Мастер-класс как способ вовлечения детей в научно-техническое творчество
Оценка 4.8

Мастер-класс как способ вовлечения детей в научно-техническое творчество

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
физика +1
Взрослым
15.02.2018
Мастер-класс как способ вовлечения детей в научно-техническое творчество
В настоящей публикации рассматривается мастер-класс «Научная игрушка» как способ диссеминации педагогического опыта, а также как прием популяризации научно-технического творчества и пропедевтики физики, интересный детям, родителям и педагогам. Мастер-класс в дополнительном образовании детей может служить не только средством повышения мотивации, но и диагностическим методом.Тезисы доклада
НевидимоваТезисы2017.docx
Мастер­класс как способ вовлечения детей в техническое творчество Невидимова Т.И. ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт­Петербурга Мастер­класс   –   это   особый   жанр   распространения   педагогического опыта,   современная   форма   методической   работы.   В   контексте   настоящей публикации подчеркиваются важные качества мастер­класса (МК) «Научная игрушка»,   который   может   быть   использован   как   прием   популяризации научно­технического   творчества,   интересный   и   детям,   и   родителям,   и педагогам.   МК   целесообразно   использовать   при   наборе   детей   в   кружки   и секции дополнительного образования, где эта форма работы может выполнять не только наглядно­агитационные и мотивирующие функции, но и служить диагностическим приемом.  Будучи   зрелищным   и   эффектным,   МК   выходит   за   рамки развлекательного научного шоу, ориентируясь на интерактивное творчество, безотлагательное   воспроизведение   игрушки­прототипа   своими   руками   с усвоением научной  информации в игровой форме на доступном уровне. Лучшие образцы МК создают атмосферу абсолютной успешности для ребенка,   что   стимулирует   изобретательскую   и   исследовательскую   мысль обучающихся. Для педагогов и методистов важны утилитарные характеристики МК – в   первую   очередь,   возрастные   и   ресурсные.   В   настоящей   работе   будет акцентирован   принцип   «10­10­10»,   что   означает   следующее:   10­летний ребенок   сможет   смастерить   эффектную   научно­техническую   игрушку (модель)   за   10   минут,   причем   стоимость   расходных   материалов   не   будет превышать 10 рублей. Цель   работы:   раскрыть   опыт   применения   мастер­классов   «Научная творчества   в   системе игрушка»   как   инструмента   технического  дополнительного образования детей. Задачи: 1. Раскрыть возможности МК для детей младшего школьного возраста и их родителей   в   контексте   популяризации   научно­технического   творчества педагогами дополнительного образования. 2. Описать   применение   МК   для   оценки   подготовленности   и мотивированности   детей   при   наборе   в   кружки   научно­технической направленности. 3. Осветить   прием   ограничения   средств   как   способа   стимуляции изобретательского мышления. Для того, чтобы МК «Научная игрушка» был эффективен как прием популяризации научно­технического творчества [1, 2], целесообразно выбрать подвижную   игрушку­прототип   с   необычными   свойствами,   нарушающими привычные   бытовые   представления   о   законах   физики   [2­5].   Примеры: кельтский камень, волчок Томсона, балансир, климбер, левитрон, лестница Якоба, цепь Герона, пьющая птица, парящий орел. Такие игрушки, с одной стороны,  универсальны,  с другой –  при необходимости – ясно  обозначают нишу   данного   вида   технического   творчества.   Эти   игрушки   удобны   для демонстрации, они интересны не только детям, но и родителям, помогающим детям осуществить выбор кружка. Подобная демонстрация эффективна на различных   массовых   мероприятиях   –   ярмарках   профессий,   детских праздниках   и   конкурсах.   МК   может   служить   диагностическим   приемом, поскольку   способность   удивиться   необычному   техническому   устройству, физическому   явлению   возникает   только   при   наличии   некоторой   суммы представлений   о   законах   природы,   мироустройства.   Иначе   говоря,   до определенного возраста ребенок не различает обыденного и необычного, ведь он только знакомится с миром. Лишь усвоение повседневных норм поведения людей и вещей делает возможным переход к новой информации.  Поэтому   полезную   диагностическую   функцию   названные   игрушки выполняют   при     наборе   кружковцев:   если   ребенок,   наблюдающий   за движением игрушки, способен не только веселиться, но и удивляться, значит, он   достаточно   развит.   Если   реакцию   бурной   радости     вызывает   именно физическая   загадка   –   ребенок   способен   по   достоинству   оценить   научный парадокс.   Если   игрушка   вызывает   много   вопросов   и   собственных   версий, ребенок внимательно слушает объяснения, улавливает суть и транслирует ее окружающим,   не   спешит   уходить,   стремясь   освоить   как   можно   больше конструкций,  – налицо исследовательский интерес. Важным свойством таких демонстраций   является   не   разъяснение   принципа   действия   до   мельчайших подробностей, для чего ребенок еще не располагает понятийным аппаратом, а получение   опыта   прежде   знания,   что   является   отличным   базисом   для изучения   физики   в   старших   классах.   Важен   сам   факт   получения   детьми информации, с которой они могли бы не встретиться еще долгие годы (на это часто   с   сожалением   об   упущенных   возможностях   указывают   родители,   с детским восторгом впервые наблюдающие необычные физические явления). Таким   образом,   на   массовых   мероприятиях   наиболее   успешны   семейно­ ориентированные МК. Заинтересованность родителей играет большую роль в выборе ребенка. Поэтому вариантом диагностики может быть предъявление физических   головоломок,   неизменно   вызывающих   огромный   интерес   у родителей,   которые   зачастую   не   могут   с   ними   справиться,   а   способные восьмилетние дети интутивно решают их за считанные секунды (например, адаптированную автором головоломку «Японский крест»).  Переход   от   демонстрации   к   практике   выявляет   степень мотивированности. Процент детей, с раннего детства склонных к созданию конструкций, является, по­видимому, некоторой константой, зачастую слабо связанной   даже   с   семейным   окружением.   Но   очень   часто   эта   детская потребность удовлетворяется приобретением разнообразных конструкторов, что само по себе прекрасно, но недостаточно. Занятия «Научная игрушка» ориентированы на создание конструкций из подручных   бытовых   предметов,   с   которыми   ребенок   повседневно сталкивается. Существенное место среди этих предметов занимают различные остатки   и   обрезки,   упаковка,   сломанные   вещи   и   прочий   бытовой   утиль. Однако,   вопросы   экологии,   переработки   вторсырья,   утилизации   мусора   и экономии в данном случае не являются самоцелью. В большей степени это прием   ограничения   средств   –   один   из   базисных   способов   стимуляции изобретательского мышления. Сюда примыкают также близкие детям темы приключений,    робинзонад    и выживания  за  счет ограниченных  подручных средств. Таким образом, доступ к высокотехнологичному оборудованию (3d­ печать,   робототехника,   программируемые  Lego­конструкции,     дроны, мультимедиа) совершенно не исключает необходимости развития смекалки, умения «прикидывать на глазок», создания лаконичных (простых, дешевых, надежных   и   т.п.)   конструкций.   Именно   в   таких   конструкциях   у   ребенка появляется   шанс   открытия   нового   качества,   улучшения   модели, оригинального дизайнерского решения).  Демонстрационная   часть   МК   выполняет   популяризирующую   и мотивационную   функции   («от   развлечения   –   к   интересу»),   одновременно позволяя   рекрутировать   для   систематических   занятий   наиболее подготовленную и мотивированную часть многочисленной аудитории. Практическая   часть   МК   по­настоящему   интерактивна,   проводится   в постоянном   диалоге   между   педагогом   и   учеником,   поэтому   наибольший эффект   наблюдается   в   малых   группах   (от   1   до   10   обучающихся)   с применением   специально   подготовленных   вариантов   конструкций, гарантирующих работоспособность изделий и успешность творчества даже у детей с недостаточными навыками ручного труда.  Таким   образом,   мастер­классы,   представляющие   собой   компактный вариант   занятия   по   созданию   подвижной   конструкции   (модели),   являются эффективным   педагогическим   и   методическим   приемом   в   системе дополнительного   образования   детей   научно­технической   направленности. Связь   данного   направления   с   опережающим   инженерным   образованием, технологиями    STEM   (Science,   Technology,   Engineering,   Mathematics)  и программой JS (JuniorSkills) будет рассмотрена в следующих публикациях. Литература 1. Матяш   Н.В.,   Мезенцева   И.А.,   Матюхина   П.В.   Развитие   технических способностеи учащихся в системе дополнительного образования детеи: Учебно­методическии комплект для курсов повышения квалификации руководящих   и   педагогических   работников   организации дополнительного образования детеи. ­ Брянск: БИПКРО, 2014. ­ 148 с. 2. 3. 4. 5. Невидимова   Т.И.   Возможности   мастер­классов   «Научная   игрушка»   в дополнительном   образовании   технической   направленности: Методическая разработка. Санкт­Петербург, 2017 (в печати). Перельман Я. Что? Зачем? Почему? Занимательная физика, механика, астрономия, математика, природа. М.: АСТ, 2015. – 240 с. http://www.exploratorium.edu https://vk.com/kids_kits

Мастер-класс как способ вовлечения детей в научно-техническое творчество

Мастер-класс как способ вовлечения детей в научно-техническое творчество

Мастер-класс как способ вовлечения детей в научно-техническое творчество

Мастер-класс как способ вовлечения детей в научно-техническое творчество

Мастер-класс как способ вовлечения детей в научно-техническое творчество

Мастер-класс как способ вовлечения детей в научно-техническое творчество

Мастер-класс как способ вовлечения детей в научно-техническое творчество

Мастер-класс как способ вовлечения детей в научно-техническое творчество
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018