Мастер- класс по теме "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка при работе с фразеологизмами в начальной школе" ( 4 класс, русский язык)
Оценка 5

Мастер- класс по теме "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка при работе с фразеологизмами в начальной школе" ( 4 класс, русский язык)

Оценка 5
Педсоветы
docx
русский язык
4 кл
28.10.2019
Мастер- класс по теме "Формирование  познавательных  УУД на уроках русского языка при работе с фразеологизмами в начальной школе" ( 4 класс, русский язык)
формирование познавательных УУД.docx
«Формирование  познавательных  УУД на уроках русского языка при работе сфразеологизмами в начальной школе» Бабина Людмила Ивановна,  учитель начальных классов МКОУ лицея пгт Красная Поляна Цель   мастер­класса:  познакомить   присутствующих   с   приёмами   работы   на   уроке   русского   языка,   способствующими формированию   познавательных   универсальных   учебных   действий:   получение   информации   при   анализе   иллюстраций,   при исследовании   текста,   при   работе   с   фразеологическим   словарем,   прием   конструирования   текста   на   основе   готовых фразеологизмов. Задачи: 1. Обобщить   опыт   работы   по   формированию   познавательных   УУД   младших   школьников     путем   прямого  и комментированного показа последовательности действий, приемов и форм педагогической деятельности;     2.  создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении; 3.показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в  целесообразности его использования. Материально­техническое и методическое обеспечение:карточки с заданиями, компьютер, проектор, экран, презентация,  учебник «Русский язык» I и III части («Перспективная начальная школа» авт.: Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова) Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках русского языка;  ­ предлагаемые на занятии приёмы работ  можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС. Предполагаемый результат: ­ участники мастер­класса получат знания о формировании УУД на уроках русского языка, обсудят возможности его  применения в процессе обучения;  ­коллеги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с  представленными на мастер­классе. Класс:4 класс, УМК «Перспективная начальная школа» Тип урока: урок построения новых знаний (УПНЗ),базовый уровень ФОПД: коллективная, работа в парах, групповая работа, индивидуальная (дифференцированная) работа учащихся Методы: проблемный, частично­поисковый, практический, наглядный Технологическая карта урока Тема Цель:  дать понятие  «фразеологизм»;  формировать умение  находить их в тексте и  объяснять значение,  обогатить речь учащихся новыми  фразеологизмами,  развивать умение  работать с  фразеологическим  словарем Устойчивые выражения Задачи: Образовательные:  ввести термин «фразеологизм», учить использовать его в речи;  закрепить знания о синонимах и  антонимах Способствовать развитию связной речи, языковой интуиции;  обогащению словаря  учащихся. Воспитывать культуру поведения при коллективном способе обучения. Формировать УУД: Личностные:  Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной  деятельности. Регулятивные УУД:  Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.  Умение принимать и сохранять учебную задачу  Умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность  действий на уроке;  осуществитьвзаимо и самопроверку  Коммуникативные УУД:  Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.  Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной  форме; слушать и понимать речь других)  Строить речевые высказывания согласно учебной ситуации. Познавательные УУД:  Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.  Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.  Развивать умение работать с разными видами учебной информации.  Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания. Личностные:  Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;  Воспринимать одноклассников как членов своей команды  (группы)  Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;  Быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять  готовность к их обсуждению. Метапредметные: Регулятивные УУД :Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно  составленному плану;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и  учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: строить понятные для одноклассников выказывания в рамках  учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при  работе в парах;  способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и  друг с другом. Познавательные  УУД:Ориентируется  в   своей   системе   знаний:   отличает  новое   от   уже известного   с   помощью   учителя;   добывает  новые   знания,   используя   различную   учебную информацию;   выполняет   задания   с   использованием   рисунков,   анализа   текста,   строит объяснение в устной форме, использует в речи научный термин, обогащает словарный запас Предметные: учащиеся научатся находить фразеологизмы и объяснять их смысл;  заменять устойчивые выражения  одним словом. фразеологизмы 1)Русский язык. 3 часть, 4 класс, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова 2)Русский  язык  2 часть, 4 класс ,М.Л.Каленчук,О.В.Малаховская,Н.А.Чуракова(Словарь  устойчивых выражений) 3)Карточки с заданиями, презентация, фразеологический словарь, тетради Планируемый  результат Основные понятия Ресурсы: ­ основные  дополнительные ­ Добрый день, уважаемые коллеги! Я работаю учителем начальных классов.Реализация образовательных стандартов второго поколения изменила нашу роль как учителя. Сейчас мы не даем готовые знания ребенку, а создаем условия на урокедля формирования УУД. Мы все знаем, что  УУД можно сгруппировать в четыре основных блока. Давайте еще разих  вспомним и проговорим. Это… (личностные,   регулятивные,   познавательные,   коммуникативные).  Все   они   очень   важны,   но   я   остановлюсь   на   одном   из основных видов УУД, которыми мы должны вооружить ученика ­ познавательные УУД. ­ Как вы думаете, какие умения выпускника начальной школы станут результатом формирования познавательных УУД? (умение осуществлять поиск информации, использовать схемы, модели; умение осуществлять анализ, синтез и классификацию, устанавливать причинно­следственные связи, делать обобщения, выводы и т.д.).           Я работаю по УМК «Перспективная начальная школа». Вся методика проведения уроков и система заданий заложена в  самих учебниках и в рабочих тетрадях. Учителю не надо что­то изобретать, а главное самому разобраться в содержании  материала, внимательно изучить, какие виды и типы заданий предложены и  разобраться,  на  формирование каких УУД они направлены. Главное, чтобы работа проводилась в системе, по спирали­ от простого к сложному.   Хочу рассказать о некоторых приёмах работы на уроке русского языка, способствующими формированию познавательных УУД  из своей практики. Эффективность их в том, что они позволяют научить ребёнка самостоятельно мыслить. Рассмотрим   мы это на конкретных заданиях на уроке русского языка в 4 классе на этапе актуализации знаний и на этапе закрепления изученного материала. Этап актуализации опорных знаний.   Определить тему урока мне помогает игра «Волшебное яблочко».   ­  Я хочу с вами поближе познакомиться и расскажу о себе, используя разные выражения, в зависимости оттого, как поверну яблочко. А вы мне помогите (слайд №1) Посмотрите, я говорила об одном и том же, но использовала разные фразы, выражения. Выражения 1­го или 2­го столбика делали   нашу   речь   ярче,   выразительнее?   Вспомните,   как   называются   такие   выражения?(устойчивые   выражения)     Все   ли устойчивые выражения вам известны, знакомы? Хотели бы вы узнать новые устойчивые выражения и  узнать их тайны? ­ Давайте вместе назовём тему нашего сегодняшнего урока. (Устойчивые выражения) ­Предположите, с чем мы познакомимся?(С новыми устойчивыми выражениями, с их тайнами.) ­ Чему мы должны научиться на этом уроке?( Уметь понимать смысл устойчивых выражений, применять их  в речи, искать в тексте…) Таким   образом,   с   помощью   данной     игры   «Волшебное   яблочко»,  учащиеся   осмысливают     возникшую   трудность   и определяют   учебную задачу (т.е. самоопределение учащихся на основе антиципации­предугадывании того, что они должны делать на уроке). На данном этапесоздаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”); выделяется содержательная область (“могу”)­ (формирование познавательных УУД). На  этапе   закрепления   изученного   материала  хорошо   зарекомендовал   себя  прием   получения   информации   при   анализе иллюстраций.   Ребятам дается такое  задание «Представьте себя в роли художников. Ваша  задача состоит в том,чтобы по рисунку определить фразеологизмы, назвать их и объяснить одним словом»(Слайд 2,3)Форма работы здесь может быть любая: как парная, так и индивидуальная с последующей проверкой. В начальной школе большое внимание уделяется формированию умения работать с разными источниками информации, т.к. работа  с информацией (текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной) в наше время становится  необходимым интеллектуальным умением. Одним из показателей сформированности информационной компетентности  учащегося является умение пользоваться учебными словарями (а у нас их 5), находить в них нужную информацию,  анализировать ее и переводить из одного вида в другой.  При работе с фразеологизмами нельзя обойтись без приема работы с фразеологичским словарем.Эффективность данного  приёма объясняется столкновением прямого и переносного значений слова или выражения, введением в активный словарь  ребенка новых фразеологизмов, их толкований. Задание такого типа: «Откройте Словарь устойчивых выражений. Найдите и выпишите из него устойчивые выражения со следующими  значениями». ( Слайд 5) Ребята с удовольствием работают с фразеологическим словарем, при этом  на уроке может  присутствовать соревновательный момент. С целью формирования умения анализировать учебный материал, выделять отличительные признаки , систематизировать их,  использовать письменную и устную речь, использую прием конструирования текста на основе готовых фразеологизмов и  предлагаю следующее задание: ­  А теперь вы все становитесь писателями. Попробуйте составить мини­текст, используя подборку устойчивых выражений, и  учитывая название текста.Слайд 6 При выполнении этого задания лучше организовать групповую работу.       В заключении хочется сказать, что в процессе формирования познавательных  УУД на любом уроке, на любом этапе,  пожалуй, самое важное — научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших  классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии , а таили бы в себе возможность для  «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками,  сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.    Спасибо за внимание!

Мастер- класс по теме "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка при работе с фразеологизмами в начальной школе" ( 4 класс, русский язык)

Мастер- класс по теме "Формирование  познавательных  УУД на уроках русского языка при работе с фразеологизмами в начальной школе" ( 4 класс, русский язык)

Мастер- класс по теме "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка при работе с фразеологизмами в начальной школе" ( 4 класс, русский язык)

Мастер- класс по теме "Формирование  познавательных  УУД на уроках русского языка при работе с фразеологизмами в начальной школе" ( 4 класс, русский язык)

Мастер- класс по теме "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка при работе с фразеологизмами в начальной школе" ( 4 класс, русский язык)

Мастер- класс по теме "Формирование  познавательных  УУД на уроках русского языка при работе с фразеологизмами в начальной школе" ( 4 класс, русский язык)

Мастер- класс по теме "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка при работе с фразеологизмами в начальной школе" ( 4 класс, русский язык)

Мастер- класс по теме "Формирование  познавательных  УУД на уроках русского языка при работе с фразеологизмами в начальной школе" ( 4 класс, русский язык)

Мастер- класс по теме "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка при работе с фразеологизмами в начальной школе" ( 4 класс, русский язык)

Мастер- класс по теме "Формирование  познавательных  УУД на уроках русского языка при работе с фразеологизмами в начальной школе" ( 4 класс, русский язык)

Мастер- класс по теме "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка при работе с фразеологизмами в начальной школе" ( 4 класс, русский язык)

Мастер- класс по теме "Формирование  познавательных  УУД на уроках русского языка при работе с фразеологизмами в начальной школе" ( 4 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2019