Мастер-класс "Основы проектной деятельности"
Оценка 5

Мастер-класс "Основы проектной деятельности"

Оценка 5
Исследовательские работы +3
doc
Междисциплинарный 5
6 кл—8 кл
19.01.2017
Мастер-класс "Основы проектной деятельности"
Публикация является частью публикации:
мастер класс.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. ПРИКАМСКИЙ» МАСТЕР – КЛАСС учителя биологии Овчинниковой Екатерины Анатольевны «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 1 Чайковский  ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.      Основы проектной деятельности – это технология подготовки проекта.        Что же такое проект?    Проект ­ это развернутый план решения какой­либо проблемы, которая окружает тебя и живущих рядом с тобой людей.  Проект представляет собой описание  конкретной ситуации  и  конкретных методов и шагов по ее реализации.     Проекты  могут быть ­ социальные, учебные и др., но все они имеют  похожую структуру.      Проект имеет следующие разделы: 1) Титульный лист (заявка, информационная карта, паспорт проекта) 2) Оглавление 3) Постановка проблемы (введение, пояснительная записка)        На данном этапе учитель или подросток должны найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект, т.е. определить проблему.     Что такое проблема?      Проблема – это отсутствие чего­то, что­то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения.     Например, около крыльца школы разбросаны окурки.  Что это? Проблема или следствие? Проблема состоит в том, что наши дети имеют низкий уровень культуры.  Важно выстроить логическую цепочку событий:  Причины     проблема    последствия  При   постановке   проблемы   разъясняется  актуальность   и   новизна  данного проекта. 4) Цели и задачи проекта.        Самым   важным   и   на   первых   порах   самым   трудным   (особенно   для подростка) является постановка цели своей работы, именно в этот период они нуждаются в помощи учителя – консультанта.      Что такое цель?            Цель –  это  что  я хочу сделать? Ответив на вопрос,  зачем  ученик определяет   цель   своей   работы.    На   этом   шаге   необходимо   точно определить  чего  именно   вы   добьетесь   своим   проектом   –   показать конечный итог своей будущей работы. Основные требования к  формулировке цели. Конкретность (цель должна быть направлена на достижение конкретного результата); 2      Измеримость (цель должна быть представлена конкретными цифрами, фактами); Ограниченность временными сроками и определенным местом; Достижимость   (цель   должна   быть   обеспечена   ресурсами   – материальными,   кадровыми,   финансовыми,   достаточными   для   ее достижения); Безусловность (изучение возможных условий должно быть завершено до начала работ по проекту) Соответствие цели, например изучаемому материалу или конкурсу, в котором вы участвуете.     Обычно   в   проекте   цель   начинается   с   глагольного   существительного (производного глаголов): Обеспечить – обеспечение, создать – создание, организовать – организация и т.д.     Следующий шаг – как это делать, т.е. определить задачи проекта.          Задачи   –   это   конкретные   шаги,   которые   необходимо   выполнить   для изменения   сложившейся   ситуации   на   лучшую,   это   шаги   для   достижения поставленной цели. Слово «задача» также означает «поручение, задание».        Задачи – конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути достижения цели. Сформулировать задачи – означает выразить способы и пути выполнения проекта в терминах того, что предполагается совершить. Задачи требуют ясного и четкого изложения, без лишних ненужных пояснений и ссылок.        Не путайте постановку задач с методами их решения. При определении задач вы должны ответить на вопрос «Что нужно сделать?», а при описании методов и механизмов достижения целей и задач – на вопрос «Каким образом получить результат?».        При формулировке задач лучше использовать глаголы совершенного вида: подготовить, уменьшить, увеличить, организовать, изготовить. Задачи   должны   быть   напрямую   связаны   с   целью   проекта   и   быть достижимыми. В   целом   цели   и   задачи   связаны   с   теми   мероприятиями,   которые   вы собираетесь организовать и провести, указывают на конкретные дела, которые необходимо   выполнить.  Обычно  каждой   задаче   соответствует  1­2  крупных мероприятия плана проекта. 5)  Участники проекта. 6) Время и место проведения 7) Описание проекта (содержание и механизм реализации, программа) Основной компонент проектирования – выбор содержания, форм, методов деятельности   по   проекту.   Этот   шаг   подразумевает  подбор   оптимальной системы действий, направленных на решение каждой из поставленных задач. Вы достаточно подробно описываете, в каких направлениях, каким образом, 3 когда, в какой последовательности, что и как будет сделано для получения результатов. Обычно выделяют следующие этапы реализации проекта (социального): 1. Подготовительный   (организационный),  где   происходит   распределение обязанностей   и   видов   работ,   обучение   команды,   закупка   материалов и.т.д 2. Основной.  Проведение   мероприятий,   выполнение   плана,   достижение результатов. 3. Заключительный.  Период   подведения   итогов,   оценка   полученных результатов и перспективы. 2) Вы   определяете   основные   формы,   виды   и   направления   деятельности, которые хотелось бы использовать при реализации вашего проекта.  В   таблице   приведены   направления   и   виды   деятельности,   наиболее   часто используемые при составлении социальных проектов:  Направления деятельности Просветительская,  исследовательская,  туристическая,  краеведческая, агитационно­ внедренческая,  познавательная, редакционно­ издательская, справочно­ консультативная, учебно­ методическая, социально­ педагогическая, психолого­ педагогическая, практическая социально­ значимая, работа со СМИ,  оздоровительная и т.п. Формы и виды деятельности Выставки, ярмарки, праздники, фестивали,  конференции, акции, конкурсы, викторины  аукционы, семинары, круглые столы,  форумы, лагеря, слеты, сборы.  Тематические дни и вечера Выступления  агитбригад, театров, киностудий, радиоузлов. Соц.опросы, референдумы, шествия,  митинги, демонстрации. Развешивание  аншлагов, листовок, плакатов. Лекции,  беседы, встречи с подвижниками или  специалистами; экскурсии, просмотр и  обсуждение документальных и  художественных фильмов. Семинары,  дискуссии, описание наблюдений, работа со  специальной литературой. Практикумы,  эксперименты, Создание проблемных  ситуаций, ролевые игры и тренинги.  Субботники, благоустройство территорий,  обустройство тур.стоянок и родников,  прополка, посадка деревьев и т.п.         При описании учебного проекта можно использовать различные приёмы обработки информации: 4 1.  Коллаж   –  изображение,   сделанное   путём   наклеивания   на   бумагу фотографий, вырезок из газет и журналов, отпечатанный материал, тесты и т.д.     2.  Инсерт –  данный приём позволяет ученикам научиться: ­ актуализировать имеющие знания по теме; ­ различить новую и известную информацию; ­ определять противоречия между имеющийся и новой информацией; ­ определять отсутствие или недостаток информации; ­ излагать информацию с помощью ключевых слов; ­ задавать вопросы; ­ представлять информацию в табличной форме. * + Если то, что вы читаете ­ ? Соответствует  тому, что вы знаете или думаете, что  знаете Является для  вас новым Противоречит  тому, что вы  знаете или  думаете что  знаете Непонятно или вы хотите получить  более подробную  информацию 3. Денотатный граф – ещё один способ первичной обработки информации. Данный способ позволяет разделить текст на части, установить связи между  частями и представить эти связи графически. Детям предлагаются правила составления денотатного графа. 1) Сначала в тексте выделяется ключевое слово отражающее главную мысль  (как правило – это имя существительное или словосочетание). 2) Затем в тексте выделяется несколько глаголов, соотносимых с ключевым  словом. Глаголы выражают динамику движения мысли от понятия к его  существенному признаку. 3) От ключевого слова проводятся линии – «веточки», обозначающие  логические связи. «Веточки» могут иметь разную длину и быть разными по  объёму. 4) Затем к этим глаголам подбираются по смыслу существительные или  словосочетания, которые также соединяются с глаголами линиями –  «веточками». 5) Каждое слово на «веточке» соотносится по смыслу с ключевым словом,  например с помощью вопроса.                           ГЛАГОЛ                                   ГЛАГОЛ                           ГЛАГОЛ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО 5 ИМЯ            ИМЯ              ИМЯ           ИМЯ                    ИМЯ              ИМЯ                ИМЯ       ГЛАГОЛ            ГЛАГОЛ             ГЛАГОЛ         ГЛАГОЛ        ГЛАГОЛ     ГЛАГОЛ         ИМЯ                   ИМЯ             ИМЯ          ИМЯ      ИМЯ           ИМЯ      ИМЯ    ИМЯ                                      ГЛАГОЛ                                        ГЛАГОЛ                                    ИМЯ                  ИМЯ                         ИМЯ                      ИМЯ          4. Лестница сужения или расширения понятий – более сложный приём обработки информации. Сложность заключается в том, что учащимся  придётся давать определения словам и соотносить понятиям. В данном случае целесообразно использовать словари и справочники.            8) Рабочий план (график)          Следующий шаг позволяет вам, представив объем предстоящей работы, сроки ее выполнения, назначив ответственных за каждый пункт и перечислив все, что необходимо для ее выполнения, составить реально выполнимый план.            Осуществление запланированных  мероприятий, как правило, требует определенных   ресурсов   (материальных,   финансовых,   людских).   Например, для изготовления листовки с призывом «просим не сорить в нашей школе» нужна   бумага,   а  также   средства   тиражирования   (ксерокс,   принтер   и   т.д.). Разумеется,  все   это  необходимо  предусмотреть,  указав   конкретно  и   четко объемы   требуемых   ресурсов,   «чего   и   сколько»   нужно   для   выполнения каждого пункта плана № Название мероприяти Сроки Краткая характе Ответст ­венные я 1 2 или: Направление работы (этап) 1) ­ ристика затраты Задачи Мероприяти Сроки я Начало Окончание Ответст­ венные Необхо­ димые средства 6 Ресурсы и Результаты Фактические исполнители 2)         При составлении плана надо четко и ясно представлять результат, который вы хотите получить в ходе реализации проекта. Все результаты должны быть связаны   с   целью   проекта,   задачами   и   основными   мероприятиями.   Должна прослеживаться логическая цепочка:  задача           вид деятельности             результат     Задачи Методы – виды деятельности (как ты выполнял эту задачу) 1. Создать… 2. Изготовить… Изготовление кормушек для птиц 3. Привлечь… Рекламная акция посредствам  Создание макета брошюры 4. Провести… интернета Организация благотворительного  концерта Результат Создано… Изготовлено… Привлечено… Проведено… 9) Ожидаемые результаты и их оценка (мониторинг проекта) Только   чётко   определив   цели,   задачи   и   правильно   спланировав   свою деятельность можно представить себе ожидаемый результат.          10) Жизнеспособность проекта (перспективы) 11)Бюджет.   Материально­техническое   обеспечение   (финансовое обоснование проекта) Основное внимание при составлении бюджета следует уделить вопросам:  Сколько в целом необходимо средств на осуществление проекта?  На какие цели будут израсходованы средства?  Какие средства есть в наличии у организаторов проекта?  Какова материально­техническая база? Какие дополнительные источники финансирования можно найти? Образец бюджета Статья расходов Запрашива­ емые средства (руб.) Имеющиес я средства (руб.) Всего 1) Приобретение предметов снабжения  и расходных материалов:  Медикаменты  Заправка орг.техники  Приобретение ГСМ  Питание и пр. 2) Оплата труда: 7  Зарплата штатных сотрудников (с  начислениями)  Зарплата внештатных сотрудников,  привлеченных специалистов,  экспертов, консультантов (с  начислениями) 3) Оплата за прохождение обучения 4) Оборудование, необходимое для  реализации проекта 5) Получение лицензии на тот или иной  вид деятельности 6) Аренда помещений 7) Канцелярские и расходные  материалы для оборудования 8) Типографские расходы 9) Приобретение учебных и иных  печатных материалов 10) Командировочные и служебные  разъезды 11) Транспортные услуги 12) Оплата услуг связи и почтовые  расходы 13) Оплата коммунальных услуг  (аренда и содержание помещения) 14) Прочие текущие расходы на  закупку товаров и оплату услуг Всего расходов по проекту 12)Заключение При   составлении   проекта   постарайтесь   выполнить   все   обязательные требования к содержанию социального проекта: 1. Ограниченность – по времени и срокам, целям и задачам, результатам, ресурсам и т.д. 2. Целостность – общий смысл проекта очевиден и ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.  3. Последовательность   и   связность  –   логическое   построение   частей, которые   соотносятся   и   обосновывают   друг   друга.   Цели   и   задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом. 4. Объективность   и   обоснованность  –   доказательство   того,   что   идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, 8 а   являются   следствием   работы   авторов   по   осмыслению   ситуации   и оценки возможностей воздействия на нее. 5. Компетентность   авторов   и   персонала  –   адекватное   выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения   вопроса.   Владение   персонала   технологиями,   механизмами, формами и методами реализации проекта. 6. Жизнеспособность  –   определение   перспектив   развития   проекта   в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях. Проектная деятельность способствует развитию и реализации творческих и лидерских качеств личности.  13)ОЦЕНИ СЕБЯ САМ.      Одной из особенностей работы над персональным проектом является самооценка хода и результата работы.       Серьёзные требования предъявляются к письменной части работы. Она имеет свой строгий регламент – 7­10 минут на выступление и 3­5 минут – ответы на вопросы. Перечень критериев. Подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиции обычной   школьной   отметки   невозможно.   Работа   над   проектом предполагает   значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Разработана   чёткая   система   критерия   оценки   персональных   проектов учащихся.   Эти   критерии   позволяют   увидеть   различные   стороны деятельности учащегося в ходе работы над проектом, а также результат этой работы. Примерный перечень критериев:  * Обоснование и постановка цели, планирование путей её достижения.  * Полнота использования информации, разнообразие её источников.  * Творческий и аналитический подход к работе.  * Соответствие требованиям оформления письменной работы.  * Анализ процесса и результата работы.  * Личная заинтересованность автора, его вовлечённость в работу.  * Качество проведения презентации.   С   критериями   оценивания   учащихся   знакомятся   заранее,   в   самом   начале работы над проектом. Преобразование знаний. Проектная деятельность может научить детей умению: ­ увидеть проблему и преобразовать её в цель собственной деятельности; ­ поставить цель и разбить её на тактические шаги; 9 ­   оценить   имеющиеся   ресурсы,   в   том   числе   собственные   силы   и   время, распределить их; ­   добывать   информацию,   оценивать   её,   ранжировать   по   значимости, ограничивать по объёму, использовать различные источники, в т.ч. людей, как источник информации; ­ спланировать свою работу; ­   выполнив   работу,   оценить   её   результат,   сравнить   его   с   тем,   что   было заявлено в качестве цели работы; ­ увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем;  Кроме того, проектная деятельность способствует: ­   развитию   коммуникативной   и   информационной   компетентности,   других социальных навыков; ­ решению профориентационных задач. 10

Мастер-класс "Основы проектной деятельности"

Мастер-класс "Основы проектной деятельности"

Мастер-класс "Основы проектной деятельности"

Мастер-класс "Основы проектной деятельности"

Мастер-класс "Основы проектной деятельности"

Мастер-класс "Основы проектной деятельности"

Мастер-класс "Основы проектной деятельности"

Мастер-класс "Основы проектной деятельности"

Мастер-класс "Основы проектной деятельности"

Мастер-класс "Основы проектной деятельности"

Мастер-класс "Основы проектной деятельности"

Мастер-класс "Основы проектной деятельности"

Мастер-класс "Основы проектной деятельности"

Мастер-класс "Основы проектной деятельности"

Мастер-класс "Основы проектной деятельности"

Мастер-класс "Основы проектной деятельности"

Мастер-класс "Основы проектной деятельности"

Мастер-класс "Основы проектной деятельности"

Мастер-класс "Основы проектной деятельности"

Мастер-класс "Основы проектной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017