Мастер-класс для педагогов "Методы и приёмы коррекционно-развивающих технологий"
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Мастер-класс для педагогов "Методы и приёмы коррекционно-развивающих технологий"

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Лекции +4
doc
Междисциплинарный 3
Все классы
06.01.2017
Мастер-класс (разработка)

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Практикум для педагогов.doc
Визитная карточка мастер­класса для педагогов Тема:  Методы и приёмы коррекционно­развивающих технологий.                Цель:   совершенствование   методического   опыта   учителей   по использованию в практике работы  методов, приёмов и средств коррекционно­ развивающих технологий.      Задачи:  1.Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность. 2. Показать методы и приёмы коррекционно­развивающих технологий. 3. Совершенствовать умение учителей  рефлексировать.      Форма проведения:   Методическая эстафета       Предметные области  использования методов и приёмов:  математика,  русский язык,  литература,  окружающий мир, психология.        Результат практикума:  листы самооценки.       Автор составитель:    учитель начальных  классов  МКОУ «Алнерская  основная школа» Лукина И.Г. Мастер­класс для педагогов « Методическая эстафета»                                  Цель:   совершенствование   методического   опыта   учителей   по использованию в практике работы  методов, приёмов и средств коррекционно­ развивающих технологий.        Задачи:    1.Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность.                        2. Показать методы и приёмы коррекционно – развивающих технологий.                       3. Совершенствовать умение педагогов рефлексировать.                                          Ход практикума: I. Организационный момент. (Слайд 1) ­         Мы   рады   приветствовать   вас   на   методической   эстафете,   где   вашему вниманию будут предложены методы и приёмы коррекционно­развивающих технологий. Сегодня вы на практикум пришли! А мы вам интересное нашли! Так будьте вы активны до конца! Чтоб вам сказали: «Ай да, молодца!!!» II. Введение в тематику практикума. (Слайд 2­8) Почему я выбрала именно эту тему??? Придя в данный класс, передо  мною встала проблема: что делать, если традиционные методы и приемы  обучения не работают или работают неэффективно? Класс сложный по  своему подбору, по психофизиологическим возможностям и, как это не  прискорбно, по отсутствию внимания со стороны родителей. Двое детей были  направлены на медико­психолого­педагогическую комиссию. Двое других так  же нуждаются в особом подходе в обучении. Этим детям сложно овладевать  программой обучения в полном объёме.   Как же учителю  помочь таким детям? Как сделать, чтобы учение для  этих детей стало не тяжёлой обязанностью, а радостью?  Начиная работу в классе, в котором есть дети, нуждающиеся в  коррекционной поддержке, учитель должен полностью пересмотреть методы  своей работы. Задания, предложенные учителем,   вызывают у «слабых» детей  массу затруднений, поэтому подход к ним должен быть иным.  (Слайд 9) Инновационные процессы, столь активно развивающиеся,  определяют необходимость поиска наиболее эффективных технологий,  методов и приёмов обучения детей, испытывающих затруднения в учебной  деятельности. Одним из путей преодоления трудностей, возникающих в процессе  совместного обучения детей  с особыми образовательными потребностями  и  нормативных школьников,  является использование в практике работы  коррекционно­развивающих технологий, позволяющих более гибко отзываться на образовательные нужды и возможности каждого ученика.     Приоритетными  направлениями педагогической коррекции  являются: 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития. 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности 3. Развитие основных мыслительных операций. 4. Развитие различных видов мышления. 5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально­личностной сферы. 6. Развитие речи. 7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение  словаря. 8. Коррекция индивидуальных проблем в знаниях. (Слайд 10) Чем раньше начнется коррекционная работа, тем меньше она  требует затрат и тем на большую отдачу позволяет  рассчитывать В свое  время эту закономерность прекрасно выразил Ян Амо с Ко менский «  Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте, окрепнув, они  не поддаются формированию. Мягкий воск можно лепить, придавая ему  новую форму, но если он затвердевает, то его легче обратить в порошок.»  ′ ′ Чем раньше  начата работа с ребенком, тем выше  вероятность наиболее  полной компенсации недостатков его развития и тем выше гарантия, что он не будет травмирован, оказавшись без специальной помощи в общем потоке  обучения. Какие методические приемы использовать? (Слайд 11) Для тщательно отобранной информации, требующей  запоминания, следует подобрать приемы, помогающие ее запомнить, и  использовать разные виды памяти: слуховую, зрительную, двигательную или  моторную, эмоциональную, ассоциативную , логическую. Представлять   информацию на уроках следует с учетом принципа многосенсорности : вижу,  слышу, чувствую и т.д. Необходимо подавать учебный материал, используя  разные каналы восприятия , то есть: аудиально (стихи, рифмовки, темпо­ ритмические упражнения и пр.), визуально ( картинный материал, таблицы,  чертежи, записи, фильмы и пр.), кинестетически ( жесты, тактильные  ощущения, раздаточный материал, собственные действия ребенка,  эмоционально (информация должна удивлять, радовать, интриговать и пр.).  (Слайд 12) С принципом многосенсорности в обучении тесно связан  принцип поэтапности формирования умственных действий,  сформулированный П.Я. Гальпериным и заключающийся  в следующем: каждое умственное действие , формируясь, обязательно должно проходить  следующие этапы (не пропуская ни одного). 1 этап. Предметные, материальные действия с реальными предметами  (фишками, кубиками, палочками и пр.) 2 этап. Мысленной оперирование  с рисунком, чертежом, таблицей,  записью, и пр. 3 этап. Громкое проговаривание, комментирование, объяснение. 4 этап. Тихая речь, прошептывание  5 этап.  Действие в умственном плане, абстрактно, без опоры. (Слайд 13) Практика коррекционно­развивающего образования включает  различные формы, учитывающие характер и глубину индивидуальных  проблем детей, дефицит  их развития.  (Слайд 14) Какие коррекционные задачи могут быть реализованы на  уроке?  Коррекционно­развивающая работа: развитие словаря; развитие  общеинтеллектуальных  умений (приемов анализа, сравнения, обобщения,  действий, группировки, классификации) воспитание самооценки и  самоконтроля и  др. (Слайд 15) Какие формы уроков  наиболее эффективны в работе с такими  детьми? Занимательные, игровые приёмы вносят познавательную направленность.  Уроки­загадки, уроки­встречи с героями сказок, уроки­ситуации, требующие  разрешения противоречий на основе развития трех каналов коммуникации  ученика с окружающим миром: вижу, слышу, ощущаю. Для выработки  самоанализа и самоконтроля  можно  использовать  упражнения типа  «проверяем себя», «сигнализация», элементы программированного обучения и т.д.  5­10 минут на каждом уроке я отводила коррекции. На первых порах  кажется, что оставшихся  минут не хватит на то, чтобы объяснить новое,  закрепить пройденное, а программу проходить надо, необходимо дать  ученикам тот объём знаний, который предусмотрен государственным  стандартом. Но в данном случае лучше сначала потратить время, чтобы потом его сберечь. Если не заниматься коррекцией, то скоро становится ясным, что  урок можно растягивать и до 50 минут, и до часа, а всё равно ничего не  успеть. (Слайд 16) Сегодня я представлю Вам некоторые коррекционно­ развивающие упражнения, которые используются мною на уроках. Занятие  наше пройдет в форме методической эстафеты. II.   Проверка  профессиональной готовности. ( Мини­тест) (Слайд 17) ­  Прежде чем начать эстафету,   хотим проверить вашу профессиональную готовность. Предлагаем выполнить мини – тест.      Из предложенных вариантов ответов нужно выбрать 1 ­ правильный   и показать карточку с номером ответа. Метод обучения – это   1) исходные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса. 2) упорядоченная   деятельность   педагога   и   учащихся,   направленная   на достижение заданной цели обучения 3) логическая   категория,   которая   указывает   на   путь   организации познавательной деятельности Приём – это   1) совокупность педагогических умений для реализации    педагогического воздействия 2) элемент  отработки умения или навыка 3) разовое действие, в реализации метода Средства обучения  – это   1) совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса. 2) способ оптимизации учебно­воспитательного процесса 3) совокупность технических устройств, применяемых в педагогическом процессе. III.  Приветствие команд. В  эстафете     принимают   участие  2  команды.  Мы   предлагаем   каждой команде поработать в группе, придумать своё название, не оглашать его, а собрать из деталей мозаики. Название должно состоять из 4 букв, каждый член команды выкладывает по одной букве, в завершении Вы демонстрируете название команды.  (Команды представляют своё название)  Команда   …..             бежит  по оранжевой дорожке, команда ………   по зелёной.       Мы эстафету начинаем,       На старт команды приглашаем.       Готовы опытом делиться       А, вам, успешно потрудиться! IV. Прохождение этапов эстафеты.(Слайд 18)    I этап: –«Головоломка» В каждом из заданий пять элементов, четыре из которых обладают общим свойством, а пятый не обладают этим свойством. Необходимо за 30 секунд исключить элемент, не относящийся к группе других элементов. 1) делимое; частное; плюс; деление; делитель. 2) Десять, число, дробь, буква, пятнадцать. 3) 11, 3, 5, 18,  7 4) прямоугольник; треугольник; ромб; квадрат; параллелограмм. 5) 4, 6, 10, 3, 36 6)   Точка, отрезок, прямая, уравнение, плоскость.                 ­   Этот   прием   используется   для   развития   логического   мышления, мыслительных операций – анализа и синтеза, умения выделять существенное, классифицировать, способствует развитию понятийного словаря. (Слайд 19) ­  Предлагаем каждому оценить свою деятельность на этом этапе с помощью кружков.  Я  справился отлично ­ Мне ещё надо работать ­  Мне нужна помощь ­      II. этап: «Бег  мыслями» (Слайд 20)         Каждому участнику нужно передать мысль, изложенную в предложении, но   другими   словами   (не   одно   слово   из   предложенного   не   должно повторяться). 1.Нынешняя зима была очень холодной. 2. Я прочитал интересную книгу. 3. В парке бегает собака. 4. Теплоход ушел далеко в море. 1. Нынешнее лето будет теплым. 2. Я посмотрел замечательный фильм. 3. На лугу летает бабочка. 4. Поезд приближается к станции.          ­ Этот приём используется для развития связной монологической речи, лексико ­ грамматического строя речи, умения передать информацию своими словами, умения оперировать словами, коррекции мыслительных процессов (установление   причинно   ­следственных   связей,   наглядно­образного мышления, выделения существенных признаков) и творческих способностей.  ­   Оцените   свою   деятельность   на   этом   этапе   с   помощью   лестницы «Успеха».  Покажите,   на какой ступеньке вы  находитесь, пробежав второй этап. (Слайд 21)     III этап: «Волшебные очки». (Слайд 22)           Перед вами волшебные очки круглой и треугольной формы. Ваша задача надеть очки, увидеть предмет соответствующий форме очков и озвучить его. Команда …… называет предметы в спортивном зале,  команда ….. на улице. (на доске записывается время прохождения этапа) ­   Вашему   вниманию   был   предложен   метод   «Мозгового   штурма», который   направлен   на   активизацию   творческой   мысли   и   творческой активности.   Суть   его   в   том,   что   любому     предмету,   кроме   его   обычного применения,     присваиваются   новые   свойства,   с   помощью   этого   приема развивается   зрительно   –   пространственный   гнозис   (развитие   восприятия пространства,   графических   образов),   а   также   умение   производить   анализ предмета.         ­ Предлагаем оценить свои силы и возможности при прохождении этого этапа   с   помощью   пословицы.     Отметьте   номер   пословицы,   которая соответствует  качеству выполненного вами задания. (Слайд 23) 1. Делано наспех – сделано насмех. 2. Не будь тороплив, а будь терпелив. 3. К большому терпению придёт и умение. 4. Ума палата.     IV этап: «Искупайся в бассейне» (Слайд 24)           Ваша задача закрытыми глазами нырнуть рукой на дно бассейна, достать один предмет и рассказать о нём всё, что знаете.     ­     Данный приём можно применять с целью развития мелкой моторики, тактильных ощущений, воображения, речевого высказывания.                 Постарайтесь   с  помощью  «барометра   настроений»  передать     своё эмоциональное состояние при прохождении этого этапа. (Слайд 25) Мне было весело и интересно­  Мне было грустно  и  скучно­ Мне было безразлично­ V этап – «Попади в цель»                           Вам предлагается подобрать слово по аналогии с предложенным примером. Например день – обед, вечер ­ … ужин; или июль – лето, апрель ­ … весна.  Каждый член команды  читает по одной строчке и передает задание следующему. ­Эта методика направлена на развитие операции установления логической связи, характера отношений между понятиями, т.е. невербального и вербально­логического мышления,  навыка осознанного чтения, зрительной памяти (если выполнять задание на слух – слухоречевой памяти).            Свой вклад в преодолении этого этапа оцените с помощью линеечки «Покори вершину», поставьте  отметку на уровне той высоты, которую вы достигли. V. Подведение итогов.              Наша эстафета подошла  к финалу.              Вы потрудились все на славу.              Пора итоги подводить              И свою деятельность оценить. ­ Предлагаем поработать всей команде сообща. Перед вами три воздушных шара.  Если   вы   удовлетворены,     практикум   был   полезен   для   вас,   вы   можете   это использовать в своей работе  ­ поднимите красный шарик. Если   практикум был интересен, вы принимали активное участие, вам было достаточно комфортно – поднимите жёлтый шарик. Если   пользы   от   практикума   вы   получили   мало,   вам   это   не   пригодится   – поднимите зелёный шарик. ­ Победителем  эстафеты становится команда …… VI. Итоговое слово. (Слайд 29) Опыт   работы   с   детьми,   испытывающими   трудности   в   освоении   школьных программ,   дает   возможность   утверждать,   что   коррекционно­развивающие технологии помогают, прежде всего, в следующем: 1. Помогает скорректировать темп, ритм учебного  процесса. 2. Совершенствование педагогической технологии способствует развитию личностного роста ребенка. 3. Индивидуализация и дифференциация обучения. 4. Целенаправленная   работа   учителя   в   интересах   ребенка   повышает уровень его обучаемости.  5. Психологический комфорт, созданный учителем, повышает мотивацию и стимулирует познавательную активность 6. На   первой   ступени   обучения   удается     скомпенсировать     проблемы ребенка, довести уровень его развития до возрастной нормы ­Мы рады, что наша встреча была полезной и нужной для вас. Благодарим всех за работу. Игра  «Кто­о меня­я слы­ы­ышит…» В классе стоит шум. Дети работают  в группах. Не стараясь перекричать шум, а,  наоборот, очень тихо, себе под нос учитель бубнит: “Кто­о меня­я слы­ы­ышит…  поднимите правую руку“. Некоторые ученики наверняка насторожатся. Учитель продолжает: “Кто­о меня­я слы­ы­ышит… поднимите обе руки“. В воздух  поднимается несколько пар рук. “Кто­о меня­я слы­ы­ышит… – все так же тихо, слегка растягивая ударные гласные,  бубнит он, — хлопните в ладоши два раза“. Раздаются хлопки, которые настораживают  даже тех, кого и громким голосом не сразу дозовешься. “Кто­о меня­я слы­ы­ышит… встаньте“. Встают уже все. В аудитории идеальная тишина:  муха пролетит — слышно будет. “Кто­о меня­я слы­ы­ышит… сядьте. Внимание ко мне!» Все садятся. Чуть повысив голос  (но, не напрягая его), учитель продолжает урок. Лист самооценки Виды самооценки Отметка Я  справился отлично ­ Мне ещё надо работать ­  Мне нужна помощь ­    ______             ______                         ______                                      ______                                                  ______ 1. Делано наспех – сделано на смех. 2. Не будь тороплив, а будь терпелив. 3. К большому терпению придёт и уменье. 4. Ума палата. Мне было весело и интересно ­  Мне было грустно  и  скучно ­ Мне было безразлично ­  10 № этапа  1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап 5                                    0                                  Фамилия, имя участника ____________________________________________         Метод обучения – это   1) исходные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса. 2) упорядоченная   деятельность   педагога   и   учащихся,   направленная   на   достижение заданной цели обучения 3) логическая   категория,   которая   указывает   на   путь   организации   познавательной деятельности Приём – это   1) совокупность   педагогических   умений   для   реализации         педагогического воздействия 2) элемент  отработки умения или навыка 3) разовое действие, в реализации метода Средства обучения  – это   1) совокупность   материальных   объектов   и   предметов   духовной   культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса. 2) способ оптимизации учебно­воспитательного процесса 3) совокупность технических устройств, применяемых в педагогическом процессе. Приложение 1. Приложение 2. 1. Нынешняя зима была очень холодной. 2. Я прочитал интересную книгу. 3. В парке бегает собака. 4. Теплоход ушел далеко в море. 1. Нынешнее лето будет теплым. 2. Я посмотрел замечательный фильм. 3. На лугу летает бабочка. 4. Поезд приближается к станции. Приложение 3.
скачать по прямой ссылке