Мастер-класс "Познание начинается с того, что обыденно"
Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
русский язык
Взрослым
28.09.2018
Использование элементов исследования в деятельности младших школьников.В данной работе отображена актуальность данной темы. Предложены элементы исследования,которые можно применять в учебном процессе для формирования исследовательской деятельности младших школьников.Представлено в виде таблицы отличие проектной деятельности от исследовательской деятельности.Формирование универсальных учебных действий обучающихся.мастер-класс "Познание начинается с тог, что обыденно"
МАСТЕР.docx
«МАСТЕРКЛАСС»
«Познание начинается с того, что обыденно»
(Использование элементов исследования в деятельности младших
школьников)
Работа с аудиторией
Уважаемые коллеги прошу Вас ответить на вопрос, что означает данное действие,
которое вы видите ( рукопожатие)
Когда мы его можем наблюдать? ( при встрече мужчин, когда встречаются при
встрече; достижение в переговорах успеха)
Где мы можем увидеть данное? ( на улице, на страницах журналов, по
телевидению)
Уважаемые коллеги, кто кт сейчас принял участие в данной работе , приглашаю
Вас на участие в мастеркласс. (занимают свои места за рабочим местом 3
человека)
Вашему вниманию мастеркласс «Почему? Зачем? Как? Отчего? …»
(Использование элементов исследования в деятельности младших школьников)
Слайд 1 (название Мастеркласса)
«Познание начинается с удивления тому, что обыденно»
(Использование элементов исследования в деятельности младших
школьников)
Мастер
В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих,
активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и
задачи. Актуальность фразы «Ученик получит возможность научиться» приводит
меня к противоречию между традиционной подачей материала на уроке и
требований ФГОС,в котором приоритетным становится использование в
образовательном процессе технологий деятельностного типа, посредством
развития универсальных учебных действий. Решение этой проблемы, по моему
мнению , в одном в
переходе ученика на более сложный уровень деятельности через исследовательскую деятельность, что ведёт к повышению
его интеллектуальных и творческих способностей.
Слайд 2 (высказывание)
«В сфере развития познавательных учебных действий приоритетное внимание
уделяется практическому освоению обучающимися основ проектной и
исследовательской деятельности» (Фундаментальное ядро содержания общего
образования)
«В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт
проектной и исследовательской деятельности как особой формы учебной
работы, способствующей воспитанию, самостоятельности, инициативности,
ответственности, повышению мотивации, и эффективности учебной
деятельности»
(Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения)
Мастер
Осмыслив фразы, спроектированные на экране, способности не только
формируются в деятельности, но в ней и проявляются. Важным элементом
формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени
начального общего образования является включение младших школьников в
активную, познавательную, исследовательскую деятельность.
Важно помнить ,что проект и исследование два разных понятия и отличаются друг
от друга выполнением
Слайд 3 (сравнение)
Проектная деятельность
Исходная проблема;
Заранее определённая цель;
План предстоящей работы.
По завершении работы над
проектом должно быть
сделано следующее:
Решена исходная проблема
(предложен способ её решения);
Создан проектный продукт (как
одно из средств решения
Исследовательская деятельность
Мотивация исследовательской
деятельности ( возникновение у
учеников
или
проблемы, интерес к явлению);
Определение примерной темы
вопроса
работы;
Выбор объекта исследования;
Постановка цели и задач
исследования;
Формулировка
рабочей проблемы проекта);
Представлен письменный отчёт
о ходе работы;
Проведена публичная защита
проекта
гипотезы;
Выбор методов проведения
исследования;
Поиск и изучение литературы
по выбранной теме;
Планирование и выполнение
собственных исследований;
Анализ
полученных
результатов, формулирование
вывода
Главное отличие проектной и исследовательской деятельности в постановке цели.
Цель проектной деятельности реализация проектного замысла, а целью
исследовательской деятельности является уяснение сущности явления, истины,
открытие новых закономерностей.
Слайд 4 ( на экране – человек у станка, природа, телефон, печатная
машинка)
Мастер
Прошу посмотреть на экран ( картинки человек, природа, самолёт)
Что общего между изображениями на экране? ( система)
Моя задача мастеркласс продемонстрировать некую систему в обучении
младших школьников азам исследовательской деятельности.
Слайд 5 ( на экране –самолёт , птица, снежинка)
Вернёмся к изображениям: чем отличаются они? ( предназначение, материал,
лексическое значение)
Что общего между ними? ( перемещаются, скорость) Сейчас мы с вами отрабатывали умение классифицировать, овладеть которым
очень важно для маленького исследователя, так как развивает критическое
мышление, логику.
Как показали исследования немецких учёных, человек запоминает только 10%
того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 5070%
запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном
обнаружении и формулировании проблем
Слайд 6 ( таблица усвоение материала)
Усвоение материала на 90%
самостоятельная постановка проблем
выработка возможных вариантов
решения проблемы
формулировка выводов и прогнозов
Мастер:
Система исследовательской
деятельности
мотивация исследовательской
деятельности (возникновение у
учеников
или
проблемы, интерес к явлению)
определение примерной темы
вопроса
работы;
выбор объекта исследования;
постановка цели и задач
исследования;
формулировка
рабочей
гипотезы ;
выбор методов проведения
исследования;
поиск и изучение литературы по
выбранной теме;
планирование и выполнение
собственных исследований
анализ
полученных
результатов , формулирование
выводов И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности,
и самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения,
формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%
Сравнивая левую и правую таблицы , понимаем, что такой эффект может дать
именно исследовательская деятельность, которая представляет собой некую
систему. Рассмотрим основные её элементы.
«Познание начинается с удивления тому, что обыденно», говорили ещё древние
греки.
Рассмотрим данное
Слайд 7 (развитие умений видеть проблемы)
1 этап
Развитие умений видеть проблемы
Виды заданий:
Посмотри на мир чужими глазами.
Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему.
Составь рассказ, используя данную концовку.
Составь рассказ, используя данное начало.
Поменяй героев местами.
Определи сколько значений у предмета.
Назови как можно больше признаков предмета.
1 этап в работе выявление проблемы.
Проблема краеугольный камень любого исследования. С неё собственно и
начинается исследование. Предлагаю задания и упражнения для развития умения
видеть проблемы, которые применяю на практике. Одно из самых важных свойств
в деле выявление проблемы способность изменять собственную. Точку зрения,
смотреть на объект исследования с разных сторон.
Слайд 8 ( выдвижение гипотезы)
2 этап Развитие умений выдвигать гипотезы
( уметь предвидеть события, предполагать, используя слова : «может быть»,
«предположим», «допустим», «возможно», «что если» , «наверное»).
Задания – рассуждения.
Например: « Давайте вместе подумаем, почему у божьей коровки есть
пятнышки?»
Упражнения на обстоятельства.
При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?
При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и
даже вредны?
Задания типа «Найди возможную причину события».
Например : Молоко прокисло
Сформулируйте вопрос по ответу
Мастер
Далее – выдвижение гипотезы.
Проблема может быть стара, как мир, но способы её решения и осмысления могут
быть самыми разнообразными. На этом этапе важно научиться строить
предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и
гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как
решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логического
рассуждения, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем больше число
событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает.
Слайд 9 (анализ полученных результатов)
3 этап
Анализ полученных результатов, формулирование выводов
Всё внимание к группе. Коллегам предложена работа: Взаимосвязь между
величинами : скорость, время, расстояние
ЧИТАЕТ ГОТОВЫЙ ОТВЕТ
Работа, которую мы выполнили , представлена вам в виде кластера
В центре ПРОБЛЕМА (сможет ли антилопа догнать гепарда) Далее гипотеза (Предположим, что антилопа догонит гепарда)
Далее – возможные варианты решения
В ходе проведённых вычислений мы пришли к тому, что антилопа не сможет
догнать представителя семейства кошачьих, так как так как существенную роль
играет скорость, которую развивает каждый представитель животного мира.
Величины: скорость, время, расстояние взаимосвязаны между собой. Поэтому
выдвинутая ранее гипотеза не подтвердилась.
Происходит формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
1. Смыслообразование
Развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения.
2. Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное).Формирование
целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы
3. Нравственноэтическая ориентация Умение не создавать конфликтов и
находить выходы их спорных ситуаций
Познавательные:
1. Смысловое чтение и работа с информацией. Сформированность умения
строить сообщения в устной и письменной форме.
2. Смысловое чтение и работа с информацией
3. Освоенность методов познания, инструментария и понятийного
аппарата, логических действий и операций сформированность умения
анализировать объекты с заданными признаками с выделением существенных
и несущественных признаков
Регулятивные
1. Целеполагание. Сформированность умения принимать и сохранять учебную
задачу
2. Оценка Сформированность умения в сотрудничестве с учителем оценивать
правильность выполнения действий на уровне соответствия результата
заданным требованиям.
3. Коррекция Сформированность умения в сотрудничестве с учителем вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и характера сделанных ошибок.
Коммуникативные 1. Постановка вопроса Сформированность умения формулировать вопрос
партнёру по общению.
2. Разрешение конфликтов
сформированность способности учитывать
существование у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной.
Вывод:
Может быть истинное решение в процессе исследования и не будет найдено, но
мы , учителя должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат
это формирование УУД и помогает нам исследовательская деятельность.
Осталось только выяснить, является ли мой вариант работы с учащимися
универсальным? Где бы вы смогли применить его в своей деятельности?
Спасибо.
.
Мастер-класс "Познание начинается с того, что обыденно"
Мастер-класс "Познание начинается с того, что обыденно"
Мастер-класс "Познание начинается с того, что обыденно"
Мастер-класс "Познание начинается с того, что обыденно"
Мастер-класс "Познание начинается с того, что обыденно"
Мастер-класс "Познание начинается с того, что обыденно"
Мастер-класс "Познание начинается с того, что обыденно"
Мастер-класс "Познание начинается с того, что обыденно"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.