Мастер - класс на тему "Типичные ошибки на собеседовании"
Оценка 4.8
Мероприятия
docx
психологическая работа +1
Взрослым
07.10.2019
Мастер - класс на тему "Типичные ошибки на собеседовании" организован на базе Регионального центра содействия трудоустройству выпускников и был проведен в рамках Университетской ярмарки вакансий АГТУ - 2019. В мастер - классе исследуются следующие проблемы:
- что такое самопрезентация;
- структура собеседования;
- что нужно знать перед собеседованием;
- составление плана для собеседования;
- вопросы работодателя;
- ошибки на собеседовании.
ошибки собеседования.docx
2
Пояснительная записка
Собеседование — встреча с потенциальным работодателем или его представителем
при приеме на работу. Цель собеседования — познакомиться воочию, понять, насколько
работодатель и соискатель подходят друг другу, а также обсудить детали сотрудничества.
На собеседовании работодатель задаёт вопросы, касающиеся образования соискателя, его
опыта, полученных навыков и знаний. Также возможны вопросы личного характера: цели,
устремления в жизни, чего соискатель хочет добиться, какие у него планы.
Мероприятие проводится среди студентов профессиональных образовательных
организаций на базе регионального центра содействия трудоустройству выпускников
АГТУ.
Цели мероприятия:
воспитательная: стимулирование профессионального развития, творческого
потенциала, расширение диапазона профессионального общения;
образовательная: развитие общих компетенций обучающихся;
профориентационная: ознакомление студентов с современными технологиями
маркетинга и продвижения на рынке.
Задача мероприятия:
формирование информативного профессионального портфолио.
Методика обучения:
на мероприятии используются словесные (эвристическая беседа), наглядные
(презентация) и практические методы (создание самопрезентации) работы;
На мероприятии осуществляется проектная форма учебной деятельности – цели
мероприятия достигаются через детальную разработку проблемы трудоустройства
обучающихся.
Формы работы с обучающимися после проведения мероприятия:
проведение аналогичных профориентационных мероприятий, занятий и тренингов
по планированию карьеры по темам, интересным обучающимся;
консультации по созданию самопрезентаций для собеседований;
анкетирование обучающихся на актуальные темы профориентационной работы;
организация и проведение экскурсий на предприятия;
встречи с представителями предприятий, руководителями, сотрудниками отделов
кадров. 3
Результатом проведения мастер – класса Чекалиной Н. А. среди обучающихся
последних курсов ФГБОУ ВО АГТУ ФСПО стало создание нескольких самопрезентаций
студентов ФСПО, реализуемого в рамках мероприятия «Университетская ярмарка
вакансий АГТУ 2019». 4
План реализации профориентационного мероприятия Мастер – класс
«Типичные ошибки на собеседовании»
Место и время проведения: ФГБОУ ВО АГТУ, май 2019 года.
Структура мероприятия:
Этап 1. Целеполагание.
Во время вступительного слова, ведется эвристическая беседа, преподаватель
предлагает обучающимся задуматься о своей будущей карьере, узнать о трудностях
трудоустройства и понять, как подготовиться к собеседованию.
Этап 2. Теоретическая часть
Используя демонстрацию презентации, преподаватель информирует обучающихся о
следующем:
что такое самопрезентация;
структура собеседования;
что нужно знать перед собеседованием;
составление плана для собеседования;
вопросы работодателя;
ошибки на собеседовании.
Этап 3. Практическая часть
Обучающиеся разбиваются по командам и создают самопрезентации с
использованием знаний, полученных в теоретической части мероприятия. Преподаватель
оказывает консультационную поддержку обучающихся, корректирует направления работы,
указывает на недочеты и ошибки.
Этап 4. Рефлексия
Оценка результатов проведения профориентационного мероприятия:
комментирование основных недочетов и творческих идей самопрезентаций
обучающихся;
просмотр и обсуждение самопрезентаций;
выявление ошибок самопрезентаций обучающихся;
Перспективы мероприятия.
Создание обучающимися личных самопрезентаций. 5
Сценарий профориентационного мероприятия Мастер – класс
«Типичные ошибки на собеседовании»
Длительность мероприятия: 1 час 30 минут
Вступительное слово (5 мин)
Речь преподавателя:
Здравствуйте, уважаемые студенты! Скажите, чем вы планируете заниматься по
окончанию учёбы?
А как вы видите работу своей мечты?
Как вы думаете, что необходимо для трудоустройства на такую работу?
Как оставить о себе наиболее благоприятное впечатление?
Как отвечать на вопросы работодателя и правильно презентовать свою
квалификацию?
Составлять самопрезентацию и грамотно представить ее
Теоретическая часть (40 мин)
Что такое самопрезентация?
В крупных компаниях часто проводят несколько уровней собеседования: с
рекрутером, со службой безопасности, с психологом, с начальником отдела, с высшим
руководством.
При приеме на работу кандидату часто предлагают пройти тесты или схожие
испытания. Тесты бывают как психологическими, так и профессиональными. В Трудовом
кодексе РФ нет положений о порядке тестирования при приеме на работу, однако запрет на
тестирование также отсутствует. Работник может отказаться от прохождения теста,
однако в данном случае его шансы быть принятым на работу существенно снижаются.
Структура собеседования
Установление контакта. Задача интервьюера — создать хорошее впечатление о
компании, дать возможность соискателю расслабиться.
Краткий (5—20 мин) разговор о компании.
Непосредственно собеседование: кандидат отвечает на вопросы и выполняет ряд
ситуационных задач.
Кандидату предоставляется возможность задать интервьюеру интересующие его
вопросы.
PR вакансии этап может отсутствовать, если кандидат не интересен компании. Что нужно знать перед собеседованием?
6
Прежде чем отправиться в офис, необходимо узнать:
с кем вы будете беседовать: с начальником, руководителем отдела кадров или его
рядовым сотрудником;
формат интервью (групповое или индивидуальное, вопросответ или
самопрезентация);
дресскод и вещи, которые нужно иметь при себе документы, гаджеты и т.д.;
как добраться опаздывать недопустимо.
Что надо знать об организации, в которую идете на собеседование:
какую продукцию или какие услуги предлагает организация?
где и кому реализуются продукция и услуги?
сколько лет существует организация?
насколько изменились задачи организации со времени ее существования?
каков юридический статус организации?
получила ли организация прибыль в прошлом году? За прошедшие три года?
проводилось ли сокращение штатов за последние три года? Почему?
входит ли организация в какоелибо более крупное объединение?
каковы отзывы прессы об организации?
каково отношение к служащим в данной организации?
Составление плана для собеседования.
В план для собеседования должно входить:
топ5 ваших главных достоинств;
в чём вы хороши;
стратегические направления саморазвития;
предложения по работе компании;
ваша жизненная и рабочая философия;
ваши краткосрочные и долгосрочные цели;
необычные задачи, которые вам приходилось решать.
Вопросы работодателя.
Типичные вопросы на собеседовании:
1. Расскажите о ваших главных достижениях и наибольших провалах.
2. Вспомните о том, как вы выходили из сложных и катастрофических ситуаций.
3. Расскажите о том, как вы общались с разгневанным клиентом. 7
4. Ваш опыт принимать непопулярные решения.
5. Приведите пример проекта, который вы завалили или были отстранены от работы.
6. Как вы разрешили конфликтную ситуацию с сотрудником.
7. Привести пример, как вы убедили команду работать по вашей схеме и опишитеь
результат этой работы.
8. Расскажите о ситуации, когда вы чувствовали неудовлетворенность своим
поведением.
Типичные ошибки на собеседовании.
Разберем обычные ошибки на собеседовании:
опаздывать на собеседование;
Только форс – мажорные обстоятельства должны быть препятствием для
своевременного прибытия на собеседования. Если это возможно, постарайтесь придти
пораньше, чтобы быть уверенным в своевременном начале собеседования. При поездке в
где будет проходить собеседование,
компанию,
дополнительное время;
обязательно предусмотрите
неподходящая случаю одежда;
Обязательно одевайтесь в соответствии с текущей обстановкой. Лучше всего —
официальная одежда, но если знаете, что в компании, куда вас пригласили, стиль одежды
свободный, в таком случае можно не придерживаться. Но и в таком случае не стоит
приходить, как заблагорассудится;
смотреть мимо интервьюера;
Прямой визуальный контакт глаза в глаза очень важен при таком важном событии,
как собеседование. Если не можете прямо смотреть человеку в глаза, то попробуйте хотя
бы смотреть в район переносицы своего собеседника. Так иногда делают актеры.
быть неосведомленным о работе компании;
Обязательно проведите небольшое исследование не только деятельности компании,
в которой хотите работать, но и круг обязанностей людей своей специальности.
скупо отвечать на вопросы;
Одна из наиболее распространенных ошибок соискателей — очень краткие ответы
на вопросы. Можно решить эту проблему, пытаясь предугадать вопросы, и подробно,
развернуто отвечая на каждый их них.
не показывать энтузиазма; 8
Большая ошибка на собеседовании — держаться без энтузиазма, хуже того — тихо
отвечать на вопросы, не выказывая особого удовольствия от того, что вас пригласили на
такое желанное для вас собеседование. Следует улыбаться, отвечать уверенно, стараться
держаться подружески, но не фамильярничать.
просить любую работу;
Соискатели, которые просят о любой работе, очень редко ее получают. Гораздо
чаще в компании берут людей, которые выглядят уверенными в себе, не выпрашивая любую
в данный момент работу. Даже если нуждаетесь в работе, деньгах, старайтесь
фокусироваться на одной вакансии, соглашаясь только на нее.
не знать, какая работа вам подходит;
Если кандидат пришел на собеседование, и даже не знает, какую работу хотел бы
выполнять, то в большинстве случаев работодатели не предоставят ничего. Зачем
компании человек, который даже не знает, что он может для этой компании сделать?
ругать бывшую компанию / начальника;
Если ваш бывший начальник — ужасный человек, о плохом характере которого
знают все, не стоит делиться такими соображениями по этому поводу с потенциальным
новым работодателем. Он может посчитать, что вы через некоторое время так же плохо
будете отзываться и о нем, если придется уйти из компании.
не задавать вопросов;
Большинство работодателей в конце собеседования спрашивают соискателей о том,
есть ли у них какиелибо вопросы. Если вопросов нет, то это плохой знак для работодателя
— значит, вы просто не заинтересованы в этой работе.
чрезмерная разговорчивость;
Иногда в статьях о поисках работы говорят от открытости соискателя.
Открытость не тождественна разговорчивости, когда соискатель изливает поток
слов, эмоций и впечатлений. Следует сосредоточиться на теме беседы. Тема, скорее всего,
будет направлена на профессиональные навыки, опыт и достижения.
попытки скрыть, что вы чегото не знаете;
Если задают профессиональный вопрос, а ответа на него вы не знаете.
Если не знаете, как ответить, признайте это. После этого можно сделать попытку
порассуждать, поискать ответ. Такая линия поведения характеризует соискателя с лучшей
стороны: что он не сдается, что он готов подумать в любой ситуации. В то же время,
признание собственного несовершенства тоже характеризует соискателя с положительной 9
стороны – обычно зрелые, уверенные в себе люди легко признают свои ошибки и
недостатки.
небрежности в резюме и сопроводительном письме
Резюме показывает, насколько вы внимательны к деталям, насколько стремитесь к
наиболее качественному выполнению задач. В качественном резюме нет ошибок. Это
касается и сопроводительного письма.
попытки перебить менеджера по подбору кадров
Перебивая собеседника, вы показываете низкую культуру общения. Менеджер
понимает, что во время работы вы будете поступать так же, и сотрудничество с вами вряд
ли будет комфортным.
Следует выслушать до конца вопрос или комментарий, отвечать по сути, делать
небольшие выводы по каждому пункту, затем вежливой улыбкой показать, что готовы к
следующему вопросу.
нецензурная лексика;
О нецензурной лексике даже говорить не стоит. Перед тем как начать собеседование
стоит оставить просторечные выражения, жаргоны, размашистые жесты, и прочие нюансы,
которые не вписываются в понятие «деловой стиль поведения».
попытки задать работодателю неудобные вопросы
Скажите, в чем я проигрываю другим соискателям?»
«Есть ли причины, почему Вы не сделали вывод, что я – лучший кандидат на эту
вакансию?»
Такими вопросами соискатель подталкивает работодателя к правильному решению
– чтобы выбрали именно его.
Задача соискателя – предоставить о себе развернутую информацию, ответить на
вопросы; показать себя с лучшей стороны.
Практическая часть (40 мин)
Задание №1
«Назовите причины ухода с последнего места работы ?»
Решение:
Как отвечать не нужно:
яростно доказывать, что бывший руководитель ужасный тиран. Бывших коллег
критиковать также не стоит. В противном случае, менеджер может решить, что недовольны
всеми, кроме себя, а такому человеку в коллективе особо не рады. 10
выдвигать основной причиной ухода низкий заработок. Ведь кандидат, которым
движет только доход заведомо проигрывает кандидату, который искренне любит свое
дело.
лгать при ответе на этот вопрос также не следует. Любая неправда открывается
одним звонком предыдущему работодателю.
Несколько наиболее улучшенные ответы:
в компании отстутствует возможность карьерного роста в связи со спецификой
производства
ограниченный круг обязанностей не давал возможности узнавать новое,
развиваться профессионально
данная должность не оправдывает ожиданий, хотя работа получалась и от
начальства нареканий не было
предприятие поменяло место дислокации и добираться на работу стало очень
неудобно
после прихода нового руководства изменился характер работы
Задание № 2
«Расскажите о себе»
Решение:
для начала следует принять удобную позу.
мягкая улыбка, уверенный взгляд на собеседника
сделать самопрезентацию: начать с фразы "Меня зовут..", затем озвучить возраст,
место жительства, кратко рассказать об основных местах работы и причинах ухода с них;
обязательно рассказать о своих основных навыках и ключевых достижениях
можно упомянуть о своем семейном положении, увлечениях, хобби.
не следует ждать, когда остановят. Закончить самопрезентацию можно так:
"Пожалуй, обо мне все. Готов ответить на Ваши вопросы"
рассказывая о себе, надо постараться связать самопрезентацию с вакансией, на
которую проходит собеседование.
Не следует говорить:
"все же написано в резюме"
не нужно бросаться в другую крайность и досконально пересказывать резюме
отвечать вопросом на вопрос
избегать явной саморекламы 11
Задание №3
«Назовите ваши сильные и слабые стороны»
Задание № 4
«Почему Вы хотите работать именно у нас?»
Рефлексия (5 мин)
Оценка результатов проведения профориентационного мероприятия Мастер – класс
«Типичные ошибки на собеседовании»:
комментирование основных недочетов и творческих идей самопрезентаций
обучающихся;
просмотр и обсуждение самопрезентаций;
выявление ошибок самопрезентаций обучающихся; 12
Выводы
Чекалина Н. А. провела профориентационное мероприятие Мастер – класс
«Типичные ошибки на собеседовании».
Теоретическая информация заинтересовала обучающихся на мероприятии, так как
затрагивались вопросы будущей профессиональной ориентации выпускников.
В практической части мастеркласса все обучающиеся были включены в активную
деятельность по командам и создали личные самопрезентации, обучающиеся активно
выполняли практические задания и предлагали нестандартные решения на сложные
ситуации, применяли логическое мышление и творческий подход.
Результатом проведения мастеркласса Чекалиной Н. А. среди обучающихся
последних курсов ФГБОУ ВО АГТУ ФСПО стало создание нескольких самопрезентаций
студентов ФСПО, реализуемого в рамках университетской ярмарки вакансий АГТУ – 2019
на базе Регионального центра содействия трудоустройству выпускников АГТУ.
Профориентационное мероприятие Мастер – класс «Типичные ошибки на
собеседовании» является эффективным в стимулировании мотивации обучающихся к
созданию информативного профессионального портфолио.
Таким образом,
были достигнуты воспитательная,
образовательная и
профориентационная цели. 13
Дидактические материалы
Мастер – класс доступен по ссылке: 14
Список используемой литературы:
1. Русских, Г. А. Мастеркласс – технология подготовки учителя к творческой
профессиональной деятельности [Текст] / Г. А. Русских // Методист. – 2016 № 1 – С. 38 –
40.
2. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии [Текст] / Г. К. Селевко М. :
НИИ школьных технологий, 2017. 224 с.
3. Советова, Е. В. Эффективные образовательные технологии [Текст] / Е. В. Советова. –
Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 285 с.
4. Хуртова, Т.В. Формы профессионального обучения педагогов: мастерклассы [Текст] / Т.
В. Хуртова Волгоград: Учитель, 2018 .– 76 с.
Авторы:
Н. А. Чекалина __________________
Мастер - класс на тему "Типичные ошибки на собеседовании"
Мастер - класс на тему "Типичные ошибки на собеседовании"
Мастер - класс на тему "Типичные ошибки на собеседовании"
Мастер - класс на тему "Типичные ошибки на собеседовании"
Мастер - класс на тему "Типичные ошибки на собеседовании"
Мастер - класс на тему "Типичные ошибки на собеседовании"
Мастер - класс на тему "Типичные ошибки на собеседовании"
Мастер - класс на тему "Типичные ошибки на собеседовании"
Мастер - класс на тему "Типичные ошибки на собеседовании"
Мастер - класс на тему "Типичные ошибки на собеседовании"
Мастер - класс на тему "Типичные ошибки на собеседовании"
Мастер - класс на тему "Типичные ошибки на собеседовании"
Мастер - класс на тему "Типичные ошибки на собеседовании"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.