Мастер - класс «Обрядовая кукла Зерновушка.»
Оценка 4.6

Мастер - класс «Обрядовая кукла Зерновушка.»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
09.06.2018
Мастер  - класс «Обрядовая кукла Зерновушка.»
Данное занятие проводилось в рамках проекта "Моя малая родина". Цель занятия: : Сформировать у учащихся представления о традиционной народной культуре и научить изготавливать куклу « Зернушку».. создать комфортную обстановку на занятии, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества; Задачи: Обучающие: -Познакомить с историей народной куклы - Изготовить куклу Зернушку - обучить конкретным трудовым навыкам при работе тканью, нитками; - углубить и расширить знания о некоторых видах рукоделия; - формировать интерес к декоративно-прикладному искусству и традиционной культуре.
ЗЕРНОВУШКА.doc
МОУ «Беломорская средняя общеобразовательная школа № !» Мастер  ­ класс Тема: «Обрядовая кукла Зерновушка.» Возраст аудитории – 8 лет Продолжительность занятия – 45 мин Место проведения – школьный музей «Рукоделия поморья»    учитель начальных классов  1 квалификационной категории Афанасенко Наталья Ивановна 1 г. Беломорск 2015 – 2016 учебный год Тема   занятия: Обрядовая кукла Зерновушка.  :   Цель занятия : Сформировать  у учащихся представления о традиционной народной культуре  и научить изготавливать куклу « Зернушку».. создать комфортную обстановку на занятии, а также атмосферу доброжелательности и  сотрудничества; Задачи    : Обучающие:  ­Познакомить с историей народной куклы ­ Изготовить куклу Зернушку ­ обучить конкретным трудовым навыкам при работе тканью, нитками; ­ углубить и расширить знания о некоторых видах рукоделия; ­ формировать интерес к декоративно­прикладному искусству и традиционной культуре. Воспитательные: привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;  воспитать нравственные качества детей;   ­ воспитать аккуратность, терпение, умение выполнять работу до конечного желаемого результата и  умение работать в коллективе, уважение к традициям и обычаям родного края. Развивающие: развивать образное мышление, творческие способности; формировать эстетический и художественный вкус; содействовать формированию всесторонне развитой личности. Обучение проводится в двух направлениях: усвоение теоретических знаний; 2 формирование практических навыков. Во время занятия будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, а также  выполнение практических заданий. Ход занятия.   Ученица читает стихотворение:  Я не привыкла напрасно хвалиться, Все называют меня мастерицей За то, что сама я куклу свою, Вяжу, вышиваю, и шью, и крою Учитель: ­ Чем же мы будем сегодня заниматься в нашей мастерской? (Изготавливать кукол) ­ А каких кукол мы создаём на наших занятиях?  (Обереговые куклы или обрядовые) Повторение изученного на занятиях ­  Давайте вспомним, что такое «обряд».?  (ОБРЯД –   обычай или ритуал, в котором воплощаются    бытовые традиции) ­ А  для чего люди делали куклы ­ обереги?  (Кукла оберег­ это амулет, защищающий человека от  различных опасностей.) ­ С какими куклами мы уже познакомились?  ( Кувадка, Пеленашка, Крестец,  Сонница­ бессонница,  Колокольчик) ­ А в чём особенность таких кукол? (У них нет лица)  ­ А с чем это связано?   ( В куклу без лица не может вселиться злой дух.) Сообщение темы занятия ­ Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одной куклой – оберегом Я вам хочу рассказать одну легенду.     У наших предков всегда было особое отношение к гречихе. Согласно легенде, у одного князя была дочь,  которую по прихоти отца назвали Крупеничкой. Выросла Крупеничка красавицей, умной и работящей. Но  напали на княжество татары, схватили Крупеничку и угнали к хану. Отвергала Крупеничка притязания хана на женитьбу и чтобы сломить гордую красавицу, загрузили ее тяжелой работой с утра до вечера в поле.  Однажды мимо проходила богомолка, возвращавшаяся из далеких святых мест. Пожалела она Крупеничку,  превратила ее в гречишное семечко и спрятала в кисет. Так в кисете и принесла она ее к родному дому. А  чтобы татарский хан не смог разыскать Крупеничку, схоронила ее в землю. Проросла Крупеничка в  прекрасный гречишный кустик, давший обильный урожай. Так появилась на Руси гречиха. ­ Кто из вас догадался из чего мы сегодня будем делать куклу?  ( Из крупы, зерна) ­ А во что мы можем спрятать нашу крупу? ( В мешочек) ­ Кукла сделанная из зерна, спрятанного в мешочек, в народе называлась Зерновушка,  Зернушка,  Крупеничка или Горошинка. И может выглядеть немного по­разному, в зависимости от местности, где её делают. Но основа у неё общая ­ внутри куклы зерно. 3 Работа в группах ­ У вас на партах лежат карточки с текстом. Прочитайте внимательно текст и  постарайтесь  рассказать своим товарищам, что вы узнали  о Зерновушке 1 группа Зерновушка ­  кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рола оберегом семьи.  Иногда ее называли Зерновка или Крупничка. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой  куклы ­ мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла сделать женщина, которая хотела иметь  ребенка. Зернушка символизировала прибыль и благополучие в семье. Бытовала в районах, где  выращивали злаковые культуры. 2 группа  В давние времена первые горстки при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе такой, ну, или  почти такой, куколки. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. После уборочной страды  куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. Её наряжали и бережно хранили в красном  углу. В голодное время брали крупу из куколки и варили кашу. Входящий в избу гость мог по куколке  определить, сытно ли живёт семья. Если куколка была худа, значит в доме беда.  К концу XIX века истоки обряда были частично искажены. Мешочек стали зашивать наглухо. Для его  наполнения использовали гречиху, овес, пшено, рис, горох.  3 группа Значения круп в Зерновушке:         Гречиха ­ сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном.         Рис ­ самое дорогое зерно, на праздник.         Перловка ­ на сытость.         Овес ­ на силу. ­ Итак, давайте расскажем друг другу, что же вы узнали нового об этой кукле. ( Учащиеся делятся информацией, которую они самостоятельно получили ,прочитав текст на карточке) Практическая работа 4 Для изготовления  Зерновушки вам потребуются: 1. Крупы (гречка, горох или пшено),  2. Плотный  мешочек из мешковины,   (Приготовлен заранее учителем) 3. Игла (только для сшивания мешочка) и красная нить, 4. Много небольших лоскутков однотонной или в мелкий рисунок тканей, 5. Тесьма или лента, 6. Мулине, пряжа или ирис для поясов.  7. А так же, терпение, аккуратность и взаимовыручка Выполнение работы под инструкцией учителя 5 Подведение итогов занятия. ­ С какой новой куклой мы сегодня познакомились? ­ Почему её так назвали? ­ Что символизирует эта кукла в доме? ­ До новых встреч! Спасибо родителям за оказанную помощь!  Использованная литература 1.  Р.М.Головачева. Обрядовые куклы. Куклы­обереги. Калуга, 2003. 2. Галина и Мария Дайн. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Изд. «Культура и традиции», Москва, 2008. 3. И.Н.Котова, А.С.Котова. Русские обряды и традиции. Народная кукла. Санкт­Петербург 4. Г.Дайн. Игрушечных дел мастера. Москва «Просвещение» 1994. «Паритет» 2008.    Русские обрядовые куклы | Социальная сеть Pandia.ru 5.  6 7

Мастер - класс «Обрядовая кукла Зерновушка.»

Мастер  - класс «Обрядовая кукла Зерновушка.»

Мастер - класс «Обрядовая кукла Зерновушка.»

Мастер  - класс «Обрядовая кукла Зерновушка.»

Мастер - класс «Обрядовая кукла Зерновушка.»

Мастер  - класс «Обрядовая кукла Зерновушка.»

Мастер - класс «Обрядовая кукла Зерновушка.»

Мастер  - класс «Обрядовая кукла Зерновушка.»

Мастер - класс «Обрядовая кукла Зерновушка.»

Мастер  - класс «Обрядовая кукла Зерновушка.»

Мастер - класс «Обрядовая кукла Зерновушка.»

Мастер  - класс «Обрядовая кукла Зерновушка.»

Мастер - класс «Обрядовая кукла Зерновушка.»

Мастер  - класс «Обрядовая кукла Зерновушка.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2018