Мастер-класс по теме: «Приёмы целеполагания на уроках в начальной школе».
Оценка 4.9

Мастер-класс по теме: «Приёмы целеполагания на уроках в начальной школе».

Оценка 4.9
Семинары
docx
окружающий мир
3 кл
19.02.2018
Мастер-класс по теме: «Приёмы целеполагания на уроках в начальной школе».
мастер класс.docx
Мастер­класс по теме: «Приёмы целеполагания на уроках в начальной школе». Автор: Наталья Александровна Таранда, учитель начальных классов КГУ «Щербаковская средняя школа  имени Мариам Хакимжановой  Алтынсаринского района  Костанайской области». Цель: повысить мотивацию коллег к овладению приёмами целеполагания на уроках. Задачи: Продемонстрировать конкретные примеры целеполагания на уроках. Создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер­класса.                                            Ход мастер ­ класса. 1.Психологический настрой.  ­ Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.    ­ Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что же, кто не смог сделать утром, улыбнёмся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Я рада видеть ваши улыбки.      В.Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза  ­ чтобы смотреть   и   находить,   рот   –   чтобы   поглощать   пищу.   Всё   нужно   самому   себе,   кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.   Пусть это занятие принесет вам радость общения. Теперь вы готовы к работе.  2.  Вступительная беседа.  Сегодня мы с Вами будем говорить о современных приемах активного   целеполагания   (целеполагания   как   постановки  учебной   задачи   на   основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно). Послушайте одну притчу.  Дрона был величайшим мастером стрельбы из лука, и у него всегда было множество  учеников. Как­то раз он повесил на дерево мишень и спросил каждого из своих учеников,  что тот видит. А что бы вы ответили? (слушаю ответы) Первый ученик ответил: – Учитель! Я вижу дерево и мишень на нем. Другой ученик произнес: – Я вижу ствол дерева с мишенью, листву, солнце, птиц на небе… Третий сказал: – Я вижу тебя, мой Учитель, твоих учеников и дерево, на котором висит мишень. Остальные отвечали примерно то же самое. Затем Дрона подошел к своему лучшему  ученику Арджуне и спросил: – А ты что видишь, Арджуна? – Прости, Учитель. Наверное, у меня что­то случилось со зрением. Как я ни стараюсь, не вижу ничего, кроме центра мишени, – последовал ответ. Дрона повернулся к остальным ученикам и назидательно сказал: – Знайте: только такой человек может стать Попадающим в Цель. Тема моего мастер­класса: приёмы целеполагания на уроках в начальной школе.  ­ Как вы думаете, какая цель моего мастер­класса? (показать приемы целеполагания) ­ А тогда какая ваша цель как участников мастер­класса? (узнать приемы целеполагания) – пишу цель на доску. Несколько слов о том, почему я выбрала эту тему.     Если раньше я, как учитель, ставила свою цель на каждый урок, то теперь передо мной встала   проблема   обучения школьников приёмам   постановки   цели.   Цель   деятельности должна быть ориентирована на результат, соотноситься с конкретным уроком. Поэтому с моими учениками мы договорились о трех правилах постановки цели на уроке:     Цель должна быть достижимой.    Цель должна быть конкретной, четко сформулированной.        В этом хорошо помогает Таксономия Блума, где прописаны конкретные действия учащихся: сравнить, доказать, изготовить, упростить и т.д. Поставленная цель в упрощенном виде обязательно фиксируется на доске. Для этого у нас на доске есть специальное место. В   конце   урока   мы   обязательно   возвращаемся   к   цели,   зафиксированной   на   доске,   и проверяем, достигнута она или нет.          Я хочу предложить вашему вниманию некоторые приемы целеполагания, которые можно успешно использовать на уроках в начальных классах. Эти приемы универсальные, их можно использовать на уроках по любому предмету.       Формирование цели при помощи опорных глаголов. Например, тема урока: «Правописание –чк, ­чн».   Перед вами готовый набор глаголов, при   помощи   которых   осуществляется   запись   цели   (изучить,   знать,   уметь,   выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...). Здесь нам, безусловно, поможет таксономия Блума. Предложите, какова будет цель нашего урока по данной теме.  Прием:   Тема­вопрос   ­  (Тема   урока   формулируется   в   виде   вопроса.   Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос). Например, тема урока «Свойства умножения натуральных чисел» можно задать вопрос: "Какими свойствами обладает умножение натуральных чисел?"   ­ Что мы должны сделать на уроке, чтобы ответить на этот вопрос?  (чем больше мнений, чем   лучше   развито   умение   слушать   друг   друга   и   поддерживать   идеи   других,   тем интереснее и быстрее проходит работа) 1.     Повторить правила умножения чисел. 2. Выполнить несколько примеров на умножение нескольких чисел. 3. Определить закономерность изменений, сделать вывод.       Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: вам надо поклеить в комнате обои. Как вы сможете рассчитать какое количество рулонов понадобится?       Ситуация «Яркого пятна». Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете.   Совместно   определяется   причина   обособленности   и   общности   всего предложенного. занятия. Например, тема "Число и цифра 6".    ­ 2 4 1 6 3 5 0  Как вы думаете, какова тема и цель нашего урока? определяется   Далее тема цели и                 Исключение. Прием   можно   использовать   чрез   зрительное   или   слуховое   восприятие.   Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, выбор. лишнее, Например, тема урока "Дикие животные".  обосновывая найти свой                 Выбор цели урока из предложенных учителем Сообщив тему урока, учитель предлагает детям выбрать те задачи урока, которые будут соответствовать   данной   теме.   Например,   на   уроке   математики   при   изучении   темы «Сложение   многозначных   чисел»   учитель   может   предложить   на   выбор   школьникам следующие задачи: ­познакомиться с алгоритмом письменного сложения многозначных чисел ­уметь находить периметр прямоугольника ­научиться складывать многозначные числа ­изучить таблицу умножения на 9 Этот приём помогает обучать детей постановке конкретных целей.  Группировка Например: Тема урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих"  Разделите на группы следующие слова, обоснуйте свой выбор:  луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь.  Почему в одних словах пишется мягкий знак после шипящих, а в других нет? Какова будет цель нашего урока?       Верите ли вы, что…  Учащимся   в   начале   урока   на   листочках   даются   факты,   работая   в   группах,   дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «­». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они правы. Урок познания мира в 4 классе по теме «Животные».  заблуждались, оказались чём в а ...   у   хищных   птиц   самки   крупнее   и   сильнее самцов? (Да) ... дятлы умирают от сотрясения мозга? (Да) .. верблюды запасают воду в своих горбах? ... нильские крокодилы нападают на людей и на небольшие лодки? ... змеи — глухие существа? ...   укол   жала   скорпиона   смертелен   для человека? ...   носорог   своим   рогом   может   перевернуть автомашину? + + ­ + + ­ +  Метод «Корзина» позволяет на уроках закладывать основы целеполагания. Каждый ученик «сбрасывает в корзину» цель, которую он ставит на начало урока, и даже не очень успешный ученик рад, когда его образовательная цель совпадает с общей сформулированной, а затем находит её отражение в своей рефлексии по окончании урока. Благодаря этим приемам ребенок сам учится ставить перед собой конкретные цели.  Целеполагание предполагает: 1.Побуждение учащихся к достижению    цели.  2. Построение диалога. 3. Принятие цели (Зачем? Где? Для чего?) Заключение   Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения.   Дети учатся высказывать  свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.   Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно   сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.  Цель   (как   совокупность   ожидаемых   результатов   в   области   предмета, метапредметности)необходимо записать на доске.  При   обсуждении     выясняется,   что   цель   может   быть   не   одна   (   результатов, записанных через умения может быть несколько).   В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось достичь  на уроке, но и в зависимости от этого –  сформулировать свои образовательные задачи.  Наша миссия — великое искусство Знания в учеников вложить, Это нужно делать столь искусно, Чтоб при этом научить их жить. Правда, через тернии дорога Нам, порой, в работе предстоит, К постановке целей относитесь  строго,  Результат, не сомневайтесь,  поразит!

Мастер-класс по теме: «Приёмы целеполагания на уроках в начальной школе».

Мастер-класс по теме: «Приёмы целеполагания на уроках в начальной школе».

Мастер-класс по теме: «Приёмы целеполагания на уроках в начальной школе».

Мастер-класс по теме: «Приёмы целеполагания на уроках в начальной школе».

Мастер-класс по теме: «Приёмы целеполагания на уроках в начальной школе».

Мастер-класс по теме: «Приёмы целеполагания на уроках в начальной школе».

Мастер-класс по теме: «Приёмы целеполагания на уроках в начальной школе».

Мастер-класс по теме: «Приёмы целеполагания на уроках в начальной школе».

Мастер-класс по теме: «Приёмы целеполагания на уроках в начальной школе».

Мастер-класс по теме: «Приёмы целеполагания на уроках в начальной школе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018