Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.
Оценка 4.8

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Оценка 4.8
Раздаточные материалы
docx
русский язык
Взрослым
16.10.2018
Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.
Настоящие методические рекомендации подготовлены для помощи преподавателям русского языка и литературы СПО в составлении заданий и организации олимпиады по русскому языку. Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиады по русскому языку, требования к структуре и содержанию олимпиадных задач рекомендуемые источники информации для подготовки задач, а так же рекомендации по оцениванию решений участников олимпиады. Надеюсь, что представленные рекомендации окажутся полезными при проведении олимпиад по русскому языку, и желаю успехов организаторам их проведения.Настоящие методические рекомендации подготовлены для помощи преподавателям русского языка и литературы СПО в составлении заданий и организации олимпиады по русскому языку. Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиады по русскому языку, требования к структуре и содержанию олимпиадных задач рекомендуемые источники информации для подготовки задач, а так же рекомендации по оцениванию решений участников олимпиады. Надеюсь, что представленные рекомендации окажутся полезными при проведении олимпиад по русскому языку, и желаю успехов организаторам их проведения.
Олимпиада РЯ.docx
Министерство образования и науки РС (Я) ГБПОУ РС (Я) «Усть­Алданский техникум» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению олимпиады по русскому языку.  Автор: Иванова Н.К.­преподаватель общеобразовательных дисциплин  ГБПОУ РС (Я) «Усть­Алданский техникум» 2017г СОДЕРЖАНИЕ 1. Вводная часть 2. Оргкомитет и жюри Олимпиады 3. Форма и порядок проведения Олимпиады 4. Подведение итогов Олимпиады 5. Материально­ техническое обеспечение проведения Олимпиады 6. Общая характеристика заданий Олимпиады I. Задачи Олимпиады и выбор заданий для её проведения. II. Формулировки заданий III. IV. Типы заданий Типы творческих заданий 7. Материалы для подготовки Олимпиады ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Настоящие методические рекомендации подготовлены для помощи  преподавателям русского языка и литературы СПО в составлении заданий и  организации олимпиады по русскому языку. Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения  олимпиады по русскому языку, требования к структуре и содержанию  олимпиадных задач рекомендуемые источники информации для подготовки  задач, а так же рекомендации по оцениванию решений участников олимпиады. Автор надеется, что представленные рекомендации окажутся полезными при  проведении олимпиад по русскому языку, и желает успехов организаторам их  проведения.  Олимпиада по русскому языку – это новое образовательное пространство,  создаваемое с целью популяризации знаний, формирования мотивации, ответственности студентов и преподавателя за уровень знаний, создание духа  соревновательной, здорового соперничества, подведение итогов работы. Олимпиада по русскому языку является одной из наиболее массовых форм  внеаудиторной работы по русскому языку и помогает готовить студентов к  жизни в современных условиях, и прежде всего – в условиях конкуренции. В основе подготовке к олимпиаде должен лежать принцип системности и  непрерывности: подготовка к Олимпиаде должна быть непрерывным процессом,  начинающимся в начале учебного года. В течение учебного года для студентов  следует проводить мини­Олимпиады и разнообразные интеллектуальные игры.  Это поможет избежать стрессов на Олимпиаде в конце учебного года. Целями Олимпиады по русскому языку являются:    стимулирование интереса студентов и обучающихся к русскому языку выявление студентов и обучающихся, интересующихся русской  филологией вообще и русским языком в частности активизация творческих способностей студентов и обучающихся  популяризация русского языка как науки и учебной дисциплины  ОРГКОММИТЕТ И ЖЮРИ ОЛИМПИАДЫ Конкретная дата проведения устанавливается организатором. Для проведения  Олимпиады создаются Оргкомитет и жюри. Оргкомитет может состоять из  представителей методической службы, преподавателей ОУ. Состав жюри  формируется из преподавателей предметников гуманитарного цикла и  представителей администрации ОУ. Оргкомитет совместно с жюри определяет  порядок проведения Олимпиады. Олимпиада проводится по олимпиадным заданиям, которые разрабатывает  преподаватель русского языка и литературы с учетом рекомендаций  методической кафедры общеобразовательных дисциплин. Организационно­технологическое обеспечение процедуры проведения  Олимпиады по русскому языку осуществляет Оргкомитет. ФОРМА И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Олимпиада «Русский язык без границ» проходит в один (письменный) тур в виде  ответов на конкретно поставленные вопросы или решений лингвистических и  творческих задач. Письменный тур Олимпиады состоит из 20 заданий. Задания следуют в  произвольном порядке. Их расположение определяется необходимостью смены  форм умственной деятельности и переключения внимания и степенью  сложности. Вопросы должны иметь однозначный ответ. При оценке выполнения  заданий наряду со знанием учебной программы по русскому языку оцениваются  также лингвистическая эрудиция, языковая интуиция, аналитические навыки,  умение рассуждать логически. При проведении Олимпиады рекомендуется выделить кабинетные помещения  для участников так, чтобы были созданы свободные условия для работы – один  человек за партой. Все участники должны быть ознакомлены со временем  выполнения заданий. Рекомендуемое время для студентов I­III курсов очной  формы обучения – 4 академических часа. Рекомендуемое время начала  Олимпиады – 10:00 по местному времени. Каждый участник должен быть  обеспечен комплектом заданий и канцелярскими принадлежностями (бумага,  ручки). Руководствуясь целями проведения Олимпиады «Русский язык без границ»,  необходимо обеспечить наличие в кабинетном помещении и использование  текстов художественной литературы, словарей, учебно­методической  литературы, электронных книг и сети Интернет. Для организации и контроля над выполнением олимпиадных заданий по  русскому языку рекомендуется привлечь преподавателей – не словесников. По окончании времени проведения Олимпиады работы участников собираются и  сдаются в Оргкомитет, который производит шифровку работ и передает их на  проверку. Жюри проверяет и оценивает выполненные олимпиадные задания ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОЛИМПИАДЫ Определение победителей и призеров Олимпиады осуществляется на основе  Положения об организации и проведения Олимпиады «Русский язык без границ»  (см. Приложение №1) После проверки работ проводится их разбор: жюри отмечает лучшие ответы,  интересные подходы, оригинальное оформление, называет победителей. Кроме  анализа по группам, используются и другие формы информации: сообщение о  результатах на стендах, на сайте учебного заведения, в местных средствах  массовой информации. Оглашение имен победителей и награждение проходит в торжественной  обстановке. Для проведения апелляции участник подает письменное заявление на имя  председателя жюри в течение одного часа с момента объявления результатов.  Апелляция проводится в течение трех часов с момента объявления результатов.  Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий не могут быть  предметом апелляции и пересмотру не подлежат. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ Для проведения Олимпиады по русскому языку требуется кабинетное  помещение с аудиторией по 20­30 столов; достаточное количество экземпляров  заданий; чистая бумага для черновиков, авторучки, скрепки или степлер. Для  составления рейтинга участников Олимпиады и наградных документов  желательно использовать компьютер (ноутбук) с программой Word и EXEL. В здании, где проводится Олимпиада должен, быть оборудованный по всем  правилам медицинский пункт с медицинским работником, работающим в момент проведения Олимпиады. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЙ ОЛИМПИАДЫ I. Задачи Олимпиады и выбор заданий для ее проведения. Участники должны продемонстрировать:     владение орфоэпическими нормами русского литературного языка знание семантической системы современного русского литературного  языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слов знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности  знание программ художественных произведений   умение пользоваться словарями, справочниками, учебно – методической  литературой   умение пользоваться IT – технологиями и сетью Интернет  коммуникативные умения и навыки   творческие способности Главная задача Олимпиады – выявление и поддержка одаренных студентов,  способных к углубленному изучению и научному исследованию языка. Такая задача обуславливает и требования к олимпиадным заданиям. Они должны быть разнообразные по форме и содержанию. Желательно, чтобы преподаватели  включили по 2­3 задания, связанные с профессиональным образованием  студентов/обучающихся. II. Формулировка заданий. Формулировки заданий должны быть четкими, ясными. В задании должна  подразумеваться или быть указана форма ответа (подчеркнуть…, обозначить  графически…,сформулировать…), а в некоторых случаях и его объем. В  большей степени задачам Олимпиады соответствуют задания, требующие  развернутого ответа, демонстрирующие культуру письменной речи, способность  студентов и обучающихся последовательно и доказательно излагать свою точку  зрения. Задания, для выполнения которых необходимо аргументация, включают  формулировки «докажите», «обоснуйте», «дайте мотивированный ответ».  Ответ – рассуждение демонстрирует навыки аргументирующей речи. I. Типы заданий.  Лингвистические тесты (задания №№1,2,3,4,5,6,7,8 см. Приложение №2) К этому типу относятся задания, предполагающие воспроизведение знаний  определенного раздела языка (орфоэпии, фразеологии, лексики, грамматики).  Эти задания позволяют выявить широту кругозора, знания истории русской  письменности, историко – культурных сведений о языке, его стилистических  ресурсов.  Лингвистические задачи. Типология лингвистических задач учитывает разные виды деятельности,  необходимые для успешного выполнения олимпиадных заданий. В реальной  речевой деятельности, которая всегда более разнообразна, чем «правила языка»  студенты и обучающиеся сталкиваются с текстами, преподносящими трудные задачи для всех говорящих и читающих. Поэтому классификацию заданий,  возможно, производить в рамках отношений текста и языка (от текста к языку и  обратно). 1. От текста к языку (задания №№8,16 и др., см. Приложение №2). В  заданиях этого типа предлагается текст, требуется сделать вывод о  свойствах языковых единиц. 2. От языка к тексту (задания №9 см. Положение № 2). В этих заданиях  моделируется активная речевая деятельность. Исходным условием  являются правила, закономерности языка. Требуется применить эти  сведения к анализу предложенных фактов речи. 3. От языковых фактов к системе языка (задания №№17,19 см. Приложение  № 2). В этих заданиях студенты и обучающиеся не должны опираться на  предложенный текст, ни самостоятельно составлять какой – либо  заданный текст. Ответы на поставленные вопросы требуют аналитического подхода понимания, как системных внутриязыковых связей языка, так и  межуровневых.  IV. Типы творческих заданий. Задания №№18,20 (см. Приложение № 2) связаны с творческой переработкой  текста (создание триолета) и написанные сочинения. Они оцениваются по  следующим параметрам: доказательность, логичность и последовательность,  аргументированность, композиционная стройность, выразительность, речевое  разнообразие. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОЛИМПИАДЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК БЕЗ ГРАНИЦ» 1. Русский язык. Всероссийская олимпиада. Выпуск 1, М: Просвещение,  2008. 2. Русский язык. Всероссийская олимпиада. Выпуск 2, М: Просвещение,  2009. 3. Русский язык. Всероссийская олимпиада. Выпуск 3, М: Просвещение,  2011. 4. http://www.rosolymp.ru 5. http://www.philologia.ru – учебный филологический ресурс, учащий читать  тексты художественной литературы в форме решения увлекательных  задач. ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Министерство образования и науки РС(Я) ГБПОУ РС (Я) «Усть­Алданский техникум» ПОЛОЖЕНИЕ о проведении олимпиады  по общеобразовательной дисциплине «Русский язык» для студентов в ГБПОУ РС (Я) «Усть­Алданский техникум» Хоногор 2017г ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Настоящее положение о проведении олимпиады по русскому языку для  студентов  на базе ГБПОУ РС (Я) «Усть­Алданский техникум» (далее  Положение) определяет правила организации и проведения олимпиады, её организационно­методическое обеспечение, правила участия и порядок  определения победителей. ЦЕЛЬ ОЛИМПИАДЫ Целью Олимпиады является расширение круга людей, увлеченных русским  языком, удовлетворение интереса студентов к родному языку, повышение  авторитета русского языка.  СРОКИ И РЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ Сроки проведения Олимпиады – Время для выполнения заданий – 3 астрономических часа (4 урока) ПРАВИЛА УЧАСТИЯ В ОЛИМПИАДЕ В Олимпиаде могут принять участие все, кто считает себя человеком русской  культуры и признает русский язык родным. Участниками Олимпиады могут быть студенты любого курса и любой группы. Задания можно выполнять в любой последовательности.  Участник вправе выполнить любое количество заданий из числа  предложенных. Выполненные задания проверяются членами группы по обработке ответов. ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ В качестве заданий участникам предлагаются вопросы по орфоэпии,  словообразованию, грамматике, лексике, правописанию, стилистике, русской  литературе и культуре. Последнее задание Олимпиады – сочинение. Общее  количество заданий – 20. Каждый вопрос из пакета заданий оценивается, в зависимости от его сложности,  определенным количеством баллов (баллы указываются при объявлении  заданий). Таким образом, участник может оценить значимость каждого ответа и  выбрать возможность ответа на все вопросы или на наиболее «ценные» из них.  Жюри вправе присудить участнику дополнительные баллы (не более двух) за  тщательность выполнения каждого задания.  Для выполнения заданий Олимпиады участники могут пользоваться  любыми справочными материалами. ОБРАБОТКА ОТВЕТОВ Баллы за выполненные задания выставляет рабочая группа по методическому  обеспечению конкурсных заданий и обработке ответов в течение 2­х дней после  проведения Олимпиады. Окончательное решение о награждении победителей и присуждении  дополнительных призовых мест принимает жюри Олимпиады. Окончательные  результаты участников будут объявлены при подведении итогов на 3­й день  после проведения Олимпиады. ПОБЕДИТЕЛИ И ПРИЗЕРЫ По итогам Олимпиады будет выявлено три победителя (участники, занявшие I,  II, III место по количеству набранных баллов). При равной сумме набранных  баллов предпочтение отдается участнику, лучше других справившемуся с  творческим заданием (сочинением). Решение жюри не обсуждается и обжалованию не подлежит. ПРИЗЫ И НАГРАДЫ Участники, занявшие по итогам Олимпиады I, II, III место будут награждены  Грамотами и памятными подарками. Все участники получат Диплом участника. Организаторы Олимпиады оставляют за собой право учредить дополнительные  призовые места и предложить лучшим участникам дополнительные призы и  дипломы. ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Задания Олимпиады  Задание № 1 Обозначьте прописной буквой правильное ударение в следующих словах.  Укажите случаи, когда допустимы несколько вариантов постановки ударения.  Назовите стилистические и смысловые различия между вариантами. апостроф бутик вальдшнеп вероисповедание гусеница догмат донельзя древко дремота запасник знамение избалованный клала козлы коклюш лассо насадит новорожденный обнаружение оркестровый откупорить петля плато сливовый созыв украинский умно ходатайствовать юродивый Каждый правильный ответ – 0,5 балла. При указании различий, которыми  характеризуются варианты, – 1 балл за правильный ответ.  Задание № 2 Найдите и исправьте грамматические ошибки. Укажите случаи, когда допустимы несколько вариантов. Олимпийское Сочи далекое Осло вечерние Хельсинки загадочный Токио густонаселенный Гродно широкое Лимпопо солнечный Брешиа старинное Брюгге забытые Заветы Ильича (колхоз) неспокойный Онего прибрежное Турку подмосковные Химки красивый Шираз мглистый Осака независимый Гаити За каждую найденную и исправленную ошибку – 1 балл.  Задание № 3 Запишите числительное 128 287 685 буквами и просклоняйте его. 5 баллов за правильно выполненное задание.  Задание № 4 Из предложенного списка выберите слова, восходящие к именам собственным. кольт комбинат колония кондом гастарбайтер гафний дерби детектор иезуит иммельман бостон монофтонг панама уотергейт унисон тюфяк сэндвич эрудит эскалоп садизм маньяк рудбекия рецепт мичман мансарда лямблия бойкот бойфренд бикини берданка бердыш бедлам батист батик бактриан 1 балл за каждое правильно указанное слово. Если в ответе будет допущена  ошибка (указано нарицательное существительное, не восходящее к имени  собственному), баллы за это задание участнику начислены не будут. Задание № 5 Приведите как можно больше известных вам фразеологизмов со следующими  опорными словами: море; грамота; Москва; место.  Пример. Собака: устал как собака, вот где собака зарыта, как собаке пятая  нога, собаку съесть, всех собак вешать и т. д. Каждый фразеологизм – 0,5 балла, но не более 20 баллов.  Задание № 6 Выберите правильные словосочетания из предложенного списка. заглавная роль косный мозг крёстный ход маневровый тепловоз туристское агентство запасный выход обидчивый человек элитарные войска драматургический театр жилищный вопрос 1 балл за каждое правильно указанное словосочетание. Если в ответе будет  допущена ошибка (указано некорректное словосочетание), баллы за это  задание участнику начислены не будут.  Задание № 7 Подберите как можно больше синонимов­фразеологизмов к следующим словам:  раболепствовать, побеждать, лгать, зябнуть. Например: трудиться – пахать как папа Карло, как карлик на водокачке, не покладая рук, вкалывать  как ишак... 0,5 балла за каждый фразеологизм, но не более 20 баллов.  Задание № 8 Перед вами цитаты из произведений русских писателей. Объясните значение  слов, выделенных полужирным курсивом. «Офицер, разгоряченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко  обиженным и, в бешенстве схватив со стола медный шандал, пустил его в  Сильвио, который едва успел отклониться от удара». А. Пушкин, «Выстрел». «А родитель мой, надо сказать, хотя и из ластовых был, но место имел  доходное и, понятное дело, сыну тоже дал порядочного ходу». В. Короленко,  «Ат­Даван». «В журнале "Будни морзиста" Ляписа встретили гостеприимно. "Хорошо, что вы пришли, Трубецкой. Нам как раз нужны стихи. Только ­ быт, быт, быт. Никакой  лирики. Слышите, Трубецкой? Что­нибудь из жизни потельработников и  вместе с тем, вы понимаете?.."» И. Ильф, Е. Петров, «Двенадцать стульев». «Может быть, он вспоминает, что сделал бы в этом случае майор, или капитан,  или бригадмилец из «Дела "пестрых"». В. Высоцкий «О любителях  "приключений"». 1 балл за каждое правильное объяснение.  Задание № 9 Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы. Почему слова пятерочник, троечник, двоечник пишутся через Ч, а слово  колышник (тот, кто учится на колы) – через Ш.? Почему пишется пироЖНое, но мороЖЕНое? Почему пишется ЖВачка, но ЖЕВательная резинка? За аргументированный ответ на каждый вопрос – 5 баллов.  Задание № 10 В русском языке есть три исторически родственных слова. Они обозначают:  горячий напиток, головной убор, католического монаха и американскую  обезьяну. Назовите эти слова. 5 баллов за правильный ответ.  Задание № 11 Исправьте все стилистические, грамматические, орфографические и  пунктуационные ошибки, допущенные в этом тексте. Отправляясь в Японию, осознано отдаешь себе, отчет, что ты попадаешь в иной  мир. Он не экзотичный и даже не загадочный – просто, другой. Уже после  приземления понимаешь, что прогресс уже не просто шагнул вперед в этой  стране, она и есть сам прогресс. Но, при этом, союз традиций и новейших  технологий настолько гармоничен, что люди в национальных одеждах едущие в  скоростных поездах ни вызывают, ни какого удивления. Не в одной стране мира  я ни встречала такого прекрасного сочетания прогресс и традиция, доведенного  до абсолютного совершенства. Но вернемся к самому путешествию, в рассказе о котором, хотелось бы  поделиться не сколько впечатлениями, а напутствиями для будущих  путешественников. Конечно Токио, приезжая в Японию Вам рано или поздно  придется в нем очутится, хотя многие Европейцы этот город боятся и  предпочетают без гида по нему не перемещается, хотя вся правда более банальна – гиды в Японии особенно двуязычные дорогое удовольствие, поэтому тур  агентства и путеводители предпочитают туристов пугать, тем самым, заставляя  платить. Да, кстати сказать, хороших гидов в Японии практически нет – Японца  со знанием русского воспринимать будет очень тяжело, а русские в Японии это в основном либо студенты, либо журналисты международники или оставшиеся там с Советских времен дипломатические работники, а экскурсовод это профессия и ей, как и любой другой учат. До 20 баллов за исправленный текст.  Задание № 12 Перед вами фразы, ставшие эпиграфами к произведениям русских писателей.  Назовите: 1) откуда заимствована фраза; 2) имя и фамилию писателя,  использовавшего данную фразу в качестве эпиграфа, а также название  произведения, в котором данная фраза использована как эпиграф.  Пример: Фраза «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаял».  Ответ: 1) Тредиаковский В. К., «Тилемахида». 2) Эпиграф к «Путешествию из  Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Охота пуще неволи. ... Жомини да Жомини, // А о водке ни полслова... Род проходит, и род приходит, земля же вовек пребывает. Переходя улицу, оглянись по сторонам. Дуб – дерево. Роза – цветок. Олень – животное. Воробей – птица. Россия – наше  отечество. Смерть неизбежна. Горе тебе, Вавилон, город крепкий. О, Русская земля!.. Во всех ты, Душенька, нарядах хороша. Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. – Ну,  барин, – закричал ямщик, – беда: буран! Ты камнем упала, я умер под ним.  По 2 балла за каждый правильный ответ (за неполный ответ 1 балл)  Задание № 13 Как сейчас называются эти города? Андропов Брежнев Екатеринодар Горький Куйбышев Ораниенбаум Царицын Баронск Молотов Арзамас­16 Калинин Невдубстрой Надеждинск Свердловск Ворошиловск Энгельс 0,5 балла за каждый правильный ответ.  Задание № 14 Кому посвящены поэтические произведения, строки из которых даны ниже?  Назовите авторов этих строк. Душе настало пробужденье: // И вот опять явилась ты, // Как мимолетное  виденье, // Как гений чистой красоты. Шаганэ ты моя, Шаганэ!// Потому, что я с севера, что ли, // Я готов рассказать  тебе поле, // Про волнистую рожь при луне... Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, //Как шли бесконечные, злые дожди, // Как кринки несли нам усталые женщины, // Прижав, как детей, от дождя их к  груди... Где Вы теперь, кто Вам целует пальцы? // Куда ушёл ваш китайчонок Ли?.. О Александр, ты был повеса, как я сегодня хулиган,… Куда мне до нее! Она была в Париже, // И я вчера узнал ­ не только в нем одном. Я поздравляю вас, как я отца // Поздравил бы при той же обстановке. // Жаль,  что в Большом театре под сердца // Не станут стлать, как под ноги, циновки. Женщина, безумная гордячка! // Мне понятен каждый ваш намек, // Белая  весенняя горячка // Всеми гневами звенящих строк!  По 1 баллу за каждый правильный ответ (правильными считаются только  полные ответы).  Задание № 15 Что объединяет все перечисленные слова: вправду, добро, зло, лето, на  пригреве, обожгло, понапрасну, пятипалый, светло? 5 баллов за правильный ответ.  Задание № 16 Перед вами фрагменты описания различных городов, взятые из произведений  русской литературы XIX–XX вв. Названия городов (там, где это необходимо для составления задания) заменены многоточием. Определите: 1) о каких городах  идет речь, 2) какие из них являются вымышленными, а какие настоящими, а  также 3) укажите название произведения и фамилию автора. «... – самый скверный городишко из всех приморских городов России». «У белых башенных ворот провинциального кремля две суровые старухи  разговаривали по­французски, жаловались на советскую власть и вспоминали  любимых дочерей. Из церковного подвала несло холодом, бил оттуда кислый  винный запах. Там, как видно, хранился картофель». «Город ... – типичный, в общем–то, райцентр на пятнадцать тысяч голов  населения, довольно спокойного, в основном сельского. Промышленность здесь была лесная, кудельная и сельскохозяйственная. Беспокоил порой и будоражил  городок, стоявший на отшибе, текстильный техникум да межзональный дом  отдыха лесозаготовительной отрасли». «Ближе к центру, на Екатерининской, вид города изменился. Появились дома в  два и даже три этажа, совсем европейского вида. Первые этажи многих домов  были заняты магазинами, витрины которых были укрыты от солнца полосатыми,  с фестонами, маркизами». «В осажденном городе ... на бульваре, около павильона играла полковая музыка,  и толпы военного народа и женщин празднично двигались по дорожкам. Светлое  весеннее солнце взошло с утра над английскими работами, перешло на бастионы,  потом на город – на Николаевскую казарму и, одинаково радостно светя для них, теперь спускалось к далекому синему морю, которое, мерно колыхаясь,  светилось серебряным блеском». « ... жил бурливо–холодной, пресыщенной, полуночной жизнью. Фосфорические  летние ночи, сумасшедшие и сладострастные, и бессонные ночи зимой, зеленые  столы и шорох золота, музыка, крутящиеся пары за окнами, бешеные тройки,  цыгане, дуэли на рассвете, в свисте ледяного ветра и пронзительном завывании  флейт – парад войскам перед наводящим ужас взглядом византийских глаз  императора». По 1 баллу за каждый правильный ответ (за неполный ответ 0,5 балла).  Задание № 17 Перед вами фамилии литературных персонажей – героев произведений русских  писателей. Укажите их имена и отчества (если о них можно узнать из текста  произведения). Как называются произведения, кто автор? Башмачкин Беликов Вронский Головин Калитина Костыльков Ларина Лужин Мещерская Тарасевичева Твистер Фандорин Шатов Штирлиц По 1 баллу за каждого персонажа.  Задание № 18 Триолет – это стихотворение в восемь строк, из которых 4–я и 7–я повторяют  первую, а восьмая – вторую, причем всё стихотворение написано на две рифмы. Например:  Твой лик загадочный и нежный Как отраженье в глубине, Склонился медленно ко мне. Твой лик загадочный и нежный Возник в моем тревожном сне. Встречаю призрак неизбежный: Твой лик, загадочный и нежный, Как отраженье в глубине. (В. Брюсов)  Ты промелькнула, как виденье, О, юность быстрая моя, Одно сплошное заблужденье! Ты промелькнула, как виденье, И мне осталось сожаленье, И поздней мудрости змея. Ты промелькнула, как виденье, О, юность быстрая моя. (К. Бальмонт)  Напишите триолет на тему «Моя малая Родина…».  До 20 баллов.  Задание № 19 Какие из этих вопросов являются названиями литературных произведений  (отечественных и зарубежных). Укажите их авторов. Что такое счастье? Что делать? Кто виноват? Как нам обустроить Россию? Любите ли Вы Брамса? Есть ли жизнь на Марсе? Почему самолеты летают, а крыльями не машут? Как украсть миллион? Кто хочет стать миллионером? А вы могли бы? Когда же придет настоящий день? Кто он? Вы слышите их? Что такое хорошо и что такое плохо? 1 балл за каждое правильно указанное произведение. Если в ответе будет  допущена ошибка (указан вопрос, не являющийся названием произведения, или  неверно указан автор), баллы за это задание участнику начислены не будут.  Задание № 20 Тема сочинения – свободная. Однако есть одно условие: сочинение должно  обязательно начинаться с фразы «Если бы я был сварщиком (строителем и  т.д.)…»  До 20 баллов.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2018