Мастер- класс по теме "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка при работе с фразеологизмами в начальной школе" ( 4 класс, русский язык)
Мастер- класс по теме "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка при работе с фразеологизмами в начальной школе" ( 4 класс, русский язык)
«Формирование познавательных УУД на уроках русского языка при работе сфразеологизмами в начальной школе»
Бабина Людмила Ивановна,
учитель начальных классов
МКОУ лицея пгт Красная Поляна
Цель мастеркласса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке русского языка, способствующими
формированию познавательных универсальных учебных действий: получение информации при анализе иллюстраций, при
исследовании текста, при работе с фразеологическим словарем, прием конструирования текста на основе готовых
фразеологизмов.
Задачи:
1. Обобщить опыт работы по формированию познавательных УУД младших школьников
путем прямого и
комментированного показа последовательности действий, приемов и форм педагогической деятельности;
2. создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;
3.показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в
целесообразности его использования.
Материальнотехническое и методическое обеспечение:карточки с заданиями, компьютер, проектор, экран, презентация,
учебник «Русский язык» I и III части («Перспективная начальная школа» авт.: Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова)
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках русского языка;
предлагаемые на занятии приёмы работ можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.
Предполагаемый результат:
участники мастеркласса получат знания о формировании УУД на уроках русского языка, обсудят возможности его
применения в процессе обучения;
коллеги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с
представленными на мастерклассе.
Класс:4 класс, УМК «Перспективная начальная школа»
Тип урока: урок построения новых знаний (УПНЗ),базовый уровень
ФОПД: коллективная, работа в парах, групповая работа, индивидуальная (дифференцированная) работа учащихся Методы: проблемный, частичнопоисковый, практический, наглядный
Технологическая карта урока
Тема
Цель:
дать понятие
«фразеологизм»;
формировать умение
находить их в тексте и
объяснять значение,
обогатить речь учащихся
новыми
фразеологизмами,
развивать умение
работать с
фразеологическим
словарем
Устойчивые выражения
Задачи:
Образовательные: ввести термин «фразеологизм», учить использовать его в речи;
закрепить знания о синонимах и антонимах
Способствовать развитию связной речи, языковой интуиции; обогащению словаря
учащихся.
Воспитывать культуру поведения при коллективном способе обучения.
Формировать УУД:
Личностные:
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной
деятельности.
Регулятивные УУД:
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Умение принимать и сохранять учебную задачу
Умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность
действий на уроке; осуществитьвзаимо и самопроверку
Коммуникативные УУД:
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной
форме; слушать и понимать речь других)
Строить речевые высказывания согласно учебной ситуации.
Познавательные УУД:
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
Развивать умение работать с разными видами учебной информации.
Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания.
Личностные:
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы)
Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
Быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять
готовность к их обсуждению.
Метапредметные:
Регулятивные УУД :Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно
составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: строить понятные для одноклассников выказывания в рамках
учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при
работе в парах; способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и
друг с другом.
Познавательные УУД:Ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже
известного с помощью учителя; добывает новые знания, используя различную учебную
информацию; выполняет задания с использованием рисунков, анализа текста, строит
объяснение в устной форме, использует в речи научный термин, обогащает словарный запас
Предметные: учащиеся научатся находить фразеологизмы и объяснять их смысл;
заменять устойчивые выражения одним словом.
фразеологизмы
1)Русский язык. 3 часть, 4 класс, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова
2)Русский язык 2 часть, 4 класс ,М.Л.Каленчук,О.В.Малаховская,Н.А.Чуракова(Словарь
устойчивых выражений)
3)Карточки с заданиями, презентация, фразеологический словарь, тетради
Планируемый
результат
Основные понятия
Ресурсы:
основные
дополнительные Добрый день, уважаемые коллеги!
Я работаю учителем начальных классов.Реализация образовательных стандартов второго поколения изменила нашу роль как
учителя. Сейчас мы не даем готовые знания ребенку, а создаем условия на урокедля формирования УУД.
Мы все знаем, что УУД можно сгруппировать в четыре основных блока. Давайте еще разих вспомним и проговорим. Это…
(личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные). Все они очень важны, но я остановлюсь на одном из
основных видов УУД, которыми мы должны вооружить ученика познавательные УУД.
Как вы думаете, какие умения выпускника начальной школы станут результатом формирования познавательных УУД? (умение
осуществлять поиск информации, использовать схемы, модели; умение осуществлять анализ, синтез и классификацию,
устанавливать причинноследственные связи, делать обобщения, выводы и т.д.).
Я работаю по УМК «Перспективная начальная школа». Вся методика проведения уроков и система заданий заложена в
самих учебниках и в рабочих тетрадях. Учителю не надо чтото изобретать, а главное самому разобраться в содержании
материала, внимательно изучить, какие виды и типы заданий предложены и разобраться, на
формирование каких УУД они направлены. Главное, чтобы работа проводилась в системе, по спирали от простого к сложному.
Хочу рассказать о некоторых приёмах работы на уроке русского языка, способствующими формированию познавательных УУД
из своей практики. Эффективность их в том, что они позволяют научить ребёнка самостоятельно мыслить.
Рассмотрим мы это на конкретных заданиях на уроке русского языка в 4 классе на этапе актуализации знаний и на этапе
закрепления изученного материала. Этап актуализации опорных знаний.
Определить тему урока мне помогает игра «Волшебное яблочко».
Я хочу с вами поближе познакомиться и расскажу о себе, используя разные выражения, в зависимости оттого, как поверну
яблочко. А вы мне помогите (слайд №1)
Посмотрите, я говорила об одном и том же, но использовала разные фразы, выражения. Выражения 1го или 2го столбика
делали нашу речь ярче, выразительнее? Вспомните, как называются такие выражения?(устойчивые выражения) Все ли
устойчивые выражения вам известны, знакомы? Хотели бы вы узнать новые устойчивые выражения и узнать их тайны?
Давайте вместе назовём тему нашего сегодняшнего урока. (Устойчивые выражения)
Предположите, с чем мы познакомимся?(С новыми устойчивыми выражениями, с их тайнами.)
Чему мы должны научиться на этом уроке?( Уметь понимать смысл устойчивых выражений, применять их в речи, искать в
тексте…)
Таким образом, с помощью данной игры «Волшебное яблочко», учащиеся осмысливают возникшую трудность и
определяют учебную задачу (т.е. самоопределение учащихся на основе антиципациипредугадывании того, что они должны
делать на уроке). На данном этапесоздаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность
(“хочу”); выделяется содержательная область (“могу”) (формирование познавательных УУД).
На этапе закрепления изученного материала хорошо зарекомендовал себя прием получения информации при анализе
иллюстраций. Ребятам дается такое задание «Представьте себя в роли художников. Ваша задача состоит в том,чтобы по
рисунку определить фразеологизмы, назвать их и объяснить одним словом»(Слайд 2,3)Форма работы здесь может быть любая:
как парная, так и индивидуальная с последующей проверкой. В начальной школе большое внимание уделяется формированию умения работать с разными источниками информации, т.к.
работа с информацией (текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной) в наше время становится
необходимым интеллектуальным умением. Одним из показателей сформированности информационной компетентности
учащегося является умение пользоваться учебными словарями (а у нас их 5), находить в них нужную информацию,
анализировать ее и переводить из одного вида в другой.
При работе с фразеологизмами нельзя обойтись без приема работы с фразеологичским словарем.Эффективность данного
приёма объясняется столкновением прямого и переносного значений слова или выражения, введением в активный словарь
ребенка новых фразеологизмов, их толкований. Задание такого типа:
«Откройте Словарь устойчивых выражений. Найдите и выпишите из него устойчивые выражения со следующими
значениями». ( Слайд 5) Ребята с удовольствием работают с фразеологическим словарем, при этом на уроке может
присутствовать соревновательный момент.
С целью формирования умения анализировать учебный материал, выделять отличительные признаки , систематизировать их,
использовать письменную и устную речь, использую прием конструирования текста на основе готовых фразеологизмов и
предлагаю следующее задание:
А теперь вы все становитесь писателями. Попробуйте составить минитекст, используя подборку устойчивых выражений, и
учитывая название текста.Слайд 6
При выполнении этого задания лучше организовать групповую работу.
В заключении хочется сказать, что в процессе формирования познавательных УУД на любом уроке, на любом этапе,
пожалуй, самое важное — научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших
классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии , а таили бы в себе возможность для
«умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками,
сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.
Спасибо за внимание!
Мастер- класс по теме "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка при работе с фразеологизмами в начальной школе" ( 4 класс, русский язык)
Мастер- класс по теме "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка при работе с фразеологизмами в начальной школе" ( 4 класс, русский язык)
Мастер- класс по теме "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка при работе с фразеологизмами в начальной школе" ( 4 класс, русский язык)
Мастер- класс по теме "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка при работе с фразеологизмами в начальной школе" ( 4 класс, русский язык)
Мастер- класс по теме "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка при работе с фразеологизмами в начальной школе" ( 4 класс, русский язык)
Мастер- класс по теме "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка при работе с фразеологизмами в начальной школе" ( 4 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.