МАСТЕР- КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».
Оценка 4.7

МАСТЕР- КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
русский язык
3 кл
22.04.2018
МАСТЕР-  КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».
Основной формой организации процесса обучения является урок. В начальной школе эффективно использовать на уроках групповые формы обучения, которые позволяют добиться лучшего усвоения материала, повысить уровень знаний учащихся, вызвать интерес учащихся к предмету, учитывать индивидуальные особенности учащихся и создавать условия для их развития. Работа в группах наиболее эффективна при повторении и закреплении изученного материала. Групповые формы обучения можно использовать на уроках русского языка, чтения, математики, окружающего мира. Групповые формы обучения рационально применять, когда материал доступен для групповой работы, учащиеся подготовлены к этой работе, имеются дидактические материалы для работы в группах.
мастер класс«Групповые формы работы на уроках.docx
МАСТЕР­  КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка ­ успех качества обучения». «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци                                                                  Подготовила  учитель начальных классов  Прогимназии№15 Адамова Нарема Семедовна                                                                2018 учебный год 1.     Приветствие ­ Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представиться, меня зовут Адамова Нарема  Семедовна, я учитель начальных классов МБОУ Прогимназии №15. Хочу сегодня поделиться с  Вами своим педагогическим опытом, наработками. С требованиями ФГОС, чтобы сформулировать  УУД у младших школьников, я применяю различные технологии. Не все они новые, зачастую это  обновлённые старые. Для того, чтобы сформировать коммуникативные умения, умения сотрудничать, я применяю  технологию сотрудничества, которое предполагает работу в группах. Я расскажу, как я это делаю, а, может быть кто­то тоже работает и хочет поделиться с нами. С чего я начинаю, в 1­м классе делим на группы малого состава, потом переходим на сменный  состав и т.д. Хочу немного рассказать Вам о групповой работе. Групповые формы работы на уроках в начальной школе. Основной   формой   организации   процесса   обучения   является   урок.   В   начальной   школе эффективно использовать  на уроках  групповые  формы  обучения,  которые  позволяют   добиться лучшего   усвоения   материала,   повысить   уровень   знаний   учащихся,   вызвать   интерес   учащихся   к предмету, учитывать индивидуальные особенности учащихся и создавать условия для их развития. Работа в группах наиболее эффективна при повторении и закреплении изученного  материала. Групповые формы обучения можно использовать на уроках русского языка, чтения,  математики, окружающего мира. Групповые   формы   обучения   рационально   применять,   когда   материал   доступен   для групповой работы, учащиеся подготовлены к этой работе, имеются дидактические материалы для работы в группах. ЦЕЛЬ: 1. 2. 3. повысить уровень знаний учащихся; добиться лучшего усвоения материала; вызвать интерес учащихся к предметам. 3 А Д А Ч И: научить детей проводить самоконтроль, взаимоконтроль; расширить круг знаний учащихся; воспитать чувство ответственности за работу, которую ты выполняешь; научить детей работать вместе, дружно; подтянуть отстающих детей, привлечь их внимание к работе, заинтересовать; добиться более прочного усвоения знаний; развивать устную и письменную речь учащихся; научить учащихся оформлять работу в тетради. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. При разработке этой технологии вкладываются следующие принципы: 1. 2. научности (знания должны быть научно­обоснованными.) доступности (учащимся должны быть доступны и понятны задания, которые они  получают; материал, который дает им учитель); 3. 4. прочности (учащиеся должны понимать изучаемое и прочно его усваивать); сознательной активности. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ 1) у учащихся повысился интерес к предметам; 2) в активную работу вовлекается все больше и больше учащихся; 3)знания усваиваются более прочно, т.к. у ребят появляется   заинтересованность в работе; 4)учащиеся оценивают свою работу и работу товарищей; 5)более грамотное оформление работы в тетради; 6)учащиеся получают удовлетворение от работы. Акцент в работе делается в основном на практике и контроле. Как распределить учащихся по группам? Величина групп может варьироваться от 3 до 6 человек. Состав группы должен зависеть от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины должны составлять ученики,   способные   успешно   заниматься   самостоятельной   работой.   Группы   формируются   в зависимости   от   уровня   обученности,   внеурочной   информированности   по   данному   предмету, совместимости учащихся, ­ это позволит им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. Не следует объединять в одну группу негативно настроенных друг другу учащихся. Как организовать работу группы? Организовать группы и раздать им задания недостаточно для того, чтобы была организована групповая   работа.   Если   у   учащихся   нет   опыта   групповой   работы,   учитель   должен   чётко сформулировать   задания   для   каждой   группы,   план   и   этапы   работы.   Со   временем   они  должны научиться   делать   это   самостоятельно.   Если   кроме   этого   учитель   не   оговаривает   задания   для каждого   члена   группы,   тогда   от   результатов   выполнения   каждого   будет   зависеть   успех   всей группы. Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой на те умения и знания, которые есть у учащихся. Какие задания можно предложить для групповой работы? Это   могут   быть   задачи   с   недоопределённым   условием,   не   имеющие   решения,   имеющие несколько ответов, с лишними данными. Групповая форма работы может быть эффективной при проверке домашних заданий, хорошо оправдывают себя проблемные задания. Их ценность в том, часть   заданий   предусматривает   выполнение   интересных,   связанных   с   изучаемым   материалом опытов, которые затем учащимся всего класса показывают сами. Поскольку  групповые  формы  работы  способствуют  решению  не только  образовательных задач, но и  воспитательных,  они  должны  обязательно  применяться хотя  бы время  от  времени, причём независимо от особенностей класса и навыков проведения таких уроков у учителя. Важно обозначить правила работы в группе и определить систему оценок: Будет ли оцениваться вклад каждого участника либо результат группы в целом, по каким показателям будет производиться оценка.... Например, учитель (или наблюдатель от класса) могут отслеживать и оценивать то, как участники слушают друг друга, помогают друг другу, вместе решают возникшую проблему. Можно включить некоторый элемент соревнования между группами. Каковы признаки групповой работы? Не любое совместное выполнение на уроке задания группой учащихся класса можно назвать групповой   формой   организации   работы.   Это   происходит,   если   выполняются   следующие условия:         на данном уроке класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, в идеале   ­   учащиеся   сами   распределяются   по   группам   в   зависимости   от   своих   симпатий   и поставленной перед ними задачи; состав   группы   не   может   быть   неизменным,   он   должен   быть   таким,   чтобы   с максимальной   эффективностью   для   коллектива   могли   реализоваться   учебные   возможности каждого члена группы;  каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных   учителем,   и   выполняет   его   сообща   под   руководством   коллективно   выбранного лидера группы; учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы.    Видов групповой работы много.  Работа в парах. Мозговой штурм. Игра «Продолжи». Охота за сокровищами. Снежный ком. Мозаичная группа или Пазлы. Прием «Зигзаг». (Метод пилы).  Ковёр идей.  Методика 6х6х6. Я использую лишь некоторые из них. На примере фрагмента урока русского языка хочу показать, как это происходит на практике. Тема: Групповая форма работы на уроке русского языка в 3­м классе  Цель урока: обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном. Задачи урока: Образовательные: Активизировать знания об имени прилагательном как части речи. Отработать навыки правописания родовых окончаний имён прилагательных. Обеспечить усвоение учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного. Устранить пробелы по орфографии. Развивающие: Развивать словарный запас учащихся. Развивать умения составлять повествовательный текст с элементами описания, использовать в речи имена прилагательные. Развивать память, мышление, восприятие. Воспитательные: Воспитывать у учащихся чувство коллективизма, ответственности за себя и других при работе в  группах. Создание атмосферы радости совместного труда. Воспитывать чувство бережного отношения к природе, к родному языку. Ход урока I этап. Организационный. а) Методика «Мозговой штурм».– Сегодня у нас урок обобщения. Но тему урока вы назовёте  сами.– Для этого посмотрите на рисунки и дайте каждому предмету характеристику–какой он. б) Сообщение темы урока. – К какой части речи относятся все эти слова? – Скажите, по какой теме урока мы с вами проведём сегодня обобщающий урок? II этап. Орфографическая пятиминутка. – Прежде, чем приступить к теме, проведём разминку. – Прочитайте стихотворение с пропущенными орфограммами и подумайте, какие буквы  необходимо вставить на месте пробелов. Как­то раз с б..льшого клёна Оторвался лист  злёный… Зкружилась  глва У    злёного   лста. Ветр нёс его и нёс, Бросил толко на мсту. В тот же ми всёлый пё Шмыг   к   злёному    лсту, Лапой хват злёный    лист… Ветр   вмиг  с   лстом злёным Над змлёй  взметнулся снова… Я  пшу    в      сду  под клёном Стих о том   лсте   злёном. – У вас на столах буквы. Возьмите их и вставьте на место пропущенных орфограмм. Ребята берут буквы, выходят к доске и каждый вставляет вместо пробела по одной  орфограмме. – Какие виды орфограмм вы вставили? (безударная гласная в корне и в  приставке, сочетание жи­ ши, смягчительный мягкий знак, парная согласная на конце слова). – Давайте выпишем несколько слов с этими орфограммами.(выходят к доске,пишут слова и  проверяют написание орфограммы) III этап. Обобщение изученного. 1. Методика «Ковёр идей». I этап–понимание проблемы. – О чём говорится в стихотворении? (о кленовом листе). – Давайте разделимся на листья­группы: 1 группа – кленовые листья; 2 группа – дубовые листья; 3 группа – липовые листья. Учащиеся выбирают себе по 1 листику­карточке, тем самым образуются три рабочие группы. – Какое слово постоянно повторяется в стихотворении? (зелёный). –  К какой части речи относится? (имя прилагательное). – В стихотворении пёс хотел подружиться с листом, но зелёный лист не захотел с ним общаться,  т.к. пёс ничего не знает об имени прилагательном. – Вы хотите, чтобы они подружились? – Что надо для этого сделать? (научить собаку, рассказать ему всё об имени прилагательном). – Попробуем это сделать. У нас возникла проблема: – Давайте все вместе попробуем её решить. – У вас на столах листочки. Напишите всё, что вы знаете об имени прилагательном. Каждая группа выполняет одно и  то же задание. После группы защищают свои работы около доски. 2. Методика «Ковёр идей». II этап–решение проблемы. – Что стало бы с нашей речью, если не было бы имён прилагательных? – Какое имя прилагательное постоянно повторяется в стихотворении? (зелёный) – Замените слово «зелёный» другими прилагательными, подходящими по смыслу. Каждой группе выдаётся 1 часть стихотворения. 1 группа: Как­то раз с большого клёна Оторвался лист зелёный (кленовый)… Закружилась голова У зелёного (летевшего) листа. 2 группа: Ветер нёс его и нёс, Бросил только на мосту. В тот же миг весёлый пёс Шмыг к зелёному (упавшему)листу, Лапой хвать зелёный (кленовый)лист… 3 группа: Ветер вмиг с листом зелёным (кленовым) Над землёй взметнулся снова… Я пишу в саду под клёном Стих о том листе зелёном (весёлом). После работы в группах ребята вывешивают свои работы на доску и зачитывают обновлённое  стихотворение. Итог данного этапа: – Чему вы научились? (вывесить таблицы­опоры). – С какой частью речи связано имя прилагательное? 3. Методика 6x6x6. I этап. а) Деление на группы. – Посмотрите на свои листочки. Что нарисовано на обратной стороне? – Что общего в этих словах? (существительные единственного числа). – Чем отличаются? (имеют разный род). – Сейчас мы разделимся на группы по родам: 1 группа – солнце(ср. род); 2 группа – ландыш(м. род); 3 группа – трава (ж. род). б) Родовые окончания имён прилагательных. – У вас на столах лежат карточки. Найдите имена существительные вашего рода и запишите  словосочетания, используя имена прилагательные. – Не забудьте выделить окончания имён прилагательных. – Что ещё узнал наш пёс? (вывесить таблицы­опоры). – В каком числе стоят имена прилагательные? – Как определить окончание имени прилагательного? (по вопросу) IV этап. Творческая работа. Методика«Ковёр идей». III этап–индивидуализация деятельности. – Вы сегодня многому научились. – Посмотрите, появился наш зелёный кленовый лист. Он рад, что вы научили пса определять имена  прилагательные и правильно писать родовые окончания. – Наш урок подходит к концу. Давайте, чтобы и мне было совсем скучно, заселим дерево  множеством листочков. – Мы сегодня много говорили о прилагательном. Вы придумали много имён прилагательных. – К какому времени года можно отнести все эти прилагательные? («Весна») – Напишите небольшой текст­описание на тему «Весна» (3­5 предложений). Начните со слова  «Наступила…». Ребята записывают свои тексты на индивидуальных зелёных листочках. После работы  вывешивают на дерево. Несколько работ зачитывается. V этап. Итог. Выявление самооценки. – Ребята, скажите, смогли бы вы красочно описать весну, если бы в нашей речи не было имён  прилагательных? – Для чего необходимо использовать в речи имена прилагательные? – Понравился вам урок? – Если вы считаете, что вы сегодня очень хорошо поработали на уроке, повесьте ваши листочки  высоко на дерево. Если у вас что­то не получалось, вы чувствовали себя не уверенно на уроке,  повесьте свои листочки пониже. Этот этап закончен, дальше ребята работают не в группах, а индивидуально или самостоятельно. Я познакомила вас со своим методом работы. На моём мастер­классе использовалось 3 метода: «Ковёр идей», «Методика 6х6х6», «Мозговой штурм». Может быть кто­то из вас работает в этой же технологии, мне было бы интересно услышать  ваше мнение, узнать, как у вас получается. Может, у вас есть вопросы ко мне. Если нет вопросов, то спасибо за внимание. Благодарю коллег за помощь. Каковы "плюсы" групповой формы работы? Безусловно, такая форма активизации потенциала класса имеет ряд достоинств. Во­ первых, повышается   учебная   и   познавательная   мотивация   учеников.   Во­вторых,   снижается   уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких­то задач. В­третьих, в  группе   выше   обучаемость,   эффективность   усвоения   и   актуализации   знаний.   При   совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа   также   должна   содействовать   личностному   росту   каждого   ученика,   развитию   его коммуникативных  навыков, которые  окажутся не менее  востребованными  в дальнейшей  жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата, а классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Каковы "минусы" и трудности организации групповой работы на уроке? Часто   учащихся   объединяют   в   группы   по   принципу   "сильный   ­   слабый".   При   таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации ­ надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех. Например, это произойдёт, если результат оценивается по тому, насколько активны все ученики. Либо задание для группы даётся таким образом, что каждый получает свой "участок работы" и достичь результата можно только   при   условии,   что   каждый   выполнит   свой   фрагмент   общего   задания.   Ещё   один   способ максимально   активизировать   всех   учеников   в   группе:   вначале   предложить   решить   задачу самостоятельно, затем обсудить в группе каждое индивидуальное решение (не вынося критических оценок) и в конце выработать одно решение от группы. Всегда ли применима групповая форма работы на уроке? Безусловно,   нет.   Прежде   всего,   для   такой   работы   необходим   определённый   уровень интеллектуального развития, от которого зависит не только усвоение заданного содержания, но и рассмотрение его в разных аспектах, что может обеспечить выдвижение гипотез в ходе поиска решения, критичность к ним, развитие и анализ гипотез других участников. Важным также является определённый уровень компетентности в учебном предмете, что позволит ученику справиться с поставленной   задачей.   Необходимо   учитывать   и   уровень   познавательной   активности,   то   есть любознательность,   интерес   к   окружающему   миру,   потребность   в   открытии   нового,   в интеллектуальном   напряжении.   И,   наконец,   немаловажным   является   социометрический   статус ученика   (его   авторитет   среди   одноклассников),   поэтому   желательно,   чтобы   в   каждой   рабочей группе были ученики с достаточно высоким статусом и принимающие такую форму работы. Также необходимо оговорить, что процесс выполнения задания в группе должен осуществляться на основе обмена мнениями, оценками. Или другой вариант: каждый ученик получает своё задание, от успешности выполнения которого будет зависеть общий результат и оценка работы группы. И здесь важно, чтобы другие члены группы не брали на себя выполнение тех частных задач, с которыми не справились   другие,   а   оказывали   лишь   частичную   консультативную   помощь   в   выполнении отдельного фрагмента. Как подвести итоги? В   конце   занятия,   выработанные   каждой   группой,     решения   обсуждаются   всем   классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель (или класс, или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп.   Таким   образом,   оценивается   не   только   результат   решения   задачи,   но   и   работа   группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников. 1 группа: Как­то раз с большого клёна Оторвался лист зелёный (…………………..)… Закружилась голова У зелёного (………………..) листа. 2 группа: Ветер нёс его и нёс, Бросил только на мосту. В тот же миг весёлый пёс Шмыг к зелёному (……………..…….)листу, Лапой хвать зелёный (…………………………)лист… 3 группа: Ветер вмиг с листом зелёным (………………………) Над землёй взметнулся снова… Я пишу в саду под клёном Стих о том листе зелёном (…………………………..).

МАСТЕР- КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР-  КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР- КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР-  КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР- КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР-  КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР- КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР-  КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР- КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР-  КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР- КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР-  КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР- КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР-  КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР- КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР-  КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР- КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР-  КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР- КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР-  КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР- КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР-  КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР- КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР-  КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР- КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР-  КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР- КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР-  КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР- КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР-  КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР- КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».

МАСТЕР-  КЛАСС «Групповые формы работы на уроках русского языка - успех качества обучения».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2018