Мастер-класс "Особенности употребления фразеологизмов в речи современного человека"
Оценка 5
Мероприятия
docx
русский язык
4 кл
19.12.2017
-Есть ли необходимость в изучении фразеологизмов в настоящее время? В настоящее время возникла проблема отсутствия знаний о фразеологизмах, и
сейчас она стоит особенно остро, потому что выпускники 9 и 11-х классов стали сдавать ГИА и ЕГЭ, для учащихся 4-х классов ввели ВПР (Всероссийские проверочные работы), в которых есть задания «найти и объяснить значение фразеологизмов». Оказалось, что не только четвероклассники, но и многие из старшеклассников с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют употреблять фразеологизмы в речи. Фразеологические обороты – особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, – должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.-Какие цели поставим для себя?(узнаем….,будем учиться…..)
- формировать речевые умения, обогащать свою речь.
- развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию,самостоятельно добывать знания.
-прививать любовь к русскому слову, развивать устную и письменную речь учащихся.
Наша задача – узнать как можно больше о фразеологизмах, проведя определённую работу.
Мастер-класс-Особенности употребления фразеологизмов в речи современного человека.docx
Мастеркласс
"Особенности употребления фразеологизмов в речи современного человека"
Добрый день уважаемые члены жюри и коллеги!
I.Постановка проблемы.
««Отец както сказал, что шоколадную плитку нужно отложить на
черный день, когда не будет другого сладкого. Трехлетняя дочка решила,
что день будет черного цвета, и очень долго и нетерпеливо ждала, когда
же придет этот день».
Что имел в виду отец? Почему девочка не поняла его?
Как вы думаете, чему будет посвящено сегодняшнее занятие? Оно будет
посвящено особым выражениям в нашей речи – фразеологизмам. Что такое
фразеологизм все конечно знают. Есть необходимость вспомнить?
Есть ли необходимость в изучении фразеологизмов в настоящее время? В
настоящее время возникла проблема отсутствия знаний о фразеологизмах, и
сейчас она стоит особенно остро, потому что выпускники 9 и 11х классов стали
сдавать ГИА и ЕГЭ, для учащихся 4х классов ввели ВПР (Всероссийские
проверочные работы), в которых есть задания «найти и объяснить значение
фразеологизмов». Оказалось, что не только четвероклассники, но и многие из
старшеклассников с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте,
не понимают их значение, не умеют употреблять фразеологизмы в речи.
Фразеологические обороты – особый пласт русского языка, часть культуры нашего
народа, – должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.
II.Определение задач. Постановка целей.
И я сегодня приглашаю вас на урок развития речи в начальную школу.
Какие УУД будут формироваться в ходе нашего занятия?
Какие цели поставим для себя?(узнаем….,будем учиться…..)
формировать речевые умения, обогащать свою речь.
развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой,
расширять кругозор, повышать эрудицию,самостоятельно добывать знания.
прививать любовь к русскому слову, развивать устную и письменную речь
учащихся.
Наша задача – узнать как можно больше о фразеологизмах, проведя
определённую работу.
III.Выявление источников информации. Из каких источников мы можем узнать фразеологизмы и их особенности, углубить
познания о сферах употребления фразеологизмов? (словари, энциклопедии,
интернет ресурсы)
Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный
характер русского языка. Первоначальный смысл многих фразеологизмов
связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой.
Некоторые фразеологизмы пришли к нам:
1. из сельскохозяйственной жизни: поднять целину, взять быка за рога;
2. из врачебной практики: больное место, проглотить пилюлю;
3. из области искусств: ведущая роль, играть первую скрипку;
4. из научной жизни: центр тяжести, в зените славы;
5. из истории: прикидываться бедным, великое переселение народов;
6. из военной жизни: взять под обстрел, выводить из строя;
7. из морского быта: плыть по течению, проложить курс;
8. из различных ремесел: шито белыми нитками, канитель тянуть;
9. из охотничьей жизни: мертвая хватка, попасть в ловушку;
10) из торговой практики: ударить по рукам, мерить на свой аршин;
11) из фольклора: Кощей бессмертный, битый небитого везет.
IV. Теоретическая часть.
4.1. Что такое фразеологизм?
Фразеологизм, фразеологический оборот свойственное только данному языку
устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих
в него слов, взятых по отдельности.
4.2. Классификация и особенности русских фразеологизмов (сообщение
учеников)
Фразеологизмы
Исконно русские (выносить сор из избы; шиворот навыворот; непутёвый человек;
коломенская верста; гол как сокол; казанская сирота; дым коромыслом; всё трын
трава; переть на рожон;
Заимствованные манна небесная(из Бибилии); с высоты птичьего полета
(франц.); лед сломан (франц.); местный колорит (франц.); имеет место (франц.); веселая мина при плохой игре (франц.); проглотить пилюлю (франц.); так вот где
собака зарыта (нем.); синий чулок (англ.); время — деньги (англ.); Что дозволено
Юпитеру, не дозволено быку (лат.); рука руку моет (лат.) и т.д.)
4.3. Особенности фразеологических оборотов:
Воспроизводимость (не создаются в процессе речи, а используются такими,
какими закрепились в речи).
Устойчивость (не меняются грамматические формы слов).
Закрепленный порядок слов (нельзя менять местами слова в выражении).
4.4. Оценочные функции фразеологизмов
Фразеологизмы с отрицательной оценкой действительности: действовать
на нервы, как без рук,
кот наплакал, выходить из себя.
Фразеологизмы с положительной оценкой действительности: всё в порядке,
золотые руки, на вес золота,
не давать себя в обиду.
V.Распределение по группам. Получение заданий.
Я предлагаю вам поработать в группах. Выберите группу, в которой вы хотели бы
поработать. (Художники, писатели и скульпторы). Каждая группа получает своё
задание и после того, как вы распределитесь в группы, кто что делает, начнёте
работать.
Как вы думаете, что будет делать каждая группа?
Художники – ваша задача создать иллюстрированный словарь тех фразеологизмов,
которые я вам дам.
«вставлять палки в колеса»…………………………………………………………………
«как кот наплакал»…………………………………………………………………………
«как снег на голову»…………………………………………………………………………
«вешать лапшу на уши»………………………………………………………………………
«делать из мухи слона» ………………………………………………………………………
«лететь стрелой»………………………………………………………………………………..
« держать в ежовых рукавицах»………………………………………………………………
«глаза разбежались»…………………………………………………………………………….. Писатели ваша задача написать сочинение на тему «Школьная жизнь», в котором
вы используете следующие фразеологизмы
внести и свою лепту, делили шкуру не убитого медведя, отложили дело в
долгий ящик, водить аудиторию за нос, разводить на бобах, язык проглотил,
сел в лужу, попали впросак.
И, наконец, третья группа «Скульпторы», используя солёное тесто (заранее надо
приготовить) постарайтесь выполнить объёмную аппликацию или
«держать в ежовых рукавицах»…….
«пахать как лошадь» …………
На всё у вас только 57 минут. После этого пройдёт зашита ваших проектов.
V.Критерии оценивания.
В конце нашего занятия вы себя будете оценивать. Давайте выработаем критерии
оценивания (листы оценивания).
Что и как будем оценивать?
Предлагаю остановиться на умении работать в группе
не участвовал0 б
распределение функций не было, делал что считал нужным1б
распределение функций было, имел и выполнял свою работу 2б
VII.Выполнение работы в группах.
VIII.Задание для жюри.
А чтобы наше жюри не скучали, мы им тоже приготовили задание.
………………………………………………………………………………
……………
……………
……………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
…………
…………
…………
………
…………
………………………………………………………………………………
……………
………………………………………………………………………………
……………
IХ. Защита проектов. Оценивание.
Х.Рефлексия. Презентация учителя с упражнениями на закрепление.
(можно если останется время, следующие упражнения) Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого
столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.
1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят
2) кто во что горазд 2) в двух шагах
3) как снег на голову 3) куры не клюют
4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова
5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба
6) куда ноги несут 6) ни то ни сё
7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство
8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши
9) доводить до белого каления 9) как мел
Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:
1) рукой подать 1) мастер на все руки
2) на вес золота 2) спустя рукава
3) семи пядей во лбу 3) у черта на куличках
4) песок сыплется 4) взять себя в руки
5) в час по чайной ложке 5) грош цена
6) мастер кислых щей 6) хоть кол на голове теши
7) засучив рукава 7) молоко на губах не обсохло
8) потерпеть фиаско 8) потерпеть фиаско
9) душа в душу 9) одержать победу
10)засучить рукава 10) на всех парах
Учитель называет фразеологизм, а ученики должны заменить его словом
или словосочетанием (устно):
Пустить красного петуха (поджечь чтолибо); зеница ока (самое важное)
скрепя сердце (нехотя, против своей воли делать чтолибо); морочить голову
(отвлекать от основного пустыми разговорами;
современное просторечие: вешать лапшу на уши отвлекать от сути разговорам);
кожа да кости (очень худой); бить ключом (активно, энергично проявлять себя); как
белка в колесе (быть в постоянных заботах, хлопотах).
Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под
диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм (в
шкатулках образных выражений)
Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не
разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать
…; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец
не … ; впросак ….
Затем следует проверка по очереди и объяснение встретившихся орфограмм.
Любимый фразеологизм
У учителей – ни свет ни заря.
У учеников – как с гуся вода.
У родителей – зарубить на носу
ХI.Д/з: творческого характера на выбор
Какие можно дать задания?
ХII.Рефлексия.(жюриострова, учителям чемодан, мясорубка и корзина)
Последний слайд в презентации:
Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не
покладая рук. И хоть мы немного устали, но не вышли из
себя, а взяли себя в руки и продолжили работу.
Мастер-класс "Особенности употребления фразеологизмов в речи современного человека"
Мастер-класс "Особенности употребления фразеологизмов в речи современного человека"
Мастер-класс "Особенности употребления фразеологизмов в речи современного человека"
Мастер-класс "Особенности употребления фразеологизмов в речи современного человека"
Мастер-класс "Особенности употребления фразеологизмов в речи современного человека"
Мастер-класс "Особенности употребления фразеологизмов в речи современного человека"
Мастер-класс "Особенности употребления фразеологизмов в речи современного человека"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.