Формирование речевых норм этикета
Оценка 4.9

Формирование речевых норм этикета

Оценка 4.9
Лекции
docx
русский язык
Взрослым
17.09.2018
Формирование речевых норм этикета
В широком смысле слова этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами, впитавшая в себя представление о том, что соответствует их понятиям о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности – в области культуры материальной. Именно поэтому целесообразно отбрасывать многие разумные, продиктованные и проверенные вековым опытом нормы поведения.У каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения. Но есть ценности общечеловеческие, и именно на них основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности. Этикет – общественные привычки, обычаи, имеющие исторический характер. Они меняются со временем, своеобразны у каждого народа. Само слово «этикет» вошло в лексикон со времен французского короля Людовика XIV. Однако правила отношений между людьми имеют более длительную историю. Попытки раскрыть смысл, который вкладывается в понятие «хорошие манеры», предпринимались не раз. Однако сделать это, несмотря на кажущуюся простоту, оказалось нелегко.
этикет.docx
Организация работы по формированию речевого этикета у  младших школьников. « Все воспитание сводиться к тому, чтобы самому жить хорошо, т.е. самому двигаться, воспитываться: только этим  люди влияют на других, воспитывают их...» Тонкий знаток человеческих душ  Л. Н. Толстой Учёт   психофизиологических   особенностей   обучающихся   при   проведении занятий по формированию речевого этикета у младших школьников Переход  на  четырехлетнюю структуру обучения детей в начальной школе,  поставил перед учителем ряд серьезных задач, для успешного решения  которых требуется глубокое и серьезное осмысление нового содержания  учебных программ, знание психофизиологических особенностей ребенка  шести лет и овладение наиболее эффективными средствами и методами  обучения.  Общеизвестно, что основные пути, ведущие к повышению эффективности  обучения и воспитания, заключается во взаимодействии процессов развития  мышления ребенка и формирование у него осознанных знаний, прочных  навыков. Приступая к работе с детьми шестилетнего возраста, учитель должен четко  представлять, что отличительной чертой шестилетнего ребенка является активная познавательная деятельность. Как показывают исследования  советских психологов, в этом возрасте у детей преобладает наглядно­ действенное мышление и ребенок находит ответы на вопросы «почему?» и  «как?» только в результате выполнения определенных практических действий с предметами. Вот почему ведущим в процессе обучения детей данного  возраста является так называемый практический метод обучения. Этот метод  дает возможность более полного и глубокого осознания учащимися учебного  материала в процессе многократного повторения практических действий. Поэтому  учитель должен помнить, насколько важно при объяснении нового  материала умело сочетать наглядность с индивидуальной практической  деятельностью учащихся,  работой с индивидуальными  дидактическими  материалами. « Практика показала, что объяснение учителя при  использовании даже самого разнообразного наглядного материала не даст при  обучении шестилеток положительного результата, если все, что делается у  доски, каждый ученик не проделает тоже самое на основном рабочем месте,  т.е. индивидуальная практическая деятельность ученика становится  основным, ведущим в этом возрасте средством усвоения знаний» (33 с.­16) Известный советский ученый­ психолог Л.С.Высотский  различал два уровня  развития возможностей ребенка: уровень актуального развития  ( достигнутый уже уровень развития) и зону ближайшего развития  (то, что  находится в процессе становления, «завтрашний день» развития). Опираясь на данное положение, можно сказать, что уровнем актуального развития ребенка  шести лет является наглядно­действенная умственная деятельность,  основанная на восприятии выполненных практических операций с  предметами, а наглядно­образная, затем словестно­логическая умственная  деятельность является зоной ближайшего развития. Вот почему при обучении  детей шести лет необходима четкая последовательность в использовании  средств обучения: от действий с конкретными объемными предметами к  постепенному переходу действий с плоскостным дидактическим материалом ( предметным картинкам) и, наконец, к более  абстрактным предметам  ( геометрическим фигурам, звуковым моделям слов) Как показали исследования психологов,  у шестилетних детей преобладает  непроизвольное внимание, оно неустойчиво, и однообразная  работа даже в  течение непродолжительного времени приводит к утомляемости  детей. Эта  особенность определяет необходимость частой смены видов деятельности  ребенка и включения игры в учебный процесс. Большое влияние на развитие познавательной деятельности учащихся  оказывает дидактическая игра. В результате систематического ее  использования в учебном процессе у детей развивается подвижность и  гибкость ума, формируются такие процессы мышления, как   «При помощи  умело организованной игры учитель может добиться систематического  усвоения и закрепления знаний учащихся.Дидактическая игра содержит как  бы два элемента­ познавательный и игровой. И очень важно, чтобы ни один из  них не был упущен, иначе ее эффективность может быть сведена к нулю. Игра должна быть динамичной, поэтому недопустимы пространные объяснения и  обилие замечаний дисциплинарного порядка ». (10, с23) Поскольку ребенок  шестилетнего возраста неустанно стремится к движению  и действию сидеть неподвижно на месте для него очень трудно. Игра, игровой  элемент на уроке ­ это возможность такой организации учебного труда  малышей , которая , не требуя слишком продолжительных усилий , делает  процесс обучения привлекательным. Как известно, процесс преодоления препятствий, трудностей развивает волю  ребенка, но так как воля шестилетнего ребенка очень слаба, то чрезмерные  трудности могут  парализовать ее. Вот почему учитель должен обязательно  соблюдать принцип постепенного нарастания трудностей.  Все дети шестилетнего возраста приходят в школу с огромным желанием  учиться; они уверены , что все сумеют сделать, что все у них получиться ,  и  очень важно сохранить это стремление малышей  к знаниям до конца. Главное для учителя ­ видеть цель своей работы, постараться так строить учебную  работу на уроке, чтобы увязать материал учебного дня со смежными  предметами. Вводя  игровые  моменты в урок , необходимо помнить, что  нельзя  урок превращать в игру. Если в первые месяцы работы с  шестилетними детьми используется большое количество игровых элементов,  так как требуется удержать внимание детей, то в дальнейшем игры надо  вводить очень избирательно, чтобы не отвлекать детей от рабочего материала. Шестилетний ребенок обладает достаточной силой и энергией, которая  позволяет ему  идти к цели более адекватным путем, он знает ценность  переживания чувства собственной силы, собственной предприимчивости, он  готов к экспериментированию над жизнью, над многими ее проявлениями,  делает он уже это ради себя, а не для кого. Он усваивает, таким образом, свое психологическое пространство и возможность жизни в нем. Его как бы  переполняют чувства собственной  умственной и физической силы. Опасность этого периода состоит в том, что ребенок еще не знает меры своим силам как  физическим, так и умственным, поэтому его воздействие (как на себя, так и  на других) может быть чрезмерным, взрослым надо обязательно пресекать  агрессивность. Нормальный ребенок   в этом возрасте жадно готов всему  учиться, его жизненная смелость позволяет легко и быстро овладевать целыми областями знания. Ребенок кажется человеком без устойчивых интересов –  ему интересно все, он готов к любому обучению, только для этого нужно  мудрое руководство.  Формирование личности  и характера идет в повседневности школьных  будней на каждом уроке. И здесь не должно быть мелочей, неважных для  учителя. Ни один поступок ребенка не должен оставаться незамеченным  учителем, не должен не получить этической оценки. Ведь каждый поступок –  это, может быть, будущая судьба. Обычно дети с более развитыми умственными способностями быстрее и  лучше усваивают нормы нравственного поведения. Благодаря своим  способностям, они глубже и тоньше анализируют, сравнивают различные  факты своего поведения и поведения других людей, делают собственные  выводы. Они раньше своих сверстников начинают планировать и  контролировать свое поведение, так как умеют прогнозировать последствия  своих действий и поступков. Ребенок шести лет способен осознавать то, что  он делает, и то, чем может  огорчить , сделать больно другому человеку, и  выбрать соответствующую форму своего поведения . Важно , чтобы чуткость  и предусмотрительность не  ограничивались только заботой о самых близких  (маме и папе), но и распространялись на сверстников, на более  младших и  взрослых людей, которые его окружают. (15 начальная школа номер 6, 1996, с  8) С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка. Возникает  новая социальная функция  личности – учащийся, т.е. непосредственный  участник одной из форм общественно значимой деятельности – учебной,  требующей большого напряжения. К малышу в этот период предъявляются  новые требования, у него появляются новые обязанности: новые товарищи,  новые отношения со взрослыми, которые  также требуют определенных  нравственных усилий и опыта включения в деловые отношения. Но готов ли  ребенок ответить на новую для него  ситуацию? Психологи считают, что в целом уровень психического и физического  развития детей – шестилеток позволяет им успешно справляться с  систематической учебной работой в условиях общеобразовательной школы. В  то же время приходится учитывать, что шестилетки отличаются повышенной  возбудимостью, эмоциональностью,  довольно быстрой утомляемостью,  неустойчивостью внимания , ситуативностью поведения. Классная форма  коллективной работы вызывает у многих детей психологические затруднения. Дети, посещающие детский сад, как правило, более общительны, легче  устанавливают  контакт с учителем и сверстниками, свободнее чувствуют  себя в коллективе, умеют соблюдать санитарно­гигиенические правила, не  бояться оставаться в школе без родителей. «Домашние» дети, напротив, более остро переживают переход к новому образу жизни. Они часто не имеют  необходимых навыков общения и работы в коллективе. Психологическое направление, возникающее у первоклассников, впервые  переступающих порог школы, возникает как результат реакции на  изменившуюся, непривычную обстановку. Дети не знают, чем отличается учитель от воспитателя детского сада, а также  от мамы и бабушки. У ребенка есть опасение по отношению к сверстникам:   сможет ли он учиться как все, будут ли с ним ребята дружить, не  будут ли  его обижать? Новый  режим жизни ­ режим ученика­ предполагает повышенную  работоспособность по сравнению со старшей группой детского сада. В школе  необходимо внимательно слушать учителя, не баловаться на уроках, уметь  подчиняться правилам и распорядку дня. Некоторые первоклассники  болезненно реагируют на изменение условий жизни: нарушается сон, аппетит,  ослабляется сопротивляемость организма к болезням. Все это сказывается на  ухудшении работоспособности, теряется интерес к школе, к учению. Физическое и психическое самочувствие шестилеток обычно стабилизируется  через полтора –два месяца пребывания в школе. Но так происходит при  условии, если взрослые учитывают новое положение детей, действуют с  пониманием их возрастной психологии, используют специфически  дошкольные формы и методы работы. Младшим школьникам  свойственны внушаемость,  стремление подражать  тем, кто для них является авторитетом ,  в первую очередь, учителю. Потому отношение учителя к каждому из детей, его оценки перенимаются учениками,  переносятся внутриколлективные взаимоотношения. В классе  начинают  плохо относиться к тем, кого часто порицает учитель, а хорошо к тем, кто  получает от него похвалу и  поощрения. Изменение оценки учителя, внимание  к положительным проявлениям ученика может изменить отношение к нему  ребят к лучшему. Подражательность проявляется и в том, что дети стараются вести себя так же, как  и ученики, которых  ставит в пример учитель.  Необходимо также  учитывать конкретность детского мышления, что связано  с ситуативностью в применении  детьми правил поведения и требованием  учителя. Эта особенность  является причиной того, что в данной конкретной  ситуации, о которой говорит учитель,  ученик применяет правила, а в  сходной, но новой ситуации может не применять. Нередко требования,  который предъявляет учитель к одноклассникам ребенка, он не относит к  себе. Нравственный мир ребенка сложен, изменчив, находиться в развитии. Задача учителя состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным  ростом ребенка. «Недостаточно просто знакомить ребенка с правилами поведения и общения с другими людьми, нравственными нормами и законами, существующими в  обществе. Необходимо формировать его нравственные качества, упражнять в  нравственных поступках, развивать нравственную устойчивость к  неблагоприятным условиям, с которыми может столкнуться школьник» ­  писал Н.Н.Денисевич, кандидат психологических наук.(11,д.,с.7) Требования к личностным результатам освоения основной  образовательной программы начального  общего образования Обобщенный   результат  освоения   обучающимися   основной образовательной   программы   начального   общего   образования   может   быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника начальной школы»):  любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;  владеющий   основами   умения   учиться,   способный   к   организации собственной деятельности;   любящий свой народ, свой край и свою Родину;  уважающий и принимающий ценности семьи и общества;  готовый   самостоятельно   действовать   и   отвечать   за   свои   поступки перед семьей и обществом;   доброжелательный,   умеющий   слушать   и   слышать   собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;   выполняющий   правила   здорового   и   безопасного   для   себя   и окружающих образа жизни.  Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости   за   свою   Родину,  российский   народ   и   историю   России,   осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;  3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;  4)   овладение   начальными   навыками   адаптации   в   динамично изменяющемся и развивающемся мире;  5)   принятие   и   освоение   социальной   роли   обучающегося,   развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;  6)   развитие   самостоятельности   и   личной   ответственности   за   свои поступки,   в   том   числе   в   информационной   деятельности,   на   основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;  8)   развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­ нравственной   отзывчивости,   понимания   и   сопереживания   чувствам   других людей;  9)   развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;  10)   формирование   установки   на   безопасный,   здоровый   образ   жизни, наличие   мотивации   к   творческому   труду,   работе   на   результат,   бережному отношению к материальным и духовным ценностям.  Типы уроков, особенности их содержания. Понятие «речевой этикет» имеет двойное толкование. В широком смысле –   это   все   правила   речевого   поведения,   все   установленные   обществом разрешения и запреты, связанные с речью. А в узком смысле – это только специфические формулы, принятые для поддержания общения. Мы в данном случае будем опираться на более узкое значение слова, понимая   под   речевым   этикетом   «национально   специфические   правила речевого   поведения,   реализующиеся   в   системе   устойчивых   формул   и выражений в принятых ситуациях «вежливого» контакта с собеседником. Приведу пример некоторых ситуаций, которые актуальны для речевого общения младших школьников, а поэтому должны быть предметом внимания учителя и учащихся. ­ Обращения                                                 ­ Поздравления ­ Приветствия                               ­ Знакомства ­ Извинения ­ Благодарности ­ Приглашения ­ Просьба ­ Совет ­ Отказ Чтобы вызвать у детей интерес и усилить смысловые значения речевого этикета можно использовать на уроках сказки, игровые задания с куклами и драматизацией.работа   по   речевому   этикету   ­   это   не   только   обогащение   и уточнение словаря и правильное интонирование речи. При работе с детьми (и вне ее) учителю необходимо следить не только за своей речью, но и за своими поступками. Какие же типы уроков по речевому этикету можно выделить? ­ вводный урок; ­ урок по обогащению активного словаря учащихся формулами речевого этикета в различных ситуациях общения; ­ урок обучения учащихся развертыванию устойчивых формул речевого этикета; ­ урок по формированию коммуникативных умений; ­ урок обобщения и систематизации знаний по данной теме; ­   урок   контроля   за   сформированностью   коммуникативных   умений   и навыков. Выбор типа урока связан с темой, целями, которые ставит перед собой учитель.   Реализации   этих   целей   способствуют   структурные   компоненты, определенные для каждого урока того или иного типа как обязательные. К   способам   закрепления   в   речи   учащихся   принятых   форм   (формул) этикета можно отнести разыгрывание детьми соответствующих сценок, в том числе и шуточных, которые могут демонстрироваться не только в   классе. Ими можно обменяться с параллельным классом, можно сопровождать ими беседу, проводимую на утреннике в детском саду. Обучение малышей правилам поведения – это снова та «педагогическая» позиция, которая помогает школьникам почувствовать значимость сведений, которыми   они   располагают,   и   тем   самым   лучше   усвоить   эти   сведения. Полезно также  проведение конкурсов –  экспромтов типа:  как ответить  на приглашение, как отказаться, как познакомиться… к вопросам речевого этикета следует отнести и использование при обращении к   человеку   местоимений   2­го   лица   «ты»   и   «вы».   Известно,   что   выбор местоимения зависит от степени знакомства (у взрослых), официальности – неофициальности отношений, а также той обстановки, в которой происходит общение. Другой важный вопрос часто ускользает из поля зрения учителей. Это существующее в русском языке правило: не называть присутствующее при   разговоре   третье   лицо   местоимением   «он,   она»   (А   он   говорит…).   В подобных ситуациях принято называть присутствующего человека по имени или по имени и отчеству (А Слава говорит…). Требует внимание поведение детей при телефонных разговорах. Как начать разговор, когда ты звонишь? А когда ты взял трубку? Как позвать товарища, если подошел кто­то другой? А как ответить, если тебя просят позвать кого­то? Что сказать, если человек ошибся и набрал не тот номер? Конечно,   лучший   способ   воспитания   у   детей   нормативного   речевого поведения   –   это   создание   необходимой   речевой   среды,   поддержание атмосферы уважения и доброжелательности. Нужно заметить, что у многих младших   школьников   заметно   отстают   навыки   и   привычки   культурного поведения от знания соответствующих правил. Поэтому в работе с учащимися надо обращать внимание прежде всего на выработку навыков и привычек. Для этого необходима такая организация жизни в школе, в процессе которой бы ребята   постоянно   накапливали   опят   правильных   нравственных   отношений. Упражнения – не только простое повторение. Для того, чтобы повторение закрепляло то или иное действие, привычку поведения, необходимо, чтобы оно   подкреплялось   положительными   эмоциями,   приятным   переживанием. Повторение только тогда становиться упражнением, когда ребенок активно стремиться к получению определенного результата в своих действиях, сам хочет   поступать   правильно.   Другими   словами,   воспитание   должно   быть связано   с   самовоспитанием.   В   свою   очередь   только   при   развитом самоконтроле возможно самовоспитание. Важно   придавать   большое   значение   формированию   и   закреплению навыков самоконтроля. В Iклассе – в устной форме; со II класса желательно в письменной. С этой целью в некоторых (к сожалению) школах ученики ведут личные дневники, куда заносят домашние и школьные дела и отмечается их выполнение,   затем   ставиться   оценка.   Для   того,   чтобы   записи   были упорядоченными, можно предложить следующую форму ведения дневника: 1. Что я сделал сегодня хорошего? 2. Что я сделала сегодня плохого? 3. Что мне необходимо исправить, как это сделать? Ведение дневника с сочетаниями с индивидуальными беседами позволяет ребенку сделать предметом анализа собственные поступки, оценить себя как человека, который несет ответственность за свое поведение. Не   думали   ли   вы   о   том,   почему   некоторые   люди   обладают   особой притягательной   силой?   Они   прекрасны   не   только   своим   внешним   видом, одеждой, но и чем­то другим… Своими мыслями, делами, внутренним миром. Хочется, чтобы мои ученики, немного повзрослев, были такими. Однажды в споре А. Чехов и М. Горький пришли к выводу, что цель жизни – это украшать землю, но не только садами и красивыми зданиями. Землю надо неутомимо украшать и полезными, благородными делами. А   может   это   сделать   только   воспитанный   человек.   Человек,   чье воспитание зависит в данный момент от нас, взрослых (родителей и учителей). Программы по формированию речевого этикета. Программа «Речь и культура общения» Основные педагогические идеи программы 1. От практики к теории и опять к практике. Задача   программы   –   помочь   детям   осмыслить   их   речевую   практику, чтобы на этой основе повысить речевую культуру, развить умение общаться. 2. Культура – культурный человек – культура речевого поведения. Особую роль в программе имеет раздел «Культура общения» На уроках речевой   культуры   развивается   чувство   уместности   высказывания,   а   также внимание   к   той   стороне   речи,   которая   связана   с   добром,   уважительным отношением к человеку, ­ к формированию вежливой речи. 3. Развитие   творческого   воображения   и   литературно   ­     творческих способностей. Детей надо учить так, чтобы им было интересно. Это требует творчества и от детей и от учителя. Общение в своей основе – всегда творчество. Программа «Речь и культура общения» состоит из трех разделов: «Речь и ее значение в жизни», «Текст», «Культура общения». Нас интересует третий раздел   «Культура   общения».   Формирование   навыков   речевого   этикета   – неотъемлемая часть развития речи учащихся. Основным направлением работы является   обогащение   речи   ребенка   такими   словами,   оборотами, конструкциями,   которые   необходимы   в     повседневном   общении.   Это языковые   средства,   служащие   для   выражения   приветствия,   благодарности. Введение формул речевого этикета в речь младших школьников не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение   к   речи,   умение   выбирать   языковые   средства,   уместные   в конкретной речевой ситуации. Iкласс «Культура общения» Программа Выражения приветствия и прощания. Благодарность. Как нужно слушать собеседника. Разговор по телефону. К   концу  I  класса   учащиеся   должны   уметь:   употреблять   выражения приветствия, прощания, благодарности. II класс «Культура общения» Выражение просьбы. Знакомство. Тон вежливой речи. К концу второго года обучения учащиеся должны уметь: уметь использовать громкость, тон, темп   как   средства   выразительности   устной   речи;   употреблять   слова, выражающие просьбу, приглашение к знакомству. III  класс   Устное   и   письменное   приглашения.   Поздравление   (устное   и письменное). IV  класс Обращение к разным людям. Извинение и отказ. Спор, но не ссора. Уроки   речевой   культуры   предоставляют   учителю   возможность формировать   личность   человека,   который   в   общественной   жизни,   в межличностном   общении   способен   правильно   воспринимать   информацию, осмысливать ее, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других. Уроки этики В 1992 г. для младших школьников уфимской школы – гимназии №39 был   введен   курс   этики.   Ознакомление   с   нормами   этики   происходит   на широком историко – культурном фоне. Дети часто совершают путешествия во времени   и   пространстве:   слушают   советы   мудреца   Конфуция  (Др.  Китай), встречаются с принцем Гаутамой (Буддой) в Древней Индии, гостят на пиру у Зевса на горе Олимп. Ребята пишут мини­сочинения на темы: «Табу моей будущей семьи», «Как растопить льдинки Снежной королевы?», «И тогда мне стало стыдно». Играют в игры. Одна из них «Замок Лгунов и Дворец Правды». Уроки этической грамматики Сегодня школе необходим педагогически инструментированный процесс активного этического воспитания, построенный на тесной взаимосвязи знания, чувства,   поведения.   Уже   в   начальных   классах   школы   важно,   чтобы   дети, систематически получая нравственные знания и  представления, оказывались также   в   жизненных   ситуациях,   способствующих   эмоциональному переживанию полученных знаний, их осознанию и закреплению. Чтобы того достичь,   необходима   система   воспитания   этической   культуры   учащихся   в учебно   –   воспитательном   процессе   школы.   Такая   система   предполагает следующие   логически   взаимосвязанные   компоненты:   ­   методически инструментированный с учетом возрастных особенностей учащихся этический курс занятий как специальный предмет; ­ педагогический прием «этический заряд», повседневно используемый педагогом в совместной деятельности и общении   с   учащимися;   ­   коллективную   внеклассную   деятельность   детей   с этической направленностью, ориентированную на включение всех учащихся в этический   диалог,   общение,   взаимодействие.   Один   час   из   сетки   часов   по русскому языку в начальных классах отдали урокам этической грамматики. Структура урока предполагает ориентацию ребенка на творческий процесс познания этических норм воспитанного человека путем разнообразных форм работы,   организуемых   учителем:   игры,   диалоги,   анализ   и   обыгрывание ситуаций, эксперименты, свободное творчество. В   курсе   этической   грамматики   выделены   четыре   раздела:   «Этика общения», «Этикет», «Этика отношений с окружающими», «Этика отношений в коллективе». Этический   заряд   доброты–   это   специальный   методический   прием. Начиная день, учителя высказывают детям свою уверенность в том, что они будут доброжелательны, внимательны и устойчивы, постараются не обижать друг   друга,   чтобы   в   классе   не   возникало   конфликтных   ситуаций.В   конце занятий  учитель  организует  этическую   пятиминутку, посвященную  анализу прожитого   в   школе   дня.   Третий   компонент   –  Коллективная   деятельность этической   направленности.  Это   школа   вежливости   –   театрализованное представление – диалог, подготовленный одним классным коллективом для всех   остальных   (1   раз   в   месяц).   В   результате   учащиеся   убеждаются,   что принятые   в   обществе   формы   контакта   и   взаимодействия   с   людьми, закрепленные   в   правилах   культурного   поведения,   основаны   на   принципах гуманизма,   справедливости,   здравого   смысла,   стремления   к   красоте. Необходимость   придерживаться   существующих   правил   выступает   как обязательный   признак     воспитанности.   А   воспитанный   человек   не   делает ничего такого, что могло бы обидеть, задеть, унизить другого. Анализ дополнительной литературы. Для   тех,   кто   хочет   помочь   детям   научиться   правильно,   говорить   и красиво, издана книга «Речевые секреты» под редакцией Т. А. Ладыженской. Вторая книга «Речевые уроки» ­ это продолжение книги «Речевые секреты». Развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства. Получает навыки   полноценного   общения.   Несомненно,   каждый   учитель   понимает значение формирования речи в становлении личности. Но далеко не каждый может организовать свою работу на должном уровне. Особое место в системе работы по развитию связной речи учащихся занимает воспитание культуры речевого общения. На примере актуальных ситуаций показано, как следует пользоваться   различными   средствами   речевого   этикета   при   приветствии, прощания, извинении…, а также, как нужно вести себя в подобных случаях. «Наше   время   –   время   свободы   слова   как   одного   из   неотъемлемых   прав человека. Но это право требует умения пользоваться тем ценнейшим даром, которым   наделен   человек,   –   даром   слова,   умением   передавать   словами чувства,   мысли,   знания,   убеждения,   доказательства,   утешения.   Мы   пока только   мечтаем   о   выпускнике   школы,   который   умел   бы   общаться,   умел слушать   и   говорить   так,   чтобы   его   слушали;   умел   оценивать   чужую   и, конечно,   свою   речь,   умел   словестно   импровизировать   и   стремился   бы постоянно совершенствовать свою речь». Для чего же написаны эти книги? Для того, чтобы наши мечты сбылись… Методическая система упражнений по формированию речевого этикета  младших школьников Известно, что процесс усвоения знаний учащимися младшего школьного возраста   значительно   активизируется,   если   на   уроке   создаются   необычные игровые   или  сказочные   ситуации. Одним  из  приемов   такой  работы  в  ходе изучения   формул   речевого   этикета   во   втором   классе   может   быть использование   учителем     «Копилки     «волшебных   слов».   Это   небольшая шкатулка,   в   которой   находятся   карточки   с   записанными   на   них   словами вежливости  (Доброе   утро!,   Добрый   день!,   Здравствуйте!,   До   свидания!, Прощайте!,   Спокойной   ночи!,   Счастливого   пути!,   Прошу,   заходите!, Заходите,   пожалуйста!   Искренне   поздравляю   Вас!   Очень   Вам   рад!, Позвольте   Вам   помочь!,   Садитесь,   пожалуйста!,   Извините!,   Спасибо!, Простите!, Будьте добры! и др.).  Рассмотрим   применение   этих   методических   наработок   на   примере урока во 2 классе (приложение 1). Уже во вступительной лекции учителю следует сообщить детям, что в ящике   находится   сокровище:   «волшебные»   слова.   Кто   завладеет   этим драгоценным     сокровищем,   то   есть   запомнит   все   слова   и   правила   их применения,   то   станет   по­настоящему   счастливым.   Осуществляться   его желание, у всех, кто его окружает, всегда будет хорошее настроение, люди будут уважать его. Многое  таких слов вы уже знаете.  «Волшебные» слова, ­ продолжает учитель, ­ мы еще называем словами вежливости.   Именно   так   звучит   тема   нашего   урока.   ­   Знаете   ли   вы,   что означает  слово «вежливый»? С давних времен оно было признаком человека, который,  общаясь с другими (здороваясь, прося что­нибудь, благодаря т.д.), смело   смотрел   собеседнику   в   глаза   (не   смыкая   вежды   –   ст.слав.   ­   веки). Открытый взгляд всегда подтверждал миролюбие, доброжелательность. Итак, вежливый   ­   «тот,   кто   смотрит   в   глаза»   (выражение   следует   записать   на доске).   Впоследствии   словом   «вежливый»   стали   называть   всех,   кто   придерживался приличий, проявлял внимательность, предупредительность.  Вежливым называют человека, уместно использующего в своей речи  слова,   удостоверяющие   его   уважение   к   собеседнику.   Лучше   понять такой языковедческий комментарий поможет второклассникам упражнение.  1. Прочитай текст.  В саду, в ежевичных кустах, Котенок встретил  вежливого жука на мохнатых лапках. И вежливый жук ему сказал:  ­ Я рад вас приветствовать,  потому что я давно  жду друга.  Я ­ Жук.  А Вас как зовут?  Но Котенок  был неучтив, пожалуй,  потому что, не сказав  даже «мяу», побежал изо всех сил к своей маме ...». Вопросы:    ­ Почему Жук в стихотворении назван вежливым? (Потому, что он здоровается, называет свое имя).  ­ А почему Котенок неучтив? (Потому что не ответил на приветствие).  ­ Какими словами поздоровался Жук? (Я рад вас приветствовать).  ­ А что должен был ответить Котенок? (Здравствуйте!, Добрый день!).  Таким   образом,   ученики   закрепляют   значение   слова   «вежливый»   и переходят   к   усвоению   основных   языковых   средств,   удостоверяющих вежливость, обходительность человека. Среди них больше всего в русском языке формул приветствия, их можно объединить в синонимический ряд, в котором   одно   выражение   является   универсальным,   пригодным   для употребления   в   любых   обстоятельствах   (доминантой   ряда),   а   другие используются   реже,   в   зависимости   от   ситуации   общения.   Наиболее употребляемым   приветствием   в   нашем   языке   является,   конечно   же,   слово «Здравствуйте!».   Остальные   синонимические   выражения   можно расположить   в   такой   последовательности:  Добрый   день!,   Доброе   утро!, Добрый вечер!.  Бесспорно,   такой   перечень   далеко   не   полный.   В   него   не   вошли диалекты, разговорно­бытовые выражения (Привет!, Эй!, Здоров!, Доброго  здоровья!, Дай, Бог, счастье! и т.д.).  Но слово «Здравствуйте!», поскольку оно   используется   в   нашей   речи   чаще,   требует   особого   внимания   в   работе учителя.   Следует   позаботиться,   чтобы   оно   было   записано   на   доске   и   в ученических тетрадях, сосредоточить внимание детей на его правописании и произношении (говорим его так же, как и пишем, а не «Здрасьте»).  Для осознания школьниками значение слова, целесообразно на уроке  провести беседу.  ­   Каким   одним   словом   вы   можете   поздороваться   с   родителями   и соседями, учителем и друзьями, утром и вечером? (Здравствуйте!).  ­ А задумывались ли вы, что это значит?  Учитель предлагает детям сравнить слова «здоровье»  и «здравствуйте», найти в них общий смысловой центр – здр ­, подвести их к выводу о том, что, здороваясь, люди желают друг другу здоровья.  Интересной для учащихся будет следующая информация.  "Удивились   ли   бы   вы,   услышав   вместо   привычного   «Здравствуйте!» следующее:   «Ели   вы   сегодня?»   или   «Здоров   ли   ваш   скот?».   А   это   также приветствия.   Именно   такими   словами   обменивались   при   встрече   жители Древнего Китая, Монголии, Египта. На первый взгляд, это кажется несколько смешным, но, если подумать немного, то легко можно доказать, что «здоров ли ваш     скот?» ­ это  «здравствуйте».  И действительно,  что было  основой жизни   монгола­кочевника   в   древние   времена?   Его   стадо.   Здоровый   скот   ­ хватает еды ­ все благополучно в семье. Погиб  скот от болезни или нехватки кормов   ­   и   у   людей   голод,   болезни,   смерть.   Вот   и   получается:   пожелать здоровья рогатым кормильцам скотовода ­ все равно, что пожелать здоровья ему самому и его родственникам.  Какими только приветствиями не пользовались люди! Словами «Я вас (тебя) вижу» обмениваются при встрече зулусы. А одно из племен жителей Африки придумало приветствия на все случаи в жизни: акуша ­ рабочему, акуаро ­ утомленном, акурин ­ путешественнику, аквалайо ­ иностранцу. Есть особые приветствия для человека, который сидит, лежит, для счастливого или несчастного. Представляете, как трудно маленьким африканцам, пока они все это изучат. Ведь перепутать нельзя. Это издавна считают невоспитанностью [4, с. 64­65].  Учитель   подытоживает,   что   и   у   нашего   народа   тоже   есть   разные высказывания для приветствия. Так, не реже «Здравствуйте» мы используем выражение «Добрый день» или его формы «Доброе утро», «Добрый вечер». А с   друзьями,   ровесниками   можно   поздороваться   и   словами   «Привет!», «Здорово!», но не стоит их употреблять при встрече с людьми, старшими по возрасту, учителями, даже малознакомыми детьми.  Следующим   видом   работы   на   этом   уроке   должно   быть   выяснение правил употребления других формул приветствия, используемых человеком в течение дня. С этой целью следует использовать упражнения из учебника.  С   помощью   классовода   второклассники   найдут   там   выражения   «Доброе утро!»,   «Как   дела?»,   вспомнят   им   подобные   («Как   спалось?»,   «Как   вы отдохнули?»), выяснят, что их можно отнести к словам вежливости, потому  они свидетельствуют о воспитанности человека, в частности, о его заботе о других.  Как   показывают   беседы   с   учениками,   утреннее   приветствие,   к сожалению,   бытует   далеко   не   во   всех   семьях,   и   наблюдения   в   школе показывают, что вместо выражения «Доброе утро!» дети чаще употребляют «Добрый день!» и говорят его тихо, невнятно, в основном только для учителя. Поэтому   в   работе   с   родителями   следует   отметить,   что   усвоение элементарных норм речевого этикета младшими школьниками невозможно без соответствующей воспитательной работы дома.  Произнесение   слов   вежливости   обязательно   сопровождается соответствующей   мимикой,   выражением   лица.   Это   ученики   осознают, выполнив упражнение.  1. Прочитай текст.  Ты проснись рано­рано, только над городом солнце встанет,  поздоровайся с ласточками, с каждым лучом ласковым.  Сам хорошенько умойся, сам быстренько оденься,  подойди к папе и маме и скажи им:  ­ Доброе утро!  Улыбнись всем вокруг: небу, солнцу, цветам, людям  и тогда обязательно день веселым будет!  2. ­ Какими словами приветствует герой?  ­ Какое при этом у него выражение лица?  Итак,   заключает   учитель,   здороваясь   или   говоря   другие   слова вежливости, следует доброжелательно посмотреть на человека, улыбнуться, это доказывает, что вы действительно хотите ему добра. Ученикам будет интересно узнать, что движения, жесты, которыми с давних   времен   обмениваются   люди   разных   стран   во   время   приветствия,   ­ самые   разнообразные.  Некоторые   наклонялись,  другие   падали   на   колени   и бились о землю лбом (били челом), третьи подносили руку ко лбу и сердцу, четвертые касались носами, пятые показывали язык. А офицеры королевской гвардии звонко цокали каблуками и опускали, как подрубленную, голову на грудь.  Великосветские   дамы   приседали   в  глубоком   реверансе.  Доблестные мушкетеры,   элегантно   склонившись,   помахивали   своими   роскошными шляпами. Рыцари поднимали забрала тяжелых шлемов и снимали с рук боевые рукавицы.   Рабы   Древнего   Рима   обнажали   побритые   головы.   И   сейчас   ­ посмотрите   вокруг.   Вот   прошли   военные   ­   отдали   честь.   Встретились   два человека ­ пожали руки. А другие издалека приветственно помахали руками друг   другу.   Женщины,   которые   долго   не   виделись,   обнимаются.   Так   по­ разному отмечают люди простейшее и частое событие в  своей жизни ­ встречу с другим человеком.  И   все   же   общее   здесь   есть.   Не   поздороваться   или   не   ответить   на приветствие во все времена и у всех народов считалось невоспитанностью и неуважением к окружающим. Ведь в поклоне, в коротких словах приветствия очень большой и важный смысл. «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю, я хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе   всего   наилучшего:   здоровья,   мира,   радости,   счастья»     ­   вот   о   чем говорили эти слова во все времена и у всех народов.   О   некоторых   других   словах   ­   приветствия   и   жесты,   их сопровождающие, дети узнают из текста упражнения.  1. Прочитай стихотворение.  Проживали в городе коты.  Все было у них: пушистые хвосты,  серебряные усы, чувствительные уши.  Не было у них только шляп! А о них мечтал каждый кот,  чтобы говорить;  ­ Привет!  Еще при этом, словно по привычке,  шляпу поднимать вежливо.  А иначе котам хвостатым  не хотелось совсем здороваться,  и ходили коты, мяукали, друг друга  не замечали ...  2. ­ Почему коты не здоровались? (Потому что не имели шляп.)  ­ Для чего нужна шляпа во время приветствия? (Здороваясь, мужчины  должны   приподнять   головной   убор.   Этот   жест   также   свидетельствует   об уважении.)  ­ Какое слово использовали коты для приветствия? («Привет!»)  Следует   напомнить   ученикам,   что   употреблять   слово­приветствие «Привет!» следует осторожно, хорошо взвесив обстоятельства общения.

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета

Формирование речевых норм этикета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2018