Мастер-класс "Интерактивные методы обучения"
Оценка 5

Мастер-класс "Интерактивные методы обучения"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
03.03.2019
Мастер-класс "Интерактивные методы обучения"
В методических рекомендациях рассматривается методика проведения учебного занятия в форме мастер-класса по теме «Интерактивные методы обучения». Занятие было разработано для студентов с целью повышения их интереса к педагогической деятельности, формирования представления о методике применения активных методов обучения. Разработка предназначена для учителей школы и преподавателей средних и высших учебных заведений, а также студентам педагогических специальностей.
Мастер-класс_Незамаева.docx
Красносельское училище художественной обработки металлов (филиал) ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно­промышленная академия им.С.Г.Строганова» Методическая разработка Мастер­класс «Интерактивные методы обучения» Автор­составитель: Незамаева Наталья  Викторовна п.Красное­на­Волге 2019 Мастер – класс «Интерактивные методы обучения» Курс – 3 Цель  –  сформировать   представление   об   интерактивных   методах   обучения   и применении их на практике. Задачи:  обучающая – обеспечить систематизацию изученного материала по теме «методы обучения», формировать   умение   применения   активных   методов   обучения,   раскрыть   особенности интерактивных методов обучения;  развивающая –  способствовать развитию умений студентов обобщать полученные знания, проводить   анализ,   синтез,   сравнение,   формулировать   выводы;   развивать   познавательный мотив учебной деятельности, развитие групповой самоорганизации, умения вести диалог; воспитательная   –  создать   условия,   обеспечивающие   воспитание   интереса   к   будущей профессии, воспитание положительного интереса к дисциплине, воспитание сознательности обучающихся, умения защищать свою позицию, считаться с мнениями других, культуры речи.  Тип урока – изучение нового материала Методы обучения – интерактивные методы обучения  Материально­техническое   оснащение   –  компьютер,   проектор,   дидактический материал; презентация (Приложение 8) Межпредметные связи – изобразительное искусство. Организация кабинета – стулья стоят по кругу без парт. 2 Этап учебного занятия I.  Организационны й момент  II. АОЗ.  Постановка  темы, задач  занятия  III.Этап  усвоения новых  знаний и  способов  действий IV.Этап  первичной  проверки  понимания  изученного Технологическая карта урока Используемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование Врем я этап а 4 мин Конфеты  Деятельность учителя Деятельность студента Приветствие. Настрой на  занятие через игровую  организацию. Врем Приветствие. Прием «Игра»  я этап а 6 мин Используемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование Листы с таблицей ЗХУ, компьютер или изображение  пирамиды  Деятельность учителя Деятельность студента Организует беседу. Формулирует тему. Обобщает  задачи  Участвуют в беседе. Воспринимают тему урока.  Заполняют таблицу ЗХУ –  формулируют задач на урок.  Врем я этап а 15  мин Используемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование Компьютер или цветные листы­маркеры с основными  положениями. Таблица ЗХУ Деятельность учителя Организует работу в группах по изучению нового материала.  Обобщает ответы студентов.  Проводит физкультминутку  Деятельность студента Работа в малых группах, в сменном  составе. Прием «Мозговой штурм»,  «Кластер». Работа с таблицей ЗХУ Выполняют физкультминутку.  Прием «Игра» Врем я этап а 15  мин Используемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование Цветные маркеры­листы с УУД Деятельность учителя Деятельность студента Фронтально объясняет задание,  контролирует работу в группах. Работа в группах. Прием  «Остановка» 3 VI. Этап  подведения  итогов занятия.  Рефлексия  Врем я этап а Используемые интернет ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование 5 мин  Бланк письма. Таблица ЗХУ Деятельность учителя Беседа.  Деятельность студента Участвуют в беседе. Таблица ЗХУ.  Прием «Письмо другу» 4 I. Организационный момент Ход занятия – Здравствуйте, друзья. Сегодня я вас приглашаю  на необычное занятие.  Все в мире состоит из атомов. Но один атом маленький и незаметный. Чтобы веселей было жить, атомы объединяются в молекулы. В разных молекулах атомов бывает разное число. И я вам предлагаю сейчас объединиться в молекулы по … (учитель организует игру «Атомы. Молекулы» с целью разбить обучающихся по парам).  Куда бы мы ни пришли, что первое мы делаем при входе? + Здороваемся. – Предлагаю не нарушать эту традицию.  (студенты стоят в парах) – Поздоровайтесь друг с другом ладошками, правым плечиком, поздоровайтесь как будто лучшие друзья, поздоровайтесь как будто как коллеги – Все мы любим, когда нам дарят подарки. У вас у каждого имеются конфеты. Обменяйтесь ими, сказав другу пожелание.  II. АОЗ. Постановка темы, задач занятия  – Что использует учитель для достижения поставленной цели образования? + методы, формы, средства обучения – Что называется методом обучения? + Метод обучения – процесс взаимодействия  между учителем и учениками, в результате которого   происходит   передача   и   усвоение   знаний,   умений   и   навыков,   предусмотренных содержанием обучения. – Для достижения поставленной цели учитель в своей деятельности использует различные методы обучения.  Исследования, проведенные в 80­х годах Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что   наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция   05%,   чтение   —   10%),   а   наибольший   активные   (дискуссионные   группы   —   50%, практика через действие — 75%, обучение других, или немедленное применение — 90%). Активные     методы   позволяют   резко   увеличить   процент   усвоения   материала.   Результаты исследования   Центра   были   отражены   в   таблице,   получившей   название  «Пирамида обучения». Здесь уместно привести китайскую пословицу, приведенную в качестве эпиграфа к этому материалу: «Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда». Многие педагоги (не только в США, но и в других странах, в частности в России) критически   (порой   очень   негативно)   оценивают   эту   «Пирамиду».   Действительно,   трудно точно измерить «усвоение материала». К тому же мы знаем прекрасных лекторов, чьи лекции почти дословно запечатлелись в нашей памяти. Бывают   также   ученики,   прекрасно   усваивающие   материал   при   чтении   (развитая зрительная   память).   Но   можно   согласиться,   что   в   среднем   закономерность,   выраженную «Пирамидой»,   могут   проследить,   наверное,   многие   люди,   основываясь   на   своем   опыте обучения, особенно опыте обучения профессиональным навыкам. С другой стороны, несмотря 5 на   свою   спорность,   «Пирамида»   дает   богатую   пищу   для   размышлений   о   роли   методов преподавания.  – Одним из видов активных методов обучения являются интерактивные методы. Темой нашей встречи и является «Интерактивные методы обучения» + Перед вами располагается таблица ЗХУ. Заполните столбик «Хочу узнать». (студенты зачитывают задачи на занятие, преподаватель обобщает)  III. Этап усвоения новых знаний и способов действий –   Подумайте   каждый   про   себя,   что   же   такое   Интерактивные   методы,   чем   они характеризуются? Запишите в таблицу ЗХУ столбик «Знаю».  Объединитесь в пары. Объединитесь в четверки. Обсудите и выберите отвечающего в группе.  (от   каждой   группы   записываются   основные   идеи: творческая деятельность, направлены на результат, интерес, различные   виды   деятельности,   опыт,   право   выбора, современные технологии, каждый в процессе….) – Для того чтобы глубже понять суть интерактивных методов, давайте посмотрим на схемы, которые помогут нам увидеть различия между пассивными, активными и интерактивными методами. (Приложение 3)   1) Пассивный   метод (рис.   –   это   форма взаимодействия   учащихся   и   учителя,   в   которой   учитель является   основным   действующим   лицом   и   управляющим ходом   урока,   а   учащиеся   выступают   в   роли   пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с   учащимися   в   пассивных   уроках   осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.  Рис. 1 Пассивный метод  Активный метод (рис. 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока. Учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники   урока.   Если   в   пассивном   уроке   основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные   методы   предполагали   авторитарный   стиль взаимодействия,   то   активные   больше   предполагают демократический   стиль.   Многие   между   активными   и интерактивными   методами   ставят   знак   равенства,   однако, несмотря на общность, они имеют различия.  Интерактивные   методы   можно   рассматривать   как наиболее современную форму активных методов. Интерактивный   метод  (рис.3).   Интерактивный («Inter»   ­   это   взаимный,   «act»   ­   действовать)   –   означает 6 Рис. 2 Активный метод основными   Рис. 3 Интерактивный взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем­либо. Другими словами, в отличие   от   активных   методов,   интерактивные   ориентированы   на   более   широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные   упражнения   и   задания,   в   ходе   выполнения которых ученик изучает материал). метод Следовательно, составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и   задания,   которые   выполняются   учащимися.   Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том,   что   выполняя   их,   учащиеся   не   только   и   не   столько закрепляют   уже   изученный   материал,   сколько   изучают новый. (Приложение 4) – Приведите примеры интерактивных методов обучения +«Мозговой штурм» (атака), мини­лекция, контрольный лист или тест, ролевая игра, игровые упражнения,   разработка   проекта,   решение   ситуационных   задач,   приглашение   визитера, дискуссия группы экспертов, интервью, инсценировка, проигрывание ситуаций, выступление в роли обучающего, выполнение практических задач, анализ ситуаций, презентации, кластеры, синквейн, мини­сочинение, глоссарий, сказка, письмо др – Итак, когда учебный процесс протекает так, что все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать, что они знают и думают. Совместная деятельность в  процессе  освоения  учебного материала  означает, что каждый  вносит  свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только   получать   новые   знания,   но   и   развивать   свои   коммуникативные   умения:   умение выслушать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии. Большую роль играют воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между школьниками, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогают испытывать чувство успешности. (проводится физкультминутка)  Игра «33»  Трам­пам­пам! – три раза хлопаем ладонями по коленям. a. b. Трам­пам­пам! – еще раз то же самое. Гули­гули, гули­гули! – одну руку держим под подбородком, другую над головой и делаем вид, что кормим птиц. Трам­пам­пам! Салями! Салями! – кисти рук крутятся вокруг оси Гули­гули, гули­гули! Трам­пам­пам! 7 (игра   «Трам­пам­пам»   проводится   несколько   раз   с   постепенным   усложнением   задания   и ускорением.  1 – «трам­пам­пам» делается у соседа справа, 2 – «гули­гули» у соседа слева). IV. Этап первичной проверки понимания изученного – В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении это совокупность способов   действия   учащегося,   обеспечивающих   самостоятельное   усвоение   новых   знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они обеспечивают целостность   общекультурного,   личностного   и   познавательного   развития   и   саморазвития. Универсальные   учебные   действия   обеспечивают   этапы   усвоения   учебного   содержания   и формирования психологических способностей учащегося. В соответствии с ФГОС представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Личностные   универсальные   учебные   действия  отражают   систему   ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. Регулятивные   универсальные   учебные  действия   обеспечивают   способность учащегося организовывать свою учебно­познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции. Познавательные   универсальные   учебные   действия  обеспечивают   способность   к познанию  окружающего  мира:  готовность  осуществлять  направленный  поиск,  обработку и использование информации. Коммуникативные   универсальные   учебные   действия  обеспечивают   способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. – Прием «Остановка».   Вам необходимо ознакомиться с вашей группой УУД и привести примеры   интерактивных   методов   обучения   для   реализации   на   уроках   изобразительного искусства. Затем выбираете главного эксперта – его задача будет познакомить студентов других подгрупп с УУД. Остальные члены команды ходят по «остановкам», знакомятся с УУД и предлагают свои возможные методы обучения для реализации данной группы УУД. (Приложение 5) +   Выступает   каждый   эксперт   от   группы   с   кратким   пояснением   универсальных   учебных действий и приемами работы для реализации на практике.  –   Универсальные   учебные   действия   (УУД)   открывают   учащимся   возможность   широкой ориентации в различных предметных областях и в самой учебной деятельности. V. Этап подведения итогов занятия. Рефлексия.  – Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:  формировать интерес к изучаемому предмету;  развивать самостоятельность обучающихся;  обогащать социальный опыт студентов путем переживания жизненных ситуаций; 8  комфортно чувствовать себя на занятиях;  проявлять свою индивидуальность в учебном процессе Предлагаю вернуться к нашей таблице ЗХУ и заполнить последний столбик. Все ли получили ответы на свои вопросы? Давайте проследим все этапы урока на нашем занятии:  – 1этап: Приветствие  + Игровой прием «Атомы. Молекулы», «Поздоровайся», «Пожелания»  – 2 этап: Целеполагание + Прием «ЗХУ» – 3 этап: Изучение нового материала + Прием «Мозговой штурм», «Кластер» – 4 этап: Физкультминутка + Игровой прием – 5 этап: Первичное закрепление + Прием «Остановка» – 6 этап: Итог урока. Рефлексия.  + Беседа. Заполнение таблицы ЗХУ.  Предлагаю   вам   написать   «Письмо   другу»,   в   котором   вы   расскажете   про   данное занятие.  9 Информационные источники Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. М.: Изд. Нечаев   М.П.,   Романова   Г.А.   Интерактивные   технологии   в   реализации   ФГОС.   5­11 Кашлев   С.С.   Технология   развития   субъектности   педагога   в   профессиональном Генике Е.А. Активные методы обучения: новый подход. – М.: Национальный книжный 1) центр, ИФ «Сентябрь», 2015. – 176 с. 2) Заир­Бек   С.И.   Развитие   критического   мышления   на   уроке:   пособие   для   учителей общеобразовательных учреждений/ С.И. Заир­Бек, И.В.Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011. – 223с. 3) образовании // Педагогическое образование и наука. – 2005. – №4 – С. 22–25 4) классы. – М.: ВАКО, 2016. – 208с.  5) центр «Академия», – 2008. – 176 с. 6) http   ://   www   .  rusnauka   15.01.2018) 7) процесса./ tekhnologii/library/2016/04/03/aktivnye­metody­obucheniya (Дата обращения 15.01.2018) 8) О.В., content/uploads/2018/11/MRAktivMetodi.pdf (Дата обращения 15.01.2019) 9)   obucheniya   10) obuchenie/ (Дата обращения 20.02.2019) Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie­ Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению/ Курбатова   Красноперова   Л.Б.,  https://kat­kem.ru/wp­ Адильбекова   А.К.   Интерактивные   методы   обучения   и   их   классификация   /  URL: (Дата   обращения  Pedagogica  /5_138923.    _2013/    NPRT    /16_    .  com     .  htm   doc  Классификация   методов   обучения/  .  html. (Дата обращения 15.01.2018) Онлайн   журнал.   Интерактивное   обучение.   /  URL:  http://depils.com/interaktivnoe­  URL:  http   ://   migha  .  ru   /  klassifikaciya  ­  metodov    ­     Щербакова   Н.С.  URL:    Солдатенко   С.А..  URL: 10 Презентация к занятию  Приложение 8 11

Мастер-класс "Интерактивные методы обучения"

Мастер-класс "Интерактивные методы обучения"

Мастер-класс "Интерактивные методы обучения"

Мастер-класс "Интерактивные методы обучения"

Мастер-класс "Интерактивные методы обучения"

Мастер-класс "Интерактивные методы обучения"

Мастер-класс "Интерактивные методы обучения"

Мастер-класс "Интерактивные методы обучения"

Мастер-класс "Интерактивные методы обучения"

Мастер-класс "Интерактивные методы обучения"

Мастер-класс "Интерактивные методы обучения"

Мастер-класс "Интерактивные методы обучения"

Мастер-класс "Интерактивные методы обучения"

Мастер-класс "Интерактивные методы обучения"

Мастер-класс "Интерактивные методы обучения"

Мастер-класс "Интерактивные методы обучения"

Мастер-класс "Интерактивные методы обучения"

Мастер-класс "Интерактивные методы обучения"

Мастер-класс "Интерактивные методы обучения"

Мастер-класс "Интерактивные методы обучения"

Мастер-класс "Интерактивные методы обучения"

Мастер-класс "Интерактивные методы обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2019