Мастер-класс на тему "Создание проблемных ситуаций на уроках физики через эксперимент"
Оценка 4.7

Мастер-класс на тему "Создание проблемных ситуаций на уроках физики через эксперимент"

Оценка 4.7
Семинары
docx
физика
Взрослым
02.04.2018
Мастер-класс на тему "Создание проблемных ситуаций на уроках физики через эксперимент"
Методическая разработка раскрывает особенности преподавания физики с использованием проблемных ситуаций с помощью эксперимента. Она предназначена для преподавателей. Цели разработки: развивать умение наблюдать, видеть проблему, ставить цель, добывать знания, понимать, оценивать и соотносить свою точку зрения с мнением других, проводить самоанализ и самооценку. В работе подробно излагаются основные приемы постановки проблемы с помощью эксперимента, приведены фрагменты использования экспериментов на уроках и во внеурочной деятельности.
ГОТОВО МАСТЕР СОЗДАНИЕ ПРОБЛ СИТУАЦИЙ - копия.docx
Архипова Антонина Петровна, преподаватель физики ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»  Мастер­класс:  Создание проблемных ситуаций на уроках физики через эксперимент  Цель   мастер­класса:    развитие   творческой   активности     через   создание проблемных ситуаций на уроке. Задачи мастер­класса: показать     опыт   работы   по   созданию   проблемных   ситуаций   через эксперимент развивать   умение   наблюдать,   видеть   проблему,   ставить   цель, * * добывать знания, проводить самооценку.    Целевая аудитория: преподаватели  Необходимое время (не более 20 минут).   Минимальное и максимальное количество участников.    12­16  Требования к уровню подготовленности участников.   Ключевые слова: проблемная ситуация, эксперимент, опыт, свет, оптика, преломление света, показатель преломления   Краткая аннотация. Методическая   разработка   раскрывает   особенности   преподавания физики   с   использованием   проблемных   ситуаций   с   помощью   эксперимента. Она предназначена для преподавателей. Цели разработки:   развивать умение наблюдать,   видеть   проблему,   ставить   цель,   добывать   знания,   понимать, оценивать   и   соотносить   свою   точку   зрения   с   мнением   других,   проводить самоанализ и самооценку.  В работе подробно излагаются основные приемы постановки   проблемы   с   помощью   эксперимента,   приведены   фрагменты использования экспериментов на уроках и во внеурочной деятельности.  Теоретическая часть  (тезисное изложение теоретических основ мастер­класса).  «Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта»                                       Кант Иммануил, немецкий философ                                                                       (1724­1804 гг.)   Тема   «Создание   проблемной   ситуации   на   уроках   физики   через эксперимент» интересна для меня по многим причинам. В настоящее время возникло противоречие между большим количеством информации, которую должны усвоить учащиеся, и ограниченным сроком обучения. Это вызывает необходимость постоянного совершенствования учебного процесса. Учащиеся должны   не   просто   получить   определенный   объем   знаний,   но   и   получить развитие   на   уроках,   овладеть   различными   мыслительными   операциями сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения.   Поэтому   одной   из   главных   задач обучения   становится   развитие   творческого   мышления.  Анализ   проблемной ситуации   есть   первый   этап   самостоятельной   познавательной   деятельности учащихся.   Осмысление   ситуации   приводит   к осознанию   того,   что   именно является   причиной   возникшего   интеллектуального   затруднения, к возникновению в сознании ученика вопросов: «Что нужно найти? Чего не хватает   для   достижения   цели?».   Заканчивается   данный   процесс формулированием учебной проблемы.  Главные  задачи  каждого педагога:  Развитие   способностей   учащихся,   приобщение   их   к   творческой деятельности. Помочь учащимся   раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке. Проблемное   обучение   –   это   «начальная   школа»   творческой деятельности. Способы создания проблемных ситуаций: Демонстрационный  и фронтальный эксперимент  Задачи­вопросы  Рассказ­вступление   Этап постановки учебной проблемы: Проблемный  эксперимент ­> проблемная задача ­> эвристическая беседа ­> вывод * * * * * *   План работы    1. 2. 3. Форма   занятия:   эвристическая   беседа   с   применением   элементов проблемного   обучения.  Методы: По способу передачи информации: вербальные, практические, наглядные. По характеру познавательной деятельности: проблемный,  объяснительно­ иллюстративный, частично­поисковый,  эвристический. По   использованию   средств   обучения:   словесные,   демонстрационные, иллюстративные. Оборудование: компьютер, видеоролик «Преломление света», презентация, опорный   лист,   стакан,   емкость   с   водой;   чашка   непрозрачная;     стеклянная призма.  Введение в мастер­класс, основные цели Проблемные   ситуации   вызывают   ощущение   трудности,   что   ставит учащихся     перед   необходимостью   мобилизовать   свои   знания   для   ее преодоления, и активно включиться в учебную деятельность. А ведь именно в процессе деятельности и происходит формирование необходимых  учебных компетенций,   поэтому   технология   проблемного   обучения     является     на сегодняшний день актуальной и эффективной.  Цель   мастер­класса:  показать   развитие   творческой   активности   через * * * * * * * * создание проблемных ситуаций. Задачи: развивать   умение   наблюдать,   видеть   проблему,   любознательность, ставить цель, добывать знания, понимать, проводить самооценку. воспитывать умение вести диалог, слушать других. Главные  задачи  каждого педагога:  Развитие   способностей   учащихся,   приобщение   их   к   творческой деятельности. Помочь учащимся   раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке. Проблемное   обучение   –   это   «начальная   школа»   творческой деятельности. Я   предлагаю   Вам   сегодня   поработать   вместе   со   мной   под   девизом: «Единственный   путь,   ведущий   к   познанию,   ­   это   деятельность».   Бернардо Шоу. Для организации деятельности, а я надеюсь, она у нас будет активной, мы будем работать в парах, чтобы ваша работа была плодотворной. Как создавать проблемные ситуации? Об этом сегодня поговорим. Способы создания проблемных ситуаций: Демонстрационный  и фронтальный эксперимент  Задачи­вопросы  Рассказ­вступление Физика – наука о природе. Основные методы познания физики наблюдения и эксперимент. Сегодня мы проведем эксперименты. Этап постановки учебной проблемы: Проблемный  эксперимент ­> проблемная задача ­> эвристическая беседа ­> вывод На   уроках   физики   мы   изучаем   явления   природы.   Особенно   красочно, эффектно и наглядно они представлены в разделе «Оптика». Именно эта область физики позволяет нам увидеть красоту окружающего нас мира, а также учит умению видеть и правильно объяснять повседневные явления, которые происходят вокруг нас в природе и в быту.  Мотивация Чудный дар природы вечной, Дар бесценный и святой,  В нем источник бесконечный Наслажденье красотой: Небо, Солнце, звезд сиянье,  Море в блеске голубом – Всю картину мирозданья Мы лишь в свете познаем. Что же изучает оптика? (Световые явления) ­Как вы думаете, о чем идет речь? (свет)   Свет – электромагнитные волны, вызывающие зрительные ощущения. Именно свет позволил нам познать окружающий мир.  Нам известно, что в  однородной среде свет распространяется прямолинейно.  Мы должны выяснить (узнать):  Как ведет себя свет на границе двух сред?  От чего зависит направление хода луча? Цель:   создание   проблемной   ситуации,   связанной   с   отсутствием   знаний   о поведении светового луча на границе двух сред. Что произойдет со световым лучом, когда он достигнет границы раздела двух разных однородных сред?  Обсудите  свои предположения и изобразите их на листах. Мы видим разные точки зрения. Проверим наши предположения. Проведем исследование. Результат:  Появилось     варианты   гипотез,   что   вызвало   необходимость   их проверки. Исследование. Цель: проверка правильности гипотез.              Опыт 1. Проведем эксперимент. Опустим карандаш в стакан с чистой водой. Что мы наблюдаем? Почему? (Происходит преломление света в воде). Опыт 2. Положим монету в чашку так, чтобы она скрылась за краем чашки, а теперь будем наливать в чашку воду. И вот что удивительно: монета показалась из­за края чашки, будто бы она всплыла, или дно чашки поднялось вверх.  При переходе из одной среды в другую луч света преломляется. Что это за каприз природы? Как объяснить  это?  (Эти явления объясняются изменением направления лучей на границе двух сред — преломлением света.) Опыт 3. Книжные   строчки,   если   посмотреть   на   них   сквозь   прозрачную   пластину, кажутся перерезанными. Они сместись вверх, как поднималась вверх монета в первом опыте. Преломлением   света   называется   изменение   направления   распространения света при его прохождении через границу раздела двух сред. Результат:  провели эксперимент по наблюдению за поведением луча – при преломлении света. На основании результатов эксперимента сформулировали выводы. Получили закон преломления света. Выяснили изменение направления лучей Новые эксперименты нам демонстрирует программа ГАЛИЛЕО (видео) Опыт 4. Возьмите стеклянную призму и посмотрите через ее грани на свет. Что Вы увидели?  (спектр, радуга, цветная полоска) Вы повторили самое быстрое открытие Ньютона.  В  сентябре   1665   года   Исаак   Ньютон,   дождавшись   солнечного   дня, прикрыл ставнями окна, пропустил в комнату один узенький лучик света из щели и поставил на его пути призму. Белый свет солнца, пройдя через призму, распался на семь цветов радуги. Оказалось, что белый свет имеет сложную структуру. Результат:  провели эксперимент по наблюдению за поведением луча – при преломлении света. На основании результатов эксперимента сформулировали выводы. Применение Цель: закрепление изученного материала. Скажите,   где   в   природе   Вы   можете   видеть   очень   красивое   явление преломление и отражение света. (Радуга)  Преломление и отражение света в каплях воды порождает радугу. Каждая капля является маленькой призмой. Посмотрите слайд­шоу «Радуга». Практическое применение показателя преломления среды Показатель   преломления   является   одной   из   очень   важных   характеристик прозрачной среды. На сегодняшний день показатель преломления является основной   характеристикой,   по   которой   можно   различать   сорта   стекла, различные драгоценные камни. В  различных   средах   будут   свои   на   сегодняшний   день   точно   определенные показатели преломления. Результат: закрепили изученный материал. Рефлексия Оцените свою деятельность  с помощью слова ОПТИКА О ­ опыт, оригинальные опыты…  П ­ плодотворно, практика, понятные эксперименты Т ­ творчески К ­  конструктивно  А – активная деятельность, анализировали…. Дополнили преподаватели: Не хватает слова  ДОСТУПНО Заключительное слово Мы  изучили закон преломления света и его практическое значение, выяснили физическую сущность природных явлений, которые видим каждый день.  Спасибо   за   активную   деятельность.   Мне   приятно   было   общение   с   Вами. Завершить работу я хочу словами:  В мире нет ничего особенного. Никакого волшебства. Только физика. Чак Паланик • Ожидаемые результаты мастер­класса.  Преподаватели могут использовать элементы создания проблемных ситуаций  в своей деятельности.     Используемая литература.  Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100.  Образовательная программа и пути ее реализации. Вып. 3.­М., Баласс, 1999. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения.// Школа 2000…, Москва  2007.       http://multiurok.ru/nazgul05/files/sozdaniie­probliemnykh­situatsii­na­urokakh­ fiziki.html http://tehnologi.su       https://infourok.ru/master_klass_sozdanie_problemnyh_situaciy_na_urokah_fiziki _cherez_eksperiment­393083.htm       http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2012/11/01/master­klass       http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2015/09/16/master­klass­sozdanie­ problemnyh­situatsiy­na­urokah­fiziki­cherez http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/148/7503/       http://www.metod­kopilka.ru/master__klass_udivitelnoe_ryadom_6_klass­ 27471.htm Приложение Рекомендации преподавателям по созданию проблемных ситуаций  Подводить к противоречию с уже известным и предлагать самим  находить способ разрешения.  Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы.  Создавать ситуации включения, используя задания, связанные с их  жизненным опытом.  Использовать задачи с заведомо допущенными ошибками.  Предлагать практические исследовательские задания.  Отыскивать различные способы решения одной и той же задачи.  Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос.  Использовать тесты с выбором правильного ответа.        

Мастер-класс на тему "Создание проблемных ситуаций на уроках физики через эксперимент"

Мастер-класс на тему "Создание проблемных ситуаций на уроках физики через эксперимент"

Мастер-класс на тему "Создание проблемных ситуаций на уроках физики через эксперимент"

Мастер-класс на тему "Создание проблемных ситуаций на уроках физики через эксперимент"

Мастер-класс на тему "Создание проблемных ситуаций на уроках физики через эксперимент"

Мастер-класс на тему "Создание проблемных ситуаций на уроках физики через эксперимент"

Мастер-класс на тему "Создание проблемных ситуаций на уроках физики через эксперимент"

Мастер-класс на тему "Создание проблемных ситуаций на уроках физики через эксперимент"

Мастер-класс на тему "Создание проблемных ситуаций на уроках физики через эксперимент"

Мастер-класс на тему "Создание проблемных ситуаций на уроках физики через эксперимент"

Мастер-класс на тему "Создание проблемных ситуаций на уроках физики через эксперимент"

Мастер-класс на тему "Создание проблемных ситуаций на уроках физики через эксперимент"

Мастер-класс на тему "Создание проблемных ситуаций на уроках физики через эксперимент"

Мастер-класс на тему "Создание проблемных ситуаций на уроках физики через эксперимент"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018