МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ по теме: «Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми»
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ по теме: «Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми»

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Игры
docx
психологическая работа +1
Детсад
05.11.2019
В МАСТЕР-КЛАССЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ по теме: «Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми» предложены игры направленный на развитие полушарий головного мозга. Чтобы добиться успеха в жизни, нужно развивать оба полушария мозга. Тогда творческие способности будут использоваться наряду с логическим мышлением, и это сделает жизнь более насыщенной и яркой.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

+Мастер-класс для педагогов.docx
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотой ключик» г. Волгодонска МАСТЕР­КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ по теме: «Использование нейропсихологических игр  и упражнений в работе с детьми» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ  в использовании нейропсихологических игр и упражнений  в работе с детьми.                                                                                 Материал подготовлен                                                                              педагогом­психологом                                                                             Е.М.Бондарь                                                     г. Волгодонск 1 2019г. МАСТЕР­КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ по теме: «Использование нейропсихологических игр и упражнений  в работе с детьми» Учеными  давно  известно,  что  несмотря  на  все  достижения   человечества,  мы используем свой мозг всего на 10 процентов. Трудно представить во что превратится мир, если людям удастся активизировать наш мыслительный орган и заставить его работать на полную катушку. Наша жизнь кардинально изменится, произойдет много новых   открытий,   которые   сейчас   кажутся   сказкой.   Чтобы   это   произошло,   надо задействовать все ресурсы для развития мозга, но прежде нужно понять, что собой представляет наш самый загадочный орган.  Полушария нашего головного мозга работают согласовано.  Левое отвечает за принятие мозгом, так называемой, «речевой» информации, её обработки. Благодаря работе левого полушария человек имеет способности к письму и чтению, запоминанию информации, логике, анализу, формулированию выводов. Правое   полушарие  отвечает   за   принятие   мозгом   визуальной   информации. Благодаря ему, люди фантазируют, мечтают, сочиняют стихи, песни, рисуют картины и   создают   скульптуры.   Так   же,   как   и   левое,   правое   полушарие   обрабатывает информацию,   но   может   рассматривать   проблему   с   разных   сторон,   предполагая творческих подход к решению. Все функции правого полушария:  отвечает за эмоции;  отвечает за фантазии и воображение;  отвечает за развитие в человеке способностей и наклонностей к искусству;  подчиняет себе движения левой половины тела;  прививает музыкальные способности, различает темп, мелодии;  отвечает за ориентацию человека в пространстве, на местности;  понимает средства выразительности и юмор;  воспринимает чужой голос, выделяя в нём тембр и интонацию; запоминает образы; отвечает за дедукцию (выведение истины путём сбора одного или нескольких утверждений­предпосылок);  отвечает за интуицию (способность получения верной информации без анализа) Одного   правильного   питания   для   стимуляции   мозговой   деятельности недостаточно. снабжает органы кислородом, и это плохо влияет на мыслительный процесс.  Нужно постоянно находиться в движении. У малоподвижных людей кровь хуже Очень важен полноценный сон, отсутствие стрессов и умение расслабляться. Придерживаясь этих правил, вы заметите, что мозг стал работать быстрее и лучше.  2 Чтобы добиться успеха в жизни, нужно развивать оба полушария мозга. Тогда творческие способности будут использоваться наряду с логическим мышлением, и это сделает жизнь более насыщенной и яркой. Основные упражнения для развития мозга Начните   тренировать   мозг   несложными   упражнениями,   и   вы   быстро почувствуете результат: СПОСОБ 1 ­ Игра «Попробуй повтори!» Станьте   прямо,   положите   правую   руку   на   живот   и   начните   гладить   его   по часовой стрелке. Левую руку поместите на макушку головы и, несильно постукивая, медленно продвигайтесь ко лбу. Попытайтесь сделать оба движения одновременно.  Это   просто   только   на   первый   взгляд.   Почти   у   всех   в   первое   время   руки начинают   путаться,   и   они   гладят   голову,   вместо   постукивания.   Когда   движение будет освоено, смените руки и сделайте упражнение снова.  СПОСОБ 2 ­ Игра «Попробуй повтори!» Это   упражнение   благотворно   влияет   на   оба   полушария   и   стимулирует   их работу: Поднимите руки вверх и попытайтесь правой рукой изобразить в воздухе пятиконечную звезду, а левой ­ квадрат. Это нужно сделать одновременно. Когда все получится, смените руки, а потом усложните тренировку и придумайте другие, более сложные фигуры для воспроизведения.   СПОСОБ 3 ­ Игра «Попробуй повтори!» В этой игре участник – ребенок должен воспроизвести положение рук или позу, которую   он   видит   на   картинке,   для   чего   ему   необходимо   совершить   некоторое конкретное движение. Ход игры Карты   лежат   перед   участниками   стопкой   рубашками   вверх.   Ведущий переворачивает верхнюю карту и кладет ее перед игроками так, чтобы разноцветная полоска   была   сверху.   Участники   должны   как   можно   быстрее   воспроизвести изображенное на перевернутой карточке движение. Ведущий оценивает точность и скорость выполнения задания Упражнение «Цветные слова» На   картинке   изображены   слова,   написанные   разными   цветами.   Нужно произнести вслух не само слово, а цвет, которым оно написано. Когда дойдешь до конца текста, повтори упражнение в обратном порядке. 3 Непростая задачка, правда? Дело в том, что твое правое полушарие пытается назвать   цвет,   а   левое   ­   заставляет   произнести   слово.   Таким   образом   ты тренируешь   оба   полушария   мозга,   помогая   установить   новые   связи   между ними, тренируешь навыки концентрации и изменяешь объект внимания.  Эта техника помогает предотвратить болезнь Альцгеймера. Таблица Шульте Прекрасный тренажер периферийного зрения, внимания и скорости чтения! Во время выполнения упражнения таблица Шульте должна находиться на расстоянии примерно 30–35 см от глаз, как при чтении книги. Сфокусируйся на цифрах в центре, чтобы охватить всю таблицу целиком. Старайся не бегать взглядом по таблице. Находи числа в порядке возрастания от 1 до 25, без пропусков и как можно быстрее,   стараясь   не   произносить   их   вслух.   Очень   важно   не   отрывать   взгляд   от центра   и   искать   числа   только   периферическим   зрением.   Новички   справляются   с заданием за минуту, но твоя цель — найти все числа за 10 секунд. 4 В этом упражнении главное ­ не отыскать числа, а, глядя в центр таблицы, ясно видеть   одновременно   и   центральную,   и   соседние   цифры   вокруг.   Благодаря занимательной таблице ты натренируешь свой угол зрения и научишься выхватывать важную информацию в море текста. Игровое упражнение ­ Стихотворение Нины Тарасовой «С точки зрения кота» Стихотворение Нины Тарасовой «С точки зрения кота» С точки зрения Кота – жизнь понятна и проста: Вовкин папа существует, чтоб ходить Коту за рыбой, Потому что сами рыбы прыгнуть в миску не смогли бы; Мама Вовки – ну, чтоб было с кем дремать под телевизор, А пожарная команда – чтоб снимать Кота с карниза; 5 обивку, него, существует хвоста! Кресло – чтобы драть Шкаф – чтоб прятаться в Только Вовка не понятно для чего. Он, по мнению Кота, Очень вреден для А у порядочных Котов, Знаете, не сто хвостов! Прочитали?   Молодцы!   А   теперь   прочитайте   снова,   только   когда   в   тексте встретится слово «кот» или «кота», «котов», «коту» его нужно выкрикнуть! А   теперь   добавляем   еще   пару   условий.   В   конце   каждого   предложения   будем хлопать, а в середине предложений, там, где встречается любой знак препинания, будем топать ногой) ЗАШУМЛЕННЫЕ (СЕНСИБИЛИЗИРОВАННЫЕ) ПРЕДМЕТНЫЕ КАРТИНКИ (с. 37, 52, 68) Инструкция.   1. Назови фигуры, которые ты здесь видишь.  6 Инструкция. Скажи, что нарисовано на первой картинке? А теперь узнай, что нарисовано на второй картинке. Назови, что нарисовано на третьей картинке. (То же самое повторить со вторым радом картинок. Опыт начинать с картинки №1,   при   этом   все   остальные   картинки  должны   быть   закрыты.   Открывать   их последовательно только после получения ответа на предыдущий вопрос.) 7 8 Курдюкова С.В., Сунцова А.В. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ С НЕЙРОПСИХОЛОГОМ Речь  ­ это  канал  развития  интеллекта…Чем раньше  будет усвоен  язык  тем легче и полнее будут усваиваться знания. Увлекательные задания и игры, способствуют развитию не только речи, но и внимания, воображения,  памяти  и  мышления,  так  как  речь  оказывает  влияние   на развитие ряда психических функций. ИГРЫ СО СЛОВАМИ Заколдованные животные Комплект материалов, рис. 11 «Заколдованные животные»  Взрослому В этом задании ребенку нужно изменить в приведенных словах по одной букве, как показано на примере, чтобы получились названия животных. Картинки вокруг (за исключением нескольких) являются подсказками. Для двух слов рисунков­подсказок йог. Ответы: рак, гусь, лев, чайка, кот, волк, бык, коза, оса, крот, лось, ворона. Ребенку «Злой   волшебник   заколдовал   названия   животных,   превратив   их   в   обычные слова. Постарайся их расколдовать. Для этого тебе нужно изменить только одну букву   в   каждом   слове.   Найди   получившееся   название   животного   и   соедини   его стрелочкой с изображением. Тогда колдовство злого волшебника будет разрушено. Два заколдованных животных сбежали, помочь им будет сложнее. Догадайся, что это за животные, и нарисуй их, чтобы расколдовать». 9 10 Братья­рыбки См. Комплект материалов, рис. 3 «Братья­рыбки» Взрослому В   данной   игре   необходимо   объединить   по   парам   слова,   написанные   из одинаковых букв. Например, слова «брак» и «краб». Ответы: мир ­ Рим, сила ­ лиса, липа ­ пила, соль ­ лось, мука ­ кума, насос ­ сосна, карета ­ ракета, гора ­ рога, кабан ­ банка, дары ­ дыра, норов ­ ворон, колос ­ сокол, нос ­ сон. Ребенку «Жили­были   братья­рыбки,   состоящие   из   одинаковых   букв.   Однажды   они плавали в большом океане и потерялись, и теперь никак не могут найти друг друга. Помоги братьям встретиться. Для этого найди пары слов, составленных из одних и тех   же   букв.   Каждую   такую   пару   рыбок   соедини   линией,   так   ты   поможешь   им встретиться и больше никогда не разлучаться». 11 См. Комплект материалов, рис. 24 «Назови одним словом» Назови одним словом Взрослому На листе (см. рис. 24) приведены ряды слов, объединенные общим смыслом. Попросите ребенка подобрать общее слово к каждому из рядов и записать его в клеточки.   Если   слова   будут   подобраны   правильно,   то   по   буквам,   записанным   в выделенных цветом клеточках, ребенок сможет прочесть фразу. Ответы: Береза, ель, осина, ива — Деревья. Африка, Евразия, Австралия, Антарктида — матеРики. Пила, молоток, рубанок, отвертка — инстрУменты. Сыроежка, мухомор, лисичка, масленок — Грибы. Дятел, утка, орел, курица — Птицы. Медведь, рысь, тушканчик, бобр — живОтные. «Колобок», «Золушка», «Теремок», «Курочка Ряба» — скаЗки. Трава, цветы, деревья, кустарники — растеНия. Пушкин, Заходер, Некрасов, Чехов — писАтели. Байкал, Ладожское, Ильмень, Онежское — озЁра. Автомобиль, поезд, самолет, трамвай — Транспорт. Чайник, кастрюля, кувшин, сковорода — поСуда. Арбуз, малина, клюква, брусника — Ягоды. Огурец, морковь, редька, капуста ­ оВощи. Сапоги, туфли, валенки, унты — оБувь. Желтый, красный, синий, зеленый — цвЕта. Москва, Киев, Волгоград, Кострома — гороДа. Зинаида, Михаил, Наталья, Елена — имЕна. Загаданная фраза: «Друг познаётся в беде». Ребенку «Пес Дружок очень любит одну пословицу и хочет поделиться ею с тобой. Впиши в пустые клеточки в конце каждого ряда общее слово, которым можно назвать все перечисленное в нем. Теперь прочти сверху вниз все буквы в выделенных цветом ячейках, и ты узнаешь, какая пословица нравится Дружку». 12 13 Курдюкова С.В., Сунцова А.В. РАЗВИВАЕМ ВНИМАНИЕ С НЕЙРОПСИХОЛОГОМ Причины невнимательности у детей могут быть очень разными, и соответственно устранять   их   надо   по­разному.   Понять,   в   чем   проблема   и   что   делать   в   каждом конкретном случае, помогут нам игровые упражнения. Внимание  ­   это   психическое   состояние   человека,   выраженное   в сосредоточенности на чем­то. Перепутанные линии Материалы:  рис. 10 «Воздушные шары». Взрослому Ребенку необходимо следить за перепутанными линиями только зрительно, без помощи   руки.   В   первом   случае   нужно   определить   каждому   инопланетянину   его космический корабль, во втором ­ разгадать слова, а в третьем ­ целую фразу. Ребенку      «Два воздушных шарика, на которых написано слово, были связаны одной ниточкой. Но внезапно подул ветер, и все ниточки перепутались. Помоги половинкам слов   соединиться:   для   этого   прочитай   начало   слова   на   одном   шарике,   проследи глазами за ниточкой и узнаешь конец слова, написанный на втором шарике. Если слово получилось, значит, ты правильно нашел половинки» 14 Говорящие рисунки 15 Материалы: см. рис. 12 «Говорящая рыба» и рис. 13 «Говорящий дом». Взрослому В этом упражнении необходимо найти изображения в порядке их рисования (то есть первый рисунок — тот, где появилась всего одна линия, во втором добавилась еще одна и так до тех пор, пока не появится весь рисунок полностью). Каждый раз к изображению   добавляется   один   элемент.   Находя   каждый   следующий   рисунок, ребенок   должен   записывать   букву,   расположенную   рядом   с   ним.   Если   все изображения будут найдены в правильном порядке, из букв получится фраза. В упражнении «Говорящая рыба» ответ: «У тебя острый взгляд». В упражнении «Говорящий дом» ответ: «Дорогу осилит идущий». Ребенку Говорящая рыба «Как известно, рыбы не говорят, но эта рыба — необычная, и она собирается тебе сказать что­то очень важное. Посмотри внимательно на изображение рыбы: оно появляется постепенно, от рисунка к рисунку. Сначала найди рыбу, которую только начали   рисовать.   Рядом   с   ней   ты   увидишь   первую   букву.   Теперь   найди   рыбу,   к изображению которой добавился еще один элемент, и ты найдешь вторую  букву. Записывай буквы по порядку и сможешь прочитать, что тебе говорит эта рыба». Говорящий дом «Посмотри   на   строящийся   дом.  Сначала   была   всего   одна   черта.   В   каждом следующем рисунке добавляется один элемент (стена, крыша). Но рисунки идут не по порядку. Если собрать все изображения в правильной  последовательности (по порядку добавления новых деталей), то узнаешь мудрую фразу». 16 17 18 Письмо Ежа Материалы: см. рис. 17 «Письмо Ежа». Взрослому Задача ребенка — прочитать фразу, собирая буквы по стрелке. В верхнем поле нарисованы   три   стрелки,   показывающие   путь   слежения.   Нижнее   поле   заполнено буквами. Если собирать буквы по траектории, указанной стрелками, то получится зашифрованная фраза. Чтобы прочитать текст по стрелке, ребенку нужно мысленно совместить два поля. Если это сделать трудно, пусть ребенок нарисует точно такие же стрелки на поле с буквами и, проследив за их направлением, прочитает фразу. Ответ: «Пусть будут твои ум и глаз острыми, как мои иглы!» Ребенку «Однажды Еж гулял по лесу и встретил на своем пути много букв. Из них он составил   пожелание   для   тебя.   Чтобы   его   прочитать,   проследи   за   дорожками,   по которым   шел   Ежик   (они   указаны   стрелками),   и   собери   буквы   точно   в   такой последовательности». 19 Сунцова А.В., Курдюкова С.В. ИЗУЧАЕМ ПРОСТРАНСТВО С НЕЙРОПСИХОЛОГОМ: Специалисты, работающие с детьми и активно занимающиеся проблемами их развития, периодически сталкиваются в своей практике с такими вопросами:  почему ребенку с хорошей памятью с трудом удается запомнить времена года и последовательность месяцев в году?  почему возникают трудности при определении времени по часам?  как сделать так, чтобы ребенок наконец­то запомнил, где у него правая, а где левая рука?  почему ребенок пишет буквы и цифры зеркально?  почему при письме заезжает за поля?  почему никак не может понять условие задачки? и т.д. Одной   из   причин   возникновения   подобных   трудностей  может   являться недостаточная сформированность у ребенка пространственных представлений. Пространственные представления — это представления о пространственных и   форме, пространственно­временных   свойствах   и   отношениях, относительном расположении объектов.   величине, Нейропсихология   —   раздел   клинической   психологии.   Эта   наука   изучает мозговую организацию психических функций; исследует, какие зоны мозга работают при   осуществлении   различных   психических   функций,   например,   когда   человек решает арифметическую задачу, запоминает, читает книжку, пишет письмо и т.п. Веселая зарядка См. Приложение, рис. 1 «Веселая зарядка». На что направлена игра.  Благодаря   этому   заданию   у   ребенка   закрепятся   представления   о   схеме тела, он научится переводить зрительногностическое пространство в телесно­ гностическое   и   наоборот,   что   будет   очень   полезно   для   развития пространственных представлений в целом. Взрослому Для выполнения задания вы можете вырезать карточки из Приложения (рис. 1) или   нарисовать   вместе   с   ребенком   на   листах   бумаги   схематичное   изображение человечков   в   разных   позах.   Карточки   необходимо   перемешать   и   положить изображением вниз. Затем вы берете по одной карточке и показываете ребенку. Его задача   ­   быстро   принять   нарисованную   позу.   Вы   можете   показывать   друг   другу карточки по очереди, дав задание ребенку проверять, правильно ли у вас получилось. Чтобы было веселее, пригласите еще кого­нибудь поиграть в эту игру, тогда выигрывает тот, кто быстрее и правильнее принял заданную позу. Тот, кто первым 20 правильно выполнит задание, получает одно очко. Когда зарядка закончится, под­ считайте полученные очки и определите победителя. Есть   еще   один   вариант   игры   ­   «Непослушный   спортсмен».   Для   игры   вам понадобятся те же карточки. Вы показываете их в любом порядке, но теперь задача ребенка   ­   принять   нарисованную   позу,   сделав   все   наоборот.   Если   человечек   на карточке сидит, то нужно подпрыгнуть, если в ласточке стоит на правой ноге ­ встать на левую, если поверну! налево ­ повернуться направо ­ дайте детям возможность пофантазировать!   Пусть   придумывают   свои   решения.   Но   чтобы   проверить правильность выполнения, надо попросить ребенка сначала сказать вслух, что будет делать непослушный спортсмен. Отражения См. Приложение, рис. 10, 11 «Отражения». На что направлена игра Игра развивает  умение  ориентироваться  в «перевернутом»  пространстве, способствует уменьшению «зеркальности» при письме. Взрослому Задача ребенка ­ нарисовать рисунок в перевернутом виде, не переворачивая лист   бумаги.   Если   ребенок   даже   после   вашей   инструкции   не   понимает,   как ориентироваться   в   «перевернутом»   пространстве,   сложите   лист   с   изображением 21 снеговика (рис. 10) пополам, чтобы он на наглядном примере увидел расположение «перевернутого» рисунка. Ребенку «Снеговик спешит к детишкам на праздник Нового года. Проходя по пруду, он решил взглянуть на себя, чтобы увидеть, как он выглядит и все ли у него в порядке. Но... отражения своего он не увидел. Помоги, пожалуйста, снеговику, нарисуй его отражение.   Посмотри   внимательно,   где   на   картинке   отразилось   солнышко   ­   оно оказалось внизу, рядом с солнышком нарисуй голову снеговика, а затем и все туло­ вище в правильном порядке». Если   ребенок   справился   с   заданием,   предложите   ему   следующий   рисунок. «Посмотри внимательно на рисунок (рис. 11): кошечка пошла гулять к реке и решила взглянуть на свое отражение в воде, но злой водяной украл его. Помоги кошечке вернуть свое отражение. Для этого тебе надо победить водяного, нарисовав в воде отражение кошечки». 22 23 24 25 26 СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ 1. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Развиваем память: игры, упражнения, советы специалистов. — М.: Эксмо, 2009. 2. Титова К.О., Фролова О.С., Винникова Л.М. Играть с ребенком. Как? Развитие восприятия, памяти, мышления и речи у детей 1­5 лет. — М.: Эксмо, 2010. 3. Федоренко   Л.П.,   Фомичева   Г.А.,   Лотарев   В.К.   Методика   развития   речи   детей   дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1984. 4. Хомская Е.Д. Нейропсихология. — СПб.: Пигер, 2005.  5. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. — М.: Академия, 2009. 6. Истомина З.М. Развитие внимания. — М.: Просвещение, 1978. 7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: 8. Источник: https://pitton.ru/super­uprazhneniya­dlya­razvitiya­mozga­i­uluchsheniya­pamyati­igry­ Генезис, 2007. i.html 27
скачать по прямой ссылке
Похожие публикации: