В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы по русскому языку. Трудно определить причины отставания. Ясно только одно: ситуация такая складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребенка, а внутренние обусловлены психологическим складом ребенка. Мне пришлось немало поработать над тем, чтобы заинтересовать учащихся, предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ЗНАМЕНКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛЕБЕЕВСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Инновационные технологии
на уроках русского языка
Имангулова
Нина Александровна,
учитель русского языка и
литературы
МАОУ СОШ с.ЗнаменкаЕдинственный путь, ведущий к знанию,
это деятельность.
Б.Шоу.
В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые учащиеся не
усваивают материал программы по русскому языку. Трудно определить причины
отставания. Ясно только одно: ситуация такая складывается под влиянием
внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды
и условиями организации деятельности ребенка, а внутренние обусловлены
психологическим складом ребенка. Мне пришлось немало поработать над тем, чтобы
заинтересовать учащихся, предлагая им новую систему отношений учебного
сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания. Важно было найти
способ, который помог бы мне научить ребят мыслить, докапываться до самой сути,
делать нужные выводы и обобщения. Передо мной стояла задача способствовать
формированию самооценки личности через развитие стремления к самопознанию.
Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и
прочные знания постепенно развивает определенные мыслительные операции, в
частности, логическое и аналитическое мышление, тем самым повышая
результативность обучения, сохраняя при этом у учеников интерес к предмету.
В поисках новых идей я обратилась к нестандартным формам урока,
т.е. к современным технологиям, которые обеспечивают активное участие в
уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную
ответственность школьника за результаты учебного труда. Такие уроки создают
атмосферу сотрудничества и коллективизма, активизируют творческие силы
учеников, расширяют его кругозор, ставят перед ситуацией выбора принятия
самостоятельного решения.
Радостным, интересным, творческим и должен быть современный урок.
Мне хотелось бы остановиться на следующих методах, которые носят характер
обучающей деятельности:
− проблемный;
− эвристический или частичнопоисковый;
− исследовательский;
− проектный.
Активность мышления и интерес учащихся к научной трактовке изучаемых
фактов и явлений повышается в условиях проблемной ситуации. Наивысший
уровень активности наблюдается в тех случаях, когда ученик сам формулирует
проблему, выдвигает предположения, доказывает свою точку зрения и проверяет
правильность собственных решений и выводов.
Говоря о заданиях поискового характера, я имею в виду и частичнопоисковые
и проблемные задачи, т. е. задания полностью поискового и исследовательского
характера. Такие задания я предлагаю учащимся при изучении различных разделов
грамматики.
На уроке в 5 классе при изучении раздела «Фонетика» я предлагаю детям
следующие задания:1. Определить, какими звуками различаются (не различаются) данные пары
слов. Сделать фонетический разбор нескольких пар слов (по выбору).
Рад – ряд, сел – съел, везти – вести, курится – курица, полоскала – поласкала,
подождём – под дождём, редко – редька, подержал – поддержал.
2. Какие получатся слова, если все звуки в них расположить в обратном
порядке?
Люк, ноль, краб, сад, лей.
3. Какой гласный слышится в сильной позиции, а какой –в слабой?
Представить транскрипцию этих слов.
Золото, /золата/, болото, молоко, волчонок, колобок.
4. Одинаково ли количество звуков в следующих парах слов?
южная – нужная,
её – меня,
няня – яма,
местность – лесник.
Сделать фонетический разбор некоторых из этих слов.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
соответствует требованиям личностноориентированного обучения и применима
для
работы с разными возрастными группами учащихся. Данная технология
включает в себя целый ряд методических приемов, что обеспечивает развитие у
учащихся мышления,
способствует формированию их коммуникативной
компетенции и способностей к сотрудничеству.
Изучение новой темы, как правило, базируется на уже имеющихся у
обучающихся знаний. В связи с этим вместо традиционных вопросов, позволяющих
выявить, что помнят ребята по данной теме, предлагаю приём «инсерт».
Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно
параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки:
«V» знаю;
«+» новое для меня;
«« думал иначе;
«?» не понял, есть вопросы.
Затем результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём
помогает устранить пробелы в знаниях учащихся. Очень важно, чтобы учащиеся
задавали вопросы, замечая некоторые противоречия в сложившейся для них системе
знаний.
Программой русского языка (особенно) в старших классах предусмотрено
знакомство с текстами, посвящёнными лингвистам прошлого и настоящего. Эта
работа редко вызывает интерес учащихся, но она посвоему нужная и важная. В
таких случаях прибегаю к приёму, позволяющему высказать свою точку зрения на
человека, «синквейн» – стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
В первой строке тема называется одним словом (обычно
1.
существительным).2.
Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя
прилагательными).
3.
Третья строка – это описание действия в рамках этой темы
тремя словами.
4.
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая
отношение к теме.
5.
Последняя строка – это синоним из одного слова (или
словосочетание), который повторяет суть темы.
Так, после знакомства в 8 классе с текстом, посвященным
В.В.Виноградову, обучающиеся представили организатора отечественной филологии
следующим образом:
Виктор Владимирович Виноградов
Эрудированный, осведомлённый
Исследовал, создавал, редактировал
Знаток и любитель русской словесности
Учёный
Однако, как показывает практика, синквейн можно успешно применять и для
выражения отношения к языковым явлениям. При знакомстве с паронимами,
предложила ребятам эту форму работы – получилось следующее:
Паронимы
Разные, но близкие
Обогащают, используются, запутывают
Иногда неправильно употребляются в речи
Коварные слова
Использую приём «кластеры» и на стадии вызова (перед обобщающим
повторением темы «Части речи» предлагаю своим ученикам вспомнить
самостоятельные части речи и сгруппировать их по морфологическим особенностям
(склоняемые, спрягаемые, неизменяемые), и на стадии рефлексии (как итог
знакомства с какимлибо разделом языка: составьте кластеры «Типы сказуемых»,
«Частицы», «Имя прилагательное», «Звуки речи»), и как способ проверки домашней
работы с теоретическим материалом.
Исследовательский метод помогает выработать навыки творческой работы,развивает внимание, умения анализировать, доказывать, обобщать, делать
выводы,
формирует способность к суждениям и их аргументации.
В 7 классе мной был проведен урокисследование по теме «Частица». Целью
урока было знакомство учащихся не только с грамматическими
характеристиками
частиц, но и с их семантикой, особенностями функционирования в разных
стилях
речи, ролью в организации предложения и текста.
Урок начинается со знакомства с определением частиц по школьному
учебнику и с обобщающей таблицей.
Вопросы для анализа таблицы:
1. На какие группы делятся все частицы? По каким признакам?
2. Отметьте наиболее употребительные частицы. В каких стилях речи они
употребляются?
3. Какие частицы используются редко? В каких стилях?
Второй этап – анализ текста с помощью вопросов и исследовательских заданий.
Отпечатанный текст высвечен на доске и представлен как раздаточный на столах
у
детей.
Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.
Угадай, кто я? Ем жуков и муравьёв и живу на ёлке.
Неужели дятел?
Нет, вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей.
Так ты птица осоед
Как же, осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.
Как раз гусениц и личинок любят дрозды.
Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.
Ну, тогда ты, наверно, лесная мышь.
Вот ещё – мышь! Бывает, я сама ем мышей.
Хорошо! Тогда ты, конечно, кошка. Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. Изредка рыбу.
Ладно, ты – цапля.
Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.
Точно, куница!
Вот именно не куница. Куница – мой старый враг. А я ем ещё почки, орехи,
семена ёлок, ягоды, грибы.
Скорее всего, ты свинья, раз лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья,
которая сглупа забралась на ёлку!
Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей. Чайки ловят
не
только рыбу. Мухоловки глотают не только мух, а белки грызут не только
орешки.
(По Н.И. Сладкову).
Исследовательскую деятельность на основе этого текста позволяют
организовать
следующие вопросы и задания:
1. Прочитайте текст. Показался ли он вам интересным? Чем?
2. Как его можно озаглавить? Сравните свое название с авторским. Какое точнее,
удачнее? Почему?
3. Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.
В процессе применения данных технологий:
происходит обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и
способам мышления;
создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
формируется направленность на самореализацию, вырабатывается
собственная индивидуальная технология обучения.
Главное в работе учителя, помоему, – вселить в учеников уверенность в их
силы, в творческий потенциал. Пусть не всегда и не все ребята воспринимают «на
ура» нововведения, но если таких хотя бы половина– это, считаю, уже успех, уже
результат деятельности учителя!