Слайд 1.
Тема мастер-класса:
«Организация исследовательской работы в начальной школе»
Если хочешь научить меня чему-то
Позволь мне идти медленно...
Дай мне приглядеться...
Потрогать и подержать в руках
Послушать...
Понюхать...
И может быть попробовать на вкус.
О, сколько я всего смогу
Найти самостоятельно».
Слайд 2
В ФГОС отмечена необходимость формирования у ребёнка желания и умения работать самостоятельно.
Учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новых сведений, извлекать необходимые факты и продуктивно использовать их.
Выходом может стать организация учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности школьников, что способствует формированию главных познавательных качеств.
Дети от природы народ любознательный. Но как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее заметным. Реже звучат вопросы почему? зачем?
ПОТЕРЯ В. Берестов
У маленьких учеников
Спросил художник Токмаков:
«А кто умеет рисовать?»
Рук поднялось – не сосчитать.
Шестые классы. Токмаков
И тут спросил учеников:
«Ну, кто умеет рисовать?»
Рук поднялось примерно пять.
В десятых классах Токмаков
Опять спросил учеников:
«Так кто умеет
рисовать?»
Рук поднятых и не видать.
А ведь ребята в самом деле
Когда-то рисовать умели.
И солнце на листах смеялось…
Куда всё это подевалось?
У нас есть множество возможностей, чтобы избежать столь печального развития событий. Один из эффективных способов формирования самостоятельности и развития познавательных умений – исследовательский метод.
Слайд 3
Нами разработана система занятий «Мы – исследователи». За основу взяли методику исследовательского обучения мл. школьников Александра Ильича Савенкова, который говорит о том, что исследованию детей надо учить. Хочется поделиться с вами опытом нашей работы.
Слайд 4
Уже с первого класса стараемся заложить основы исследовательской деятельности. А начинаем с простых вопросов и заданий, направленных на овладение таких умений как анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, в умении вырабатывать гипотезы.
Система занятий включает в себя два уровня: первый - условно назван «тренировочным», второй - «основным».
Начиная со 2 класса, учащиеся на уровне алгоритма проводят наблюдения, учатся задавать вопросы, выделять главное. Это «тренировочный» уровень.
Слайд 5
Давайте посмотрим на план:
· Консультация родителей
· Содержание занятий
· Итоговое занятие – выступление перед родителями
Слайд 6
На основном уровне (3 и 4 класс) дети приобретают умения, необходимые в исследовательской деятельности. Учатся проводить коллективные, групповые и самостоятельные исследования при участии учителя и с проявлением доли самостоятельности.
В процесс вовлечены родители, т.к. работа с материалом происходит не только в школе, но и дома.
Слайд 7
В планировании видно, что
· более подробно рассматриваются этапы работы над исследованием
· есть возможность попробовать свои силы на школьной конференции
(она проводится в преддверии районной)
Слайд 8
Доля самостоятельности в 4 классе возрастает. Педагог осуществляет информационную поддержку и при необходимости корректировку деятельности детей.
Слайд 9
В брошюре мы перечислили те умения, которые необходимы для исследования. Давайте более подробно остановимся на некоторых из них.
Самое главное умение – наблюдение.
Описание предмета. (неодушевлённый предмет) 1. Назови предмет. 2. Назови части предмета. 3. Форма предмета или на что похож. 4. Из какого материала сделан? 5. Простое или сложное у него устройство? 6. Для чего он используется? |
Описание предмета. (одушевлённый предмет) 1. Назови предмет. 2. Внешний вид: ü шерсть ü окрас шерсти ü размер животного 3. Образ жизни. 4. Друзья – враги. 5. Характер. |
Слайд 10
Умение сравнивать можно формировать на таких заданиях. Для нас они кажутся элементарными. Но детей нужно научить не хаотично находить отличия, а последовательно.
Слайд 11
А вот с умением задавать вопросы (уточняющие, восполняющие), у детей возникают трудности.
Слайд 12
В исследовании необходимо умение видеть проблему, устанавливать причинно-следственные связи.
Напомним, что
Причина – предлог для каких-нибудь действий
Следствие – результат чего-либо. Потренируемся.
Слайд 13
Подведём итог. Дополните высказывания.
Слайд 14
Ещё одно важное умение – это классификация. Это выделение в предметах и явлениях
общих признаков. На таких заданиях можно этому научить.
Слайд 15
Выдвижение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления.
Гипотеза – это предположение. Её можно подтвердить или опровергнуть с помощью наблюдений, экспериментов, информации, полученной из других источников (литература, Интернет).
Перед вами воздушный шарик. Что произойдёт с шариком, если его отпустить?
Выдвиньте свои гипотезы.
Слайд 16
Поучимся определять объект и предмет исследования.
Словарь говорит, что
Объект - это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования.
- Что рассматривается?
Предмет - это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности.
- Что изучается?
Определим объект и предмет исследования в каждой паре.
Мы поделились наработками в области организации исследований в начальной школе. Представленные исследовательские работы - результат совместной деятельности – учителя, детей и родителей (работы детей).
Слайд 17
Предлагаю Вам пройти небольшой тест, в результате которого Вы сможете оценить какова Ваша самооценка и способность преодолевать жизненные препятствия.
Посмотрите внимательно на изображения человечков и выберите, кем на данный момент видите себя?
Слайд 18
Интерпретация.
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.
№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.
№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).
№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.
№ 9 — мотивация на развлечения.
№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.
№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.
№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.
№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.
Слайд 19
Спасибо за внимание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.