Мастер-класс. Инновационные технологии на уроках русского языка
Оценка 4.9

Мастер-класс. Инновационные технологии на уроках русского языка

Оценка 4.9
Мероприятия
doc
русский язык
Взрослым
25.06.2017
Мастер-класс. Инновационные технологии на уроках русского языка
В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы по русскому языку. Трудно определить причины отставания. Ясно только одно: ситуация такая складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребенка, а внутренние обусловлены психологическим складом ребенка. Мне пришлось немало поработать над тем, чтобы заинтересовать учащихся, предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания.
Мастер-класс Инновационные технологии на уроках русского языка.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ЗНАМЕНКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛЕБЕЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Инновационные технологии  на уроках русского языка Имангулова Нина Александровна,  учитель русского языка и  литературы МАОУ СОШ с.Знаменка Единственный путь, ведущий к знанию, ­ это деятельность. Б.Шоу.  В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые учащиеся не  усваивают материал программы по русскому языку. Трудно определить причины отставания.   Ясно   только   одно:   ситуация   такая   складывается   под   влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и   условиями   организации   деятельности   ребенка,   а   внутренние   обусловлены психологическим складом ребенка. Мне пришлось немало поработать над тем, чтобы заинтересовать   учащихся,   предлагая   им   новую   систему   отношений   учебного сотрудничества,   уважения   к   окружающим,   взаимопонимания.   Важно   было   найти способ, который помог бы мне научить ребят мыслить, докапываться до самой сути, делать   нужные   выводы   и   обобщения.  Передо   мной   стояла   задача   способствовать формированию   самооценки   личности   через   развитие   стремления   к   самопознанию. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные   знания   постепенно   развивает   определенные   мыслительные   операции,   в частности,   логическое   и   аналитическое   мышление,   тем   самым   повышая результативность обучения, сохраняя при этом у учеников интерес к предмету. В поисках новых идей я обратилась к нестандартным формам урока,  т.е.   к   современным   технологиям,   которые   обеспечивают   активное   участие   в уроке   каждого   ученика,   повышают   авторитет   знаний   и   индивидуальную ответственность   школьника   за   результаты   учебного   труда.   Такие   уроки   создают атмосферу   сотрудничества   и   коллективизма,   активизируют   творческие   силы учеников,   расширяют   его   кругозор,   ставят   перед   ситуацией   выбора   принятия самостоятельного решения.  Радостным, интересным, творческим и должен быть современный урок. Мне хотелось бы остановиться на следующих методах, которые носят характер  обучающей деятельности: − проблемный; − эвристический  или частично­поисковый; − исследовательский; − проектный. Активность мышления и интерес учащихся к научной трактовке изучаемых  фактов  и  явлений  повышается   в  условиях   проблемной   ситуации.  Наивысший уровень   активности   наблюдается   в   тех   случаях,   когда   ученик   сам   формулирует проблему,   выдвигает   предположения,   доказывает   свою   точку   зрения   и   проверяет правильность собственных решений и выводов. Говоря о заданиях поискового характера, я имею в виду и частично­поисковые  и проблемные задачи, т. е. задания полностью поискового и исследовательского характера. Такие задания я предлагаю учащимся при изучении различных разделов грамматики. На   уроке   в   5   классе   при   изучении   раздела   «Фонетика»   я   предлагаю   детям следующие задания: 1. Определить, какими звуками различаются (не различаются) данные пары  слов. Сделать фонетический разбор нескольких пар слов (по выбору). Рад – ряд, сел – съел, везти – вести, курится – курица, полоскала – поласкала,  подождём – под дождём, редко – редька, подержал – поддержал. 2. Какие получатся слова, если все звуки в них расположить в обратном  порядке? Люк, ноль, краб, сад, лей. 3. Какой гласный слышится в сильной позиции, а какой –в слабой?  Представить транскрипцию этих слов. Золото, /зо­ла­та/, болото, молоко, волчонок, колобок. 4. Одинаково ли количество звуков в следующих парах слов?  южная – нужная,  её – меня,  няня – яма,  местность – лесник. Сделать фонетический разбор некоторых из этих слов. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»  соответствует требованиям личностно­ориентированного обучения и применима для  работы   с   разными   возрастными   группами   учащихся.   Данная   технология включает   в   себя   целый   ряд   методических   приемов,   что   обеспечивает   развитие   у учащихся   мышления,   способствует   формированию   их   коммуникативной компетенции и способностей к сотрудничеству. Изучение   новой   темы,   как   правило,   базируется   на   уже   имеющихся   у обучающихся знаний.  В связи с этим вместо традиционных вопросов, позволяющих выявить, что помнят ребята по данной теме, предлагаю приём «инсерт».   Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки:                                    «V» ­ знаю;                                    «+» ­ новое для меня;                                    «­«   ­ думал иначе;                                    «?» ­ не понял, есть вопросы. Затем   результаты   этой   работы   обсуждаются   всеми   учениками.   Этот   приём помогает   устранить   пробелы   в   знаниях   учащихся.   Очень   важно,   чтобы   учащиеся задавали вопросы, замечая некоторые противоречия в сложившейся для них системе знаний. Программой   русского   языка   (особенно)   в   старших   классах   предусмотрено знакомство   с   текстами,   посвящёнными   лингвистам   прошлого   и   настоящего.   Эта работа  редко  вызывает  интерес   учащихся, но  она  по­своему  нужная  и  важная.  В таких случаях прибегаю к приёму, позволяющему высказать свою точку зрения на человека, «синквейн» – стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. В   первой   строке   тема   называется   одним   словом   (обычно 1. существительным). 2. Вторая   строка   –   это   описание   темы   в   двух   словах   (двумя прилагательными). 3. Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами. 4. Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя   строка   –   это   синоним   из   одного   слова   (или словосочетание), который повторяет суть темы.      Так,   после   знакомства   в   8   классе   с   текстом,   посвященным В.В.Виноградову, обучающиеся представили организатора отечественной филологии следующим образом: Виктор Владимирович Виноградов Эрудированный, осведомлённый Исследовал, создавал, редактировал Знаток и любитель русской словесности Учёный Однако, как показывает практика, синквейн можно успешно применять и для выражения   отношения   к   языковым   явлениям.   При   знакомстве   с   паронимами, предложила ребятам эту форму работы – получилось следующее: Паронимы Разные,  но близкие Обогащают,  используются, запутывают Иногда неправильно употребляются в речи Коварные слова Использую   приём  «кластеры»  и   на   стадии   вызова   (перед   обобщающим повторением   темы   «Части   речи»   предлагаю   своим   ученикам   вспомнить самостоятельные части речи и сгруппировать их по морфологическим особенностям (склоняемые,   спрягаемые,   неизменяемые),   и   на   стадии   рефлексии   (как   итог знакомства с каким­либо разделом языка: составьте кластеры «Типы сказуемых», «Частицы», «Имя прилагательное», «Звуки речи»), и как способ проверки домашней работы с теоретическим материалом. Исследовательский метод помогает выработать навыки творческой работы, развивает   внимание,   умения   анализировать,   доказывать,   обобщать,   делать выводы,  формирует способность к суждениям и их аргументации. В 7 классе мной был проведен урок­исследование по теме «Частица». Целью  урока   было   знакомство   учащихся   не   только   с   грамматическими характеристиками  частиц,   но   и   с   их   семантикой,   особенностями   функционирования   в   разных стилях  речи, ролью в организации предложения и текста. Урок начинается со знакомства с определением частиц по школьному  учебнику и с обобщающей таблицей. Вопросы для анализа таблицы: 1. На какие группы делятся все частицы? По каким признакам? 2. Отметьте наиболее употребительные частицы. В каких стилях речи они  употребляются? 3. Какие частицы используются редко? В каких стилях? Второй этап – анализ текста с помощью вопросов и исследовательских заданий.  Отпечатанный текст высвечен на доске и представлен как раздаточный на столах у  детей. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты. ­ Угадай, кто я? Ем жуков и муравьёв и живу на ёлке. ­ Неужели дятел? ­ Нет, вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей. ­ Так ты птица осоед ­ Как же, осоед! Ещё я ем гусениц и личинок. ­ Как раз гусениц и личинок  любят дрозды. ­ Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога. ­ Ну, тогда ты,  наверно, лесная мышь. ­ Вот ещё – мышь! Бывает, я сама ем мышей. ­ Хорошо! Тогда ты, конечно, кошка. ­ Куда уж – кошка!  Иногда я ем ящериц. Изредка  рыбу. ­ Ладно, ты – цапля. ­ Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца. ­ Точно, куница! ­ Вот именно не куница. Куница – мой старый враг. А я ем ещё почки, орехи,  семена ёлок, ягоды, грибы. ­ Скорее   всего, ты свинья, раз лопаешь всё подряд. Ты   одичавшая свинья, которая сглупа забралась на ёлку! ­ Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей. Чайки ловят не   только   рыбу.   Мухоловки   глотают   не   только   мух,   а   белки   грызут   не   только орешки.  (По Н.И. Сладкову). Исследовательскую   деятельность   на   основе   этого   текста   позволяют организовать  следующие вопросы и задания: 1. Прочитайте текст. Показался ли он вам интересным? Чем? 2. Как его можно озаглавить? Сравните свое название с авторским. Какое точнее, удачнее? Почему? 3. Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение. В процессе применения данных технологий:  происходит   обучение   обобщённым   знаниям,   умениям,   навыкам   и способам мышления;   создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;   формируется   направленность   на   самореализацию,   вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.  Главное в работе учителя, по­моему, – вселить в учеников уверенность в их силы, в творческий потенциал. Пусть не всегда и не все ребята воспринимают «на ура» нововведения, но если таких хотя бы половина– это, считаю, уже успех, уже результат деятельности учителя!

Мастер-класс. Инновационные технологии на уроках русского языка

Мастер-класс. Инновационные технологии на уроках русского языка

Мастер-класс. Инновационные технологии на уроках русского языка

Мастер-класс. Инновационные технологии на уроках русского языка

Мастер-класс. Инновационные технологии на уроках русского языка

Мастер-класс. Инновационные технологии на уроках русского языка

Мастер-класс. Инновационные технологии на уроках русского языка

Мастер-класс. Инновационные технологии на уроках русского языка

Мастер-класс. Инновационные технологии на уроках русского языка

Мастер-класс. Инновационные технологии на уроках русского языка

Мастер-класс. Инновационные технологии на уроках русского языка

Мастер-класс. Инновационные технологии на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2017