Мастер класс по внеурочному мероприятию в музее школы
Оценка 4.9
Культурные мероприятия
doc
история +1
Взрослым
16.11.2018
в данной работе описаны новые методы и подходы в музейной педагогике. в музее происходит более близкое знакомство с предметами, экспонатами -отголосками нашей истории, детям интересно покрутить колесо прялки, покачать люльку, потрогать награды участников войны,подержать железный утюг, попробовать ухватом удержать чугунок.
Мастер.doc
ГУ «Михайловская средняя школа отдела образования акимата Мендыкаринского
Историкокраеведческий музей
района»
mshh@yandex.kz
Методическая работа по музейной педагогике:
«Новые возможности музейной педагогики»
Автор: Мышова Оксана Викторовна
учитель истории, руководитель музея.
20172018 г
1 Методическая работа по музейной педагогике:
«Новые возможности музейной педагогики»
Мышова Оксана Викторовна. учитель истории, руководитель школьного музея
«Историкокраеведческий музей»
Цель: создать условия для передачи опыта применения технологии музейной
педагогики в образовательном пространстве школы
Задачи:
знакомство учащихся с возможностями использования технологии
музейной педагогики с целью формирования нравственной и
ответственной личности
передача учителем своего опыта путем прямого и
комментированного показа форм педагогической деятельности
( демонстрация фрагментов экскурсий; представление опыта
волонтёрского движения в рамках музейной деятельности; показ техники
изготовления поздравительной открытки ветерану войны)
Планируемый результат
:
Повышение уровня профессиональной компетентности
присутствующих педагогов, их мотивации на системное использование в
образовательном пространстве школы технологии музейной педагогики
Этап
Моя деятельность
1.
Подготовит
ельно
–
организаци
онный
Если хочешь научить меня чему – то….
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках…..
Деятельн
ость
участнико
в
Рассажив
ание по
группам.
В центре
на
домоткан
ом
полотне
расставле
ны
2 Я – К
1.1.
Приветств
ие.
Вступител
ьное слово.
Я – Мышова Оксана Викторовна , учитель истории,
руководитель школьного музея .
Перед вами лежат предметы. Как они могут быть
использованы в образовательном процессе школы?
Мы с вами вышли на тему нашего разговора «Новые
возможности музейной педагогики».
1.2.
Определени
е целей и
задач
мастер –
класса
В моей педагогической деятельности наступил момент, когда
мне стало очевидно, что одних уроков для формирования у
моих учеников нравственных качеств патриота, гражданина
явно недостаточно. Пришли дети с другим
миропониманием, с другим мироощущением. Они не
понимают даже многих слов, привычных для моего
поколения – веретено, коромысло, сундук и т.д. Да что там
веретено! Не все понимают, почему нужно было носить
пионерский галстук, почему надо было собирать металлолом
(»А я бы отказался»). Как объяснить им то, что мне
кажется естественным и простым? Как не дать прерваться
памяти поколений?
Пришла к выводу, что осуществить это можно
педагогу с позицией воспитателя.
Необходимость обновления методов и форм
образовательного процесса привела к активному внедрению
средств музейной педагогики в школу. С 1988 года в школе
работает паспортизированный музей «Историко
краеведческий музей». На мой взгляд, именно музей у нас в
школе помогает решать многие проблемы в воспитании
детей.
музейные
предметы
Ответы
участнико
в
3 Цель мастер – класса: познакомить вас с опытом
использования средств музейной педагогики в
образовательном пространстве школы.
2. Ход
мастер
класса
2.1.
Краткая
характерис
тика
основных
идей
технологии
музейной
педагогики
Что же такое, музейная педагогика?
Педагогический словарь даёт следующее определение
музейной педагогике: «Музейная педагогика – область
науки, изучающая историю, особенности культурной
образовательной деятельности музеев, методы
воздействия музеев на различные категории посетителей,
взаимодействие музеев с образовательными
учреждениями».
Таким образом, это слияние педагогики, музея,
музееведения, психологии.
Пришла из Германии. (кратко об истории)
В технологии музейной педагогики заложены огромные, на
мой взгляд, возможности.(Самореализация, эмоциональное и
интеллектуальное воздействие, интерес на уроках и во
внеурочной работе и т. д.)
Процесс
восприяти
я
теоретиче
ских
основ
технологи
и
Ключевыми понятиями музейной педагогики,
определяющими подходы к организации деятельности
школьного музея, являются:
1.
Музейный предмет – прежде всего подлинник,
4 обладающий большой научной, мемориальной,
исторической и художественной значимостью, его можно
в определенных условиях музейнопедагогической ого
деятельности «брать в руки», «рассматривать»,
манипулировать им. Он должен сохранять знаковость,
образсимвол определённой эпохи, культуры,
определённой позиции творца.
2.
Музейная культура представлена и как
хранилище, набор музейных предметов, и как культура,
втягивающая в себя, р процессы производства и
воспроизведения предметов культуры.
Музейная коммуникация – взаимоотношения музейного
педагога с аудиторией в условиях музейной культуры
Цель музейной педагогики – создание условий для развития
личности путём включения её в многообразную деятельность
школьного музея.
Задачи музейной педагогики:
Воспитание любви к школе, уважения к учителям,
работникам школы;
Воспитание любви к родному краю и людям,
заботящимся о его процветании;
Формирование самосознания, становления активной
жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в
окружающем мире;
Развитие творческих и организаторских
способностей, предоставление возможности
реализоваться в соответствии со своими склонностями
и интересами, выявить свою неповторимую
индивидуальность;
Формирование детсковзрослой совместной
деятельности на материале музейной практики;
Освоение нового типа учебных занятий,
формирование профессиональной компетентности
музейного педагога;
Формирование системы критериев и механизмов
оценки образовательного результата музейной
педагогики.
Мне представляется самой главной задачей
– сохранение памяти. Сегодня мне хочется заострить ваше
внимание лишь на одной из составляющих технологии
5 музейной педагогики – формах работы.
2.2.
Моделирова
ние
1. Существуют разные классификации форм музейной
деятельности. По классификации Ботяковой О.А. (Русский
этнографический музей) выделяют два типа: 1) формы,
производные от образовательновоспитательной функции
музея (лекция, консультация, музейный урок, музейное
занятие)
2) формы, производные от рекреационной функции музея
(экскурсия, спектакль, концерт, бал, мастеркласс,
виртуальный музей).
Музейные предметы включаются мной не только
в музейные занятия, но и используются на уроках истории,
как дополнение к рассказу, как символ эпохи, как начало к
исследованию.
2. Скажите, пожалуйста, на каких уроках можно
использовать лежащие перед вами музейные предметы ?
Предложите свои варианты тем, заданий.
3. Представьте, пожалуйста, свои работы (поделитесь
вашими предложениями)
(Мои варианты)
4. (Подведение итогов) Я считаю, что применение в
учебном процессе музейных предметов даёт
эффективные воспитательные результаты:
Формируется мотивация к изучению истории
Я задачи
не
проговари
ваю,
делаю
только
сноску и
вывод
Самостоя
тельная
работа
слушател
ей по
разработк
е
собственн
ых
вариантов
включени
я
музейных
предмето
в в
образоват
ельный
процесс
6 Воспитывается любовь и уважение к минувшим
поколениям
Расширяются горизонты знаний учеников (приём
«Демонстрация экспоната в действии» щипцы для
колки сахара, прялка, люлька детская и т.д.)
Обсужден
ие
результат
ов работы
2 тип форм
В нашей внеурочной практике широко используется
форма культурнообразовательной деятельности музея
экскурсия. Виды разные – традиционные, интерактивные,
передвижные, виртуальные. Чаще используется
традиционные экскурсии по музею. Музей очень любят
посещать учащиеся начальных классов. С восторгом
осматривают предметы быта и народного творчества.
Инновационной формой музейных экспозиций в школе
являются передвижные выставки – одна из самых
любимых это : «Первый директор школы ,участник Великой
Отечественной войны –Радченко В.Н»
Более старшим учащимся предлагается экскурсия «Война
болит в душе моей»
У многих выпускников – афганцев дети учились или
учатся в нашей школе. И, когда речь заходит об их
Ляхович
Екатерин
а –
крутит
прялку
Тютеева
Лаура и
Мышова
Алина
экскурсо
воды
(передви
жная
выставка
)
7 Передвижн
ая выставка
Библиотечн
омузейный
урок
Жасуланов
цы спешат
на помощь
Мастер –
класс от
учителя
технологии
родителях, у них на лицах – чувство гордости. Так, через
любовь к малому – своим родным – вырастает любовь к
большому. Чувство сопричастности к истории Родины.
На базе музея проходят встречи с ветеранами, тружениками
тыла эта форма работы плавно перетекает в другую
концерты.
Концерт тесно соприкасается с проблемой использования
музыки в музейной коммуникации. (1) для «озвучивания»
экспозиции 2) музыка как звучащий экспонат (выступление
хора на встрече с ветеранами 3) концерт в музее
(творческие встречи с выпускником школы –Батиновым
Адаем)
Музейная акция – совокупность музейных мероприятий,
чаще всего связанных с открытием и функционирование
новой экспозиции или выставки. Например, открытие
экспозиции «Недаром помнит вся страна» сопровождалась
экскурсиями, защитой творческих проектов, выступлением
детей с инсценировками, стихами, литературными
композициями, выставкой детских рисунков и т. д.
На базе музея действует ещё одно новое направление
музейной деятельности– волонтёрское движение. Эту работу
возглавляет вожатая школы Бурбаева Гаухар Акпановна,
слово ей.
Выступление Бурбаевой Г.А
Музей – это работа коллектива. Разработка архитектурно
художественного решения экспозиций, изготовление
вспомогательного музейного фонда (рисунки, макеты,
памятные альбомы и т. д.) – это во многом дело творческой
головы и умелых рук учителей трудового воспитания
Соловьевой Т.С и Вергизова А.А , организатора
Работа
участник
ов над
изготовле
нием
открытк
и
8 воспитательной работы в школе Булатовой Менслу
Ищановны. А сейчас Соловьева Татьяна Самарбаевна
представляет ещё одну форму музейной работы Мастер
класс.
(Показ техники выполнения праздничной открытки
ветерану).
Мне представляется, что за технологией музейной
педагогики будущее, так как «вне памяти, вне традиции и
культуры нет личности. Память формирует духовную
крепость человека». Если мы будем этим заниматься,
надеюсь, что таких событий, о которых поётся в песне «9
медалей», у нас в стране не будет
Спасибо всем за работу.
Вручение участникам встречи эмблем с символикой музея.
Экскурсия начальных классов в школьный музей
(представ
ление
папок с
поделкам
и,
варианты
открыток,
портреты,
вылеплен
ные
детьми)
Звучит
песня в
исполнен
ии
Е.Копыло
вой «9
медалей»
(запись)
9 Экскурсовод проводит экскурсию для учащихся школы, посвященную
первому директору школы Радченко В.Н.
10 Уголок славянской культуры
11 Уголок мусульманской культуры
12 Предметы быта
13 Встреча с тружениками тыла
14 Акция «Твори добро»
15 Выставка декоративноприкладного творчества
16 Акция «Открытка ветерану»
17 Военнопатриотическое направление
18 19
Мастер класс по внеурочному мероприятию в музее школы
Мастер класс по внеурочному мероприятию в музее школы
Мастер класс по внеурочному мероприятию в музее школы
Мастер класс по внеурочному мероприятию в музее школы
Мастер класс по внеурочному мероприятию в музее школы
Мастер класс по внеурочному мероприятию в музее школы
Мастер класс по внеурочному мероприятию в музее школы
Мастер класс по внеурочному мероприятию в музее школы
Мастер класс по внеурочному мероприятию в музее школы
Мастер класс по внеурочному мероприятию в музее школы
Мастер класс по внеурочному мероприятию в музее школы
Мастер класс по внеурочному мероприятию в музее школы
Мастер класс по внеурочному мероприятию в музее школы
Мастер класс по внеурочному мероприятию в музее школы
Мастер класс по внеурочному мероприятию в музее школы
Мастер класс по внеурочному мероприятию в музее школы
Мастер класс по внеурочному мероприятию в музее школы
Мастер класс по внеурочному мероприятию в музее школы
Мастер класс по внеурочному мероприятию в музее школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.