Данное занятие проводилось в рамках проекта "Моя малая родина". Цель занятия:
: Сформировать у учащихся представления о традиционной народной культуре и научить изготавливать куклу « Зернушку»..
создать комфортную обстановку на занятии, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
Задачи:
Обучающие:
-Познакомить с историей народной куклы
- Изготовить куклу Зернушку
- обучить конкретным трудовым навыкам при работе тканью, нитками;
- углубить и расширить знания о некоторых видах рукоделия;
- формировать интерес к декоративно-прикладному искусству и традиционной культуре.
ЗЕРНОВУШКА.doc
МОУ «Беломорская средняя общеобразовательная школа № !»
Мастер класс
Тема: «Обрядовая кукла Зерновушка.»
Возраст аудитории – 8 лет
Продолжительность занятия – 45 мин
Место проведения – школьный музей «Рукоделия поморья»
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Афанасенко Наталья Ивановна
1 г. Беломорск
2015 – 2016 учебный год
Тема занятия:
Обрядовая кукла Зерновушка.
:
Цель занятия
: Сформировать у учащихся представления о традиционной народной культуре
и научить изготавливать куклу « Зернушку»..
создать комфортную обстановку на занятии, а также атмосферу доброжелательности и
сотрудничества;
Задачи
:
Обучающие:
Познакомить с историей народной куклы
Изготовить куклу Зернушку
обучить конкретным трудовым навыкам при работе тканью, нитками;
углубить и расширить знания о некоторых видах рукоделия;
формировать интерес к декоративноприкладному искусству и традиционной культуре.
Воспитательные:
привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
воспитать нравственные качества детей;
воспитать аккуратность, терпение, умение выполнять работу до конечного желаемого результата и
умение работать в коллективе, уважение к традициям и обычаям родного края.
Развивающие:
развивать образное мышление, творческие способности;
формировать эстетический и художественный вкус;
содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Обучение проводится в двух направлениях:
усвоение теоретических знаний;
2 формирование практических навыков.
Во время занятия будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, а также
выполнение практических заданий.
Ход занятия.
Ученица читает стихотворение:
Я не привыкла напрасно хвалиться,
Все называют меня мастерицей
За то, что сама я куклу свою,
Вяжу, вышиваю, и шью, и крою
Учитель: Чем же мы будем сегодня заниматься в нашей мастерской? (Изготавливать кукол)
А каких кукол мы создаём на наших занятиях? (Обереговые куклы или обрядовые)
Повторение изученного на занятиях
Давайте вспомним, что такое «обряд».? (ОБРЯД – обычай или ритуал, в котором воплощаются
бытовые традиции)
А для чего люди делали куклы обереги? (Кукла оберег это амулет, защищающий человека от
различных опасностей.)
С какими куклами мы уже познакомились? ( Кувадка, Пеленашка, Крестец, Сонница бессонница,
Колокольчик)
А в чём особенность таких кукол? (У них нет лица)
А с чем это связано? ( В куклу без лица не может вселиться злой дух.)
Сообщение темы занятия
Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одной куклой – оберегом
Я вам хочу рассказать одну легенду.
У наших предков всегда было особое отношение к гречихе. Согласно легенде, у одного князя была дочь,
которую по прихоти отца назвали Крупеничкой. Выросла Крупеничка красавицей, умной и работящей. Но
напали на княжество татары, схватили Крупеничку и угнали к хану. Отвергала Крупеничка притязания хана
на женитьбу и чтобы сломить гордую красавицу, загрузили ее тяжелой работой с утра до вечера в поле.
Однажды мимо проходила богомолка, возвращавшаяся из далеких святых мест. Пожалела она Крупеничку,
превратила ее в гречишное семечко и спрятала в кисет. Так в кисете и принесла она ее к родному дому. А
чтобы татарский хан не смог разыскать Крупеничку, схоронила ее в землю. Проросла Крупеничка в
прекрасный гречишный кустик, давший обильный урожай. Так появилась на Руси гречиха.
Кто из вас догадался из чего мы сегодня будем делать куклу? ( Из крупы, зерна)
А во что мы можем спрятать нашу крупу? ( В мешочек)
Кукла сделанная из зерна, спрятанного в мешочек, в народе называлась Зерновушка, Зернушка,
Крупеничка или Горошинка. И может выглядеть немного поразному, в зависимости от местности, где её
делают. Но основа у неё общая внутри куклы зерно.
3 Работа в группах
У вас на партах лежат карточки с текстом. Прочитайте внимательно текст и постарайтесь
рассказать своим товарищам, что вы узнали о Зерновушке
1 группа
Зерновушка кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рола оберегом семьи.
Иногда ее называли Зерновка или Крупничка. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой
куклы мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла сделать женщина, которая хотела иметь
ребенка. Зернушка символизировала прибыль и благополучие в семье. Бытовала в районах, где
выращивали злаковые культуры.
2 группа
В давние времена первые горстки при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе такой, ну, или
почти такой, куколки. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. После уборочной страды
куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. Её наряжали и бережно хранили в красном
углу. В голодное время брали крупу из куколки и варили кашу. Входящий в избу гость мог по куколке
определить, сытно ли живёт семья. Если куколка была худа, значит в доме беда.
К концу XIX века истоки обряда были частично искажены. Мешочек стали зашивать наглухо. Для его
наполнения использовали гречиху, овес, пшено, рис, горох.
3 группа
Значения круп в Зерновушке:
Гречиха сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном.
Рис самое дорогое зерно, на праздник.
Перловка на сытость.
Овес на силу.
Итак, давайте расскажем друг другу, что же вы узнали нового об этой кукле.
( Учащиеся делятся информацией, которую они самостоятельно получили ,прочитав текст на карточке)
Практическая работа
4 Для изготовления Зерновушки вам потребуются:
1. Крупы (гречка, горох или пшено),
2. Плотный мешочек из мешковины, (Приготовлен заранее учителем)
3. Игла (только для сшивания мешочка) и красная нить,
4. Много небольших лоскутков однотонной или в мелкий рисунок тканей,
5. Тесьма или лента,
6. Мулине, пряжа или ирис для поясов.
7. А так же, терпение, аккуратность и взаимовыручка
Выполнение работы под инструкцией учителя
5 Подведение итогов занятия.
С какой новой куклой мы сегодня познакомились?
Почему её так назвали?
Что символизирует эта кукла в доме?
До новых встреч! Спасибо родителям за оказанную помощь!
Использованная литература
1. Р.М.Головачева. Обрядовые куклы. Куклыобереги. Калуга, 2003.
2. Галина и Мария Дайн. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Изд.
«Культура и традиции», Москва, 2008.
3. И.Н.Котова, А.С.Котова. Русские обряды и традиции. Народная кукла. СанктПетербург
4. Г.Дайн. Игрушечных дел мастера. Москва «Просвещение» 1994.
«Паритет» 2008.
Русские обрядовые куклы | Социальная сеть Pandia.ru
5.
6 7
Мастер - класс «Обрядовая кукла Зерновушка.»
Мастер - класс «Обрядовая кукла Зерновушка.»
Мастер - класс «Обрядовая кукла Зерновушка.»
Мастер - класс «Обрядовая кукла Зерновушка.»
Мастер - класс «Обрядовая кукла Зерновушка.»
Мастер - класс «Обрядовая кукла Зерновушка.»
Мастер - класс «Обрядовая кукла Зерновушка.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.