Моделирование
на уроках русского языка
в начальной школе
Для чего младшим школьникам
необходимо овладеть методом
моделирования?
Моделирование
делает учебную деятельность
осмысленной и более продуктивной
формирует полноценные умственные
действия
формирует научнотеоретический
стиль мышления
формирует развитие
рефлектирующей деятельности
обучающихся
Модель – это схема какого
нибудь объекта или явления
Моделирование – это метод
познания окружающего мира,
состоящий в создании и
исследовании моделей
Классификация моделей
по способу представления
Информационные модели
вербальные
графические
табличные
математические
специальные
Этапы моделирования
Вычленение существенных
признаков объекта
Построение модели
Исследование модели
Перенос полученных на моделях
сведений на изучаемый объект
План исследования
Что?
Где?
Чем?
Как?
надо
проверять
Создание моделей
по степени самостоятельности
учитель строит схему – учащиеся
наблюдают
учитель начинает моделирование –
учащиеся продолжают и завершают
работу
учащиеся самостоятельно создают
схему
учащиеся используют готовые схемы
и воспроизводят их
Приёмы работы
с готовой моделью
привести примеры объектов,
которые соответствуют данной
схеме
«расшифровать схему»
найти ошибку в расположении
схематических карточек;
придумать символ, обозначающий
один из элементов модели
расставить карточкисхемы
правильно
Приёмы работы
с готовой моделью
выбрать соответствующую
данному объекту модель из
нескольких представленных схем
дополнить моделируемый ряд
составить схему по ходу рассказа
учителя (творческая работа)
ПОПС – формула
на этапе рефлексии
П – позиция:(В чем заключается твоя точка
зрения?)
Я считаю, что…
О – объяснение:(Довод в поддержку твоей
позиции)
… потому что…
П – пример:(Факты, иллюстрирующие твой довод)
Например,…
С – следствие:(Вывод: что надо сделать, призыв к
принятию твоей позиции, либо повторение позиции)
… поэтому…
Практическая часть
Изучение
корневых орфограмм
на уроках русского языка
Орфограммы слабых позиций
орфографическое
поле
Безударные гласные
Парные согласные
по звонкости –
глухости
Непроизносимые
согласные
опознавательные признаки
Безударные гласные в корне
слова
Чтобы проверить безударный
гласный в корне, необходимо
изменить форму слова или
подобрать такое родственное
слово, чтобы проверяемый
гласный звук оказался под
ударением.
ПОПС – формула
на этапе рефлексии
П – позиция:(В чем заключается твоя точка
зрения?)
Я считаю, что…
О – объяснение:(Довод в поддержку твоей
позиции)
… потому что…
П – пример:(Факты, иллюстрирующие твой довод)
Например,…
С – следствие:(Вывод: что надо сделать, призыв к
принятию твоей позиции, либо повторение позиции)
… поэтому…
Непроизносимые согласные
в корне слова
Согласные Д, Т, Л, В пишутся, но
не произносятся. Чтобы
проверить непроизносимый
согласный в корне слова, надо
изменить слово или подобрать
такое родственное слово, чтобы
согласный слышался чётко.
План исследования
Что?
Где?
Чем?
Как?
надо
проверять
Парные согласные
по звонкости – глухости
в корне слова
Чтобы проверить парный
согласный по звонкости –
глухости в корне слова, нужно
изменить слово так или
подобрать такое родственное
слово, чтобы после согласного
стоял гласный или звонкие
согласные: Л М Н Р Й.
Схемыопоры
включают в процесс запоминания
зрительную
память
развивают образное мышление
развивают орфографическую
зоркость
активизируют познавательную
деятельность
повышают плотность урока
Метод моделирования
учебное
средство
способ
обобщения
учебного
материала помогает
«учиться
активно»
формирует
общеучебные
УУД
ПОПС – формула
на этапе рефлексии
П – позиция:(В чем заключается твоя точка
зрения?)
Я считаю, что…
О – объяснение:(Довод в поддержку твоей
позиции)
… потому что…
П – пример:(Факты, иллюстрирующие твой довод)
Например,…
С – следствие:(Вывод: что надо сделать, призыв к
принятию твоей позиции, либо повторение позиции)
… поэтому…