Мастер-класс "Использование традиционных и нетрадиционных логопедических технологий в образовательной деятельности".
Оценка 4.7

Мастер-класс "Использование традиционных и нетрадиционных логопедических технологий в образовательной деятельности".

Оценка 4.7
Семинары
doc
дефектология
Взрослым
29.03.2017
Мастер-класс "Использование традиционных и нетрадиционных логопедических технологий в образовательной деятельности".
Мастер-класс для учителей начальных классов по теме "Использование традиционных и нетрадиционных логопедических технологий в образовательной деятельности", который является частью семинара, проводимого в рамках введения ФГОС для детей с ОВЗ «Организационная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в МБОУ «Лицей №6 г. Горно-Алтайска».
мастер класс.doc
Использование традиционных и нетрадиционных логопедических технологий в образовательной деятельности Нужно быть готовым к тому, что с нового учебного года за парты сядут дети с ОВЗ. Будем надеяться на то, что   родители детей   с умственной отсталостью,   тяжёлыми нарушениями слуха, зрения и психики,  детей­аутистов найдут возможность устроить ребёнка в спец. школу.  А вот то с чем мы однозначно столкнёмся – это дети с ТНР, ДЦП,  аутичные дети. Как логопед скажу, что у этих категорий детей вторичным является ЗПР и нарушения всех сторон речи. Уже  при поступлении в школу дети будут иметь диагнозы: дислалия, дизартрия, ОНР.  При овладении учебной деятельностью добавится дисграфия и дислексия. Как быть педагогу, которому в рамках образовательного процесса надо создать одинаково комфортные   условия   для  развития   и  совершенствования  речи  детей  с  нормой   и  отклонениями   в развитии.         Логопедия находится на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины и имеет в своём арсенале  технологии, направленные на максимально возможную коррекцию речевых нарушений,               1. Нетрадиционные психотерапевтические технологии.   которые   эффективно   встраиваются     в   образовательный   процесс.   2. Традиционные логопедические технологии. 3.  ИКТ технологии. 4. Технология работы по развитию и совершенствованию технической и содержательной сторон чтения.    Нетрадиционные психотерапевтические технологии:    •  кинезиотерапия,  иначе   называемая   «гимнастика   мозга»,  развивает   межполушарное взаимодействие,   что   является   основой   развития   интеллекта.   Применяется   перед   интенсивной умственной нагрузкой. Нам предстоит умственная нагрузка, поэтому давайте приготовимся. Положите перед собой  чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально­симметричный  рисунок. Вверху нарисуем лёгкие  облака, плывущие по небу. Внизу – лужайку с растущими на ней  яркими цветами. Чуть вдалеке расположились деревья. Вся картина пронизана тёплыми  солнечными лучами…    При выполнении  этого упражнения почувствуете, как  расслабляются  глаза  и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Наша   работа   сопровождалась    музыкотерапией  ­   воздействие   музыки   на   ребенка   с терапевтическими   целями.   Эффективно   используется   на   уроках   ИЗО,   технологии,   чтения   и окружающего мира. • су­джок­терапия   Су­джок акупунктура  («су»  — кисть, «джок»  — стопа)   достижение восточной медицины. Исследования показали, что формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием  кинестетических  импульсов, идущих от пальцев рук. На кистях располагаются  система высокоактивных   точек   соответствия   всем   органам   и   участкам   тела.   Их   стимуляция   оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно.  Поэтому   наряду   с   пальчиковыми   играми,   мозаикой,   штриховкой,   лепкой,   рисованием, ниткографией   в   логопедических   целях   су­джок   терапия   активизирует   развитие   речи   ребенка.   На данную технологию достаточно 5 минут в день. Научившись, дети выполняют её с удовольствием на перемене. •   Особенно полезна для детей, у которых наблюдаются нарушения поведения, фобии, при нарушении коммуникативной сферы. Чаще используют два вида – куклотерапию и сказкотерапию.   ­   это   по   сути   театрализация   психотерапевтического   процесса.  имаготерапия Технология проведения:  •    с персонажем разыгрывается  в лицах история, связанная  с травмирующей ребенка  ситуацией; •    инсценирование рассказа должно захватить ребенка, вызвать в нем яркие положительные эмоции; •    сюжет строится по «нарастающей», заканчивается бурными эмоциональными реакциями (смех,  плач), снятием напряжения.  Может   использоваться   на   уроках   чтения   и   во   внеурочной   деятельности.  либропсихотерапия ­   лечебное чтение или просмотр видеоматериалов. Через специально   подобранные   произведения   или   фрагменты   вызывают   у   детей   эмоциональный отзыв, стимулируя желание выговориться по поводу прочитанного или увиденного.  Просмотр 2. Традиционные логопедические технологии. • логопедический массаж;  • артикуляционная, дыхательная и голосовая гимнастика;  пальчиковая гимнастика. Логопедический   массаж  предваряет   артикуляционную,   дыхательную   и   голосовую гимнастику.  Массаж   может   быть   расслабляющим   и   тонизирующим.  При   пониженном   тонусе   речевой мускулатуры   используются   следующие   приемы:   поглаживание,   растирание,   разминание,   сильная вибрация, поколачивание. При   повышенном   тонусе   (спастическом   состоянии   мышц)   используется   в   основном поглаживание и легкая вибрация. Дети   быстро   учатся   действовать   по   схеме.   10   минут   самомассажа     в   день   достаточно эффективно   влияют   на состояние  речевой  мускулатуры.  Обучив  самомассажу   на логопедических занятиях, можно вводить технологию в структуру урока. Частично массаж выполняется и детьми с нормой в развитии. Например, массаж языка. Для детей с ОВЗ важно выполнить массаж в полном объёме. Здесь необходима организация дифференцированного подхода. Начиная работу с детьми с ОВЗ, остальным даётся самостоятельное задание н­р по работе с текстом. Дойдя до массажа языка, подключаются дети с нормой.  Артикуляционная гимнастика  интересна и полезна всем детям. Для использования всеми детьми одновременно целесообразно проведение универсального комплекса, т.е. подходящего под все группы нарушенных звуков. Обыгрывание Сказка «У бабушки с дедушкой» Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки), С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки). Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние  зубы), Поцеловать они всех потянулись (губы тянем вперёд). Утром проснулись – в улыбочки губы (снова широкая улыбка). Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами) Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком). С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за  нижними зубами). Губы сожмём мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают  воздух), И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим  выпусканием воздуха через губы). Блюдца поставим ­ положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе). Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо (подуть на широкий язык). Блинчик жуём, завернём и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его,  завернув за нижние зубы), Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу  спереди назад). Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху «чашечкой»), На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх). Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд – назад). Вкусный был завтрак – мы губы оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).  Пальчиковая гимнастика. Сотрудники   Института   физиологии   детей   и   подростков   АПН   установили,   что   уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. А в народе говорят, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев. В вашем арсенале богатый комплекс развивающих пальчиковых игр. В отношении к детям с ОВЗ при применении данной технологии необходимо соблюдать правило:  движения обязательно сопровождаются речью.  3. ИКТ технологии  позволяют разнообразить и повысить эффективность образовательного процесса. Существует множество Ц и ЭОР, разработанных для логопедической работы: ­ «Учимся читать. Страна Буквария» («Новый диск», 2010).  ­ «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык» из серии «Начальная школа». Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения» («Новый диск», 2007). ­ Программа «Игры для Тигры». Программа «Домашний логопед».  Мини­игра «Угадай­ка». Мультимедийный   проект  «Развитие   речи.   Учимся   говорить   правильно»  («Новый Диск»,2008 г.). Интернет­сайты с логопедическими онлайн­играми:  Развивающий портал «Мерсибо».  К   мультимедийным   средствам   коррекции   и   развития   речи   относится     работа   в текстовом редакторе.  У   детей   дисграфиков   присутствует   напряжение,   страх   письма,   а   также   нежелание совершенствовать навыки чтения. Занятия на компьютере частично снимает эти проблемы. Работа в текстовом   редакторе   напоминает   урок   обучения   грамоте   –   поиск   нужной   клавиши   сначала затягивается во времени и сопровождается проговариванием вслух, артикулированием каждого звука. Таким   образом,   при   работе   включается   все   анализаторы:     речеслуховой,     речедвигательный, зрительный. По мере впечатывания букв, слогов, слов, фраз ребенок имеет возможность проследить строку слева направо, что важно для дисграфика. Дети с нормой могут в это время корректировать «западающие»   моменты   через   мультимедийные   тренажёры.   Выполняется   детьми   с   отклонениями индивидуально, для детей с нормой возможна работа в парах и группах. 4. Технология работы по развитию и совершенствованию технической и содержательной сторон чтения Научить ребёнка правильному чтению   – лучший подарок, который учитель начальных классов  может ему сделать. Я не буду останавливаться на технической стороне чтения. Вы все ею   владеете.   У   ребёнка   с   ОВЗ   возникают   большие   трудности   с   пониманием   текста. Традиционные   приёмы   работы   по   содержанию     текста   описаны   в   рекомендациях. Нетрадиционные приёмы работы с текстом предлагает нам технология развития критического мышления.  Данная  технология  мной апробирована  и  на детях с отклонениями и  на детях с нормой и, несмотря, на кажущуюся сложность, доказала свою универсальность. Прием “Ключевые слова” Целесообразен при написании изложения, подготовке к подробному пересказу.  Поработаем в приёме «Ключевые слова» с идеями Национальной образовательной  инициативы "Наша новая школа" из «Концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ». Текст Ключевые  слова …­   новая   школа   ­   это  школа   для   всех,   которая   должна обеспечить   успешную   социализацию   детей   с   ограниченными возможностями здоровья, детей­инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по­разному   организовано   обучение   на   начальной,   основной   и старшей ступени; ­   новая   школа   ­   это  учителя  с   высоким   уровнем профессиональной   подготовки,   готовые   к   инновационной деятельности, глубоко знающие детскую психологию и особенности развития   школьников,   также   при   наличии   ограничений   здоровья, чуткие и внимательные к интересам и потребностям школьников; ­   новая   школа   –   это  центр   взаимодействия  как   с родителями   и   местным   сообществом,   так   и   с   учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной   сферы,   что   имеет   особое   значение   для   социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Школа для детей с ОВЗ может стать также центром научно­методической поддержки учителей, работающих в условиях инклюзивного образования, или центром   психолого­педагогической   поддержки   учащихся   в условиях инклюзии;  ­   новая   школа   –   это  современные   материально­ технические   условия  реализации   образовательных   программ, которые   включают:   доступность   безбарьерной   среды   для   всех обучающихся,   современное   высокотехнологичное   учебное оборудование,   интерактивные   учебные   пособия   и   учебники, соответствующие   специфике   развития   и   образовательным возможностям разных групп детей, условия для занятий спортом и творчеством… ­ Перед вами примеры работы с текстом в приеме «Ключевые слова» ребенком с нормой и ребёнком с дислексией.  Прием “Инсерт”  Во   время   чтения   учебного   текста   дается   целевая   установка:   по   ходу   чтения   делать пометки.  сведений.  Маркировочные пометки:  Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна.  Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.  Знаком   “вопрос”   отмечается   то,   что   осталось   непонятно   и   требует   дополнительных Данный   прием   требует     активного   и   внимательного   чтения.   Использование маркировочных   знаков   помогает   соотносить   новую   информацию   с   имеющимися представлениями. Для работы в приёме «Инсерт» даю речевые характеристики Речевая характеристика детей с  ОНР III уровня Этот   уровень   характеризуется   тем,   что   обиходная   речь   недостаточно развернута,   отсутствуют   грубые   фонетические   и   лексико­грамматические нарушения. Звуковая сторона относительно сформирована, но остаются нарушения произношения   сложных   по   артикуляции   звуков   и   нарушения   звукослоговой структуры слова.  (Вместо «Дети слепили снеговика»  —«Дети сипили новика»). Множество   ошибок   наблюдается   при   передаче   звуконаполняемости   слов: перестановки  и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных  в слове. Особенно большие нарушения наблюдаются во всех формах связной речи (рассказ   по   сюжетной   картинке,   рассказ   на   заданную   тему).   Есть   неточности употребления многих слов, вербальные парафазии (например, «кормить» вместо «поить»   ребенок   говорит,   Имеется несформированность семантических полей.    «кофта»   вместо   «свитер»). В   активном   словаре   присутствуют   существительные,   глаголы,   но   мало прилагательных,   сложных   предлогов   и   союзов.   В   активной   речи   используются преимущественно   простые   и   мало­распространенные   предложения.   Возникают большие   трудности   при   употреблении   сложноподчиненных   предложений. Наблюдается   неточная   дифференциация   форм   словоизменения   и словообразования. Аграмматизмы   наблюдаются   при   согласовании   форм   речи.   Нарушения   в фонематическом анализе и синтезе. Выражены нарушения в овладении чтением и письмом. Характеристика речи детей с ЗПР Речь детей с задержкой психического развития удовлетворяет потребности повседневного общения и не имеет грубых нарушений лексики и грамматического строя,   но   им   трудно   грамотно   выражать   свои   мысли,   речь   их   отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности. Речь таких детей отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них недостаточно развит фонематический слух. А ведь ещё К.Д.Ушинский писал: “Хороший, ясный выговор, такой, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главное основание правописания”.  Из чего следует, что для грамотного   письма   необходимы,   по   крайней   мере,   два   условия:   правильное, бездефектное   произношение   всех   звуков   и   способность   различать   их   на   слух. Фонематическая   недостаточность   порождает   ошибки   на   замену   согласных, сходных по артикуляционному и акустическому признакам: б­п, в­ф, г­к, д­т, з­с, ж­ш, а также ч­щ, ц­с, ц­ч, м­н, р­л. Характеристика речи детей при ДЦП При ДЦП не только замедляется, но и патологически искажается процесс формирования   речи.   Отставание   в   развитии   речи   при   ДЦП   связано     с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно­практической   деятельности   и   социальных   контактов.   Больные   дети имеют сравнительно небольшой жизненный опыт, общаются с весьма небольшим кругом людей, как сверстников, так и взрослых. Неблагоприятное   влияние   на   развитие   речи   оказывают   допускаемые родителями   ошибки   воспитания.   Часто   родители   чрезмерно   опекают   ребенка, стремятся   многое   сделать   за   него,   предупреждают   все   его   желания   или выполняют их в ответ на жест или взгляд. При этом у ребенка не формируется потребность   в   речевом   общении,   которая   является   важной   предпосылкой развития речи.  Отрицательно   сказываются   на   развитии   речи,   особенно   в   первые   годы жизни,   длительное   пребывание   в   различных   лечебных   учреждениях,   а   также отрицательный эмоциональный фон, реактивные состояния, нередко возникающие у больных детей при отрыве от матери и изменении привычного образа жизни в случае помещения в больницу. Тонические   рефлексы   оказывает   отрицательное   влияние   на   мышечный тонус   артикуляционного   аппарата,   повышают   тонус   мышц   языка,   затрудняет дыхание,   голосообразование,   нарушают   звукопроизносительную   сторону   речи. Наиболее   выраженные   нарушения   артикуляционной   моторики   отмечаются   у детей, у которых значительно поражены верхние конечности. Общая речевая характеристика дисграфии. При   ДИСГРАФИИ   дети   младших   классов   школы   с   трудом   овладевают письмом:   их   диктанты,   выполненные   ими   упражнения,   содержат   множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у   них   ужасный   почерк.   В   средних   и   старших   классах   ребята   стараются использовать   при  письме  короткие  фразы  с  ограниченным  набором  слов,  но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать   уроки   русского   языка   или   выполнять   письменные   задания.   У   них развивается   чувство   собственной   ущербности,   депрессия,   в   коллективе   они находятся в изоляции.  Взрослые   с   подобным   дефектом   с   большим   трудом   сочиняют поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. У   детей   с   дисграфией   отдельные   буквы   неверно   ориентированы   в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь" (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно; если они, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно. Характеристика речи детей с дислексией Дислексия   ­   это   нарушение,   которое   связано   с   обучением   детей.   Чаще всего   она   отражается   в   виде   трудности   чтения.   Дислексия   не   признана общепринятым заболеванием, но в то же время она связана именно с проблемами в   области   неврологии.   Ошибочным   является   мнение,   что   возникновение дислексии   говорит   о   том,   что   у   человека   есть   определенные   умственные отсталости.  Дислексия   никоим  образом  не  влияет  на  зрение,  слух   и  мозговые способности человека. Она связана исключительно с проблемой чтения. В первые годы обучения ребенка, дислексия может остаться незамеченной. Ребенок   боится   трудности   научиться   читать,   также   могут   возникать   другие проблемы, связанные с этим заболеванием. У ребенка могут появиться первые признаки депрессии и низкой самооценки. Часто можно наблюдать, что ребенок, как   в   школе,   так   и   дома,   ведет   себя   неадекватно.   Если   не   лечить   данное заболевание, то проблемы в школе у ребенка еще больше усугубятся. Характеристика речи детей ­ аутистов Среди   характерных   признаков   раннего   детского   аутизма   большое   место занимают   нарушения   речи:   резкое   ограничение   речевого   контакта,   вплоть   до полного   мутизма,   недоразвитие   лексико­грамматической   стороны   речи, своеобразные фонетические расстройства и нарушения голоса с преобладанием высокой   тональности   в  конце   фразы   или   слова,   длительное   называние   себя   во втором   или   третьем   лице,   долгое   отсутствие   в   активном   словаре   слов, обозначающих близких для ребёнка людей (мать, отец) или отдельные предметы, к которым   у   ребёнка   имеется   особое   отношение:   страх,   навязчивый   интерес,   их одушевление и т.д. В отличии от общего недоразвития речи и алалии, при аутизме на самых ранних этапах речь может развиваться нормально, и ребёнок по темпу её развития иногда   даже   обгоняет   здоровых   сверстников.   Затем,   обычно   в   возрасте   до   30 месяцев   (в   среднем   около   18   месяцев),   она   утрачивается:   ребёнок   перестает говорить с окружающими, хотя иногда может разговаривать сам с собой или во сне. Утрата речи всегда сочетается с потерей выразительного жестикулирования и имитационного поведения.  При раннем детском аутизме часто отмечаются отсутствие лепета и слабое развитие   функции   подражания.   Ребёнок   не   выполняет   простые   речевые инструкции,   хотя   косвенными   методами   можно   определить,   что   он   понимает обращённую   речь.   У   детей   с   ранним   детским   аутизмом   наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. Дети с аутизмом редко имеют полноценную речь.  ­ На слайде примеры работы с текстом в приеме «Инсерт» ребенком с нормой и ребёнком с дислексией.  Чтение   с   остановками   также   удачно   вписывается   в   уроки   чтения   и окружающего   мира.  Данный   прием   способствует   решению   многих   образовательных   и коррекционных   задач.   Текст   делится   на   смысловые   части.   Задача   учителя:   найти   в   тексте оптимальные места для остановки, мотивируя детей на прогнозирование дальнейших событий, аргументирование , установление логических связей.  Прием “Письмо по кругу” предполагает только групповую форму работы учащихся 3­4 классов. У каждого лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать   свое   мнение   с   членами   группы.   Каждый   член   группы   записывает   несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу по часовой стрелке. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.   «Если я чем­то на тебя не похож, я этим вовсе                                                                                не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Антуан де Сент­Экзюпери Тема для размышления…. «Что даст ребёнок с ОВЗ учащимся моего класса». Рефлексия мастер­класса. Прием “Написание синквейна”  МАСТЕР­КЛАСС Заключение "А как правильно вести себя с ребенком­инвалидом?" — " Как с ребенком". "А если у него нет руки или ноги?" — "Как с ребенком." "А если он в свои десять не разговаривает?" — "КАК С РЕБЕНКОМ".  Нужно уметь видеть перед собой детей, а не их диагнозы. Список литературы и интернет­источников: 1. Борозинец Н. М, Шеховцова С.В. Логопедические технологии/ Борозинец Н. М, Шеховцова// Учебно­методическое пособие – Ставрополь, 2008. 224 с. 2. Всероссийский образовательный сайт «Логопедический портал».

Мастер-класс "Использование традиционных и нетрадиционных логопедических технологий в образовательной деятельности".

Мастер-класс "Использование традиционных и нетрадиционных логопедических технологий в образовательной деятельности".

Мастер-класс "Использование традиционных и нетрадиционных логопедических технологий в образовательной деятельности".

Мастер-класс "Использование традиционных и нетрадиционных логопедических технологий в образовательной деятельности".

Мастер-класс "Использование традиционных и нетрадиционных логопедических технологий в образовательной деятельности".

Мастер-класс "Использование традиционных и нетрадиционных логопедических технологий в образовательной деятельности".

Мастер-класс "Использование традиционных и нетрадиционных логопедических технологий в образовательной деятельности".

Мастер-класс "Использование традиционных и нетрадиционных логопедических технологий в образовательной деятельности".

Мастер-класс "Использование традиционных и нетрадиционных логопедических технологий в образовательной деятельности".

Мастер-класс "Использование традиционных и нетрадиционных логопедических технологий в образовательной деятельности".

Мастер-класс "Использование традиционных и нетрадиционных логопедических технологий в образовательной деятельности".

Мастер-класс "Использование традиционных и нетрадиционных логопедических технологий в образовательной деятельности".

Мастер-класс "Использование традиционных и нетрадиционных логопедических технологий в образовательной деятельности".

Мастер-класс "Использование традиционных и нетрадиционных логопедических технологий в образовательной деятельности".

Мастер-класс "Использование традиционных и нетрадиционных логопедических технологий в образовательной деятельности".

Мастер-класс "Использование традиционных и нетрадиционных логопедических технологий в образовательной деятельности".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2017