Мастер-класс на тему: «Применение технологии развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринёва» по I главе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Оценка 4.7

Мастер-класс на тему: «Применение технологии развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринёва» по I главе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Оценка 4.7
Презентации учебные
docx
русская литература
8 кл
04.03.2018
Мастер-класс на тему: «Применение технологии развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринёва» по I главе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Технология развития критического мышления через чтение и письмо является одной из приоритетных технологий на уроках русского языка и литературы по ФГОС. Данный мастер-класс показывает все стадии работы технологии на уроке литературы: вызов, осмысление, рефлексия с применением различных методов на каждом этапе.Мастер-класс на тему: «Применение технологии развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринёва» по I главе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
мастер-класс.docx
Мастер­класс на тему: «Применение технологии развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринёва» по I главе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Цель мастер­класса: Ознакомление с применением ТРКМ на конкретном уроке литературы Задачи: 1. Показать построение урока с применением ТРКМ в соответствии с тремя                       фазами: вызов, осмысление и рефлексия.                2. Ознакомить с работой  приёмов  активного чтения ТРКМ: создание проблемной                        ситуации, создание кластера, чтение с остановками, маркировка текста (инсерт),                      двухчастный дневник, синквейн. Авторская  позиция: Выпускнику   современной   школы   нужны   не   сумма   знаний   и   умений,   а способности к их получению, не исполнительность, а инициатива и самостоятельность.   Филологическое образование выступает базой для привития общих         знаний в области человеческого бытия, а также навыков и умений работы с текстом,  что необходимо   в   век   инноваций   и   новых   технологий.  В   свете   требований   ФГОС смысловому   чтению   текстов  уделяется   огромное   внимание.  Поэтому  цель моей профессиональной деятельности в качестве учителя русского языка и литературы: привлечение внимания обучающихся к чтению как важному фактору их успешности в обществе.   Среди   многообразия   путей   и   средств       формирования   читательской   компетентности наиболее значимые для школьников ­ использование  инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию   при внедрении в процесс   обучения   нетрадиционных   методических   приемов   работы   с   текстом,   современных образовательных   технологий,   которые   делают   процесс   учения   развивающей   средой.   Из множества   современных  образовательных   технологий   в   своей   практике   я   предпочитаю технологию   развития   критического   мышления  через   чтение   и   письмо  (авторы технологии ­ Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит). Данная технология  формирует точку опоры для мышления человека, предоставляет естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Знания закрепляются, потому что они опираются на опыт учащихся. А результаты достигаются учащимися путём свободного, позитивного, активного освоения ими информации. Она предполагает не только получение готовых знаний, но   и   умение     работать   в диалоге,  работать с информацией, получать знания самостоятельно.         Систематически используя на уроках  технологию развития критического мышления  через чтение и письмо, я накопила богатый портфель приёмов и методов ТРКМ: «Чтение с  остановками», «Чтение с пометами. Инсерт», «Толстые и тонкие вопросы», «Двухчастный  дневник», « Синквейн», «Кластер», «Напиши письмо», «Корзина мыслей». Все эти приёмы  технологии развития критического мышления помогают мне разнообразить работу на уроке,  сделать урок увлекательным, захватывающим. Актуальность:     Современный урок невозможно представить без внедрения новых  информационных образовательных технологий в учебный процесс, которые  позволяют  активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и  индивидуальной работы учащихся. Такой технологией является технология развития  критического мышления. Новизна: Новизна заключается в использовании новых приёмов ТРКМ на конкретном уроке.  идея   моей  формирование   читательской   компетентности Ведущая педагогическая идея:  Ведущая   педагогическая профессиональной  деятельности: личности, опираясь на технологию развития критического мышления. Наличие методического продукта: Технологическая карта урока литературы в 8 классе на  тему: «Формирование характера Петра Гринёва» ( по I гл. повести А.С. Пушкина «Капитанская  дочка») с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо.  Презентация к данному уроку. Эти методические материалы успешно могут использовать в  своей педагогической практике учителя русского языка и литературы. Желаю всем педагогам  творческих успехов в работе.          Этот урок  является образцом воспитания нравственных качеств подростка, становления характера молодого человека. А в настоящее время вопросы духовного оздоровления народа и формирование в России единого гражданского общества очень важны, так как  молодое поколение   во   многом   сориентированное   сегодня   на   чуждые   нашему   народу   ценности,   не осознаёт   значимости   национальных   базовых   ценностей   страны,   а   это   создаёт  угрозу     ее целостности,   стабильности   и   процветанию.   Будущее   страны   находится   в   руках   молодого поколения, детей и подростков, обучающихся сегодня в школе, поэтому  именно педагогу, непосредственно работающему с группой детей и каждым из них в отдельности   по силам воспитывать человека, развивать патриотические чувства и гражданскую культуру, просвещая их и включая в деятельность по преобразованию окружающей социальной действительности. Одним из направлений такой работы являются уроки литературы.    Цель урока: На примере образа  Петра Гринёва воспитывать высокие нравственные устои,  эстетические ценности учащихся, чувство патриотизма.         Данный урок проведен в технологии развития критического мышления с  использованием различных методических приёмов.           Основа технологии – построение урока по определённому алгоритму – последовательно, в соответствии с тремя фазами: вызов, осмысление и рефлексия.  На стадии «вызова» стоит  задача  не только активизировать, заинтересовать и мотивировать учащихся на дальнейшую  работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания или создать ассоциации по изучаемому  вопросу. На этой стадии определяются цели, делаются прогнозы.  (2) Здесь я использую  следующие приёмы: 1.   Звучит вопрос:   Обращение к личному опыту ­ Скажите, ребята, какими эпитетами можно конкретизировать   слово «характер»? ­ Вы можете сказать, какой у вас характер?       2. Создание кластера  ­ Как вы считаете, кто и что может повлиять на формирование характера человека?  ­ Давайте попробуем оформить ваши предположения как кластер. Один элемент кластера мы оставим пустым и вернемся к нему позже. Создание проблемной ситуации 3. ­ Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? ­ Какие учебные задачи вы поставите перед собой  на урок?   Исследователи считают, что эпиграфы в «Капитанской дочке» играют роль своеобразных             конспектов каждой главы. Прочитайте эпиграфы (их 2) к 1 главе. (3)  ­ Как вы  думаете, о чем в ней будет идти речь? Обсудите в парах прочитанное. (1­2 мин.)     Поделитесь друг с другом своими мыслями и сформулируйте свои предположения. На стадии «осмысления» идёт непосредственная работа с текстом. Приёмы и методы,  применяемые на данном этапе, позволяют сохранить активность учащихся. 1. Приём «Чтение с остановками»    В процессе работы над 1 главой повести на стадии «осмысления» было сделано 5 остановок.  После каждой остановки анализировалась новая и непонятная учащимся информация после  маркировки текста. А также звучали ответы на проблемные вопросы, например, после  первой остановки был вопрос: ­  Какой факт из жизни матери героя поразил  вас в этом небольшом по объему отрывке? 2. Инсерт (маркировка текста) 3. «Двухчастный дневник»     ­ Перед вами лежит таблица двухчастного дневника. Хочу напомнить, что в левой части вы к  концу урока должны записать цитату из текста, которая произвела на вас впечатление,  вызвала восторг, удивление или протест. Справа запишите комментарий: что заставило  написать вас именно эту цитату.  Третья стадия – «рефлексия».   На этой стадии информация анализируется, творчески перерабатывается, происходит  обобщение полученной информации. (2) Здесь я применяю следующие приёмы: 1. Обобщение темы по кластеру, созданному в начале урока Ребята, давайте обобщим все то, о чем мы говорили на уроке и вернемся к кластеру, который  составляли вначале. Помните, тот не заполненный элемент? Как вы считаете, что важно еще для формирования  характера литературного героя и каждого из нас?   2. Подведение итогов по двухчастному дневнику ­ Какую цитату вы вписали в двухчастный дневник? 3.  Создание  синквейна  об одном из героев прочитанной главы. ­ Назовите имена героев, о которых вы узнали в 1 главе.  ­ В начале урока вы предположили, что эти люди могут повлиять на характер героя. Напишите синквейн об одном из героев прочитанной главы.         Технология развития критического мышления предполагает не только получение готовых  знаний как необходимое условие успешной карьеры, но и то, что учащиеся научаются  адаптироваться к меняющимся условиям, общаться, работать в диалоге, не вступая в конфликт,  работать с информацией, анализировать разные стороны явлений, получать знания  самостоятельно, брать на себя ответственность за получение новых знаний в течение всей жизни.  (2)          Список литературы : 1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 8 кл. Учебник для  общеобразоват. Учрежд. В 2 ч. Ч.1. – Москва «Просвещение», 2015 2. Турик Л.А., Осипова Н.А. Педагогические технологии в теории и практике. – Ростов­ н/Д, 2009. – С. 14. 3. Шадрина С.Б. Литература 8 кл.: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной. –  Волгоград: Учитель. 2008 г. – С. 91 Результативность использования методического продукта. 1.  Достижение образовательных результатов учащихся на уроке можно пронаблюдать  на стадии рефлексии. Во время обобщения темы учащимся было предложено создать синквейн об одном из героев 1 главы повести, а также заполнить пустой элемент  кластера,  созданного в начале урока. Ученики успешно справились со всеми заданиями. Удачно  учащимися была выбрана цитата в двухчастный дневник: «Береги честь смолоду» и  успешно объяснена: это кодекс поведения любого молодого человека. Учащиеся составили синквейн: Зурин                                                                              Савельич     Ветреный, расточительный                                                 Добрый, жертвенный Играет, развлекается, обманывает                              Заботится, поддерживает, порицает Первый жизненный урок Петруше                                      Опора для Петруши                      Встречный                                                                     Друг   2. В рамках профессионального педагогического  конкурса ПНПО была представлена  технологическая карта урока литературы в 8 классе на тему: «Формирование характера  Петра Гринёва». Результат конкурса – ПОБЕДА! 3. Методические материалы данного урока опубликованы на моей странице сайта  nsportal.ru и на сайте infourok.ru Учителя русского языка и литературы могут  использовать в своей педагогической деятельности эти материалы.        Презентация мастер­класса

Мастер-класс на тему: «Применение технологии развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринёва» по I главе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Мастер-класс на тему: «Применение технологии развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринёва» по I главе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Мастер-класс на тему: «Применение технологии развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринёва» по I главе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Мастер-класс на тему: «Применение технологии развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринёва» по I главе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Мастер-класс на тему: «Применение технологии развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринёва» по I главе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Мастер-класс на тему: «Применение технологии развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринёва» по I главе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Мастер-класс на тему: «Применение технологии развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринёва» по I главе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Мастер-класс на тему: «Применение технологии развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринёва» по I главе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Мастер-класс на тему: «Применение технологии развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринёва» по I главе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Мастер-класс на тему: «Применение технологии развития критического мышления на уроке литературы «Формирование характера Петра Гринёва» по I главе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018