Мастер-класс для вожатых
Оценка 5

Мастер-класс для вожатых

Оценка 5
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
7 кл
04.08.2018
Мастер-класс для вожатых
Игры на выявление и развитие лидерских способностей подростков. Подростки, приезжая в детский лагерь, не всегда принимают активное участие в отрядной общелагерной жизни, потому, что у некоторых из них лидерские качества оказываются скрытыми или у ребенка раньше не было возможности их проявить. Мастер-класс направлен на оснащение вожатых эффективными способами и приемами работы с детьми, выявляя у них лидерские качества.мастер-класс для вожатых
Мастер-класс для вожатых.docx
ИГРЫ НА ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ  ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ Актуальность.  Подростки,   приезжая   в   детский   лагерь   не   всегда принимают активное участие в отрядной и общелагерной жизни, потому что у некоторых из них лидерские качества оказываются скрытыми или у ребенка раньше   не   было   возможности   их   проявить.   В   современном   мире   для социализации, успешного устройства семейной жизни необходимо обладать лидерскими   качествами.   Мастер­класс   направлен   на   оснащение   вожатых эффективными способами и приемами работы с детьми, выявление лидеров в отряде и развитие у подростков лидерских навыков. Цель: познакомить вожатых с различными играми на выявление в отряде детей­лидеров, развитие у детей лидерских качеств. Время проведения: 60 минут. Место проведения: беседка, площадка для игр. Оборудование: 2 стола, стулья, ватманы, маркеры, белые листы А4. Подготовка:  оформление   беседки,   подготовка   раздаточного   материала, цветные карточки, бэйджи по количеству участников. Ход мастер­класса 1. Вступительное слово, сообщение цели мастер­класса. 2. Работа по группам. З   а   д   а   н   и   е:   для   первой   группы   –   написать   качества,   присущие современному лидеру, а для второй группы – написать все пространства для самореализации детей­лидеров в детском лагере. Через 5 минут по одному представителю от группы выступают с результатом своей работы (помощник наблюдает за работой лидеров в группе и раздаёт цветные карточки). 3. Игровой блок. В течение игры участникам раздаются жетоны: красные карточки   –   лидер­организатор,   зелёные   –   лидер­исполнитель,   синие   – эмоциональный лидер. 1) Игры, в которых подросткам необходимо всем вместе выполнить какое­ либо задание, которое требует от группы определённой организованности. «Цепь».  Возьмитесь  за руки. Вам необходимо после  команды ведущего пустить импульс путём сжимания ладони и всем вместе встать. Вставать вы можете только после того, как почувствуете рукопожатие. «25 хлопков».  Вам необходимо всем вместе про себя досчитать до 25, а затем хлопнуть в ладоши.  «Пойми меня». Выкрикнуть слово или фразу. 2) Игры для выполнения микрогруппой творческого задания. «Кто быстрее?».  Постройте, используя всех игроков команды, квадрат, треугольник, круг, ромб, угол, букву. «Я + Ты = Мы».  (Рассчитана на быстроту реакции и сплочённость команды.) Не общаясь вербально между собой, вы должны построиться: – по цвету волос (от светлых к тёмным); – алфавиту первых букв имён; – возрасту и т. д. «Покажи». Изобразите, используя всех участников команды: – оркестр, электричку, сороконожку, зоопарк, телевизор, телефон; –   болельщиков,   команда   которых   проигрывает,   зрителей,   смотрящих крутой боевик, людей в очереди и т. д. К   этому   же   типу   игр   относятся  «Большая   семейная   фотография»  и психологическая игра «Адаптация». Игра «Адаптация» проводится для выявления лидеров, генераторов идей и исполнителей, создания творческой атмосферы. В начале игры группа делится на микрогруппы. За выполнение заданий вручаются жетоны 3 цветов: красные – тому, кто подаёт идеи, зелёные – тому, кто их реализует, жёлтые, тому, кто не участвует. 3) Игры, в которых необходимо рациональное распределение ролей между участниками группы. «Космос». Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для   того   чтобы   полететь,   нам   нужно   как   можно   быстрее   организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». Итак, кто быстрее?! (Обычно,   функции   организатора   опять   же   берет   на   себя   лидер,   но распределение   ролей   часто   происходит   таким   образом,   что   лидер выбирает себе роль «зайца».) «Гром, ураган, землетрясение».  Игроки разбиваются по тройкам. Двое встают   лицом   друг   к   другу,   держась   за   руки,   образуя   ДОМИК,   третий участник   находится   между   ними,  он  –   ЖИТЕЛЬ.   Внимательно   следите   за командами ведущего. Когда ведущий произносит «гром» – жители должны поменять домики. Домики при этом не уходят со своих мест. При команде ведущего «ураган» – жители остаются на месте, а домики, не разрывая рук, бегут   искать   себе   новых   жителей.   «Землетрясение»   –   значит,   все   должны поменяться – жители могут становиться частью домика, домики разрывают руки и либо становятся жителями, либо ищут себе других партнёров.  (Те из ребят, кто начнёт зазывать к себе жителей или достраивать домики   –   лидеры.   Так   же   хорошо   видны   лидеры   при   команде «землетрясение» – они начинают управлять процессом построения.) Можно   предусмотреть   этап   «Обмен   опытом»,   все   желающие   могут провести свою игру на выявление лидеров и развитие лидерских качеств. 4.   Анализ.  Работа   с   карточками,   которые   в   течение   игры   получали участники мастер­класса (красные карточки – лидер­организатор, зелёные – лидер­исполнитель, синие – эмоциональный лидер). Анализ и выводы.  Работа с таблицей «Типология лидерства». Типология лидерства Типы лидера 1 Основание  для типологии 2   Сфера взаимоотношений Признак   формирования межличностных отношений и распределение   функций   в группе         эмоционального   настроя   (обладает – формальный (официальный); – неформальный общепринятым авторитетом, но не занимает официальных лидерских позиций) – лидер   по   определению   путей   к   достижению групповой цели; – лидер по оптимальному решению технических задач; – лидер по установлению психологического климата; – лидер по содержанию групповой атмосферы – лидер­инициатор; – лидер­организатор (деловой лидер); – лидер­эрудит; – лидер­генератор (эмоциональный лидер); – лидер­умелец; – инструментальный лидер (функциональный лидер); – эмоциональный лидер; – универсальный   (сочетает   оба   типа   в   определенных пропорциях) – лидер­организатор (лидер­созидатель); – лидер­дезорганизатор (лидер­разрушитель) – универсальный лидер (лидер в любой обстановке); – ситуативный лидер – авторитарный лидер; – демократический; – смешанный 5. Подведение итогов, вручение раздаточного материала. Функции, реализуемые лидерами По стилю  руководства Типы групповой  деятельности:  инструментальная  и экспрессивная С позиции  организованности Характер  деятельности ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ  ОТРЯДНОГО ОГОНЬКА Цель:  познакомить   воспитателей   с   различными   формами   проведения огоньков. Задачи: – знакомство с понятием и предназначением отрядного огонька; – знакомство с различными видами отрядных огоньков и с правилами их проведения. Место проведения: летняя эстрада. Время проведения: 45 – 60 минут. Участники:  воспитатели. Оформление:   стяги,   пледы,   магнитофон,   подборка   медленных композиций, свечи, гитара, бумажные звёзды, раздаточный материал. Предварительная   подготовка:  бумажные   звёзды   с   вопросами   на знакомство, оформление места проведения. Ход мастер­класса 1. Вступительное слово.  Огонек – особая форма общения, позволяющая каждому   участнику   высказаться,   понять   других,   проанализировать   день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать. Огонёк имеет свои правила и традиции: –   все   участники   удобно   располагаются   по   кругу   (только   состояние комфорта может располагать к откровенной беседе и только нахождение в кругу вызывает ощущение всеобщего равенства); –   наличие   живого   огня   обычно   в   центре   круга   (огонь   располагает   к откровенности, успокаивает);  – огонек готовится вожатыми (реже – в конце смены – лидерами группы);  – перед началом огонька необходим эмоциональный настрой;  –   поддержание   доброй   атмосферы   (правило   свободного   микрофона), нужно избегать повышенного тона; – тема огонька актуальна для большинства участников (если дети не хотят на огонёк – не стоит их заставлять силой). В и д ы  о т р я д н ы х  о г о н ь к о в: –   огонек   знакомства   (проводится   во   2–3­й   день   с   целью   познакомить участников друг с другом и с традицией отрядного огонька); –   конфликтный   огонек   (проводится   для   сплочения   и   разрешения конфликтных ситуаций в течение смены); – тематический огонек (может быть связан с некоторыми знаменательными событиями в течение смены или отрядной моделью); – огонек анализа (в конце оргпериода, в конце каждого периода смены, огоньки анализа дня); – прощальный огонек. 2. Формы проведения огонька знакомства  (формы  огоньков,  которые наиболее заинтересовали участников мастер­класса, можно проиграть сразу же в кругу). Пакет откровений. Наличие   необычно   оформленного   конверта   с   необычными   вопросами. Раскрытие   личности   с   необычной   стороны.   (Проверка   на   неординарность мышления ребенка при ответе на вопросы.) Музей любимых вещей. Рассказ не о себе, а о предмете, характеризующем хозяина. Желательно этот   предмет   (свою   любимую   вещь)   принести   с   собой   на   огонек   и продемонстрировать   всем.   (Развитие   образного   мышления,   фиксация ассоциативного внимания ребенка, возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны.) Гороскоп. Дети распределяются по группам – знакам зодиака. Перед высказыванием – краткая характеристика знака. (Необычная характеристика детей, форма запоминания   личности   через   выделение   необычных   качеств.   Можно сравнивать по сезонам года, цвету глаз и т. д.) Фонарщик. После   легенды   о   маленьком   фонарщике,   начинают   высказываться участники   огонька;   говорит   тот,   у   кого   свеча   (фонарь).   Передача   по свободному   выбору.   (Определяет   умение   выбрать,   выделить   для   себя отдельных людей. Опережающий шаг на выделение микрогруппы.) В   а   р   и   а   н   т:   «Букет   цветов».   На   каждом   цветке   –   вопрос. Высказывающийся дарит цветок по своему выбору. Памятный день. Рассказывая о себе, ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни. Это огонек­тест. (Ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам. Сам огонек проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ­ эстафета.) Карта жизненного пути. В   центре   круга   лежит   карта   жизненного   пути   с   нанесёнными   на   неё объектами: море одиночества, пустыня обиды, долина счастья, остров любви, гора достижений и т. п. Ребёнок кидает на карту фишку и рассказывает о том, что у него в жизни связано с этим объектом и что бы он стал делать, если бы на самом деле попал туда. Выставка игрушек. В центре круга находится выставка маленьких игрушек. Ребёнок выбирает 1 игрушку, которая, по его мнению, характеризует его в большей степени и рассказывает, почему он выбрал именно её. Такая форма больше подходит для младших отрядов. 3. Формы проведения конфликтных огоньков (огоньки откровения). Письмо другу (8–11­й день). Участники   огонька   устно   «пишут»   письмо   другу,   родным   (принцип дневника). (Переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии.) Я не понимаю (20–22­й день). Бессистемное   расположение   участников   огонька   в   помещении.   Каждый участник   имеет   право   подойти   к   любому   другому   участнику   огонька   с вопросом,   начинающимся:   «Я   не   понимаю,   почему…?»   (Предъявление требований   с   позиции   глубокого   проникновения   в   мировоззрение   другого человека, налаживание контактов.) Разговор с игрушкой (8–10­й день). Каждый участник огонька рассказывает свои  проблемы игрушке  (лучше мягкой). По принципу «письмо другу», но плюс тактильный контакт. Возраст средний, младший. Разговор с попутчиком (20–22­й день). Ситуация:   закончилась   смена,   нужно   рассказать   попутчику   о происходящем   в   лагере.   (Снятие   отрицательных   эмоций,   полученных   в лагере, и закрепление положительных.) Круг молчания (10–16­й день). Все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается лицом к центру.   Говорят   только   желающие   высказаться   (они   постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна затрагивать всех участников.   обстановка   провоцирует эмоциональный   выплеск   и   снятие   личного   эмоционального   напряжения, снятие конфликта.)   (Напряженность   внимания, В   а  р   и   а   н   т:   все   сидят   в   помещении   вдоль   стен.   Желающий   сказать выходит и садится в круг. (В обоих огоньках «Круг молчания» создается элитарность говорящих, в число которых втягивается остальная часть отряда.) Наедине с собой. Говорящий   выходит   в   круг   к   свече.   (Через   использование   свечи достигается   эффект   концентрации   внимания   участника   и   эффект одиночества,   откровенности.   Создается   ситуация,   в   которой   человек вслух может высказать мысли, «скребущие душу», «крик души». Внимание акцентировано на проблеме в отряде.) Чёрные и белые стулья. В центре комнаты стоят 2 стула – белый и чёрный. Если человек садится на чёрный   стул   –   ему   высказывают   его   отрицательные   черты,   говорят   о   его недостатках. Если на белый – говорят комплименты. Ребёнок имеет право выбирать, на какой стул он сядет. Альтернатива – чёрные и белые камни. Ящик Пандоры. Детям рассказывается легенда про девушку Пандору, которая выпустила из ящика все земные пороки. Затем ребята пишут на бумажках всё, что, по их мнению, мешает отряду быть дружным и сплочённым. Ведущий зачитывает (по необходимости корректируя формулировку), складывает в ящик (лучше заранее   оформленный   детьми)   и   сжигает.   Таким   образом,   психологически ребята избавляются от тех пороков, которые мешают им жить в согласии. (После   выхода   из   конфликта   хорошо   провести   тренинг   на   общение, выводящий эмоции детей на положительный уровень.) 4. Формы проведения тематических огоньков. Проводятся в зависимости от логики и событий смены. Например – огонек о   любви   и   дружбе.   Возможно   использование   пакета   откровений,   театра миниатюр разговора на проблемную тему и т. д. Закрепляет и корректирует морально­этические нормы поведения, отношения мальчик­девочка. Огонёк   о   России   проводится   для   воспитания   гражданственности   и патриотизма. Включаются песни о России, ведется разговор о традиционных и нетрадиционных символах России, об отношении подростков к своей стране. Также   к   этим   огонькам   можно   отнести   поздравление   ребёнка   с   днём рождения. 5. Формы проведения огоньков анализа. Огонек оргпериода (7–8­й день). Ответ на вопрос: что получилось? Фиксация у детей точки перехода от пассивной   позиции   в   отряде   к   активной.   Начало   блока   обучения   ЗУНам, связанным с системой анализа и построения дальнейшей жизни. Цепочка. Один участник говорит 2–3 фразы, связанные со своими впечатлениями о прожитом   этапе   смены,   рядом   сидящий   продолжает   разговор.   (Игровая форма   проведения   огонька   для   получения   большого   количества информации; кратковременного проведения.) Машина времени. Игра – отправление в будущее. Взгляд на предстоящий период с точки зрения перспектив, т. е. ребята рассказывают о предстоящей смене так, как будто они ее уже прожили. (Развивает образно­ассоциативное мышление детей. Закрепляет навыки построения перспективы, творческий подход. Ведущий может выделить проблемы, волнующие детей.) Свечка (анализ дня). – Рассказ­эстафета с передачей предмета по кругу. Высказывается каждый член   отряда.   (Этот   способ   заставляет   задуматься   над   проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется.) – Обсуждение   ведется   по   микрогруппам,   после   чего   выступает   один представитель от микрогруппы. – Свободный микрофон. Высказывается по очереди каждый желающий в свободном   режиме   (по   вопросам).   Быстрый   эмоциональный   анализ   дня   и ситуации.   (Появляется   возможность   для   самореализации   ребенка, укрепления  его   позиции   в  отряде   как   личности;  имеется  возможность диалога.) 6. Формы проведения прощального огонька. Живой уголек. В руках говорящего свеча – «Живой уголек». Высказываются последние пожелания, и «Живой уголек» передается тому, кому очень хочется передать. Дополняется   традициями   прощания.   (Ведет   к   снятию   эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей в другую систему из системы отряда.) Расскажи мне обо мне. Принцип   свободного   микрофона,   каждый   участник   просит   2–3   человек рассказать   о   нем.   Взгляд   со   стороны   на   деятельность   в   течение   смены   и поведение ребенка дает ему возможность корректировать свои поступки в дальнейшем. «Я, как в зеркало, смотрюсь в людей...» Перед   огоньком   проводится   социометрия,   анкетирование.   В помещении создается   эффект   зеркала   при   помощи   свечей   оформления.   Говорящий   и слушающий   находятся   в   креслах   друг   против   друга.   Достигается концентрация внимания на диалоге. Письмо из лета. На открытках ребята пишут себе письмо из лета с указанием своего адреса. Через полгода вожатый просто опускает эти письма в почтовый ящик; и среди зимы ребятам приходит орлятская открытка с письмом из лета. Паутинка. Ребята повязывают ниточку на руку, загадывая при этом желание. Вожатый говорит   о   нитях   дружбы,   которые   связывают   отряд   и   память   о   которых остаётся   даже   после   смены.   Когда   ниточка   на   руке   рвётся   –   начинается период исполнения желания. 7. Подведение итогов, вручение раздаточного материала СЕКРЕТЫ ОТРЯДНОГО УГОЛКА Актуальность.  Детей   интересуют   успехи   своего   отряда,   результаты спортивных и творческих мероприятий, также важно для них узнать, какой сегодня   день   недели   и   прогноз   погоды,   кто   из   отряда   и   в   чем   сумел   за прошедший   день   отличиться,   что   интересного   будет   в   жизни   отряда   в ближайшем   будущем.   Об   этом   и   многом   другом   ребятам   рассказывает отрядный уголок. Его иногда еще называют ежедневник или информационник. Но смысл один – он отражает деятельность отряда и его участие в жизни лагеря. Для того чтобы уголок был нагляднее и содержательнее, воспитатель должен знать несколько приемов оформления, а также способы, которыми можно научить детей быстро и качественно оформлять свои идеи. Задача: показать различные способы оформления отрядного уголка, дать информацию о его назначении и компонентах. Форма: мастер­класс. Место: гостиная. Продолжительность: 45–60 минут. Участники:  воспитатели. Техническое оснащение: 4 ватмана, цветная бумага, картон, клей, скотч, гуашь, акварель, кисти, губка поролоновая, аэрограф, кнопки, скрепки, ДВП. Предварительная подготовка:  изготовление макета из ДВП, подготовка аэрографа к работе, раздаточного материала. Сценарный план: 1. Значение. 2. Советы, периоды. 3. Виды. 4. Компоненты. 5. Оформительские «тайны». Ход мастер­класса 1. Вступительное слово. Отрядный   уголок   –   это   информационное   пространство   для   отряда, которое отражает его жизнь. Значение уголка: – содержит полную информацию об отряде; – отражает деятельность отряда и его участие в жизни лагеря; – помогает детям находиться в курсе событий; – помогает развивать творческие способности подростков, учит культуре оформления, пробуждает интерес к жизни своего коллектива. Отрядный уголок – это творчество ваше и ваших детей. С о в е т ы   по оформлению отрядного уголка: –   должен   быть   «говорящим»,   содержание   и   его   рубрики   должны   быть сменными; –  должен   отражать   различные   стороны   жизни   отряда  (спорт,   участие   в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы и т. д.); –   в   оформлении   уголка   и   обновлении   содержания   рубрик   должны принимать участие дети. 2. Содержание отрядного уголка. Рубрики,   которые   должны   быть   в   отрядном   уголке,   соотносятся   с периодом смены: Организационный период. – «Это наш лагерь» (информация о детском лагере); – поздравление с приездом; – законы и традиции лагеря; – адрес лагеря; – наказ ребят прошлой смены; – песни организационного периода, песня лагеря; – план на день и т. д. В   организационный   период   можно   провести   конкурс   на   лучшее оформление уголка. Творческая группа собирает все предложения, обсуждает и   делает   макет   уголка   в   соответствии   с   названием   и   девизом   отряда, раскрывая идею, содержание, название отряда. Основной период. В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда: – список ОСУ, обязанности и функционал; – список отрядных творческих групп и план подготовки дел; – график соревнований и тренировок; – подготовка к отрядным и дружинным делам, праздникам; – участие в творческих конкурсах, смотрах; – план­сетка отрядных дел; – система стимулирования. Итоговый период. – рубрика «Как мы жили» с фотографиями; – рядом с отрядным уголком лист ватмана с надписями «А напоследок я скажу...»,   «Забор   пожеланий»,   «Карта   впечатлений   и   пожеланий», «Наставления   будущим   сменам»,   где   подростки   пишут   на   прощание   друг другу и лагерю пожелания, пишут о своих впечатлениях. 3. Оформительские «тайны». Фон.  Несколько советов, как сделать яркий фон на большом формате за минимальное количество времени: – использовать губку для мытья посуды, либо просто кусочек поролона; –   использовать   насадку­распылитель   для   бутылки,   в   которой   развести краску необходимой концентрации; –   вместо   распылителя   можно   использовать   аэрограф   –   для   этого   вам понадобятся   материалы:   пустой   стержень   и   корпус   от   гелиевой   ручки, коробок спичек. Стержни закрепляем под прямым углом на коробочку, узкий стержень опускаем в стаканчик с краской, а в широкий выдуваем воздух; –   фон   получится   более   ярким,   если   при   использовании   аэрографа   или распылителя использовать метод трафаретов, т. е. перекрываем одну часть – задуваем, затем перекрываем другую часть – задуваем. Таким образом, мы можем использовать несколько цветов на одном фоне, наложение картинок и тематические фигурки на фоновом рисунке; – получается очень веселый фон, если он состоит из отпечатков ладошек ваших деток. Объем. При оформлении уголка можно использовать объемные фигуры: – из бумаги, которые можно подвесить рядом с уголком, либо на потолок: чайки, человечки, звезды, шарики, цветы; –   отдельным   блоком   на   рефлексию   можно   придумать   многоуровневую конструкцию, которую впоследствии детям необходимо собрать воедино; –   использование   объемных   деталей:   буквы,   ракушка   с   жемчужиной, «сундук настроения»; – чтобы сделать объемный ландшафт, необходимо, помяв газету, накрыть намоченной в ПВА марлей. Когда высохнет, необходимо закрасить гуашью; –   план   на   день   можно   сделать   в   виде   большого   дома,   у   которого открываются окна. 4. Практическая часть: работа по группам. Все участники разбиваются на несколько   групп   и   разрабатывают   эскиз   отрядного   уголка,   выполняют   его технически.   Во   время   работы   есть   возможность   получить   консультацию специалиста   по   различным   фоновкам,  шрифтам.  Анализ   полученных   работ (ошибки, новинки и т. д.). 5. Подведение итогов, вручение раздаточного материала.

Мастер-класс для вожатых

Мастер-класс для вожатых

Мастер-класс для вожатых

Мастер-класс для вожатых

Мастер-класс для вожатых

Мастер-класс для вожатых

Мастер-класс для вожатых

Мастер-класс для вожатых

Мастер-класс для вожатых

Мастер-класс для вожатых

Мастер-класс для вожатых

Мастер-класс для вожатых

Мастер-класс для вожатых

Мастер-класс для вожатых

Мастер-класс для вожатых

Мастер-класс для вожатых

Мастер-класс для вожатых

Мастер-класс для вожатых

Мастер-класс для вожатых

Мастер-класс для вожатых

Мастер-класс для вожатых

Мастер-класс для вожатых
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2018