостоятельности;
расширяет границы межличностных отношений и способствует
возникновению связей между учащимися;
делает объективным процесс самооценки, повышает объективность в
оценке других.
При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень
учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений.
Величина группы может сказываться на мотивации деятельности. Увеличение
группы ведет к снижению мотивации деятельности (уменьшение интереса к
групповой задаче, желания работать над реализацией). По мере увеличения
групп происходит не только перераспределение и дифференциация ролей, но
наиболее активные из её членов начинают играть более существенную роль в
руководстве группой, а активность большинства снижается. Сеть
внутригрупповых коммуникаций при росте группы все более центрируется
вокруг наиболее активных её участников. Личный вклад активных членов группы в её работу возрастает, а индивидуальные вклады других
уменьшаются. В результате общая деловая активность и эффективность
группы в целом снижается.
В сравнительно небольших группах практически каждому из участников
предоставляется возможность активизироваться и внести свой вклад в работу
группы.
Важно и то, четной или нечетной является группа. Группа с четным составом
учащихся при обсуждении сложной и спорной проблемы распадается на
равные подгруппы и с трудом приходит к общему решению. Целесообразнее
создавать группу с нечетным составом. Вообще считается, что группа из пяти
человек является самой оптимальной.
Если учитель хорошо знает, как относятся друг к другу его ученики, то он сам
должен сформировать группы. Если такой информации у него нет, то
обратиться к учащимся с вопросом: «С кем бы вы хотели работать в одной
группе?» или провести анкетирование и по результатам анкет сформировать
группы (раздать анкету). Доказательно, что результаты совместной
деятельности сильно зависят от межличностных отношений. Если в группу
входят учащиеся, которые испытывают друг к другу неприязнь, то
результативность работы будет крайне минимальной. Правда, иногда
случается, что общая цель, необходимость согласованных действий,
ответственность друг перед другом отодвигают антипатии на второй план, и
между участниками устанавливаются дружеские отношения. Такую
групповую работу можно рассматривать и как важное средство решения
воспитательных задач.
Задача учителя иностранного языка – обеспечение активности деятельности
каждого ученика в течение всего урока, максимальное увеличение времени
говорения каждого школьника. Реализовать эту задачу позволяет групповая
форма работы. Она способствует также формированию навыков и усилий
самостоятельной работы учащихся в овладении иностранным языком.
Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть
на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и
почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.
Свою деятельность стремлюсь сделать максимально познавательной и
увлекательной, стараюсь находить такие пути решения задач урока, такие
формы и приемы работы, которые обеспечивали бы у учащихся активную
деятельность, направленную на приобретение знаний, повышали бы их
познавательную активность и работоспособность, творческую инициативу и
давали в результате высокое качество знаний.
В ходе работы определяю в учебнике материалы для совместного обучения,
для самостоятельной работы учащихся и для индивидуальной работы
ученика. Проанализировав возможности учебного пособия и учитывая
индивидуальные особенности обучаемой программы, выявляю время, которое
могу использовать на групповую работу. На начальном этапе применения данной технологии опасалась, что учащиеся
будут обращать больше внимания на сам процесс работы в ущерб
содержанию, другими словами, тратить больше времени на выполнение того
или иного задания по сравнению с традиционным уроком. Однако результаты
работы доказывают обратное. Любое задание в контексте группового
обучения строится таким образом, чтобы каждый участник группы активно
работал в течение определенного времени.
Планируя коммуникативные мероприятия, стараюсь придать ему
соревновательный характер, что помогает мне довольно легко стимулировать
учащихся к неподготовленному речевому общению.
В ходе групповой работы даю учащимся некоторое время для того, чтобы
научиться работать вместе, если это группы сменного состава – не тороплю
их. Работу в группах стараюсь не затягивать. Определяю время для
подготовки задания и стараюсь четко его соблюдать (лучше дать короткий,
чем длинный отрезок времени для подготовки и спустя несколько минут
предупредить учащихся, что им остается, к примеру, 2 минуты).
Не вмешиваюсь в работу после ее начала, не прерываю учащихся в процессе
общения и обращаю внимание только на те ошибки, которые мешают процессу
общения. Остальные ошибки отмечаю для себя, чтобы впоследствии
поработать над ними дополнительно.
Оценивая работу учащихся, акцентирую внимание на наиболее удачные
моменты в общении (правильно подобранный языковой материал (лексическое
наполнение, разнообразие грамматических форм), использование жестов,
интонации, эмоционального фона), не обходя вниманием и типичные ошибки.
Работа в группах завершается работой над ошибками. Настраиваю учащихся
на то, что ошибка это естественная составная часть процесса обучения.
Во 2х классах только начинаю вводить групповую работу (один раз в конце
каждой четверти), т.к. 2 класс это только начало изучения английского
языка. И уже в конце каждой четверти я могу ввести групповую работу
творческого характера. Во 2 классе начинаю учить взаимодействовать ребят в
группе.
В 34 классах данная работа проходит на более высоком уровне. Работу в
группах провожу на этапе закреплении полученных знаний. Исходя из своего
опыта, считаю оптимальным составом группу из 3х человек.
Вообще авторы учебника«Spotlight» предлагают разные виды группой работы.
Например, учащиеся 6 класса беседуют о самых любимых праздниках, в
процессе беседы они выясняют, чей день рождения приходится на весну, лето,
осень и зиму, дату рождения, возраст своих партнеров, составляют календарь,
а затем сообщают классу, что они узнали о своих одноклассниках. В
результате учащиеся не только получают возможность проявить свою
заинтересованность в обсуждении темы урока, т.к. они говорят о том, что им
близко и интересно, но и активизировать свой словарный запас. По подобному
же сценарию строится работа по теме «Мой режим дня». При повторении темы «Мой дом» авторы учебника предлагают интересную
работу в группе – «Переезд в новую квартиру, обустройство комнаты». Дети
заранее готовят карточки с названиями предметов мебели, парту они
используют в качестве комнаты и находят оптимальное расположение мебели,
затем каждая группа рассказывает о своей комнате, если ребенок забывает
упомянуть чтолибо, остальные ученики дополняют его. В процессе работы у
учеников зачастую возникают вопросы друг к другу, таким образом,
достигается заинтересованность и создается коммуникативная ситуация.
При обсуждении темы «Праздники», а именно «День благодарения»,
учащимся 5 класса предлагается работа в группах с применением технологий
критического мышления: 5 W и «круги на воде» (раздать задания и
памятки)
Answer my question. Why do American people eat a turkey on Thanksgiving Day?
(учащиеся предлагают свои варианты ответов)
Let’s find out. Или: Can you tell me about the history of this holiday?
Now work in your groups. Read the text about Thanksgiving Day, while reading
fill in the table: (пройти и послушать, как работают, если надо подсказать или
помочь) Очень важно четко распределить роли между учащимися.
You have 710 minutes. OK your time is up.
Who?
What?
Where?
When?
Why?
(учитель вешает на доску таблицу) Now each group present your tables. Don’t
repeat the answers.
(каждая группа выходит по очереди и заполняют таблицу, не повторяя раннее
сказанного или, глядя на таблицу, рассказать об истории праздника) Первая
группа отвечает, а остальные слушают, а потом дополняют, не повторяя
раннее сказанного.
Thank you very much! Now you can answer my question. (еще раз повторяю
свой вопрос)
Why do American people eat a turkey on Thanksgiving Day?
Now I want you to do the next task. Сегодня мы познакомились с каким
праздником?
Thanksgiving day.
Yes you are quite right! (учитель раздает каждой группе лист А4 на котором
написано слово Thanksgiving)
Слово Thanksgiving будет опорным для следующего задания. Ваша задача в
группе подобрать на каждую букву слова Thanksgiving либо существительное, либо прилагательное, глагол или словосочетание. Например, первая буква в
этом слове «t» и слово на эту букву «turkey» и т.д.
You have 5 minutes. (пройти и послушать, как работают, если надо подсказать
или помочь)
По истечении времени каждая группа выходит, вешает свой лист на доску и
читает то, что у них написано.
Во внеурочной работе руководствуюсь учебным пособием «Reading and
writing». Материал в учебнике разбит на юниты. В конце каждого юнита
учащимся предлагается написать письменную работу. Подобную работу
можно тоже организовать в группах. Например: на основе диалога нужно
составить рецепт приготовления средиземноморского омлета. Сначала
выполняется грамматическое упражнение, а затем составление рецепта в
группах. Пока выступает первая группа, остальные внимательно слушают,
правильно ли составлен рецепт в другой группе, правильность порядка
действий. За каждую найденную ошибку дополнительный бонус группе.
Изучение данной проблемы в психологопедагогической и методической
литературе позволяет заключить, что групповая деятельность учащегося
способствует повышению уровня усвоения учебного материала учащимися,
повышает их ответственность друг за друга, способствует укреплению веры в
свои силы и творческие возможности.
Рекомендации.
Цитата Роджерса.
Наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала
происходит в результате межличностного познавательного общения и
взаимодействия учащихся в группах. Групповые формы работы на уроке
способствуют развитию у учащихся критического мышления и адекватной
самооценки, развивают самостоятельность и ответственность, способность к
сотрудничеству. Групповая работа играет положительную роль не только на
первых этапах обучения, но и в последующей учебновоспитательной работе
Групповая работа способствует повышению коммуникативной
компетентности и делает возможным самореализацию в конкретном виде
работы. Кроме того, в процессе групповой работы легче учесть
индивидуальные потребности, интересы и способности учащихся. Групповая
работа нагружает и слабых учащихся, тех, которые при фронтальной работе
остаются не у дел.
Обучение в коллективе можно назвать обучением на своем опыте или
приобретением опыта. Все виды групповой деятельности дают возможность, используя подходящий момент, раскрыть в ребенке скрытые ценности,
возможности, способности, творческую личность.
Мастер-класс: "Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время"
Мастер-класс: "Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время"
Мастер-класс: "Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время"
Мастер-класс: "Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время"
Мастер-класс: "Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время"
Мастер-класс: "Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.