Мастер-класс для воспитателей По теме: «Пластилинография»
Оценка 4.6

Мастер-класс для воспитателей По теме: «Пластилинография»

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
изобразительное искусство
Детсад
18.04.2018
Мастер-класс  для  воспитателей По  теме: «Пластилинография»
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности. Задачи мастер класса: • освоение педагогами нетрадиционной техникой работы с пластилином; • обучение участников мастер- класса технике «пластилинография»; • развивать интерес к нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге и широкому применению их в детском саду. Ожидаемый результат: • создание лепной картины с изображением полу объёмных предметов на горизонтальной поверхности; • применение участниками мастер-класса техники «пластилинография» в работе с детьми; • повышение уровня профессиональной компетентности.
мастер - класс Четвергова И.А. .docx
Мастер­класс  для  воспитателей По  теме: «Пластилинография» Цель мастер­класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение  новых знаний и освоение их в практической деятельности. Задачи мастер класса:  освоение педагогами нетрадиционной техникой работы с пластилином;   обучение участников мастер­ класса технике «пластилинография»;  развивать интерес к нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге и  широкому применению их в детском саду. Ожидаемый результат:  создание лепной картины с изображением полу объёмных предметов на горизонтальной поверхности;  применение участниками мастер­класса техники «пластилинография» в работе с  детьми;  повышение уровня профессиональной компетентности. Материалы и оборудование для педагогов:  плотный картон синего цвета, размер А4;  набор пластилина;  салфетка для рук;  доска для лепки;  стека;  трубочка или паста от ручки   карандаш Ход мастер­ класса: (2)  Проблема развития мелкой моторики рук дошкольников является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Развитие тонкой моторики является важным  показателем готовности ребенка  к  школьному обучению  и  играет  большую роль   в   овладении   учебными   навыками.   Большинство   первоклассников   испытывают трудности   от   школьных   нагрузок   из­за   неполного   развития   костно­мышечной мускулатуры рук.    Существует большое количество подходов к решению проблемы развития   мелкой   моторики   рук   детей   дошкольного   возраста.   Обратившись   к пластилинографии, я объясняю это её большими воспитательно ­ образовательными возможностями.  Пластилинография,   как   синтез   рисования,   лепки   и   аппликации, способствует развитию творческих способностей, воображения, развивает усидчивость, терпение, аккуратность, внимание, координацию движения рук, глазомер, выступает одним из эффективных средств развития мелкой моторики рук  (3) Пластилинография     ­ это нетрадиционный вид изобразительной деятельности  (создание лепных картин с изображением полу объёмных  предметов на горизонтальной поверхности). Понятие Пластилинография имеет два смысловых корня: графия ­  Создавать, изображать, а первая половина слова пластилин подразумевает материал,  при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники  заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых,  полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности. Допускается включение  дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и других материалов. (4)  Пластилинографию     можно   использовать   для   развития   творческих способностей   у   детей   любого   возраста,   поскольку   развитие   воображения   и эстетического   вкуса     является   очень   важным.   Но   особую   ценность   эта   методика приобретает при использовании её для развития мелкой моторики у детей  старшего дошкольного возраста, ведь именно к 6 ­ 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. У детей 6­7 лет уже   имеются   необходимые   данные   для   создания   выразительного   образа   в   лепке. Пластилин   используется   в   виде     «краски»,   как   изобразительный   материал,   а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребёнка. При работе   с   пластилином   руки   должны   быть   тёплыми,   пальчики   во   время   работы находятся   в   постоянном   движении,   в   результате   усиливается   кровообращение   и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев.  (5) Работа по формированию навыков  по пластилинографии можно условно разделить на  несколько этапов. Подготовительный.   Освоить   приемы   размазывания   пластилина   подушечкой пальца; выработать правильную постановку пальца; научиться не выходить за контур рисунка; использовать несколько цветов пластилина. Основной. Доводить дело до конца, работать аккуратно, действовать по образцу и   по   словесному   указанию   воспитателя;   научиться   самостоятельно   решать   такие творческие задачи как выбор  рисунка  для работы и  цвет фона; научиться получать разные оттенки путём смешивания разных цветов пластилина. Итоговый.  Сформировать   личностное   отношение   к   результатам   своей деятельности.   Расскажу     подробнее.   Для   успешного   освоения   детьми   техники пластилинографии   очень  важен  подготовительный   этап, когда  дети учатся  простым приёмам пластилинографии. На первых занятиях все дети учатся приёму размазывания пластилина   кончиком   (подушечкой)   пальца.   Дети   приступают   к   рисованию,   т.е. размазывают пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.  Параллельно они учатся работать на ограниченном пространстве и с пластилином нескольких цветов.    На  основном   этапе  обучения   дети   совершенствуют   технику   рисования пластилином.  Дети учатся создавать композиции. Учитывая разные возможности детей одной возрастной группы,  мной предусмотрены усложнения. Усложнения могут быть использованы как индивидуально, так и для всего коллектива детей. На третьем, итоговом этапе дети самостоятельно выполняют задания,  опираясь на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому объекту. На данном этапе, как правило, преобладают такие задания, как «придумай волшебный цветок», «волшебная птица » и другие. Все они предполагают личностное отношение   ребёнка. Создание образа в воображении – наиболее трудный путь, требующий большого объема знаний и впечатлений,   богатой   эмоциональной   гаммы   душевных   переживаний,   умения удивляться,   наблюдать.   Поэтому   важно   пополнять   внутренний   потенциал   детской фантазии, обогащая ее новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится  ощущение   избытка   эмоций   и   желание   поделиться   своим   состоянием   с окружающими. Данная форма работы с детьми позволяет заложить хорошую основу для их гармоничного развития.   (6) Основные приемы лепки пластилином Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее  приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание,  оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые  формы и придавать фигурам соответствующее положение. ­Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно  периодически поворачивать, чтобы он стал круглым. ­Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр.  Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо  получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить  раскатывание. ­Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик,  потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу. ­Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что  необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого  соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая  ему нужную форму. ­Оттягивание. Похоже  на предыдущий прием, но после захвата пластилина его  оттягивают и формуют новый элемент или деталь. ­Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком.  Одновременно можно удалить излишек пластилина. ­Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски. ­Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей. Пластилиновую фигурку можно слепить двумя способами: из целого куска  пластилина или соединить несколько деталей в одну. Использование и соединение  разнообразных деталей при лепке позволяет сделать фигурки более сложными,  детализированными. (7) Особенности используемого материала.         Пластилин – мягкий, податливый материал, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов: ­несвежий пластилин становится твёрдым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками, ­ в своём составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.   рекомендациям:  (внимание на экран, рекомендации в буклете)           Всех   этих   неприятностей   можно   избежать,   если   следовать   следующим 1.Твердый   пластилин   разогреть   перед   занятием   в   ёмкости   с   горячей   водой   из­под крана, (но не заливать кипятком он просто растает). 2.Пластилин – материал объёмный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы  следует   использовать   не   тонкие   листы,   а   плотный   картон,   чтобы   не   происходило деформации   основы   при   выполнении   приёмов   придавливания,   примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов. 3. Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае   выполняются   обычным   фломастером,   который   также   без   труда   стирается влажной салфеткой, если ребёнок ошибся в изображении объекта. 4. Если работа выполняется в качестве подарка, например : «Букет для мамы», или для оформления   групповой   комнаты,   рекомендуется   поверхность   выполненной   из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком или лаком для волос. Пластилин под   лаковой   плёнкой   со   временем   твердеет,   изделие   становиться   более   яркими,   с лакированной поверхности легче убирать пыль. 5. На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после  выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом. 6.Работа   с   пластилином   трудоёмкая,   требует   усилий,   поэтому   детям   необходим минутный отдых в процессе её выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.        Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки с начала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии. I Практическая часть Сегодня, уважаемые педагоги, мы с вами будем знакомиться с разными приемами и способами   пластилинографии.   Я   покажу,   как   можно   использовать   разные   приемы пластилинографии  в одной картине. Для этого нам потребуется:  плотный картон, размер  А4;  набор пластилина;  салфетка для рук;  доска для лепки;  стека;  трубочка или  паста от ручки.  карандаш Этапы выполнения работы  (8) осьминог: 1 Голова   –   туловище.   Из   кусочка   пластилина   красного   цвета   (оранжевого)   скатать шарик,   сплющить   его   в   центре   основы   со   смещением   вверх,   придавая   ему   слегка вытянутую   форму.   Из   маленьких   кусочков   пластилина   того   же   цвета   скатать   два шарика и расположить их поверх головы – тела. 2  щупальца. Скатать длинную колбаску, разделить ее на восемь частей, преобразовать в длинные морковки. Взять одну ножку и расположить её справа или слева широкой стороной в нижней части туловища, заостренный кончик можно завернуть в спиральку и   только   после   этого   слегка   прижать   к   основе   для   закрепления.   Вторую   ножку расположить с другой стороны туловища. Остальные ножки расположить между  первыми. Сгладить границу соединения ножек – щупалец с туловищем. 3 Оформление туловища осьминога.  Из пластилина белого цвета скатать колбаску, стекой   разделить   её   на   мелкие   части,   из   которых   скатать   шарики.   Два   из   них преобразовать   в   короткие   овальчики   и   расплющить   на   бугорках   головы.   Стекой нарисовать вертикально полоски – зрачки. Остальными шариками украсить туловище осьминога. Трубочкой напечатать кружочки – присоски по краю каждой ножки. (9) Рыбка способ № 1  1. Туловище.  Закрыть пространство внутри контуров изображения рыбки оранжевым пластилином.  2.   Оформляем   хвост   и   плавники.    Для   оформления   каждой   части   плавника используется один шарик, примазывать его нужно начиная от края плавника к месту его   прикрепления   к   телу.   Пластилиновый   шарик   примазываем   только   наполовину. Аналогично   формируется   хвост.   Хвост   должен   быть   роскошный,   с   красивыми изгибами.  Для хвоста понадобятся несколько желтых и оранжевых шариков.  3. Чешуя. Формируем чешую, для этого нужно скатать  много шариков одного размера желтого цвета. Примазывать, начиная со стороны  хвоста каждый шарик . 4. Оформить глаз.  Скатать шарики белого и черного цветов, приплюснуть и наложить друг на друга, черный выровнять у одного края. 5. Рот. Для того чтобы оригинально оформить рот, нужно скатать два одинаковых шарика красного цвета. Сделать из этих шариков две капельки и укрепить эти шарики на место ротика, как губки, утонченным местом капелек друг к другу. Немного их прижать, но сохранить выпуклость. (10)  Рыбка вариант № 2  Выполняется в технике размазывания, формируя тело рыбки. Плавники и хвост обычно выполняют из другого цвета.   Далее   при помощи стеки оформляют плавники, при помощи пасты делают чешую.   (10) Дополнения в общую композицию: Песок   на   дне   –   длинная   колбаска   из   желтого   пластилина,   расплющенная   внизу композиции; Камушки – шарики из коричневого, черного, серого пластилина; Водоросли – колбаски из зелёного пластилина разной длины; Улитку можно изобразить как   на   растениях,   так   и   на   дне.   Для   тельца   улитки   скатать   розовую   колбаску небольшого размера. С одного конца сделать колбаску тоньше.  Можно вытянуть рожки с конца потолще. Скатать светло – коричневую колбаску.  С одного конца сделать ее тонкой.     Начиная   с   толстого   конца   скатать   колбаску   в   рулончик,   так,   чтобы утолщенное окончание осталось незакрученным. Получится домик улитки.  Закрепить, то есть прижать тельце улитки на нужное место   в картине. Присоединить   домик к тельцу улитки незакрученным концом и прижать его не сильно, так, чтобы сохранить выпуклость. Карандашом продавить глазки и ротик. (11)  Приемы выполнения деревьев Первая картина ­  ствол выполнен из жгутиков (колбасок, можно сочетать разного оттенка  коричневого),  листья   выполнены  из  расплющенных   пластилиновых   шариков (смотри на слайд). Вторая картина стволы так же выполнены из жгутиков, листья из разноцветных   пластилиновых   шариков   в   зависимости   от   того   какое   дерево   хотим слепить (осеннее   или нет). Третья картина сделана вся из пластилиновых шариков, самая трудоемкая. (12) некоторые элементы выполнения цветов  Скатать   примерно   одинаковые   жгутики   на   сердцевину,   например   голубая,   на лепестки розовая.       Соединить эти жгутики и нарезать.   Готовые цветочки только осталось надеть на стебельки.  Другой   способ:   из   пластилина   одной   гаммы   (например,   красный,   розовый, оранжевый,   фиолетовый)   скатать   шарики,   их     расплющить,   полученные   лепешки сложить друг на друга и свернуть.   От того как вы свернете и будет ваш рисунок. Заготовки можно использовать в изготовлении, как цветов, так и бабочек.   (13)В технике пластилинографии можно создать: цветы, растения, насекомых, рыб,  (14)  Первые   успехи   в   работе   вызовут   у   детей   желание   создавать животных.   тематические картинки   сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии. Сказать про книги. (15) (16) Рисование пластилином  замечательный по своим возможностям вид  изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картину  рельефной и за счет этого более выразительной и живой.  (17) Но кроме этого, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую  мышечную нагрузку.  (18) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ГОТОВА ВЫСЛУШАТЬ ВАШИ  ВОПРОСЫ.

Мастер-класс для воспитателей По теме: «Пластилинография»

Мастер-класс  для  воспитателей По  теме: «Пластилинография»

Мастер-класс для воспитателей По теме: «Пластилинография»

Мастер-класс  для  воспитателей По  теме: «Пластилинография»

Мастер-класс для воспитателей По теме: «Пластилинография»

Мастер-класс  для  воспитателей По  теме: «Пластилинография»

Мастер-класс для воспитателей По теме: «Пластилинография»

Мастер-класс  для  воспитателей По  теме: «Пластилинография»

Мастер-класс для воспитателей По теме: «Пластилинография»

Мастер-класс  для  воспитателей По  теме: «Пластилинография»

Мастер-класс для воспитателей По теме: «Пластилинография»

Мастер-класс  для  воспитателей По  теме: «Пластилинография»

Мастер-класс для воспитателей По теме: «Пластилинография»

Мастер-класс  для  воспитателей По  теме: «Пластилинография»
Скачать файл