Публикация является частью публикации:
«Организация
исследовательской работы
в начальной школе»
Подготовили учителя начальных классов
МБОУ Шахунской СОШ № 14
Лебедева С.В.
Перминова О.А.
Староверова М.Л.
2016 год
Мастер-класс
Актуальность исследовательской деятельности в начальной школе
ФГОС НОО: необходимость формирования у ребёнка желания и умения работать самостоятельно.
Противоречие в практике | |
Не сформированность навыков и умений логического и творческого мышления, | Требования ФГОС НОО Владение учебными действиями (система действий, позволяющая решать эти задачи) |
Исследовательская деятельность –
формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать
и перестраивать новые способы деятельности
Происходит формирование
познавательных мотивов,
исследовательских умений,
субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Учебно - методический комплект
Учебное издание
Савенков Александр Ильич
Методика исследовательского обучения младших школьников
Самара: Издательство «Учебная литература»
2004. - 80с.
Савенков А.И. «Я – исследователь» Учебник-тетрадь для младших школьников.
Самара: Издательство
«Учебная литература»
2004. - 32с.
Савенков
Александр Ильич
доктор
педагогических наук
Система занятий «Мы – исследователи»
для развития умений и навыков исследовательской работы во внеурочной деятельности
2 класс
3 класс
4 класс
Помощь
родителей
№ | | | |
1 год обучения (2 класс) | |||
1. | Что такое исследование? Кто такие исследователи? | 1 | Консультация |
2. | Учимся выбирать дополнительную литературу. Экскурсия в библиотеку. Информационные справочники. Сбор материала по выбранному объекту. |
| |
3. | Основные методы исследования. Как задавать вопросы? | ||
4. | Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования. | ||
5. | Родительское собрание (родители + дети) |
Учебно-тематический план
Система занятий «Мы – исследователи»
для развития умений и навыков исследовательской работы во внеурочной деятельности
2 класс
3 класс
4 класс
Помощь
родителей
№ | | | |
2 год обучения (3 класс) | |||
1. | Роль исследований в нашей жизни. | 1 | Консультация |
2. | Основные методы исследования. | 1 |
|
3. | Умения, необходимые в исследовательской деятельности. | ||
4. | Этапы исследования. Тема, предмет, объект исследования. | ||
5. | Этапы исследования. | ||
6 - 7. | Этапы исследования. | 2 | |
8. | Родительское собрание (родители + дети) | ||
9. | Выступление детей на школьной научной конференции. | ||
10. | Участие детей в районной научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку» |
Учебно-тематический план
№ | | | |
3 год обучения (4 класс) | |||
Педагог осуществляет информационную поддержку и при необходимости корректировку деятельности детей. | |||
1. | Знания, умения, навыки, необходимые в исследовательской работе. Умения самостоятельно выявлять проблему. | 1 | Консультация |
2. | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. |
| |
3 - 4. | Целеполагание, выдвижение гипотез. Предмет и объект исследования. | 2 | |
5. | Наблюдение и экспериментирование. Обработка и анализ полученных данных. Оформление работы. | 1 | |
6 - 7. | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. | 2 | |
8. | Защита исследования перед одноклассниками. | 1 | |
9. | Родительское собрание (родители + дети) | ||
10. | Выступление детей на школьной научной конференции. | ||
11. | Участие детей в районной научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку» | ||
12. | Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. | 1 |
|
Учебно-тематический план
Кто?
Что?
Какой?
Где?
Как?
Почему?
Умение
задавать вопросы
Валентин Серов
Девочка с персиками
Проблема
Выявление
причин и следствий
Мокрые деревья, мокрая трава, дождь, лужи.
Пятёрка, отличный ответ, хорошее настроение.
Причина – предлог для каких-нибудь действий
Следствие – результат чего-либо
Выделение в предметах и явлениях
общих признаков – классификация
Задание
Разбейте объекты на группы
Продолжите ряды
Выдвижение гипотезы
Гипотеза – это предположение.
Используй слова:
Может быть …
Предположим …
Допустим …
Возможно …
Наверное …
Гипотезу можно подтвердить или опровергнуть
Учимся определять
объект и предмет исследования
Объект - это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования.
- Что рассматривается?
Предмет - это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности.
- Что изучается?
значение розы для людей
роза
техника работы с бумагой
квиллинг
картофель
живая природа
хоккей
спортивные игры
Интерпретация
№ 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.
№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.
№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).
№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.
№ 9 — мотивация на развлечения.
№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.
№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.
№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.
№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».
№ 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.