Мастер-класс как способ вовлечения детей в научно-техническое творчество
Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
физика +1
Взрослым
15.02.2018
В настоящей публикации рассматривается мастер-класс «Научная игрушка» как способ диссеминации педагогического опыта, а также как прием популяризации научно-технического творчества и пропедевтики физики, интересный детям, родителям и педагогам. Мастер-класс в дополнительном образовании детей может служить не только средством повышения мотивации, но и диагностическим методом.Тезисы доклада
НевидимоваТезисы2017.docx
Мастеркласс как способ вовлечения детей в техническое творчество
Невидимова Т.И.
ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района СанктПетербурга
Мастеркласс – это особый жанр распространения педагогического
опыта, современная форма методической работы. В контексте настоящей
публикации подчеркиваются важные качества мастеркласса (МК) «Научная
игрушка», который может быть использован как прием популяризации
научнотехнического творчества, интересный и детям, и родителям, и
педагогам. МК целесообразно использовать при наборе детей в кружки и
секции дополнительного образования, где эта форма работы может выполнять
не только наглядноагитационные и мотивирующие функции, но и служить
диагностическим приемом.
Будучи зрелищным и эффектным, МК выходит за рамки
развлекательного научного шоу, ориентируясь на интерактивное творчество,
безотлагательное воспроизведение игрушкипрототипа своими руками с
усвоением научной информации в игровой форме на доступном уровне.
Лучшие образцы МК создают атмосферу абсолютной успешности для
ребенка, что стимулирует изобретательскую и исследовательскую мысль
обучающихся.
Для педагогов и методистов важны утилитарные характеристики МК –
в первую очередь, возрастные и ресурсные. В настоящей работе будет
акцентирован принцип «101010», что означает следующее: 10летний
ребенок сможет смастерить эффектную научнотехническую игрушку
(модель) за 10 минут, причем стоимость расходных материалов не будет
превышать 10 рублей.
Цель работы: раскрыть опыт применения мастерклассов «Научная
творчества в системе
игрушка» как инструмента технического
дополнительного образования детей.
Задачи:
1. Раскрыть возможности МК для детей младшего школьного возраста и их
родителей в контексте популяризации научнотехнического творчества
педагогами дополнительного образования.
2. Описать применение МК для оценки подготовленности и
мотивированности детей при наборе в кружки научнотехнической
направленности.
3. Осветить прием ограничения средств как способа стимуляции
изобретательского мышления.
Для того, чтобы МК «Научная игрушка» был эффективен как прием
популяризации научнотехнического творчества [1, 2], целесообразно выбрать подвижную игрушкупрототип с необычными свойствами, нарушающими
привычные бытовые представления о законах физики [25]. Примеры:
кельтский камень, волчок Томсона, балансир, климбер, левитрон, лестница
Якоба, цепь Герона, пьющая птица, парящий орел. Такие игрушки, с одной
стороны, универсальны, с другой – при необходимости – ясно обозначают
нишу данного вида технического творчества. Эти игрушки удобны для
демонстрации, они интересны не только детям, но и родителям, помогающим
детям осуществить выбор кружка. Подобная демонстрация эффективна на
различных массовых мероприятиях – ярмарках профессий, детских
праздниках и конкурсах. МК может служить диагностическим приемом,
поскольку способность удивиться необычному техническому устройству,
физическому явлению возникает только при наличии некоторой суммы
представлений о законах природы, мироустройства. Иначе говоря, до
определенного возраста ребенок не различает обыденного и необычного, ведь
он только знакомится с миром. Лишь усвоение повседневных норм поведения
людей и вещей делает возможным переход к новой информации.
Поэтому полезную диагностическую функцию названные игрушки
выполняют при
наборе кружковцев: если ребенок, наблюдающий за
движением игрушки, способен не только веселиться, но и удивляться, значит,
он достаточно развит. Если реакцию бурной радости вызывает именно
физическая загадка – ребенок способен по достоинству оценить научный
парадокс. Если игрушка вызывает много вопросов и собственных версий,
ребенок внимательно слушает объяснения, улавливает суть и транслирует ее
окружающим, не спешит уходить, стремясь освоить как можно больше
конструкций, – налицо исследовательский интерес. Важным свойством таких
демонстраций является не разъяснение принципа действия до мельчайших
подробностей, для чего ребенок еще не располагает понятийным аппаратом, а
получение опыта прежде знания, что является отличным базисом для
изучения физики в старших классах. Важен сам факт получения детьми
информации, с которой они могли бы не встретиться еще долгие годы (на это
часто с сожалением об упущенных возможностях указывают родители, с
детским восторгом впервые наблюдающие необычные физические явления).
Таким образом, на массовых мероприятиях наиболее успешны семейно
ориентированные МК. Заинтересованность родителей играет большую роль в
выборе ребенка. Поэтому вариантом диагностики может быть предъявление
физических головоломок, неизменно вызывающих огромный интерес у
родителей, которые зачастую не могут с ними справиться, а способные
восьмилетние дети интутивно решают их за считанные секунды (например,
адаптированную автором головоломку «Японский крест»).
Переход от демонстрации к практике выявляет степень
мотивированности. Процент детей, с раннего детства склонных к созданию
конструкций, является, повидимому, некоторой константой, зачастую слабо
связанной даже с семейным окружением. Но очень часто эта детская потребность удовлетворяется приобретением разнообразных конструкторов,
что само по себе прекрасно, но недостаточно.
Занятия «Научная игрушка» ориентированы на создание конструкций из
подручных бытовых предметов, с которыми ребенок повседневно
сталкивается. Существенное место среди этих предметов занимают различные
остатки и обрезки, упаковка, сломанные вещи и прочий бытовой утиль.
Однако, вопросы экологии, переработки вторсырья, утилизации мусора и
экономии в данном случае не являются самоцелью. В большей степени это
прием ограничения средств – один из базисных способов стимуляции
изобретательского мышления. Сюда примыкают также близкие детям темы
приключений, робинзонад и выживания за счет ограниченных подручных
средств. Таким образом, доступ к высокотехнологичному оборудованию (3d
печать, робототехника, программируемые Legoконструкции,
дроны,
мультимедиа) совершенно не исключает необходимости развития смекалки,
умения «прикидывать на глазок», создания лаконичных (простых, дешевых,
надежных и т.п.) конструкций. Именно в таких конструкциях у ребенка
появляется шанс открытия нового качества,
улучшения модели,
оригинального дизайнерского решения).
Демонстрационная часть МК выполняет популяризирующую и
мотивационную функции («от развлечения – к интересу»), одновременно
позволяя рекрутировать для систематических занятий наиболее
подготовленную и мотивированную часть многочисленной аудитории.
Практическая часть МК понастоящему интерактивна, проводится в
постоянном диалоге между педагогом и учеником, поэтому наибольший
эффект наблюдается в малых группах (от 1 до 10 обучающихся) с
применением специально подготовленных вариантов конструкций,
гарантирующих работоспособность изделий и успешность творчества даже у
детей с недостаточными навыками ручного труда.
Таким образом, мастерклассы, представляющие собой компактный
вариант занятия по созданию подвижной конструкции (модели), являются
эффективным педагогическим и методическим приемом в системе
дополнительного образования детей научнотехнической направленности.
Связь данного направления с опережающим инженерным образованием,
технологиями
STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) и
программой JS (JuniorSkills) будет рассмотрена в следующих публикациях.
Литература
1. Матяш Н.В., Мезенцева И.А., Матюхина П.В. Развитие технических
способностеи учащихся в системе дополнительного образования детеи:
Учебнометодическии комплект для курсов повышения квалификации
руководящих и педагогических работников организации
дополнительного образования детеи. Брянск: БИПКРО, 2014. 148 с. 2.
3.
4.
5.
Невидимова Т.И. Возможности мастерклассов «Научная игрушка» в
дополнительном образовании
технической направленности:
Методическая разработка. СанктПетербург, 2017 (в печати).
Перельман Я. Что? Зачем? Почему? Занимательная физика, механика,
астрономия, математика, природа. М.: АСТ, 2015. – 240 с.
http://www.exploratorium.edu
https://vk.com/kids_kits
Мастер-класс как способ вовлечения детей в научно-техническое творчество
Мастер-класс как способ вовлечения детей в научно-техническое творчество
Мастер-класс как способ вовлечения детей в научно-техническое творчество
Мастер-класс как способ вовлечения детей в научно-техническое творчество
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.