Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 8 им. академика Н.Н. Боголюбова г. Дубны Московской области
Рассмотрено на заседании Педагогического совета от «__»____________ 20___ гг. Протокол № ______________ |
Утверждаю: Директор МБОУ гимназия № 8 ____________/И.Е.Зеленкова «___» ___________ 20___гг. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Палитра»
(базовый уровень)
Возраст обучающихся: 7-13 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Учитель Шишлянникова Елена Вячеславовна
Г. Дубна, 2019 г.
Пояснительная записка
Направленность художественно-эстетическая, уровень освоения базовый.
Программа составлена с учетом нормативно-правовых документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015);
- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р);
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);
- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН» 2.4.4.3172-14);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
- Методических рекомендаций по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области от 23.03.2016 г.
- Инструктивного письма Министерства образования Московской области «Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области» от 26.08.2013 № 10825 – 13 в/07.
С учетом нормативных локальных актов учреждения.
Актуальность. Ведущими задачами современного образования являются идеи гуманизация образования и развития ребенка, формирование у него духовно-нравственных ценностей, эмоциональной отзывчивости, творческого и ответственного отношения к жизни. Творческое объединение «Палитра» – одна из форм углубления интересов учащихся по теории изобразительного искусства, а также развития навыков в практической деятельности художественного изображения. В число этих навыков входят наблюдение, художественно-образное восприятие и оценка окружающей действительности, решение учебно-творческих задач в художественных материалах с использованием композиции, рисунка, цвета и т.д. Творческое объединение «Палитра» способствует творческому развитию учащихся, которое является результатом осуществления цельного учебно-воспитательного процесса со всем комплексом учебно-воспитательных задач.
Одной из главных целей преподавания предметов художественной направленности становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний.
Новизна и отличительные особенности программы. Программа включает интеграцию трех основных видов художественной деятельности: композиционной, изобразительной, декоративной деятельности. В каждом задании по рисунку и живописи обязательно присутствуют элементы композиционной деятельности, а композиционное решение выполняется как средствами рисунка, так и живописи. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, ритм группируются вокруг общих закономерностей, художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных видов искусств.
Программа построена на широком использовании информационных образовательных ресурсов, способствующих систематическому формированию и поддержанию мотивации к творчеству. Так участие в мероприятиях учреждения, оформление выставок, участие в конкурсах и олимпиадах стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.
Данная программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.
Цель программы: воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры через обучение умениям и навыкам художественной деятельности.
Задачи:
Личностные:
- формировать потребность в самообразовании и творческой реализации;
- воспитывать самооценку собственного «Я», чувство коллективизма;
- воспитывать уважительное отношение к истории и культуре как источнику жизненного опыта.
Метапредметные:
- научить наблюдать и сопоставлять объекты и явления окружающего мира;
- развивать любознательность, наблюдательность, память, пространственные представления;
- развивать коммуникативные навыки психологической совместимости и адаптации в коллективе;
- развивать интерес к творческой деятельности;
- развивать стремление к самопознанию и самоопределению.
Предметные:
- ознакомить с основными понятиями, терминами и определениями в предметной области;
- научить первоначальным знаниям передачи, поиска, преобразования;
- дать основы владения средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- обучать использованию различных художественных материалов и инструментов.
Адресат программы. Возраст обучающихся: 7-13 лет.
На обучение по программе могут быть приняты все желающие. Основной состав набирается в начале учебного года, но и в течение всего учебного года принимаются дети, независимо от уровня специальной подготовки и способностей.
Дети с ОВЗ, имеющие незначительные соматические отклонения в здоровье, с сохранным интеллектом также могут быть приняты на обучение по программе. При необходимости для обучающихся с особыми образовательными потребностями – как для детей одаренных, так и для детей детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья будет разработан индивидуальный образовательный маршрут.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения по 2 часа в неделю. Полный объем учебных часов - 72 часа.
Основные формы организации занятий:
лекционно-практические занятия,
практикум,
самостоятельные,
групповые работы (работы над проектами),
презентация проекта,
игровая форма,
комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Особенности организации образовательного процесса.
Группы могут формироваться как одновозрастные, так и разновозрастные при постоянном составе детей. Наполняемость учебной группы – 15 человек.
Режим занятий. Занятия учебных групп проводятся два раза в неделю по 1 часу.
Ожидаемые результаты.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей, правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных ситуациях общения и сотрудничества педагогом, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации («Хочу разобраться…»; « хочу попробовать свои силы…», «Хочу убедиться, смогу ли разрешить эту ситуацию»);
формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере («Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…»), переживание учащимися субъективного открытия («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…»)
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
умение определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных рисунков, схематических рисунков, схем.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностные:
· формировать потребность в самообразовании и творческой реализации;
· воспитывать самооценку собственного «Я», чувство коллективизма;
· воспитывать уважительное отношение к истории и культуре как источнику жизненного опыта.
Метапредметные:
· научить наблюдать и сопоставлять объекты и явления окружающего мира;
· развивать любознательность, наблюдательность, память, пространственные представления;
· развивать коммуникативные навыки психологической совместимости и адаптации в коллективе;
· развивать интерес к творческой деятельности;
· развивать стремление к самопознанию и самоопределению.
Предметные:
- ознакомятся с основными понятиями, терминами и определениями в предметной области;
- научатся первоначальным знаниям передачи, поиска, преобразования;
- овладеют основами владения средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир;
- овладеют навыками использования различных художественных материалов и инструментов.
Критерии оценки индивидуального развития обучающихся
в процессе текущей диагностики по итогам I полугодия
№ п\п |
Направление оценки |
Низкий уровень обученности (развития) |
Средний уровень обученности (развития) |
Высокий уровень обученности (развития) |
1. |
Психофизиологические характеристики: внимание |
Низкая концентрация внимания, реакция замедленная, обучающийся постоянно отвлекается. Не может воспроизвести алгоритм выполнения задания. |
Неустойчивое внимание, иногда отвлекается. Может воспроизвести лишь отдельные элементы алгоритма выполнения задания. Путает последовательность этапов выполнения работы. |
Высокая концентрация внимания, быстрая реакция, почти не отвлекается на посторонние дела. Способен полностью воспроизвести цепочку действий, необходимых для выполнения задания. |
2. |
Когнитивные характеристики: реактивность, способность к самоорганизации |
Импульсивное поведение: способен действовать по первому побуждению под влиянием внешних обстоятельств или эмоций, не обдумывает свои поступки, не оценивает все «за» и «против». Он быстро реагирует и столь же бурно останавливает свои действия. |
Неустойчивое поведение, иногда действует под воздействием настроения, не настойчив при решении проблемных ситуаций, часто отвлекается. Но при поддержке педагога может добиться неплохих результатов. |
Преобладает рефлексивное поведение, разумное. Обдумывает свои действия. Способен сформулировать для себя задачу и искать пути её решения, добиваться резуль-татов. Осознанно реагирует в проблемных ситуациях. Раци-онально использует учебное время. |
3. |
Коммуникатив-ные свойства: стиль общения, взаимодействие с окружающими. |
Преобладает неаде-кватная самооценка. Нетерпим к другой точке зрения, пози-ции, сам создает кон-фликтные ситуации. Легко поддаётся на провокации, не пытается найти общий язык с окружающими |
Размыты представле-ния о нормах обще-ния, часто неадекват-ная самооценка, легко принимает любой стиль общения, сложившийся в группе, несамостоятелен, в конфликтной ситуа-ции ведет себя так же, как большинство окружающих. |
Терпимый. Обладает чувством самоуважения, что позволяет ему с уважением относиться к достоинству других; умеет воспринимать дру-гую, отличную от своей точку зрения; редко вступает в конфликты, стремится к их разрешению мирным путем, самооценка адекватна. |
4. |
Уровень мотивации и творческой активности |
Низкий уровень мотивации: ученик без желания занимается в объединении. Не обращается за помощью, попусту теряя время. |
Средний уровень мотивации. Испол-нителен, но с трудом принимает собственные решения, или, напротив, не вникает в суть задания, не усваивает технологические особенности, стремясь реализо-вать собственные фантазии. |
С удовольствием занимается, это доставляет ему радость, хочет узнать как можно больше; охотно выполняет задания, откликается на предложение пофантазировать, проявить самостоятельность. |
5. |
Теоретическая подготовка |
Не запоминает теоретическую информацию по пройденным темам, Не знает специальную терминологию. Не усвоил и не выполняет требования техники безопасности. |
Знает значение основных терминов, но не использует или не всегда правильно использует их. Не всегда четко выполняет требования техники безопасности на за-нятиях. |
Знает значение и правильно использует основные термины: Знает требования техники безопасности при работе с инструментами. |
6. |
Практические умения и навыки |
Всегда нуждается в помощи при выполнении задания. Не знает технику выполнения технологических приёмов работы |
Частично овладел первичными практическими навыками |
Полностью овладел первичными практи-ческими навыками. Самостоятельно вы-полняет необходимые технологические приёмы |
Критерии оценки умений и навыков
по итогам реализации образовательной программы
Вид работы |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Правила
техники |
Плохо знает
правила, |
Соблюдает
правила |
Знает и
соблюдает |
Умение |
Неуверенно Использует специальные инструменты, не знает причины и неполадки в машине. |
Правильно
пользуется |
Свободно пользуется всеми приспособлениями, |
Творческая активность |
Низкая творческая активность, работа по шаблону, образцу. |
Средняя творческая активность, работа с помощью преподавателя. |
Высокая творческая активность |
Формы контроля и аттестации: наблюдение, собеседование, опрос,
тестирование, конкурсы, практические задания.
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
- промежуточные
- итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется через:
- тестирование,
- отчётные просмотры законченных работ,
- отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Материально - техническое оснащение занятий:
Кабинет для обучения: Занятия проходят в учебном кабинете, который полностью оснащен необходимой мебелью, доской, набором художественными альбомами и литературой по искусству. Условия для занятий соответствуют санитарно–гигиеническим нормам. Кабинет оснащен компьютером, проектором, что позволяет использовать для занятий видеофильмы, презентации, различные компьютерные программы.
1 |
Оборудование |
Доска |
1 шт. |
Стол для учителя |
1 шт. |
||
|
|
||
Стул для учителя |
1 шт. |
||
Стул для учащегося |
15 шт. |
||
Стенка |
5 секций |
||
Компьютер |
1 шт. |
||
Проектор |
1 шт. |
Кадровое обеспечение программы «Палитра»
Реализацию программы обеспечивает учитель изобразительного искусства, обладающий не только профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности объединения искусствоведческого направления.
Формы аттестации: выставки, конкурсы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Способы проверки результатов.
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
- промежуточные
- итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- Тестирование
- Отчётные просмотры законченных работ.
- Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Формы контроля и аттестации: наблюдение, собеседование, опрос,
тестирование, конкурсы, практические задания.
Критерии оценки индивидуального развития обучающихся
в процессе текущей диагностики по итогам I полугодия
№ п\п |
Направление оценки |
Низкий уровень обученности (развития) |
Средний уровень обученности (развития) |
Высокий уровень обученности (развития) |
7. |
Психофизиологические характеристики: внимание |
Низкая концентрация внимания, реакция замедленная, обучающийся постоянно отвлекается. Не может воспроизвести алгоритм выполнения задания. |
Неустойчивое внимание, иногда отвлекается. Может воспроизвести лишь отдельные элементы алгоритма выполнения задания. Путает последовательность этапов выполнения работы. |
Высокая концентрация внимания, быстрая реакция, почти не отвлекается на посторонние дела. Способен полностью воспроизвести цепочку действий, необходимых для выполнения задания. |
8. |
Когнитивные характеристики: реактивность, способность к самоорганизации |
Импульсивное поведение: способен действовать по первому побуждению под влиянием внешних обстоятельств или эмоций, не обдумывает свои поступки, не оценивает все «за» и «против». Он быстро реагирует и столь же бурно останавливает свои действия. |
Неустойчивое поведение, иногда действует под воздействием настроения, не настойчив при решении проблемных ситуаций, часто отвлекается. Но при поддержке педагога может добиться неплохих результатов. |
Преобладает рефлексивное поведение, разумное. Обдумывает свои действия. Способен сформулировать для себя задачу и искать пути её решения, добиваться результатов. Осознанно реагирует в проблемных ситуациях. Рационально использует учебное время. |
9. |
Коммуникатив-ные свойства: стиль общения, взаимодействие с окружающими. |
Преобладает неадекватная самооценка. Нетерпим к другой точке зрения, пози-ции, сам создает кон-фликтные ситуации. Легко поддаётся на провокации, не пытается найти общий язык с окружающими |
Размыты представле-ния о нормах обще-ния, часто неадекват-ная самооценка, легко принимает любой стиль общения, сложившийся в группе, несамостоятелен, в конфликтной ситуа-ции ведет себя так же, как большинство окружающих. |
Терпимый. Обладает чувством самоуважения, что позволяет ему с уважением относиться к достоинству других; умеет воспринимать другую, отличную от своей точку зрения; редко вступает в конфликты, стремится к их разрешению мирным путем, самооценка адекватна. |
10. |
Уровень мотивации и творческой активности |
Низкий уровень мотивации: ученик без желания занимается в объединении. Не обращается за помощью, попусту теряя время. |
Средний уровень мотивации. Испол-нителен, но с трудом принимает собственные решения, или, напротив, не вникает в суть задания, не усваивает технологические особенности, стремясь реализо-вать собственные фантазии. |
С удовольствием занимается, это доставляет ему радость, хочет узнать как можно больше; охотно выполняет задания, откликается на предложение пофантазировать, проявить самостоятельность. |
11. |
Теоретическая подготовка |
Не запоминает теоретическую информацию по пройденным темам, Не знает специальную терминологию. Не усвоил и не выполняет требования техники безопасности. |
Знает значение основных терминов, но не использует или не всегда правильно использует их. Не всегда четко выполняет требования техники безопасности на за-нятиях. |
Знает значение и правильно использует основные термины: Знает требования техники безопасности при работе с инструментами. |
12. |
Практические умения и навыки |
Всегда нуждается в помощи при выполнении задания. Не знает технику выполнения технологических приёмов работы |
Частично овладел первичными практическими навыками |
Полностью овладел первичными практи-ческими навыками. Самостоятельно вы-полняет необходимые технологические приёмы |
Критерии оценки умений и навыков
по итогам реализации образовательной программы
Вид работы |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Правила
техники |
Плохо знает
правила, |
Соблюдает
правила |
Знает и соблюдает |
Умение |
Неуверенно Использует специальные инструменты, не знает причины и неполадки в машине. |
Правильно
пользуется |
Свободно пользуется всеми приспособлениями, |
Творческая активность |
Низкая творческая активность, работа по шаблону, образцу. |
Средняя творческая активность, работа с помощью преподавателя. |
Высокая творческая активность |
Методический фонд
Репродукции картин художников
Муляжи для рисования
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
Тела геометрические
Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.)
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Видeo yрoки риcoвaния:
- Кaк прaвильнo риcoвaть дeрeвья;
- Кaк рeaлиcтичнo нaриcoвaть рoт кaрaндaшoм;
- Кaк прaвильнo риcoвaть вoдy;
- Кaк прaвильнo риcoвaть глaз;
- Кaк прaвильнo риcoвaть мycкyлы нa тeлe;
- Кaк прaвильнo риcoвaть гyбы;
- Кaк прaвильнo риcoвaть лec;
- Учимcя риcoвaть oблaкa.
Учебный план
№ |
Название темы |
количество часов |
Форма контроля, аттестация |
||
всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
Входное тестирование |
2 |
Рисунок - основа изобразительного творчества
|
21 |
4 |
17 |
Выставка |
3 |
Цвет и его возможности. Пастель.
|
22 |
3 |
19 |
Выставка |
4 |
Живопись. Гуашь.
|
27 |
4 |
23 |
Выставка |
5 |
Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
Беседа |
|
Итого
|
72 |
12 |
60 |
|
Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие. 1 час.
Цели и задачи обучения, правила техники безопасности и личной гигиены. Организация рабочего места. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка. Тестирование по проверки приобретенных знаний.
Тема 2. Рисунок - основа изобразительного творчества. 21 час
Теория 4 часа: объяснение значимости изучения теоретических основ и практических навыков в изображении различных объектов и явлений окружающего мира; знакомство с программой по рисунку.
Знакомство с понятием «линия», материалами по рисунку, методами и способами работы с карандашом (точка, штрих, перспективная линия), с его техническими возможностями.
Беседа о видах графики. Язык графики. Линейный рисунок. Монотипия. Знакомство с книжной графикой. Способы стилизации в графике. Портрет в графике.
Практические занятия 17 часов: Просмотр презентации о видах графики, тестирование. Выполнение линейных упражнений, штриховок. Знакомство с техникой монотипии. Выполнение творческой работы в технике монотипия. Обзор современной иллюстрации книг. Выполнение буквицы в графике. Знакомство со способами стилизации в графике и выполнение упражнений по стилизации животных в графике. Композиция "Декоративный натюрморт", («Декоративный пейзаж»). Работа над творческой работой портрет. Подготовка к выставке, конкурсу (отбор работ, оформление). Экскурсия на выставку.
Тема 3. Цвет и его возможности. Пастель. 22 часа
Теория 3 ч: Техника рисования пастелью. Приемы, знакомство с материалом. Линейная перспектива в пейзаже. Пленэрная живопись. Композиция в натюрморте. Законы композиции. Рисунок с натуры лица человека, особенности техники.
Практическая работа 19 часов: Выполнение пейзажа. Выход на пленэр, рисование городского пейзажа. Выполнение творческой работы натюрморт. Выполнение набросков лица человека, зарисовки. Выполнение портрета с натуры. Выполнение творческой работы портрет-образ ( Весна, Зима, Осень, Лето, Музыка и др.). Подготовка работ к выставке, анализ работ, оформление.
Тема 4. Живопись. Гуашь. 27 часов
Теория 4 ч.: знакомство с жанрами живописи. Законы линейной и воздушной перспективы. Знакомство со стилями живописи. Реалистический натюрморт и его особенности. Особенности построения натюрморта в стиле кубизм. Знакомство со стилем импрессионизма в живописи. Техника работы над портретом гуашевыми красками.
Практическая работа 23 часа: тестирование по теме Стили живописи, Рисование пейзажа – настроение. Построение и рисование гуашью реалистичного натюрморта из предметов художника. Рисование кубистического натюрморта на свободную тему. Рисование портрета с натуры. Рисование портрета в свободном стиле (подражание стилю). Создание творческой работы Портрет-Образ (Море, Ветер, Солнце, Дождь). Подготовка к конкурсу-выставке творческих и учебных работ. Оформление.
Тема 5. Итоговое занятие. 1 час: Подведение итогов. Анализ работ.
Формы организации образовательного процесса.
Формы и режим занятий.
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное занятие – строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология.
Дидактическое обеспечение программы
Для эффективности реализации образовательной программы необходимо дидактическое обеспечение: задания и упражнения, тесты; видеофильмы по искусству, альбомы по искусству.
В преподавании данного курса используются методы:
информационно-рецептивный;
проектный метод;
практические занятия.
Список литературы
Литература для учителя
1. Дополнительное образование детей / Под ред. О.Е. Лебедевой. — М.: Владос, 2015
2. Николай Прокофьев: Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов. Учебное пособие. Владос, 2015 г.
3. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Курс лекций. — М.: Просвещение, 2017.
Информационные ресурсы
1. Великие города: Лондон / Документальный / Научно-популярный / Discovery ttps://vk.com/life2hack?z=video-36047336_456248443%2Faf3c4e26680178ccb7%2Fpl_wall_-36047336 .
2. Образовательный журнал со вкусом https://vk.com/albums-36047336
3. Крaткиe биoгрaфии извecтныx xyдoжникoв https://vk.com/life2hack?w=wall-36047336_95338
4. 🎬 10 древнейших городов России и все столицы Руси https://vk.com/life2hack?w=wall-36047336_95281
5. Моделирование http://www.school.ort.spb.ru/library/exam_help/models..
6. http://www.infosgs.narod.ru/
7. http://markbook.chat.ru/alg/model.htm
8. Цикл программ посвящен художникам различных эпох и направлений, чье творчество и личная жизнь стали уникальным примером противостояния нормам эпохи. https://vk.com/life2hack?w=wall-36047336_95276
1.9. Иcтoрия рyccкoгo иcкyccтвa в 22 тoмax. Издaтeльcкий прoeкт Гocyдaрcтвeннoгo инcтитyтa иcкyccтвoзнaния, призвaнный прийти нa cмeнy coвeтcкoмy издaнию 1950-x гoдoв. https://vk.com/life2hack?w=wall-36047336_95252
Литература для детей
1. Шедевры живописи. Карллис Меган, Махаон, 2017
2. Основы живописи и рисования, АСТ, 2017
3. Полный курс рисования и живописи, АСТ, 2017
Календарно-учебный график
№ п/п |
Дата проведения занятия |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения занятия |
Форма контроля, аттестация |
|
|
|
|
||||||||
|
|
||||||||
|
|
Лекционно-практич. |
1 |
Вводное занятие. Правила ТБ и ОТ. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка. Тестирование по проверки приобретенных знаний.
|
Учебный кабинет |
Тест |
|
||
|
|
лекция |
1 |
Тема 2. Рисунок - основа изобразительного творчества. 21 час Виды графики: линейный рисунок |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Линейный рисунок |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Линейный рисунок |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Линейный рисунок |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Линейный рисунок |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Виды графики: монотипия |
Учебный кабинет |
Рисунок
|
|
||
|
|
практическое |
1 |
Виды графики: монотипия
|
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Виды графики: монотипия |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
лекция |
1 |
Книжная графика |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Книжная графика |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
лекция |
1 |
Стилизация в графике |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Стилизация в графике |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Стилизация в графике |
Учебный кабинет |
Рисунок
|
|
||
|
|
лекция |
1 |
Композиция "Декоративный натюрморт" («Декоративный пейзаж») |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Композиция "Декоративный натюрморт" («Декоративный пейзаж») |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Композиция "Декоративный натюрморт" («Декоративный пейзаж») |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Композиция "Декоративный натюрморт" («Декоративный пейзаж») |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Портрет в графике Работа над творческой работой портрет. |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Работа над творческой работой портрет. |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Подготовка к выставке, конкурсу. |
Учебный кабинет |
Выставка
|
|
||
|
|
практическое |
1 |
Экскурсия на выставку |
Выставочный зал |
Наблюдение, беседа |
|
||
|
|
лекция |
1 |
Тема 3. Цвет и его возможности. Пастель. 22 часа |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Деревенский пейзаж. Пастель. |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Деревенский пейзаж. Пастель. |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Пленер. |
Выход в город |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Пленер. |
Рисунок |
|
|||
|
|
практическое |
1 |
Пленер. |
Рисунок
|
|
|||
|
|
лекция |
1 |
Городской пейзаж. Пастель |
Рисунок |
Рисунок |
|
||
30. |
|
|
практическое |
1 |
Городской пейзаж. Пастель |
Рисунок |
Рисунок |
|
|
|
|
практическое |
1 |
Городской пейзаж. Пастель |
Рисунок |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Городской пейзаж. Пастель |
Рисунок |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Творческая композиция «Натюрморт» |
Рисунок |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Творческая композиция «Натюрморт» |
Рисунок |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Творческая композиция «Натюрморт» |
Учебный кабинет |
Рисунок
|
|
||
|
|
практическое |
1 |
Творческая композиция «Натюрморт» |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
лекция |
1 |
Наброски лица человека с натуры |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Наброски лица человека с натуры |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
39. |
|
|
практическое |
1 |
|
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
|
|
|
практическое |
1 |
Портрет с натуры. |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Портрет с натуры. |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Портрет-образ |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Портрет-образ |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
44. |
|
|
практическое |
1 |
Подготовка к выставке, конкурсу |
Учебный кабинет |
Выставка |
|
|
|
|
лекция |
1 |
Тема 4. 27 часов Живопись. Гуашь. Жанры в живописи |
|
|
|
||
|
|
практическое |
|
Пейзаж-настроение. |
Учебный кабинет |
Тест
|
|
||
|
|
практическое |
1 |
Пейзаж-настроение. |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Пейзаж-настроение. |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
лекция |
1 |
Стили живописи. |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Натюрморт реалистичный (академический). |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Натюрморт реалистичный (академический). |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Натюрморт реалистичный (академический). |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Натюрморт в стиле кубизм. Гуашь. |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Натюрморт в стиле кубизм. Гуашь. |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Натюрморт в стиле кубизм. Гуашь. |
Учебный кабинет |
Выставка |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Натюрморт в стиле кубизм. Гуашь. |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Натюрморт в стиле импрессионизм. Гуашь. |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Натюрморт в стиле импрессионизм. Гуашь. |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Натюрморт в стиле импрессионизм. Гуашь. |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
лекция |
1 |
Портрет с натуры. Гуашь. |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Портрет с натуры. Гуашь. |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Портрет с натуры. Гуашь. |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Портрет с натуры. Гуашь. |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
лекция |
1 |
Портрет образ. Гуашь |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
.Портрет образ. Гуашь |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Портрет образ. Гуашь |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Портрет образ. Гуашь |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Портрет образ. Гуашь |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Портрет образ. Гуашь |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Портрет образ. Гуашь |
Учебный кабинет |
Рисунок |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Подготовка к конкурсу-выставке |
Учебный кабинет |
Выставка |
|
||
|
|
практическое |
1 |
Итоговое занятие |
Учебный кабинет |
Беседа |
|
||
Итого |
72 часа |
|
|
1 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.