Тема мастер-класса:
«Интеграция урока иностранного языка с другими предметами учебного
цикла на начальном этапе обучения в свете новых образовательных
стандартов»
Авторы: Князева А.В., специалист высшей категории, учитель методист по французскому языку
Шевелева Т.А., специалист высшей категории, учитель методист по английскому языку
Цели:
- развитие у учителей умений ставить развивающие и воспитательные задачи, оценивать и совершенствовать свой индивидуальный стиль;
- обучение участников практическому владению интерактивными формами и методами преподавания иностранных языков на начальном этапе обучения;
- использование ИКТ на уроках.
Форма проведения – мастер-класс: организация проектно-исследовательской творческой деятельности и ролевой игры участников мастер-класса (работа в группах с дидактическим материалом).
Ожидаемые результаты:
Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:
· объяснить, что такое интеграция урока иностранного языка с другими предметами на начальном этапе обучения;
· отличать виды активных и интерактивных методов обучения от других методов обучения;
· видеть возможности применения активных и интерактивных методов обучения на различных этапах своих уроков.
Что нужно учитывать:
• возрастные особенности учеников: их интересы, возможности и способности;
• опора на принципы дифференциации и индивидуализации обучения;
• государственный образовательный стандарт по иностранным языкам в начальной школе.
Ход мероприятия:
I. Начало образовательного мероприятия.
1. Методы приветствия.
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между участниками.
а) Метод «Щупальцы осьминога» (телесно - ориентированное взаимодействие).
«Упражнение проводится в парах. Игроки выполняют действие, о которых говорит ведущий. «Встретились два осьминога и поздоровались указательными пальцами (щупальцами), посоревновались в перетягивании средними пальцами, погладили безымянные пальцы, поцеловались большими и помахали друг другу мизинцами».
Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш мастер-класс с этого упражнения.
Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а
пальцами. При этом постарайтесь показать, какое у вас сегодня настроение.
б) Стих «Приветствие». ( Слайд)
• Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатие.
• В Германии, здороваясь, всегда различают утро, день и вечер. Гутен морген, гутентаг, гутенабенд.
• Французы целуют друг друга в щёку.
Примечание:
Эти смешные упражнения позволяет весело начать урок, размяться перед
более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между
участниками.
II. Метод выяснение целей, ожиданий и опасений слушателей мастер-класса.
Для выяснения образовательных целей участников, их ожиданий и опасений можно использовать следующий метод:
1. Метод «Фруктовый сад»
Участникам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения.
Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево».
Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на лимонах.
Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).
2. Вступительное слово ведущего:
Работая в начальных классах, я столкнулась со следующей проблемой: плохо воспринимается и усваивается иностранный язык, если он не поддерживается практическим применением и если ребенок не чувствует необходимость знаний иностранного языка. Одним из эффективных средств решения данной проблемы я увидела в интеграции уроков английского языка на начальном этапе обучения. Каждому учителю хочется, чтобы его ученики были компетентными людьми. И эффективное решение данного вопроса может стать интеграция образования в современной школе, способствующая формированию у учащихся начальных классов представления о целостной картине мира.
Для решения этой проблемы мной была поставлена цель: использовать интеграцию предмета как эффективное условие для обучения и развитие младших школьников на уроках английского языка.
В процессе работы необходимо решить следующие задачи:
Проанализировав первые интегрированные уроки, я сделала следующий вывод: на уроке создается творческая обстановка, которая активизирует внимание учащихся, добавляет положительных эмоций, расширяется кругозор детей.
3. Метод «Микрофон». Передавая микрофон, участники отвечают на вопрос: Что такое интеграция?
Ответы: Интеграция -
- это объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития;
- это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Отсюда следует, что в основе интегрированных уроков лежит активное использование межпредметных связей.
III. АМ и ИАМ презентации материала.
1. Метод Анаграмма.
Анаграмма из слов – это один из литературных приемов, суть которого заключается в поиске нового слова путем перестановки букв или звуков исходного слова, в результате которого количество букв остается неизменным и значение слова существует в природе.
Методы представления новой информации в ходе образовательного мероприятия.
Цели метода: предъявление материала,
структурирование материала, оживление внимания обучающихся ( работа в группах).
Возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода.
Участники разгадывают названия современных педагогических технологий.
Ответы:
• информационно- компьютерная технология;
• проектная методика;
• здоровьесберегающая технология;
• интенсивное обучение;
• ученическое портфолио;
· методы постановки целей и задач;
· методы релаксации и активизации;
· методы работы над темой;
· методы подведения итогов работы в ходе образовательного мероприятия.
2. Метод «Технологии обучения» (работа в группах).
Команда 1 - Назвать технологии, используемые на начальном этапе обучения .
Ответы:
- личностно ориентированное развивающее обучение;
- дифференцированное обучение;
- интегрированный урок.
Команда 2- Назвать цели применения ИМО.
Ответы:
Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Интерактивные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.
Команда 3- Назвать технологии интенсивного обучения.
Ответы:
Кроссворды, загадки, пословицы, скороговорки, ребусы, песни, стихи, музыка, игры, ролевая игра, физкультминутки, театрализация.
Команда 4- Назвать этапы урока, на которых можно применять ИМО?
Ответы:
Интерактивные методы обучения применяются на всех этапах урока.
(Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация).
Для каждого этапа урока используются свои активные и интерактивные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.
Команда 5- Дать определение слову игра. Почему игра важна для младших школьников?
Ответы:
• инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых;
• мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической;
• дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
• учебная деятельность подчиняется правилам игры;
• учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Примеры применения ИМО ( мультимедийная презентация ).
1. Игра - лото «Бинго» (Слайды 12,13).
Правила игры: игрокам раздаются карточки с изображением различных предметов, в зависимости от изучаемой темы. Закрываем кружочками (фишками) те картинки, которые ведущий (учитель) в произвольном порядке достает из мешочка (коробки) и называет вслух. Первый игрок, у которого все картинки на карточке будут закрыты, кричит Bingo! Он - победитель.
2. Проект - особая форма организации коммуникативно – познавательной деятельности, которая повышает активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельного решения учебных задач.
Пример проекта «Расскажи о себе» (Слайды 14, 15)
3. Здоровьесберегающая технология: 2. Метод релаксации «Четыре стихии»
Цель - повысить уровень энергии среди участников.
Проведение:
Ведущий просит участников по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Участники начинают дышать глубже, чем обычно
Земля. Теперь участники должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Ведущий вместе с участниками начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх.
Огонь. Участники активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Участники просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде».
• программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, его сохранения и укрепления;
• физкультминутка;
• подвижные игры;
• упражнения для коррекции различных частей тела.
4. Портфолио.
Цели «портфолио» состоят в следующем:
• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
Пример портфолио Топорковой А., ученицы 2 класса, находящейся на индивидуальном обучении.
5. Флэш-карты, как помощь при изучении языка. (Слайды 45-50).
Например: (Предмет «Окружающий мир». Тема урока «Здоровое питание»; Предмет «Физкультура». Тема урока «Подвижные игры»; Предмет «Окружающий мир» .Тема урока « Прогноз погоды»; Предмет «Русский язык». Тема урока «Прилагательное. Степени сравнения»; Предмет «Граждановедение».Тема урока «Природа родного края»).
IV.
Пример
активных методов, подведения итогов урока
1. Рефлексия . Метод «Чемодан, мясорубка,
корзина ( Слайд 52)
Цель: Выяснить получить обратную связь от участников от прошедшего мастер-класса.
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки с изображением Чемодан, мясорубка, корзина.
Проведение:
Учитель предлагает участникам представить, что
сегодня они отправляются в путешествие и ответить на несколько вопросов:
Что они сделают с
материалом, полученным на мастер-классе?
Участники
пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта,
комментируя.
Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет
выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на
следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю
скорректировать урок на будущее.
2. Mетод «Аплодисменты по кругу». (Слайд 53).
К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения. интерактивными формами взаимодействия, которые позволяют интегрировать урок.
3. Заключительное слово ведущего
И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.
Список используемой литературы:
1. Дюзина Е.В. Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке. – М.: Вако, 2001.
2. Ефанова З. А. Нестандартные уроки английского языка. – Волгоград.: Корифей, 2006.
3. Нестеров А.В. Традиции празднования Дня Святого Валентина в англоязычных странах. – СП б.: Книжный дом, 2001.
4. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.: Каро, Мн.: Издательство “Четыре четверти”, 2006.
Литература:
5. Бабкина Н. В. Радость познания. – М: Аркти. – 2000.
6. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. Начальная школа. – 1991.
7. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. Литература в школе. - 1996.
8. Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах. Начальная школа. - 1989. - №9.
9. Кололожвари И. Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированием образования)? Народное образование. - 1996. - №1.
10. Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии в начальной школе. Ростов-на-Дону. - 2003.
11. Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения. Начальная школа. 1990. № 9.
12. Потапова Е. Н. Интегрированные уроки в начальной школе или как создать у младших школьников целостную картину мира. М.: Новая школа. – 2002.
13. Сердюкова Н.С.Интеграция учебных занятий в начальной школе. Начальная школа. 1994. № 11.
14. Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении её возможностях в начальном обучении. Начальная школа. - 1990. -№5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.