Мастер-класс «Особенности подготовки к ГИА выпускников по математике»
Оценка 4.7
Презентации учебные
docx
математика
9 кл
25.05.2019
Основной государственный экзамен — это основной обязательный вид экзамена в 9 классе средней школы в России. Служит для контроля знаний, полученных учащимися за 9 лет, а также для приёма в учреждения среднего профессионального образования (колледжи и техникумы). ОГЭ - это результат работы ученика и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, и подготовка к ней является важной составляющей учебного процесса.
Цель моей работы : поделиться с коллегами опытом работы в подготовке учащихся к ОГЭ модуль «Геометрия».
Задачи:
рассказать о подготовке 1 части модуля «Геометрия»;
показать решения нескольких задач под №26 из 2 части модуля «Геометрия».
Перед экзаменом необходимо ознакомиться с демонстрационными вариантами КИМ, изучить все содержащиеся в них инструкции, чтобы хорошо понимать, сколько времени отведено на работу, в каком порядке выполнять задания, как записывать ответы.
Одной из основ подготовки к ОГЭ может стать кодификатор проверяемых элементов содержания: он содержит перечень тем, по которым могут быть сформулированы задания.
master_klass.docx
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»
Семинар
«Особенности подготовки к ГИА
выпускников по математике»
Мастеркласс
Мастеркласс
«Из опыта работы по подготовке учащихся 9х классов к ОГЭ
по математике».
Подготовила:
Магомедова Маймунат
Магомедовна
2 Основной государственный экзамен — это основной обязательный вид экзамена в 9
классе средней школы в России. Служит для контроля знаний, полученных учащимися за 9
лет, а также для приёма в учреждения среднего профессионального образования
(колледжи и техникумы). ОГЭ это результат работы ученика и учителя на протяжении
пяти лет обучения в школе, и подготовка к ней является важной составляющей учебного
процесса.
Цель моей работы : поделиться с коллегами опытом работы в подготовке учащихся к
ОГЭ модуль «Геометрия».
Задачи
:
рассказать о подготовке 1 части модуля «Геометрия»;
показать решения нескольких задач под №26 из 2 части модуля «Геометрия».
Перед экзаменом необходимо ознакомиться с демонстрационными вариантами
КИМ, изучить все содержащиеся в них инструкции, чтобы хорошо понимать, сколько
времени отведено на работу, в каком порядке выполнять задания, как записывать ответы.
Одной из основ подготовки к ОГЭ может стать кодификатор проверяемых
элементов содержания: он содержит перечень тем, по которым могут быть
сформулированы задания.
Любые сборники тренировочных заданий или вариантов могут играть в
подготовке только вспомогательную роль. Успешной сдаче ОГЭ помогает и правильный
психологический настрой, уверенность в своих силах.
Для успешной сдачи экзаменов девятиклассникам необходима определённая
система подготовки.
При подготовке учащихся к ОГЭ учителю необходимо:
формировать у учащихся навыки самоконтроля;
формировать умения проверять ответ на правдоподобие;
систематически отрабатывать вычислительные навыки;
формировать умение переходить от словесной формулировки соотношений
между величинами к математической;
учить проводить доказательные рассуждения при решении задач;
учить выстраивать аргументацию при проведении доказательства;
3
учить записывать математические рассуждения, доказательства, обращая
внимание на точность и полноту проводимых обоснований.
При подготовке к ОГЭ следует знать специфику класса и уровень знаний по
предмету.
Для работы по подготовке к ОГЭ всех учащихся я разделила на 2 группы ( 3 и
можно больше ), перед каждой поставила свои задачи.
1 группа
Учащиеся,
должны
справиться с заданиями базового уровня и
получить на экзамене «3».
которые
2 группа
Учащиеся,
должны
справиться с заданиями базового уровня и
более сложными заданиями.
которые
Задачи:
1)должны выучить всю теорию;
2)научиться решать все типы заданий
базового уровня;
3)на контрольных работах, тестах и
зачетах не списывать;
4)если получишь «2», то отработать
(но не более 2 раз).
1) должны выучить всю теорию;
2) научиться решать все типы заданий
любой темы разными способами;
3) уметь объяснять, почему так
решаешь;
4) уметь решать задачи на уравнения,
проценты, прогрессии;
5) знать теорию геометрии и уметь
решать задачи с параметрами;
6)решать
задания;
все дополнительные
7) если получишь «2» или «3» , то
отработать (но не более 1 раза).
Проведение дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ:
консультации для 1 группы учащихся (решение 1 части);
консультации для 2 группы учащихся (решение заданий 2 части);
индивидуальные консультации.
При подготовке к ОГЭ по математике в 9 классе, одним из самых сложных
является геометрический материал. Чаще всего учащимся не хватает именно баллов за
решение заданий модуля « Геометрия». Благодаря сайту ФИПИ и открытому банку
заданий ОГЭ по математике, подготовка к ГИА стала на много эффективнее. Все
прототипы заданий из открытого банка заданий (www.mathege.ru,;www.mathege.ru
открытый банк заданий 2016 ;http://www.fipi.ru/).
4 Геометрия для большинства школьников кажется существенно сложнее, чем
алгебра. Это неудивительно с одной стороны, совсем другой подход к предмету, с другой
большое количество теорем, сведений, задач, которые необходимо знать. Желательно
готовить справочники по темам «Треугольники», «Четырёхугольники», «Окружность». (
см. приложение « Формулы по геометрии »). Затем выполнить набор задач разного типа
сложности по этим темам (брать задания из открытого банка).
Хороший результат получается, когда учитель инсценирует «тупик» в процессе
решения задачи. В этом случае учащиеся должны уметь найти место, с которого пошёл
«тупиковый» вариант, чтобы, вернувшись к нему, найти другой вариант решения.
Очень эффективен приём показа учителем мыслительного поиска способа решения
задачи. Учитель должен быть готов раскрыть перед учащимися ход своих мыслей, которые
у него возникали, когда он готовился к уроку, даже если эти мысли были неверными.
Целесообразно развернуть перед учащимися всю картину поиска решения, вплоть до
показа своих черновых записей.
По этому разделу рекомендуется учебное пособие: Балаян Э.Н. «Геометрия. Задачи
на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ. 79 классы». Оно содержит
теоретические сведения по геометрии за курс основной школы и упражнения в таблицах по
всем темам геометрии 79 классов.
Применение групповой работы на уроках математики при подготовке к ОГЭ
Психологи давно доказали, что люди лучше всего усваивают то, что обсуждают с
другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим.
Учащиеся под руководством учителя создают группы по 3 4 человека.
Алгоритм действий учащихся.
Задания обязательного уровня (1 часть).
Выполнив задания 1 части, сравнивают решения с ответами и между собой.
Делают работу над ошибками.
Получают другой вариант заданий 1 части и выполняют только те задания, в
которых были допущены ошибки. Каждая группа получает задание и готовится
самостоятельно. При этом учащиеся не знают, кто будет выполнять задание у доски.
Задания 2 части.
Представители каждой группы решают задания по порядку, возможно, только те,
которые решить смогли. Остальные учащиеся проверяют задания, задают вопросы,
5 оценивают. Оценку получает вся группа. Каждая группа готовится самостоятельно в
течение недели.
Задания повышенной сложности.
Задания у доски выполняют те учащиеся, которые с ним справились
самостоятельно.
Остальные при этом имеют возможность разобраться в затруднениях,
встретившихся при выполнении этих заданий.
Если есть несколько учащихся, решивших задание, то проверку можно
осуществлять в виде математического боя.
Мне бы хотелось показать вам, уважаемые коллеги, решения нескольких задач из 2
части модуль «Геометрия». Хочу предложить Вашему вниманию четыре задачи, каждая из
которых включает в себя несколько тем. Чтобы решить такие задачи, необходимо владеть
всей теорией по геометрии.
6 Решение задач под №26 из 2 части модуля «Геометрия».
1.В равнобедренную трапецию, периметр которой равен 200, а площадь равна
2000, можно вписать окружность. Найдите расстояние от точки
пересечения диагоналей трапеции до её меньшего основания.
Дано: ABCD равнобедренная трапеция,
AC и BD –диагонали,
AC ∩ BD=T,
PABCD=200,
SABCD=2000,
(O, r)вписанная окружность.
Найти: TP.
Решение:
1.Периметр фигуры сумма всех сторон.
PABCD = AB+BC+CD+AD
(1)
По условию знаем, что в эту трапецию можно вписать окружность, а это значит,
что в любом описанном четырехугольнике суммы противоположных сторон равны,
то есть:
AB +CD=AD+BC.
Так как AB=CD, имеем: 2CD=AD+BC.
(2)
Подставим (2) в (1),имеем:
200= (AD+BC) + 2CD=2CD+ 2CD=4 CD
CD=200 ÷ 4=50,
AB=CD=50.
2. S=
1
2 (AD+BC) ∙PK ,
2000 =
1
2 2CD ∙ PKили 2000 =50 ∙PK .
Отсюда:
3.Проведем дополнительные высоты BK2 и CK1 (PK= BK2=CK1=40).
PK =2000 ÷50=¿ 40.
7 Получили прямоугольный ∆CK1D, у которого известно: гипотенуза CD=50, катет
CK1=40. Найдем катет K1D. По теореме Пифагора, имеем:
K1D= √CD2−CK₁2
= √2500−1600=¿ 30.
Получили ∆CK1D= ∆ABK2 (прямоугольные треугольники равны по гипотенузе и
катету).
Из равенства треугольников следует, что AK2= K1D=30, BC= K2K1.
Из (2) , имеем: 2∙ CD = (AK2 +K2K1+ K1D)+BC,
2∙50 = (30+BC+30)+ BC,
100 = 60 +2BC
BC = 20 меньшее основание,
большее основание.
AD = 60+20=80
4.Рассмотрим ∆ BK2 D и ∆TKD, они подобны по двум углам (∠1 – общий,
∠ BK2 D=∠ TKD=90 ° ). Составим пропорцию:
BK₂
TK =
K₂D
KD , где K2 D= K2K1+ K1D =20+30=50.
40
TK =
50
40 ,
TK=32.
TP =PKTK =4032= 8.
Ответ: 8.
2.Середина М стороны AD выпуклого четырехугольника ABCD равноудалена
от всех его вершин. Найдите AD, если BC=14, а углы B и C четырехугольника
равны соответственно 110 ° и 100 ° .
Дано: ABCDвыпуклый четырехугольник,
MA=MB=MC=MD,
BC= 14,
∠B =110 °, ∠C=100 ° .
Найти: AD.
Решение:
1.Многоугольник – выпуклый, если он лежит по одну сторону от каждой прямой,
проходящей через две его соседние вершины.
8 Известно, что MA=MB=MC=MD,а значит можно описать окружность около ABCD,
радиус которой будет равен этим отрезкам.
В любом вписанном четырехугольнике сумма противоположных углов равна 180 ° .
Отсюда ABCD вписанный четырехугольник, ∠B =110 °, ∠C=100 ° , имеем:
∠A =180 °−¿ ∠C=180 °−¿ 100 ° = 80 °
∠D =180 °−¿ ∠B =180 °−¿ 110 °=70°
2.Рассмотрим ∆CMD,∆AMB и ∆MBC.Они равнобедренные, так как боковые стороны
равны радиусу окружности. По свойству равнобедренных треугольников имеем равные
углы при основании:
∠1=∠A= 80° ,
∠2=∠D= 70° .
Отсюда ∠3=∠4=30 ° .
3.Опустим высоту из вершины М ∆MBC,она является медианой и биссектрисой.
Следовательно, BK=KC=14 ÷ 2=7.
Получили прямоугольный ∆KMC, где ∠K =90 ° ,∠C=∠4=30 ° , KC=7.По свойству
30 ° , равен половине
прямоугольных треугольников: катет, лежащий против угла в
гипотенузы.
Пусть катет MK=x, тогда гипотенуза MC= 2x.
По теореме Пифагора имеем:
MC2= MK2+ KC2,
4x2x2=49,
7
√3 MK.
x =
MC=
14
√3 , AD=2 MC=
28 √3
3
.
Ответ:
28 √3
3
.
3.Точки M и N лежат на стороне AC треугольника ABC на расстояниях
соответственно 16 и 39 от вершины A.Найдите радиус окружности,
проходящей через точки M и N и касающейся луча AB, если cos∠BAC =
√39
8
.
9 Дано: ∆ABC,
(O, r) окружность касается AB и пересекает AC в M и N,
AM = 16,
AN=39,
cos∠BAC =
√39
8
.
Найти:OD.
Решение:
1.AB
касательная к окружности перпендикулярна к радиусу
касания.
Достроим до прямоугольного треугольника ADP.Найдем AP и AD.
Через точку
окружность в точках
N, имеем:
M и
OD
A проведены касательная к окружности и секущая, которая пересекает
, проведенному в точку
2 = AM∙AN,
AD
AD2=16∙39,
AD=4 √39 .
Известно: cos∠BAC =
√39
8 , можно найти AP.
cos∠BAC = cos∠DAP =
AD
AP ,
√39
8
AD
AP ,
√39
8
=
=
4√39
AP ,
AP=32.
2.Построем хорду DT (продолжим сторону DP).
Хорды DT и MN пересекаются в точке P.
Если две хорды окружности пересекаются, то произведение отрезков одной хорды
равно произведению отрезков другой хорды.
∙ PN
.
По теореме Пифагора найдем DP:
∙ PT
=
DP
MP
(1)
10 DP2=AP2AD2,
DP= √32²−(4√39)² =20.
MP = APAM =3216= 16.
PN = MNMP= (ANAM)MP = (3916)16= 7.
Вернемся к (1):
20∙ PT=16∙7,
PT = 5,6.
DTдиаметр, DT = DP+PT= 20+5,6= 25,6.
DT= 2OD,
OD =DT ÷ 2= 25,6 ÷ 2 = 12,8.
Ответ:12,8.
4.Окружности радиусов 33 и 99 касаются внешним образом. Точки A и B
лежат на первой окружности, точки C и D – на второй. При этом AC и BD
общие касательные окружностей. Найдите расстояние между прямыми AB
и CD.
Дано: (O1, 33) окружность ,
(O2, 99) окружность,
A и B ∈ (O1, 33),
C и D ∈ (O2, 99),
AB и CD – прямые,
AC и BD – касательные.
Найти:AS.
11 Решение:
1.Даны две окружности радиусами 33 и 99,они подобны и их коэффициент подобия
равен: 33:99=1:3.
2.Достроим до прямоугольной трапеции O1BDO2, где ∠B=∠D=90 ° ( радиусы O1B и
O2D проведены в точки касания касательной BD).Найдем BD:
O1O2=33+99=132, O1B =33, O2D =99.
Опустим из ∠O1 на основание O2D высоту O1K, получили прямоугольный
∆K O1O2 , у которого гипотенуза O1O2 =132, катет O2K=9933=66 .
По теореме Пифагора найдем катет O1K:
O1K2 = O1O2
O1K = √132²−66² =66 √3 .
O1K= BD=66 √3
3.Достроим до трапеции ABDC.Она равнобедренная , так как ∆ O1AB
O2CD( по двум пропорциональным сторонам и углу между ними, то есть
2 O2K2,
∆
AO₁
CO₂ =
O₁B
O₂D =
1
3 , ∠AO₁B=∠CO₂D ,так как ∆TCO₂=∆TDO₂ и ∆TAO₁=∆TBO₁
Отрезки касательных к окружности, проведенные из одной точки, равны и
составляют равные углы с прямой, проходящей через эту точку и центр окружности )
Следовательно: AB:CD =1:3.
Опустим из вершин A и B высоты AS и BP.Получили следующие фигуры : прямоугольник
ABPS и ∆ASC=∆BPD,у которых CS=SP=PD.
Рассмотрим ∆ ASC.Он прямоугольный, AC=BD=66 √3 . BD составляет 2 части,
можно узнать сколько на 1 часть:
66 √3÷ 2=33 √3 , то есть CS=33 √3 .
Отсюда по теореме Пифагора найдем AS:
AS²= AC² CS²,
AS = √AC²−CS² = √(66√3)2−(33√3)² =99.
Ответ:99.
Литература:
1.http://kopilkaurokov.ru/
12 :// fipi
. ru / oge
9/
demoversii
i gve
2.http
3.«Геометрия, 79 класс» Атанасян Л.С. и др., Москва, «Просвещение»,2011г.
4. Балаян Э.Н. «Геометрия. Задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ. 79
классы».
kodifikatory
specifikacii
13
Мастер-класс «Особенности подготовки к ГИА выпускников по математике»
Мастер-класс «Особенности подготовки к ГИА выпускников по математике»
Мастер-класс «Особенности подготовки к ГИА выпускников по математике»
Мастер-класс «Особенности подготовки к ГИА выпускников по математике»
Мастер-класс «Особенности подготовки к ГИА выпускников по математике»
Мастер-класс «Особенности подготовки к ГИА выпускников по математике»
Мастер-класс «Особенности подготовки к ГИА выпускников по математике»
Мастер-класс «Особенности подготовки к ГИА выпускников по математике»
Мастер-класс «Особенности подготовки к ГИА выпускников по математике»
Мастер-класс «Особенности подготовки к ГИА выпускников по математике»
Мастер-класс «Особенности подготовки к ГИА выпускников по математике»
Мастер-класс «Особенности подготовки к ГИА выпускников по математике»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.