Мастер класс по стратегиям чтения
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Мастер класс по стратегиям чтения

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Семинары
docx
чтение
7 кл—11 кл +1
11.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Публикация состоит из частей:
Публикация является частью публикации:
Мастер класс. Диалог с текстом. Выступление.docx
Мастер ­  класс.  Диалог с текстом. Выступление.  Стратегию «Чтение с остановками» можно признать одной из самых эффективных в работе со слобочитающими учащимися.  Чтение   с   остановками   обеспечивает   глубокое осмысливание изучаемого материала, развивает творческое мышление и воображение,   используется,   чтобы   заинтересовать   ребенка   книгой, привлечь его к осмысленному чтению.    При чтении  с остановками  работаем крупными блоками, тем самым давая возможность обучающимся самостоятельно строить прогноз  и осуществлять самоконтроль.        Материалом для использования стратегии «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема ­ найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки ­ своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а   по   другую   ­   совершенно   неизвестная   информация,   которая   способна серьезно   повлиять   на   оценку   событий.   Этот   прием   требует   не   только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим­то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.  Прошу вас войти в роль ученика, который не читал произведение, как будто текст не знаком.   Мы учитываем все сигналы и собственные представления. Прокрываем чистым листом текст передвигаем его по тексту вниз и  читаем отрывок до слова  «стоп».  Знакомимся с вопросом, овечаем на него и идём дальше. Вначале попробуем вместе. Ответ запишите. Не придумывайте того, чего  в тексте быть не может. Стадия вызова.  Какие ассоциации возникают у вас в связи с названием? ­  Кто   такие   волхвы?   (колдун,   чародей   у   древних   славян,   мудрецы, прорицатели  (cid:150)  в  «Песни о вещем Олеге»,  библейские волхвы)Евангельский эпизод поклонения волхвов. Вспомним   один   эпизод   из   самого   начала   жизни   Христа,   где   волхвы приносят Младенцу дары, радуясь его рождению. ­ Итак, какие же дары принесли волхвы Младенцу Иисусу? (Золото и благовонные вещества: ладан и смирну). Учитель поясняет, что в те времена благовония стоили так же дорого, как и золото.   ВОЛХВЫ  (cid:150)  цари, маги, мудрецы­звездочеты. Ведомые Вифлеемской звездой,   они   идут   из   далеких   стран   поклониться   Божественному Младенцу Иисусу и везут ему в своих караванах чудесные дары.  Дары волхвов: Золото (cid:150)  знак земного владычества. Ладан (cid:150)  знак божественного происхождения и небесной власти Мирра ­ смола, которой смазывали тела умерших Дар (cid:150)  пожертвование, способность, талант. Уильям Сидни Портер родился  11 сентября 1862 года в США. В трехлетнем   возрасте   лишился   матери.   Дальнейшая     жизнь   его   была полна трудностей. Он сменил много профессий, сидел в тюрь ме. О. Генри­   это   псевдоним   писателя.   Он   известен   как   автор   сборников рассказов и романа «Короли и капуста». Волхвы  (cid:150)   это   ученые   мужи,   которые   владели   знаниями   о   силе   Они   наблюдали   природы.   Были   астрологами.)  Спасибо. Скажите, а те дары, которые они принесли в дар младенцу, звезды. что­то означали? (Золото ему принесли как царю (в виде дани), ладан (cid:150) как   Богу   (потому   что   ладан   употребляется   при   богослужениях),   а смирну,   как   человеку,   которому   предстоит   умереть   (потому   что умерших   помазывали   и   натирали   благовонными   маслами).  Как   вы   думаете,   о   чем   пойдет   речь   в   этом   произведении?   (Ребята высказывают различные предположения, но все они сводятся к тому, что   речь   будет   о   дарах   волхвов,   о   рождественском   празднике).  Начинаем читать текст, разделив его на фрагменты. Оставшийся текст закрывать.  будем   Читаем первый фрагмент до слов: «А это право же Стадия осмысления  остановками  Чтение с     Фрагмент 1 (с начала до слова Стоп(cid:133)») Далее работаем самостоятельно. Записываем по строчкам ответы на вопросы.   Мораль­   вместе.   напишите   сочинение  (cid:150)  рассуждение   на основании   афоризма   О.   Уайльда: драгоценнее изумруда и дороже прекраснейшего опала».  «Любовь   это   чудо.   Оно из всех дарителей  эти двое были мудрейшими(cid:133).  Они и есть волхвы.  Комментируя эту сцену, автор философски замечает:  «что больше  (cid:150) восемь долларов в неделю или миллион в год? Математик и мудрец дарует вам неправильный ответ. Волхвы принесли драгоценные дары, но   среди одного».  1. Почему именно в этот момент автор впервые вспоминает о волхвах? было них не         Тут  «мудрец»?  (­  О.Генри вспоминает о волхвах, так как именно от них пошёл этот упоминается слово же     обычай!  ­  Волхвы   считались   мудрецами,   звездочётам,   поэтому   и   появляется слово  «мудрец»)  2.  Но оно скорее ближе по смыслу к прилагательным  «расчётливый», поэтому и стоит слово  «математик».  И если припомним библейскую легенду, то дары были скорее знаком почитания, признания его власти. Поэтому   среди   их   даров   не   было   одного(cid:133)   Какого   же   дара?  любви)  (дара   3. (    Но  героев кого     называет   рассказа   Джима волхвами и       автор?  Деллу)  4. Более того он ставит их даже выше волхвов, называя их мудрейшими Почему?  из дарителей.     (  так   как   за   их   подарками   стоит   подлинная   любовь,   подвиг самоотречения)  ­  Положив   начало   обычаю   дарить   подарки,   древние   мудрецы   дали людям возможность проявить себя в выборе дара, и в отношении к тем, кому готовится дар.  Подытоживаем: В центральной части ­ «туманные намёки». Они немного «провисают».   Далее у каждого возникли свои предположения, что имеется в виду. Затем  (cid:150)  развитие   сюжета.  Благодаря  стратегии, следуем  за  автором: отвечаем на вопросы, строим предположения. При чтении проверяем себя.Не получилось вставить в канву произведения предложение задать свои вопросы и вставить в таблицу предполагаемые ответы и те, что нашли при дальнейшем прочтении. Поскольку этот текст характеризуется тем, что в нём есть мораль, мы «закольцовываем» урок (при этом практически нет анализа, если только отдельные детали).  Анализ можно подключить на 2­м уроке (внимание на детали, вопросы на   понимание).   Но   это   уже   не   чтение   с   остановками.   Хотя   в предлагаемых   учителями   литературы     разработках   уроков   с   этой стратегией   чаще   всего     именно   это.   Тогда   не   понятно,   почему   эту стратегию мы рекомендуем  учителям и других предметов.  Чтение с остановками работает с более крупными блоками, тем самым давая   возможность   обучающимся   самостоятльно   строить   прогноз   и осуществлять самоконтроль.  Задание на дом .   Кроме   сочинения   можно   предложить   создать   макеты   обложек,   на которых бы были отражены тема и идея произведения. Важен  не талант художника,   а   умения   работать   с   текстом,   рисунок   сопровождается комментарием. Мне нравится стратегия «Чтение с остановками».  «Она применяется при чтении  текстов различных типов речи. Её  управление процессом осмысления текста во время его чтения. цель ­(cid:150) Обучающиеся   читают   отрывок   и   отвечают   на   вопросы   к   нему   до перехода к чтению следующего. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая её с реальным содержанием текста. Эту стратегию лучше всего использовать для повествовательного текста или   текста   –   рассуждения   .Скорее   всего   вопросы   к   тексту   будут «открытыми», требующими рассуждения, формулирования своей точки зрения: почему? зачем? каким образом?(По Сметанниковой) Учителей других   предметов   останавливает,   что   часто   филологи   подменяют   чтением,   где   мы чтение   с   остановками   комментированным   анализируем,   обращаем внимание на детали, ведём за собой ученика, вслед   за   автором.  Кажется,   что   ничего   особенного,   а   как   меняются дети!   Спорят,   фантазируют,   размышляют   вслух,   вчитываются   и вслушиваются   в   текст.   Учатся   работать   в   парах   и   группах,   учатся мыслить   гибко,   оригинально,   учатся   сотрудничеству.   Сначала   по привычной схеме учитель – ученик, затем ученик – ученик и, наконец, ученик   –   писатель.   Стратегия   «чтение   с   остановками»   учит   умению выражать свои мысли. Если ребенок будет уметь выражать свои мысли, то   общение   с   людьми   принесёт   ему   удовлетворение   и   радость,   он сможет отстоять правоту своих суждений. Меня  удивили мудрые, какие­то не по годам серьёзные и удивительно разные   ответы   учеников,   полёт   их   фантазии   и   уровень   сотворчества ученик­писатель.   Это     урок   –   размышление,   урок   –   диалог,   урок   – мечта! Урок требует     серьёзной подготовки учителя к уроку. Произведения, прочитанные   «с   остановками»,   рождают   удивительные   сочинения.   К сожалению,  уроки литературы только 2 раза в неделю, и время порой не позволяет   чаще   применять   данную   стратегию.  Чтение   с   остановками обеспечивает глубокое осмысливание изучаемого материала, развивает творческое   мышление   и   воображение,   чтобы   используется, заинтересовать ребенка книгой, привлечь его к осмысленному чтению. Алгоритм работы:   1   стадия   ­   вызов.   Конструирование   предполагаемого   текста   по опорным   словам,   обсуждение   заглавия   рассказа   и   прогноз   его содержания и проблематики. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.   2   стадия   ­   осмысление.   Чтение   текста   небольшими   отрывками   с обсуждением   содержания   каждого   и   прогнозом   развития   сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен  вопрос: «Что будет дальше и почему?» Здесь,   познакомившись   с   частью   текста,   учащиеся   уточняют   свое представление   о   материале.   Особенность   приема   в   том,   что   момент уточнения   своего   представления   (стадия   осмысление)   одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.   3 стадия ­ рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст  опять представляет   единое   целое.   Формы   работы   с   учащимися   могут   быть различными: письмо, беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы.   Схема реализации данной стратегии выглядит следующим образом.         1. Расскажите учащимся о своем личном опыте знакомства с этой книгой             2. Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение?  Что,  как  кажется   учащимся,  может  произойти   в  рассказе   с таким названием? Кто­то попытается связать свои предположения с другими произведениями этого же автора, кто­то проведет аналогию с фольклорными текстами,   а   кто­то   –   с   событиями   своей   жизни.   Я     бы   не   рекомендовала слишком затягивать вводную часть: можно «перегореть» и уйти в частности.         3. Теперь – самое интересное. Я,  как ведущий этого диалога с текстом, заранее выделяюв тексте две­три остановки – в зависимости от размера текста (напоминаю, что размер текста не должен превышать пяти­семи страниц). Во время этих остановок я  задаю вопросы, которые побуждали бы школьников к критическому мышлению (вопросы готовятся заранее). Ясно, что и учебные цели забывать не стоит: надо обсудить непонятные слова, проанализировать средства художественного выражения, но, все же, в нашем случае давайте сделаем   акцент   на   вопросах   высокого   уровня,   наподобие:   «Что   заставило героя   поступить   именно   так?»,   «Как   дальше   будут   разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д. После первой или второй остановки можно использовать прием «Дерево предсказаний». На «стрелочках»   –   линиях   соединения   –   школьники   записывают   объяснения своим   версиям,   таким   образом,   они   учатся   аргументировать   свою   точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.        Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:     1. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.   2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.    3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»    4.   При   прочтении   текста   можно   использовать   цвета.   Ответы   на   простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые ­ красным.    5.   На   стадии   рефлексии   можно   использовать   такие   приёмы:   «Толстые   и тонкие вопросы», составление кластера, ЭССЕ, синквейн.        Прием   «чтение   с   остановками»   представляет   собой   своеобразный   художественный   календарь   текста   с   обсуждением   содержания   каждого смыслового фрагмента и прогнозированием дальнейшего развития сюжета. Следует   заметить,   что   ни   один   прием,   ни   один   метод   не   может   быть универсальным для всех случаев педагогической практики.       Во­первых, использование стратегии «чтение с остановками»  требует от учителя отличного знания текста.          Во­вторых, учитель должен продумать заранее, где при чтении текста будут делаться остановки.      В­третьих, готовясь к уроку, учитель читает текст несколько раз. Первый раз, чтобы понять, о чем этот текст, какие моменты в нем нужно выделить, где следует останавливать чтение и возможно ли это вообще при работе с данным текстом. То есть учитель определяет для себя, стоит ли этот текст читать с остановками. Второй раз учитель читает текст, чтобы выделить неизвестные ученикам слова, фрагменты, которые требуют пояснений. И еще раз учитель читает текст, чтобы понять, на каких моментах он сосредоточит внимание учащихся.            Перед началом чтения текста можно не говорить учащимся его название. В некоторых   случаях   название   текста   может   стать   предметом   обсуждения   в классе и стимулировать интерес учащихся: о чем же будет рассказываться в тексте, имеющем такое название? В других случаях название текста может приоткрыть   в  какой­то  степени   его   содержание,  что   ослабит  любопытство учащихся.  Примерные вопросы приема « чтение с остановками». По названию предположите, о чем будет рассказ? ? Какие события могут произойти в описанной обстановке? ? Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? ? Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие  ощущения у вас возникли? ? Какие ваши ожидания подтвердились?  Что было неожиданным? ? Как вы думаете, чем закончится рассказ?  Как бы вы  закончили его? ? Что будет с героем после событий рассказа?        Считаю удачными уроки по произведениям В.П. Астафьева «Васюткино озеро», А.П. Платонова «Никита» (5 класс), А.П. Платонова «Неизвестный цветок»,   В.Г.   Распутина   «Уроки   французского»   (6   класс),   Р.   Бредбери «Улыбка», М.Горьког «Легенда о Данко»         Результат применения данной стратегии: • повышение коммуникативной компетенции, • развитие творческих способностей, • развитие самоуважения, • формирование адекватной самооценки,  • формирование потребности творческой самореализации, • повышение мотивации школьников к изучению литературы, • социализация личности.             Рождаются удивительные сочинения, стихи (синквейн), иллюстрации, иногда интересные идеи и замыслы.
скачать по прямой ссылке