Мастер-класс «Методы и приемы коррекционной деятельности. Коррекция психических процессов»
Оценка 4.7

Мастер-класс «Методы и приемы коррекционной деятельности. Коррекция психических процессов»

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
психологическая работа +2
Взрослым
04.07.2017
Мастер-класс «Методы и приемы коррекционной  деятельности. Коррекция психических процессов»
презентация к мастер-классу
мастер-класс к форуму Жизнь без преград.doc
МАОУ для обучающихся с ОВЗ СОШ – интернат  № 6 г. Ялуторовска  (слайд 1) Мастер­класс «Методы и приемы коррекционной  деятельности. Коррекция педагога­психолога Екимкиной Н.А. в рамках областного форума  психических процессов»  «Жизнь без преград»  Занятия с психологом ориентированы на коррекцию основных психических процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, воображения. Научно доказано, что дети наиболее восприимчивы к коррекции до десятилетнего возраста.  Предлагаемый детям материал (игровой и дидактический) предполагает соблюдение следующих принципов: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.  В качестве основополагающего принципа коррекции возрастного психического развития ребенка   взят принцип ведущей деятельности, выступающей основным механизмом формирования  психологических новообразований. Как известно, это игра.  При подборе материала предпочтение отдается занимательным, интересным заданиям, развивающим играм и упражнениям, что способствует повышению мотивации учащихся и коррекции недостатков интеллектуального развития. Кроме того, в игре развиваются все психические процессы – внимание, память, мышление,  воображение, речь.  По мере взросления,  игровые формы деятельности дополняются элементами учебной деятельности. Коррекционные занятия больший эффект, если с ребенком занимается не только психолог и  учитель, но и родители. Поэтому я хочу поделиться с вами, какие упражнения можно использовать в школе и дома.  Попрошу вас мне помочь и отвечать на вопросы. Еще раз отмечу, что ребенку должно быть интересно, обычно я занятия начинаю с разминки,  которая служит для того, чтобы настроить ребенка на работу и активизировать его  мыслительную деятельность. (слайд 2) Посмотрите, выпал снег. Какие – то следы появились на снегу? Как вы, думаете, чьи это  следы? (зайца?) А почему следы видно, а зайчика не видно?  (снег белый и заяц зимой белый, одинаковый цвет.)  Также хороши для межполушарного взаимодействия головного мозга «Перекрестные движения».  (правой рукой за ухо, левой за нос, потом меняем: правой ­  за нос, левой – за ухо). Попробуйте.  Таких упражнений очень много, можно посмотреть в книгах, либо в Интернете. Можно начать с вопросов, на которые нужно быстро ответить? Готовы?   Кто первым тянул репку?  В каком слове 7 букв Я?  Бабушкина дочь – это…  Четыре недели – это один…   Сколько козлят в сказке съел волк?  Какая медведица живёт на небе?  Надутая домашняя птица?   Что можно увидеть с закрытыми глазами?   В семье четверо детей: сестёр столько же, сколько братьев. Сколько сестёр? После того, как дети готовы, переходим непосредственно к развивающим упражнениям. Развивающие игры и упражнения. Описание и методические рекомендации Все упражнения классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является, разумеется, в некоторой степени условной, поскольку все  познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) существуют не в «чистом» виде, а  представляют собой единую систему и развиваются, следовательно, в комплексе. (слайд 3)  Если у ребенка проблемы с математикой, геометрией, соблюдением  размеров и  высоты букв, значит, есть проблемы с пространственным восприятием. Задания,  направленные на развитие пространственной ориентировки это … 1.   Графический диктант. Это упражнение  отнесено к заданиям на развитие пространственной  ориентировки, но также эффективно способствует также развитию внимания, памяти,  самоконтроля, функций мелкой моторики руки.  Учащимся предлагается воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор той или иной степени сложности. Образец узора может быть представлен как в виде изображения на доске, так и  в форме аудиальной инструкции (например, одна клетка вправо, одна вверх; одна вправо, одна  вверх; одна вправо, две вниз и т.д. 4 2. Мозаика. Сюда же относятся кубики с  картинками и пазлы.  Детям предлагается из имеющегося набора составить различные картинки по приведенному  образцу.  3 Лабиринты. Смысл этих заданий заключается в нахождении пути к определенной цели.  Лабиринты могут быть простые и сложные.  Конструкторы.  Любой конструктор в первую очередь ­ это прекрасный мотив для общения  с вашим ребёнком. Ведь конструктор зачастую достаточно сложная игрушка,  а желание и  заинтересованность взрослого (например папы) принять участие в игре наделяет эту игрушку  особенно интересными и привлекательными свойствами  для ребёнка. Конструкторы полезны всем: и девочкам и мальчикам, и совсем маленьким деткам и школьникам. При занятиях с  конструктором у детей осуществляется абсолютно разностороннее развитие. В голове у  ребёнка активизируются всё, что связано с пространственным восприятием формы,  осязанием, моторикой, пространственным мышлением, а также вырабатывается прилежание и усидчивость. Если у ребенка проблемы с решением задач, пересказом текста, следовательно, необходимо  развивать логическое мышление.  Задания, направленные на развитие логического мышления 1. Развитие математического аспекта логического мышления 1.   «Продолжи числовой ряд»   Ученикам предлагается продолжить некоторый ряд чисел, используя для этого выявленную  закономерность.  К примеру… (слайд 4) (слайд  5 ­ 9) 2.   «Установи закономерность». Задание аналогично вышеуказанному, однако  математическая закономерность представляется в графической форме.  Данные упражнения  можно использовать на любых уроках, только менять содержание.  (слайд 10)   «Дорисуй девятое».  Детям предлагается дорисовать (или выбрать из числа  имеющихся вариантов) недостающую фигуру, используя выявленные логические закономерности. Чтобы облегчить учащимся выполнение данного задания независимо от уровня его сложности  (числа изменяющихся признаков), следует ознакомить их с эффективным алгоритмом поиска  решения. Сначала необходимо определить общее количество изменяющихся признаков, а затем  работать отдельно с каждым из них. Для каждого признака необходимо выявить закономерность его изменения в первом ряду, затем определить, сохраняется ли эта закономерность и во втором ряду, и, наконец, установить его вид для недостающего изображения последнего, неполного ряда. При  этом в ряде случаев целесообразнее рассматривать изменение признаков не по рядам (строкам), а по столбцам. 3. Развитие вербального мышления (на словах) (слайд 11,12)  «Исключи лишнее» или «Четвертый лишний». Детям предъявляется группа слов,  которые, за исключением одного из них, объединены общим смыслом. Необходимо найти «лишнее»  слово, не относящееся к указанному понятию. Более сложный вариант задания предполагает наличие нескольких вариантов ответов, исходя из  различных оснований для классификации. Например, для группы слов: муха, страус, ворона,  ласточка «лишним» можно считать слово «муха» (насекомое, а не птица), но можно и «страус»,  поскольку он в отличие от всех остальных не летает. Выполнение заданий такого рода и их  обсуждение показывают детям, что у одной задачи может быть нескольких правильных ответов,  развивают у них умение обосновывать свою точку зрения.    (слайд 13)   «Противоположное слово». Детям предлагается подобрать противоположные по  смыслу слова к данным.  Данное упражнение можно использовать на уроках русского языка и чтения.    (слайд 14)     «Подбери пару»  Это задание способствует развитию межпонятийных связей. Предлагается пара слов,  находящихся в определенной логической связи.  К приведенному третьему слову необходимо  подобрать из ряда имеющихся (или придумать самостоятельно) слово, которое находится с ним в  той же логической связи. При первоначальном ознакомлении детей с этим заданием или при использовании его для  коррекционной работы следует для каждой рассматриваемой пары слов обсуждать вид логической  связи и обосновывать вариант подобранного слова. Это задание рекомендуется применять на уроках ознакомления с окружающим миром, чтения и  русского языка. «Угадай слово, загадку, объясни значение пословицы».   при выраженной  логической направленности требует от учащихся также концентрации внимания  и стимулирует развитие памяти и обогащению словарного запаса.  Без достаточного объема памяти ребенку достаточно тяжело запоминать и воспроизводить  полученную информацию.  Для того, чтобы память стала лучше можно выполнять  следующие задания…   (слайд 15)   Задания, направленные на развитие памяти 1. Развитие визуальной (зрительной) памяти §   «Точки». Детям на несколько секунд предъявляется клеточное поле той или иной  конфигурации, на котором определенным образом расположено несколько точек. Предлагается  запомнить расположение точек и затем воспроизвести их на карточках с незаполненными полями. Мы это делаем на уроках при помощи пробок от пластиковых бутылок и расчерченных листов  бумаги. §   Зрительный диктант. Детям поочередно предъявляется несколько предметных картинок в  зависимости от возраста.  (от 3 до 20), которые они затем воспроизводят вслух по памяти или зарисовывают в тетради. (слайд 18­19) «Что исчезло?». Учащимся раздают по две картинки, отличающиеся некоторыми  деталями. Необходимо найти все отличия. Картинки могут предъявляться как одновременно, так и  последовательно. (слайд   20)   «Внимательный художник». Детям предлагается по памяти подробно описать  внешность одноклассника, интерьер какого­либо помещения, подробности пути в школу и т.п. Данное упражнение целесообразно применять на уроках рисования, труда, чтения, ознакомления с  окружающим миром. «Найди одинаковые картинки» этот тип игр часто встречается в Интернете, в телефонных играх,  можно сделать самим из наборов азбуки. Картинки перевернуты. Задача: найти как можно больше  одинаковых картинок. Такие игры хороши не только для развития памяти, но и внимания. 2. Развитие аудиальной  (слуховой) памяти §   «Снежный ком». Групповая игра заключается в постепенном формировании  последовательности слов, причем каждый следующий участник игры должен воспроизвести все  предшествующие слова с сохранением их последовательности, добавив к ним свое слово. Это упражнение можно использовать практически на всех уроках и при проведении детских  праздников. «Запомни и повтори» Для таких типов заданий подходит набор слов, цифр, заучивание стихов и т.д. Задания, направленные на развитие внимания также очень важны, т.к. если ребенок легко  отвлекается, то он теряет большую часть информации, получаемой на уроке. §   «Корректурная проба».  Детям предлагается либо вычеркнуть букву или фигуру, либо расставить знаки.  Усложненным вариантом задания, специфически направленным на тренировку переключения и  распределения внимания, является выделение двух или более букв различным способом. Например,  одну букву требуется зачеркивать, другую подчеркивать, а третью обводить кружком. Объем текста определяется возрастом школьников. Это задание можно выполнять всем вместе, устроив семейный турнир «Самый внимательный»  §   «Что перепутал художник?»  Учащимся предъявляется изображение той или иной степени сложности, на котором они должны  выявить все специально допущенные ошибки. Для самых маленьких учеников используются  картинки с явными несуразностями (например, кошка на цепи у собачьей будки, белый медведь,  загорающий под пальмой, и т.п.). Для более старших школьников задание может быть усложнено  необходимостью поиска логических ошибок (например, ветер несет дым от костра в одну сторону, а ветви деревьев наклонены в другую). (слайд 22)   «Волшебство в картинках».  Школьники должны раскрасить рисунок в соответствии с условными обозначениями. Так же в  зависимости от возраста берутся более легкие, либо более сложные задания. Попутно развивается  моторика рук. (слайд 23)   «Шифровка» Упражнение способствует развитию устойчивости внимания. Ребята в восторге от таких  упражнений, особенно, когда создается какая­то интрига. Попробуйте расшифровать мое  сообщение. Урок мы обычно заканчиваем подвижными играми, которые так же носят коррекционный характер.  Эффект занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который  со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного  года улучшаются графические навыки и зрительно – моторные координации детей, улучшаются  процессы памяти и мышления, внимания ­  все это способствует улучшению успеваемости.   Еще раз повторю, только совместными усилиями можно добиться хороших результатов!  Желаю всем здоровья и  радости от совместной деятельности!

Мастер-класс «Методы и приемы коррекционной деятельности. Коррекция психических процессов»

Мастер-класс «Методы и приемы коррекционной  деятельности. Коррекция психических процессов»

Мастер-класс «Методы и приемы коррекционной деятельности. Коррекция психических процессов»

Мастер-класс «Методы и приемы коррекционной  деятельности. Коррекция психических процессов»

Мастер-класс «Методы и приемы коррекционной деятельности. Коррекция психических процессов»

Мастер-класс «Методы и приемы коррекционной  деятельности. Коррекция психических процессов»

Мастер-класс «Методы и приемы коррекционной деятельности. Коррекция психических процессов»

Мастер-класс «Методы и приемы коррекционной  деятельности. Коррекция психических процессов»

Мастер-класс «Методы и приемы коррекционной деятельности. Коррекция психических процессов»

Мастер-класс «Методы и приемы коррекционной  деятельности. Коррекция психических процессов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.07.2017