Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно - образовательном
процессе.
Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей.
здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Важно понимать, что Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно - образовательном
процессе.
Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей.
здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Важно понимать, что Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).
МАСТЕР
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ»
КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
-
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно образовательном
процессе.
Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают
положительное воздействие на развитие детей.
Здравствуйте, уважаемые коллеги
Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (нет или да?)
Деток вы любите? Да или нет ?
Пришли вы на мастеркласс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю…..
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (нет или Да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастеркласс
«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим
технологиям.
Здоровьесберегающая технология
это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов
образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его
обучения и развития..
Цель
здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность
сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа
жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Важно понимать, что Здоровье это состояние полного физического, психического и
социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).
Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, предусматривает:
Здоровье физическое.
Здоровье психическое.
Здоровье социальное.
Здоровье нравственное.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
улучшение памяти, внимания, мышления; повышение способности к произвольному контролю;
улучшение общего эмоционального состояния; повышается работоспособность, уверенность в
себе; стимулируются двигательные функции; снижает утомляемость; развивается
дыхательный и артикуляционный аппарат; стимулируется речевая функция;
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах
деятельности и представлены как:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая,
гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика
корригирующие
Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурные занятия, занятия в
бассейне, ритмика, биологическая обратная связь (БОС).проблемноигровые,
коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», точечный самомассаж,
Коррекционные технологии: технологии развития эмоцоинальноволевой сферы, коррекция
поведения, психогимнастика, арттерапия, артикуляционная гимнастика, технология
музыкального воздействия, сказкотерапия)
Задания для педагогов
Педагогам предлагается выбрать цвет буклета и описать ощущения связанные с этим цветом.обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность
Цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и
оздоровления. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального
развития детей.
Красный
в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения,
нормализации кровообращения и обмена веществ.
Оранжевый повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость,
хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх.
Желтый как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду.
Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное
противовоспалительное и противоаллергическое действие. К тому же он помогает при кашле.
Успокаивает, благоприятно влияет на работу щитовидной железы.
Синий
снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.
Фиолетовый
дает места депрессии, пессимизму и бессилию.
(В зависимости от выбранного цвета, педагогам дается заданиеиспользование
здорвьесберегающей технологии)
помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя,
действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не
Красный цвет буклета
Пальчиковая гимнастика
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
• Способствует овладению навыками мелкой моторики.
• Помогает развивать речь.
• Повышает работоспособность коры головного мозга.
• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
• Снимает тревожностьВам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом
Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком»,
Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем правой
руки «мешают».)
Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному,
Грушу будем мы рубить. начиная с большого.)
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)
Угостим честной народ.
Зеленый цвет буклета
Игровая деятельность
повышает интерес к занятиям физкультурой и спортом. Но не только подвижные или
спортивные игры повышают интерес, но и дидактические игры .
Вашему вниманию представляю дидактическое пособие «Цветок здоровья»
• Дидактическая игра « Угадай вид спорта по показу»
Желтый цвет буклета
Эмоциональную сферу
можно рассматривать как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих
психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики . При
помощи дидактических игр возможно формирование эмоционального благополучия у детей
дошкольного возраста.
• Дидактическая игра « Угадай эмоцию по показу.
Оранжевый цвет буклетаРелаксация
– это умение расслабиться, она помогает одним детям снять напряжение, другим –
сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Релаксация «Штанга» (Клюева Н.В.)
Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса.
Инструкция: «Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее.
Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем
штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они
расслаблены, отдыхают. Легко дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза.»
Голубой цвет буклета
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
это , которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое
состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах Слушание правильно
подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность,
головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание .Музыка действует
избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она
исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта
оказывает расслабляющее действие.
Слушание «К Элизе» Л.В. Бетховен
Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий
повышает результативность образовательного процесса,
формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления
здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.Использование
здоровьесберегающих технологий
в ДОУ
Для полноценного физического развития детей,
реализации
потребности в движении в нашем дошкольном учреждении созданы
определенные условия:
Спортивный зал для физкультурных занятий, оборудование которого
обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия;
способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию
двигательной активности и координации движений;
повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр;
положительно влияет на психоэмоциональную сферу.
В основе построения воспитательнообразовательной работы в ДОУ
лежит уровень развития детей, заданный «Программой воспитания и
обучения детей в детском саду», а главным фактором является учет
состояния физического здоровья детей и их потенциала.
Воспитательнообразовательный процесс строится с учётом
использования различных здоровьесберегающих технологий.
Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия,
способствующие активизации двигательной деятельности. Организованной
двигательной деятельности детей ежедневно отводится не менее 2 2,5
часов, из них особое внимание – 30 40 минут коррекционной работе.
Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, одно из средств
физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения утренней
гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:
Ритмическая гимнастика
Гимнастика состоящая из хороводов
Сюжетные танцы
Обыгрывание сюжетного стихотворения
Подвижные игры
Оздоровительный бег
гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;
оздоровительная аэробика и упражнения йоги;
гимнастика по интересам и игры по желанию детей.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно во всех возрастных группах в спортивном
и музыкальном залах. Продолжительность утренней гимнастики в младшей группе – 6
мин, в средней – 7 мин, в старшей – 89 мин, в подготовительной – 10 мин.
Физкультурные занятия
Особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию
движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях.
Форма организации занятий гибка и разнообразна: фронтальные,
подгрупповые, индивидуальные, в спортзале, в группе, на воздух.Физкультурные занятия проводятся 23 раза в неделю в спортивном или
музыкальном залах. Ранний возраст в групповой комнате 10 мин. Младший
возраст15 мин., средний возраст – 20 мин., старший возраст – 2530 мин.
Физкультурные занятия имеют разную форму организации в зависимости от
направленности обучения:
Традиционные
Игровые
Сюжетноигровые
Тренировочного типа
Тематические
Интегрированныеоздоровительные
Занятия ритмической гимнастикой
Занятия по интересам
Занятия с использованием тренажёров и спортивных комплексов
Занятия – соревнования.
И включают в себя следующие элементы:
Стретчинг – комплекс
упражнений основаный на статических
растяжках мышц тела, суставносвязочного аппарата и позвоночника
ребёнка. Эти упражнения способствуют предотвращению нарушений осанки,
оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.
Упражнения выполняются под музыку в форме сюжетноролевой игры в виде
сказочного путешествия. Сюжет строится так чтобы нагрузка была
равномерной для разных групп мышц. Проводится не раньше чем через 30
мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в
физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо
проветренном помещении.
Ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через
музыкальноритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки
на все группы мышц и даёт возможность перевоплощаться.
Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю
по 30 мин. со среднего возраста.
Корригирующая гимнастика включается в различные формы
утреннюю
физкультурнооздоровительных мероприятий:
гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна. Форма
проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
упражнения носят игровой , сюжетный характер, способствуют укреплению
мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса – «мышечного корсета».
В качестве профилактики плоскостопия и болезней опорного свода стопы в
различных формах физкультурнооздоровительной работы
мы
используем ортопедическую гимнастику.
занятия,
Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно
оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют
выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 35 мин. в любое
свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с
младшего возраста
Самомассаж – способствует расслаблению мышц и снятию нервно
эмоционального напряжения.
Точечный самомассаж
Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в
любое удобное время со старшего возраста.Проводится строго по
специальной методике.
Показан детям с частыми простудными
заболеваниями и болезнями ЛОРорганов. Используется наглядный материал.
Для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности и улучшения
работы мозга мы используем пальчиковую гимнастику. С младшего
возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в
любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
Подвижные и спортивные игры. Проводятся
как часть
физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате малой со
средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем
ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр
При организации подвижных игр в течении дня учитывается равномерное
распределение дневной нагрузки на разные группы мышц.
Релаксация – является необходимым компонентом физкультурного
В зависимости от состояния детей и целей определяется
занятия.
интенсивность технологии.
Технологии музыкального воздействия
Используется в различных формах физкультурнооздоровительной работы;
либо отдельные занятия 24 раза в месяц в зависимости от поставленных
целей
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других
технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и
пр.
Для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации
движений используется психогимнастика. Упражнения сопровождаются
текстом, помогая детям лучше представить тот или иной образ и войти в него.
Эти упражнения помогают создать на занятии положительный
эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. 12 раза в
неделю со старшего возраста по 2530 мин.
Занятия проводятся по специальным методикам .
Для воздействия на межполушарное взаимодействие и для укрепления
здоровья детей используется кинезиологическая гимнастика, которая
позволяет комплексно воздействовать на укрепление и сохранения здоровья
ребёнка. Проводится со старшей группы.
Технологии эстетической направленностиРеализуются на занятиях художественноэстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр.,
оформлении помещений к праздникам и др.
Технологии коррекции поведения проводится сеансами по 1012 занятий по 2530 мин. со старшего
возраста
Проводятся по специальным методикам в малых группах по 68 человек. Группы составляются не по одному признаку
дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический
инструментарий и протоколы занятий
Ежедневно после дневного сна проводится Гимнастика бодрящая , 510 мин.
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег
из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ
В свободное время, можно во второй половине дня проводятся проблемноигровые (игротреннинги и
игротерапия)
Коммуникативные игры
12 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной
степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Воспитатели, психолог
Коррекционные технологии
Арттерапия
Сеансами по 1012 занятий по 3035 мин. со средней группы
Занятия проводят по подгруппам 1013 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает
протоколы занятий
Сказкотерапия
24 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста
Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать
взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа
детей
Технологии воздействия цветом
Как специальное занятие 24 раза в месяц в зависимости от поставленных задач
Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ . Правильно подобранные цвета снимают
напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Медикопрофилактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и
преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими
требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
К ним относятся следующие технологии:
организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского
здоровья;
организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников,
закаливания;
организация профилактических мероприятий в детском саду;
организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурнооздоровительные технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на физическое
развитие и укрепление здоровья дошкольников:
развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
закаливание,
дыхательная гимнастика,
массаж и самомассаж,
профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье иРеализация этих технологий осуществляется специалистом по физической культуре и воспитателями ДОУ в условиях
специально организованных форм оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду технологии воспитания валеологической
культуры или культуры здоровья дошкольников.
Цель становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и
развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей
дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Это технология личностноориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий
учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в
содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Технологии обеспечения социальнопсихологического благополучия ребенка технологии, обеспечивающие
психическое и социальное здоровье ребенкадошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение
эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со
сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся:технологии психологического или психолого
педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов технологии, направленные на развитие
культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому
образу жизни.
Технологии валеологического просвещения родителей задача данных технологий обеспечение валеологической
образованности родителей воспитанников ДОУ.
«Использование здоровьесберегающих технологий
Педагогический совет
в ДОУ»
Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с
болезнью, и мы всеми силами пытаемся помочь ребенку: обследуем его у лучших врачей, даем
дорогостоящие лекарства. Но недаром существует много разнообразных немедикаментозных
методов воздействия на организм с целью его оздоровления и поддержки, которые можно
создать на базе детского сада под руководством воспитателей, физинструктора, медицинских
работников.
В данном выступлении представлены практические и действенные методы поддержания
здоровья детей дошкольного возраста, описаны разнообразные методики нетрадиционного
оздоровления, которые могут быть использованы в дошкольном учреждении для профилактики
простудных и хронических заболеваний, пропаганды здорового образа жизни.
Для дошкольников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, крайне важно неукоснительное
выполнение всех режимных моментов в соответствии с существующими гигиеническими
рекомендациями, так как они особо остро нуждаются в достаточной длительности сна,
регламентации умственных и физических нагрузок и полноценном отдыхе. Поэтому при
проведении оздоровительно – закаливающих и лечебных процедур, требующих определенных
временных затрат необходимо принять меры для того, чтобы режим дня не нарушался – не
сокращались длительность прогулок, дневного сна, время, отведенное для игр,
самостоятельной деятельности или приема пищи. Этому будет способствовать рациональная
организация всего оздоровительного процесса, включающая последовательность, сочетание
процедур, длительность их проведения, а также хорошая подготовка к процедурам самих
детей.Во время прогулки можно провести 2-3 игры разной степени подвижности, несложные
сюжетные игры, предоставить детям возможность играть самостоятельно. Все формы работы,
реализуемые на прогулке, содержание деятельности детей на воздухе, интенсивность их
двигательной активности необходимо соотносить с условиями погоды, сезоном года,
температурой воздуха.
В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему
здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего
им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, походах. Важно также постоянно
стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их
неукоснительным выполнением.
Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил личной гигиены
поможет им сохранить здоровье, позволит участвовать в разнообразных занятиях, улучшить
социальные контакты и настроение.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ
ПЕРВОЕ направление – комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей
специалистами:
осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
осмотр детей специалистами детской поликлиники;
диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ;
выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с
родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;
диагностирование общей физической подготовки детей в начале и в конце года по
нормативам.
ВТОРОЕ направление включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности
детей:
утренняя гимнастика;
физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия соревнования,
интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);
занятия с использованием мини – тренажеров;
ритмика;
гимнастика после сна;
ежедневный режим прогулок;
создание необходимой развивающей среды;
строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;
музыкальные занятия;
занятия по формированию здорового образа жизни.
ТРЕТЬЕ направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящего
до более интенсивных воздействий, с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом
используется комплекс процедур:
босохождение;
умывание;
ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии,
профилактика плоскостопия);
воздушные ванны в облегченной одежде;
гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.
ЧЕТВЕРТОЕ направление связано с осуществлением лечебно – профилактической работы. В его
рамках проводится следующие мероприятия:
постоянный контроль осанки;
контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;
подбор мебели в соответствии с ростом детей;
профилактический прием иммуномодуляторов: оксолиновая мазь для носа;
сбалансированное питание;
вакцинация против гриппа;
потребление фитонцидов (чеснока и лука);
употребление соков и фруктов;
использование очистителей воздуха;
физиотерапия;
ингаляция;
кварцевание групп;
прием поливитаминов;
массаж.
ПЯТЫМ направлением является использование практически апробированных и разрешенных
методик нетрадиционного оздоровления детей:
пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ;
дыхательная и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой;
психогимнастика по методике М. Чистяковой;
аромотерапия;
игровой массаж А. Уманской.
ШЕСТЫМ направлением считается комплекс психогигиенических мероприятий:
психодиагностика;
элементы аутотренинга и релаксации;
элементы музыкотерапии;
индивидуальные и подгрупповые занятия в комнате психологической разгрузки,
направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;
обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.
СЕДЬМЫМ направлением является реабилитация и коррекционная работа:
коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию,
со слабо сформированной стопой;
индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;
коррекция психоэмоциональной сферы;
индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по
физической культуре;
индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп.
ВОСЬМЫМ направлением является консультативно – информационная работа:
оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса,
родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий
для дошкольников;
открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий;
активное участие родителей в физкультурно – оздоровительной работе ДОУ;
оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;
организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных
специалистов;
проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.
Оздоровительные, санитарно – гигиенические и профилактические мероприятия
осуществляются психологом, медицинскими работниками, воспитателями, инструктором по
физическому воспитанию.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЖИМЕ ДНЯ
Утренняя гимнастика:
- дыхательная гимнастика А. Стрельниковой;
- пальчиковая гимнастика;
- общеразвивающие упражнения;
- танцевальные упражнения;
- использование элементов упражнений из различных оздоровительных систем: аэробика,
шейпинг и др.
Перед занятиями:
- точечный массаж, антистрессовый массаж, интеллектуальный массаж.
Физкультминутки на занятиях:
- дыхательные упражнения;
- пальчиковая гимнастика.
Утренняя прогулка:
- дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения;
- оздоровительная ходьба, бег.
Перед сном:
- релаксация, саморегуляция.
После сна:
- гимнастика пробуждения;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение
плоскостопия, исправление (профилактика) осанки, сколиоза).
Перед ужином:- массаж на профилактику простудных заболеваний;
- физкультурные занятия – 2 раза в неделю;
- ритмическая гимнастика – 1 раз в неделю.
ИГРОВОЙ МАССАЖ
Включает несколько видов массажа.
Закаливающее дыхание. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его
заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей
младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3
раза в день.
- «Найди и покажи носик»;
- «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым платком).
- «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос.
- «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением.
- «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю
поочередно.
- «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать указательным пальцем по крыльям носа и
произносить «ба – бо – бу».
- «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.
Массаж рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам.
Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает
функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Массаж ушей. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек,
расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела.
Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты
организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов.
Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
- «Найдем и покажем ушки»;
- «Похлопает ушками»;
- «Потянем ушки» - оттягивание мочек ушей;
- «Покрутим козелком»;
- «Потрем ушки».
Закаливающий массаж подошв. Такой вид массажа рекомендуется для детей среднего и
старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на
подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно.
КОМПЛЕКСЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ
ЗРЕНИЯ
1. «Дождик»
Капля первая упала – кап! (Сверху пальцем показываеттраекторию её движения)
И вторая прибежала – кап!
Мы на небо посмотрели, (Смотрят вверх).
Капельки кап-кап запели.
Намочились лица,
Мы их вытираем. (Вытирают лицо руками.)
Туфли, посмотрите, (Показывают руками вниз и
Мокрыми стали. смотрят.)
Плечами дружно поведем (Движения плечами.)
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим,
Под кусточком посидим. (Приседают.)
2. «Зарядка»
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку. (Встают, руки на поясе.)
Руки в стороны – согнули, (Выполняют данные движения.)
Вверх подняли – помахали,
Спрятали за спину их,
Оглянулись:
Через правое плечо
Через левое еще.
Дружно присели – пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
3. «Самолет»
Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет. (Смотрят вверх и водят
пальцем
за пролетающим самолетом.)
Правое крыло отвел –
Посмотрел. (Отводят вверх руки попеременноЛевое крыло отвел - и прослеживают взглядом.)
Поглядел.
Я мотор завожу (Делают вращательное движение
И внимательно гляжу. перед грудью и прослеживают
взглядом.)
Поднимаюсь, ввысь лечу. (Встают на носочки и выполняют
Возвращаться не хочу. летательное движение.)
4.«Жук»
В группу к нам жук влетел, (Грозят пальцем.)
Зажужжал и запел: «ж-ж-ж».
Вот он вправо полетел, (Указывают рукой направление и
Каждый вправо посмотрел. и прослеживают взглядом.)
Вот он влево полетел.
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть, (Правой рукой указывают направление
Не дадим ему присесть. Движения к носу со стороны.)
Жук наш приземлился. (Направление движения вниз
и приседание.)
Зажужжал и приземлился. (Делают вращательное движение
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж. руками типа волчка и встают.)
Жук, вот правая ладошка,
Посиди немножко. (Поочередно протягивают руки
Жук, вот левая ладошка, и смотрят на них.)
Посиди немножко.
Жук вверх полетел (Поднимают руки вверх и смотрят.)
И на потолок присел.
На носочки мы привстали, (Поднимаются на носочки
и вытягивают руки вверх.)
Хлопнем дружно (Хлопки над головой.)
Хлоп – хлоп – хлоп, (Имитируется полет жука и
Чтобы улететь он смог. Садятся на стульчики.)Ж-ж-ж-ж-ж-ж.
5. «Прогулка в зимний лес»
Мы пришли в зимний лес. (Ходьба по комнате.)
Сколько здесь вокруг чудес! (Разводят руками.)
Справа – березка в шубке стоит, (Руки отводят в указанную сторону
Слева – елка на нас глядит. и смотрят.)
Снежинки на небе кружатся. (Движения «фонарики» и смотрят вверх.)
На землю красиво ложатся. (Приседают.)
Вот зайка проскакал, (Прыжки.)
От лисы убежал.
Это серый волк рыщет, (Руки на поясе, наклоны в стороны.)
Он себе добычу ищет.
Все мы прячемся сейчас, (Приседают, прячась.)
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит, (Имитируют сон.)
Так всю зиму и проспит.
Пролетают снегири,
Как красивы они! (Имитируют полет птиц.)
В лесу красота и покой, (Разводят руки в стороны.)
А нам уже пора домой. (Садятся на свои места.)
КАК МЫ ПРОСЫПАЕМСЯ
Рекомендации
Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего
настроения. Просыпайтесь с мыслью, что день принесет вам удачу. Настраивайте себя только на
хорошее. Утренний психологический настрой поможет вам преодолеть возникающие
препятствия, пережить огорчения. Учитесь управлять своими поступками и чувствами. Это
поможет вам сэкономить вашу жизненную энергию и здоровье. Закрепите утренний
психологический настрой, с улыбкой скажите: «Доброе утро» себе, своим родным и близким, с
улыбкой приветствуйте детей, родителей, сотрудников. Улыбка – залог хорошего настроения. А
настроение, как известно, передается. Так давайте передавать друг другу только хорошее
настроение.
Для решения проблем и преодоления трудностей сконцентрируйте все свои силы. Используйте
следующие формы самовнушения: «Я могу быть приветливым, терпеливым, добрым…», «У меня
хорошее настроение», «Даже если это совсем не просто, я с этим справлюсь», «Это нужносделать», «Не поддаваться слабоволию», «Все будет хорошо», «Все изменится к лучшему».
Пожелайте всем «Добра, Любви и Гармонии».
Итак, вы проснулись, настроили свои мысли на положительные эмоции, улыбнулись.
Лежа на спине, разотрите ладони, погладьте руки от кистей вверх, ладонями разотрите ушные
раковины, как бы умойте лицо, круговыми движениями по часовой стрелке погладьте живот. Вы
почувствуете, как постепенно пробуждается ваш организм, каждая клеточка наливается
бодростью и свежестью.
Теперь уберите подушку и лежа на спине хорошо потянитесь. Руки вытяните за голову, а ноги
поочередно вперед. Отдохните и потянитесь двумя ногами вместе. Повторите каждое
упражнение 3-5 раз.
Дыхание спокойное, произвольное, через нос, вдох короче, чем выдох. Потягивание пробуждает
организм, нормализует кровообращение, снимает вялость, сонливость.
ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ
1. Спокойно сделайте вдох, выдох – полным дыханием.
2. Пошевелите пальцами рук и ног.
3. Сожмите пальцы в кулаки.
4. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок.
5. Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.
6. Опустите руки.
7. Разотрите ладони до появления тепла.
8. «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.
9. Потяните правую ногу пяткой, носок на себя.
10. Потяните левую ногу пяткой, носок на себя.
11. Потяните две ноги вместе.
12. Прогнитесь.
13. Сели.
14. Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладони вверх.
15. Мысленно пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и радости, хорошего
настроения.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАССАЖ
1. Оттянуть уши вперед – назад, чет до 10, начинать с открытыми глазами, затем с закрытыми.
2. Массаж щек круговыми движениями пальцев.
3. Массаж лба и подбородка круговыми движениями, как бы рисуем круги.
4. Массаж век. Ножницами складываем пальцы и массируем верхние и нижние веки, не
закрывая глаз.
5. Массаж носа. Подушечками указательных пальцев нажимаем от переносицы до крыльев носа.6. Движения челюстью слева направо и наоборот.
АНТИСТРЕССОВЫЙ МАССАЖ
1. Массаж пальцев рук:
- нажимаем на фалангу пальцев, сверху – снизу, справа – слева;
- массируем каждый палец круговыми движениями и движениями сверху вниз.
2. Массаж запястья круговыми движениями.
3. Массаж рук. Упражнения «моем руки», растирание ладоней и «погреем щеки».
4. Массаж лба. Кончиками пальцев от середины лба поглаживаем шею, лоб, щеки и сбросить.
5. Массаж плеч. Пощипывание плеч от шеи вниз.
6. Массаж затылка. Указательными пальцами массируем снизу вверх и сбросить.
7. Массаж шеи. Двумя руками массируем шею от позвоночника снизу вверх и сбросить.
8. Массаж головы. Над ушами к верхней точке, ото лба к верхней точке.
9. Массаж ушей. Пощипывание уха сверху вниз и сбросить.
10. Массаж ушных раковин.
РЕЛАКСАЦИЯ
Лежа на спине. Руки вдоль туловища, ладонями вниз или вверх, немного согнуты в локтях.
Закройте глаза, проследите, чтобы зубы не были сомкнуты, а губы сжаты. Лежите спокойно, но
постепенно погружаясь в дремоту, как в теплую ванну. Посторонние мысли уходят. Ничто не
отвлекает вас, не беспокоит. Приятный теплый ветерок овевает тело, расслабляет мышцы.
Расслабляются мышцы губ, уголки рта слегка опускаются.
Расслабляются мышцы щек. Веки плотно смыкаются. Они стали тяжелыми – тяжелыми. Мышцы
лица расслаблены. Вы не ощущаете их.
Расслабляются мышцы ног. С каждым выдохом волна покоя усиливается. Вы не чувствуете ног.
Вы отдыхаете.
Расслабляются мышцы спины. Спина как бы соединяется с поверхностью, на которой вы лежите.
Вы чувствуете легкость во всем теле.
Сердце бьется спокойно, ритмично. Дыхание легкое, свободное. Вы совершенно спокойны.
Полный покой овладевает вами. Вы отдыхаете. Восстанавливаются ваши силы, каждая клеточка
вашего организма наливается здоровьем.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ЗАКАЛИВАНИЯ
1. Ежедневно проводить воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями.
2. Полоскать рот кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи.
3. Широко использовать для закаливания и оздоровления нетрадиционное физкультурное
оборудование.
4. Ежедневно в утренней гимнастике использовать ритмические движения.
5. Использовать в своей работе динамические, статические дыхательные упражнения.6. После сна выполнять движения для пробуждения.
7. Применять точечный массаж
8. В весеннее – зимний период вводить витаминизацию и фитотерапию.
ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ
Первым требованием для проветривания при проведении закаливания детей в детских
учреждениях является сочетание гигиенических условий жизни детей. Это прежде всего
обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры окружающего воздуха и
одежды детей.
Температура на уровне ребенка от 2 до 3 лет + 19 - + 20. при такой температуре напряжение
процессов терморегуляции у ребенка минимально. Дети должны находится в 2-слойной одежде:
- у мальчиков: шорты, майка, рубашка;
- у девочек: майка, хлопчатобумажное платье, гольфы, босоножки.
Хождение босиком после сна до 5 минут.
Проводится сквозное проветривание (5-7 мин.) в отсутствии детей, температура не должна
снижаться ниже + 18 градусов.
График проветривания
1. Утром, перед приходом детей.
2. Перед занятием.
3. После ухода детей на прогулку.
4. Перед сном.
5. После полдника.
Литература:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Алямовская В.Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду.
- //Управление ДОУ, N3, 2002г., с. 21 – 27.
Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. –М.: ТЦ
Сфера, 2005 г.
Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304
с
Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных
образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004
Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143
с.
Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное
воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.
Гимнастика для глаз. - // Дошкольная педагогика, декабрь, 2007. – с.26-27.Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Цели использования здоровьесберегающих технологий:
сбережение здоровья детей путем создания благоприятных условий пребывания,
воспитания и образования в ДОУ,
укрепление психического и физического здоровья дошкольников.
Задачи:
распределять
предотвращать перегрузки и усталость;
образовательные
и
физические
нагрузки;
пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей и детей.
Жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой
актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание
привычки к здоровому образу жизни.
В современных социально – экономических условиях остро встает проблема
формирования здоровьесберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа
жизни у детей дошкольного возраста.Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно
организованная совокупность программ,
методов организации
образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия
на
педагогов;
технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
приемов,
учащихся
здоровье
и
Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном
образовании?
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к
ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского
сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного
отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений
оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности,
позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового
образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной
медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым –
содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального
здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей. [Терновская
С.А., Теплякова Л.А., 2005].
•
•
бег,
двигательной
здоровьесберегающих
элементы движений
технологий:
Средства
направленности:
1.Средства
метание);
упражнения;
• физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика,
самомассаж
др.
2.Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры,
фитотерапия,
ингаляция).
3.Гигиенические факторы (выполнение санитарно – гигиенических требований, личная
и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение
режима дня и т.д.).
(ходьба,
физические
прыжки,
и
Методы здоровьесберегающих технологий:
фронтальный,
групповой,
практический метод, познавательная игра,
игровой метод,
соревновательный метод,
метод индивидуальных занятий.
Применение разнообразных здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Особенное внимание в своей работе я уделяю благополучной
адаптации дошкольников и организации здорового образа жизни, воспитанию
потребности заботиться о своей жизни, здоровье, безопасности. Это:
1. Обеспечение оптимальных гигиенических условий в группе и создание
экологического пространства: освещение, проветривание, озеленение группы.
Все ребята удовольствием ухаживают за комнатными растениями. Весной мы
выращиваем рассаду декоративных растений для посадки на клумбы.
2. Дыхательная гимнастика может включать многие хорошо известные упражнения
по развитию речевого дыхания у дошкольников. Дыхательные упражнения улучшают
полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и
произвольность. В каждое занятие включается упражнения с использованием
различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, снежинок и бумажных
бабочек; задувание свечи; дутье во всевозможные дудки; надувание мыльных
пузырей; дутье на вертушки и многое другое. По мере овладения упражнениями
детьми добавляются новые.
3. Глазодвигательные упражнения (вверх – вниз, вправо – влево, вдаль – близко)
позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и
разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное
взаимодействие и повышают энергетику организма.
4. Ежедневная утренняя гимнастика, общеразвивающие упражнения в группе и во
время прогулок способствуют эмоциональной разгрузке, повышению двигательной
активности и профилактике гиподинамии.
5. В развитии общей и ручной моторики используются комплексы физминуток,
которые подбираются к изучаемым на занятии темам и проводятся в игровой форме.
Основные задачи физминутки – это: снять усталость и напряжение;
внести эмоциональный заряд;
совершенствовать общую моторику;
выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со
словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается
мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся
словарный запас.
6. Для развития ручной моторики используются самые разныетренажеры: шнуровки;
застегивания пуговиц, молний и кнопок; игрушки – вкладыши типа матрешки; игры –
нанизывания на шнур; тренажеры с надавливаниями кнопок и клавиш и многое другое.
7. Кинезиологические упражнения, направленные на формирование и развитие
межполушарного взаимодействия. В работе с детьми использую комплекс
кинезиологических упражнений: «Колечко» (соединяя большой палец поочередно с
остальными), «Кулак – ребро – ладонь» (последовательно много раз), «Пальчики
обеих рук здороваются», «Замок» и другие. В ходе систематических занятий по
кинезиологическим программам у ребенка развиваются межполушарные связи,
улучшается память и концентрация внимания.
8. Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с
мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью,
средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с
головным мозгом.
9. Развитие основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме
артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность
специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного
аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов,
участвующих в речевом процессе. При отборе материала соблюдается определенная
последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
10. Бодрящая гимнастика и гимнастика пробуждения в кроватяхпомогают детскому
организму проснуться, улучшают настроение, поднимают мышечный тонус.
11. Просветительно – воспитательная работа с
детьмипредставлена методическими разработками бесед,
направленных на воспитание здорового образа жизни у
дошкольников.
12. Мероприятия по обеспечению безопасности
жизнедеятельности воспитанников направлены на формирование у
детей навыков безопасного поведения в различных опасныхситуациях, а также на профилактику и предотвращение детского
дорожно– транспортного травматизма.
13. Просветительно – воспитательная работа с
родителями проводится в форме консультаций на родительских
собраниях и индивидуально, а также через папки – передвижки.
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательной
деятельности по развитию речи
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития
детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли,
тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее
и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется
его психическое развитие. Развитие речи, ее звуковой стороны, словарного состава,
грамматического строя – одна из важнейших задач обучения дошкольников. Только
комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого
развития.
Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной
функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы
языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для
развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует
осознанию, планированию и регуляции его поведения. Показателем готовности ребенка
к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение
речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.
В своей работе, на занятиях по развитию речи, я использую разнообразные
здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика,
артикуляционная
гимнастика, глазотерапия, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, точечный
массаж, самомассаж и т.д.
Я применяю следующую схему построения занятий:
в организационный момент я включаю релаксационные и
психофизические упражнения, психогимнастика;
в ходе занятий предусматриваются артикуляционные,
мимические, голосовые, дыхательные и физические
упражнения, пальчиковые игры;
в каждом занятии ведется работа над усвоением лексико –
грамматического строя речи;
физпаузы и физминутки, несут дополнительную речевую
нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания
на словотворчество детей.Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся
молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со
сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое
нарушение в ходе развития ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и
поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего
учебного года в свою работу я включаю здоровьесберегающие технологии, которые
способствуют интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого,
стабильного результата.
Заключение
Таким образом, здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с
детьми, позволяют своевременно скорректировать имеющиеся нарушения речи у
ребенка и в дальнейшем оказывают существенное влияние на качество школьного
обучения.
Процесс формирования речи осуществляется на основе междисциплинарного
подхода, который позволяет в комплексе решать логопедические и психологические
вопросы развития речи детей. Данные методы и приемы здоровьесберегающих
технологий помогают детям преодолеть имеющиеся нарушения речи, чтобы они
хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую
жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный
дар!
И важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный
трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Это важнейший показатель
благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но
и дающий прогноз на будущее.
Использованная литература
1. Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном
образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. 2004.
2. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное
воспитание. – 2004.
3. Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет. – Изд.2е. –
Волгоград: Учитель, 2013. – 151 с.
4. Литвинова О.М. Физкультурные занятия в детском саду. – Ростов н/Д: Феникс,
2008. – 492 с.5. Нищеева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика 2. – Спб.: ООО «Издательство
«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. – 32 с.
6. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей.
С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. 2008.
7. Подольская Е.И. Оздоровительная гимнастика: игровые комплексы. Вторая младшая
группа. Волгоград: Учитель, 2012. – 127 с.
8. Подольская Е.И. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3 – 7 лет. – 2е
изд. Волгоград: Учитель, 2013. – 183 с.
9. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по
развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – Спб.:КАРО,
2004. – 92 с.
10. Сивцова, А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в
дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. 2007.
11. Смирнова Т.В. Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию
представлений о себе младших дошкольников)/авт.сост.Т.В.Смирнова. Волгоград:
Учитель, 2013. – 167 с.
12. Терновская С.А.,
Создание здоровьесберегающей
образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.
2005.
Теплякова Л.А.
13. Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. – Спб.: ООО
«Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.
14. Чубарова С., Козловская Г., Еремеева В. Новые здоровье сберегающие
технологии в образовании и воспитании детей. Развитие личности,2003