ОБРАЗ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ В РАССКАЗЕ А.П. ЧЕХОВА «АРХИЕРЕЙ»
Оценка 4.8
Научные работы
docx
русский язык
Взрослым
03.09.2018
В данной статье анализируется образ священнослужителя в рассказе А.П. Чехова "Архиерей". Образ главного героя рассматривается через языковые особенности и систему персонажей. Для писателя важно - отсылка к психологии и состоянию внутреннего мира. Поэтому в произведении главный герой раскрывается не только как священнослужитель, но и как простой человек.
статья 2.docx
ОБРАЗ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ В РАССКАЗЕ А.П. ЧЕХОВА
«АРХИЕРЕЙ»
Интерес к творчеству А.П. Чехова растет с каждым годом. Это связано
с особенностями содержания его творений, их тематикой и проблематикой, а
также с особенностями языка и стиля. Писатель широко использовал в своих
произведениях лексикосемантические и грамматические возможности
русского языка для создания системы образовперсонажей. Их изучению
посвящены многочисленные исследования различных ученых: Е.Б.
Гришаниной, Л.П. Громова и др. Одними из таких образов являются
священнослужители. Они изображаются обычно в бытовой сфере, ничем не
отделены автором от остального народа: так же страдают, испытывают на
себе муку от невзгод и реалий жизни. Для писателя важна в первую очередь
отсылка к психологии и состоянию внутреннего мира героев [Чадаева 2004;
Линков 1982]. Так, в рассказе «Архиерей» Чехов, используя разные средства
(систему персонажей, языковые), раскрывает образ главного героя – отца
Петра, показывая его не просто как «священнослужителя высшего чина
православного монашествующего духовенства (епископа, архиепископа,
митрополита)» [Евгеньева 1985: 47], но и как простого человека. В его образе
находят свое отражение все вопросы, которые волновали писателя, а именно:
поиск человеком смысла жизни и смерти, долгий и мучительный путь к
обретению своей духовной сущности, забвение и бессмертие.
Цель нашей статьи – рассмотреть образ главного персонажа рассказа
«Архиерей» через языковые особенности и систему персонажей.
Фабула произведения такова: повествование начинается с субботы, под
Вербное воскресенье, а в следующую субботу, перед Пасхой, архиерей
умирает. Эти временные рамки глубоко символичны. Они помогают понять и
раскрыть образ героя.
Важно отметить, что все события приходятся на Страстную неделю –
предшествующую Пасхе неделю, которая посвящена воспоминаниям о страданиях и смерти Иисуса Христа. Поэтому то, что происходит в последние
дни с Петром, воспринимается как проекция на самого Спасителя. Ведь
Страстная неделя – это мучения Христа перед Воскресением. Так же и Петр
проходит через боль, страдания, для того чтобы в итоге обрести свободу,
жизнь в Боге. Эта неделя не только испытания Христа, но и любого человека
на Земле, которые он проходит, перед тем как перейти в вечность. Мы видим,
что архиерей предчувствует близкую смерть, но страха перед ней нет, он
знает, что смерть есть переход в вечную жизнь.
Именно за этот короткий промежуток времени Чехову удалось
показать всю жизнь главного героя.
Петр – воистину духовный человек. Любовь к церковной службе,
праздничному перезвону присутствует в душе архиерея, это показано автором
через бытовые детали и пейзажные зарисовки: Когда архиерей садился в
карету, чтобы ехать домой, то по всему саду, освещенному луной, разливался
веселый, красивый звон дорогих, тяжелых колоколов (С. Х, 187); Скрип
колес, блеянье овец, церковный звон в ясные, летние утра, цыгане под окном,
– о, как сладко думать об этом! (С. Х, 188).
Также Чехов включает в своё повествование описание весенней
природы: ...было солнечно, тепло, весело, шумела в канавах вода, а за городом
доносилось с полей непрерывное пение жаворонков, нежное, призывающее к
покою. Деревья уже проснулись и улыбались приветливо, и над ними, бог
знает куда, уходило бездонное, необъятное голубое небо (С. Х, 196).
Весна в рассказе выступает символом будущей прекрасной жизни и
напоминает человеку о воскресении. Весна – это пробуждение всего живого
ото сна. Весна ассоциируется с жизнью, сон – со смертью. Жизнь должна
победить смерть.
На протяжении всего рассказа Чехов показывает героя в храме – месте,
где человек соединяется с Богом. Отец Петр не пропускает ни одной службы
на Страстной неделе, несмотря на болезнь: служит всенощную под вербное воскресение в СтароПетровском монастыре, литургию в Вербное
воскресенье, каждый день обедню и всенощную в соборе.
Даже несмотря на свое физическое недомогание, он не перестает
отдавать всего себя любимому делу: …любовь его к церковным службам,
духовенству, к звону колоколов была у него врожденной, глубокой,
неискоренимой (С. Х, 198). Мы видим, что именно служения Богу в храме
придают ему сил: в церкви он, особенно когда сам участвовал в служении,
чувствовал себядеятельным, бодрым, счастливым (С. Х, 198); В продолжение
всех двенадцати евангелий нужно было стоять среди церкви неподвижно, и
первое евангелие, самое длинное, самое красивое, читал он сам. Бодрое,
здоровое настроение овладело им (С. Х, 198). Выделенные лексические
единицы позволяют понять, что Петр не может мыслить себя вне храма. В нем
он пребывал всю свою жизнь. И даже на пороге смерти, он продолжает
выполнять свой священнический долг. Чехов показывает религиозность
Петра, давая понять, что перед нами человек, обладающий настоящей,
глубокой верой в Бога. Даже во время одной из служб, когда для героя «…
было всё, как в тумане. В тумане не было видно дверей, толпа всё двигалась, и
похоже было, что ей нет и не будет конца… Как было душно, как жарко! (С.
Х, 186), он продолжает стоят до конца. Мы видим доминирование лексем:
туман, отсутствие дверей, духота, жара. Они возникают в восприятии Петра и
определены его болезнью: В церковных сумерках толпа колыхалась, как море,
и преосвященному Петру, который был не здоров уже дня три, казалось… (С.
Х, 186). Но позже эти «негативные» по семантике лексемы сменяются на
«позитивные» – покой, благополучие, связанные с мыслями о маме: А тут еще
вдруг, точно во сне или в бреду, показалось преосвященному, будто в толпе
подошла к нему его родная мать Мария Тимофеевна (С. Х, 186), и далее: И
почемуто слезы потекли у него по лицу. На душе было покойно, все было
благополучно… (С. Х, 186). Смена эмоционального настроя связана с приездом самого близкого
человека. Веселость, радостное настроение от встречи с ней передаются
восклицательными предложениями, сочетанием лексем засмеялся от радости:
– А тут, ваше преосвященство, ваша мамаша без вас приехали, – доложил
келейник, когда преосвященный входил к себе. – Это, значит, я ее в церкви
видел давеча! О господи! – И преосвященный засмеялся от радости (С. Х,
187); Преосвященный перекрестился и повернулся на другой бок, чтобы
больше не думать и спать. – Моя мать приехала... – вспомнил он и засмеялся
(С. Х, 189). Действительно, приезд матери – это радость для Петра. Он,
несмотря на физические мучения, связанные с его болезнью, смеётся,
вспоминая о том, что приехала его мать. Но долгожданная встреча принесла
небольшое огорчение. Он хорошо понимает, что к людям духовного сана
должны относиться с почтительностью, уважением, но, как простой человек,
он хочет душевного тепла и ласки: Он смотрел на мать и не понимал, откуда у
нее это почтительное, робкое выражение лица и голоса, зачем оно, и не
узнавал ее (С. Х, 192); …с чужими старуха держала себя обыкновенно и
просто, с ним же, с сыном, робела, говорила редко и не то, что хотела, и даже,
как казалось ему, все эти дни в его присутствии всё искала предлога, чтобы
встать, так как стеснялась сидеть (С. Х, 196). В связи с этим Чехов для
передачи чувства грусти, обиды, неудовольствия, огорчения использует ряд
лексем грустно, досадно, обидно, свидетельствующих о том, что эта робость
матери перед ним приносит ему боль: Настроение переменилось у него както
вдруг. Стало грустно, досадно (С. Х, 192); И преосвященному опять стало
досадно и потом обидно… (С. Х, 196).
Образ Петра раскрывается и через его отношение к отцу Сисою,
который проживал с героем и ухаживал за ним во время его болезни.
Несмотря на то, что старик был стар, груб, невежлив в какойто степени,
«всегда недоволен чемнибудь», но именно с ним преосвященному было легче
всего. А все потому, что отец Сисой не пытается вести себя угодливо и не трепещет перед саном архиерея: Единственный человек, который держал себя
вольно в его присутствии и говорил всё, что хотел, был старик Сисой… (С. Х,
195). То, что отец Петр уживается с ним, говорит о том, что главный герой
очень добрый. Он старается не замечать недостатков людей, которые
находятся рядом с ним.
О его душевной доброте свидетельствует и диалог с его племянницей
Катей: …дядечка, мы с мамашей остались несчастными... Дайте нам
немножечко денег... будьте такие добрые... голубчик!.. Он тоже прослезился и
долго от волнения не мог выговорить ни слова, потом погладил ее по голове,
потрогал за плечо и сказал: – Хорошо, хорошо, девочка. Вот наступит светлое
Христово воскресение, тогда потолкуем... Я помогу... помогу... (С. Х, 197).
Архиерей легко находит общий язык с восьмилетней племянницей, понимает
ее чувства. Этот диалог происходит уже во время болезни отца Петра. Но,
несмотря на свое состояние, он обещает помочь девочке. Для передачи
чувств, переполнявших героя, писатель использует лексемы прослезился, не
мог выговорить ни слова, погладил.
Чехов вводит описание болезни отца Петра, которое, можно
предположить, необходимо для того, чтобы показать духовное высоту
архиерея. Писатель очень кратко, но емко сумел передать, что испытывал
главный герой во время болезни: Однако какая усталость, какая боль в ногах
и спине, тяжелая, холодная боль, какой шум в ушах! (С. Х, 196).Чтобы
подчеркнуть испытываемые отцом Петром физические страдания, Чехов
неоднократно употребляет лексему боль в значении ‘ощущение физического
и душевного страдания’ и градационные эпитеты тяжелая, холодная,
передающие острое, болезненное состояние. Чехов не зря использует именно
эти слова для описания. Данные лексемы свидетельствуют о том, что ему
плохо не только физически. Петр испытывает и внутренний дискомфорт.
Только смерть освобождает главного героя от временной мирской
жизни, от суеты, физической и душевной боли и соединяет с Богом в вечности: А он уже не мог выговорить ни слова, ничего не понимал, и
представлялось ему, что он, уже простой, обыкновенный человек, идет по
полю быстро, весело, постукивая палочкой, а над ним широкое небо, залитое
солнцем, и он свободен теперь, как птица, может идти, куда угодно! (С. Х,
200). Мы видим, что кульминационный момент в рассказе заключается именно
в этих словосочетаниях широкое небо, залитое солнцем и фразеологическом
обороте свободен, как птица, которые подчеркивают, что это «человек,
нашедший дорогу к истине и радостно идущий к ней» [Лелис 2009: 287].
Автор показал, что смерть не способна уничтожить человека. Петр не остался
в памяти людей как человек, но остался в звоне колоколов, в стенах
монастырей, в церковных службах, в храме.
Таким образом, главный герой Петр раскрывается и как простой
человек, и как истинный священнослужитель.
Литература
1. Гришанина Е.Б. Языковые средства создания центрального образа в
рассказе А. П. Чехова «Архиерей» // Языковое мастерство А.П. Чехова.
РостовнаДону: Издво Ростовского университета, 1988.
2.Словарь русского языка: В 4х т. / АН СССР, Инт рус. яз.; Под ред.
А.П. Евгеньевой. 3е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1985–1988. – Т. 1. А–
Й. 1985.
3. Лелис Е.И. Слово и подтекст в рассказе А.П. Чехова «Архиерей» //
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 6
(2).
4. Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова. М: Издво
МГУ, 1982.
5. Чадаева А. Я. Православный Чехов. М.: Полимедиа, 2004.
ОБРАЗ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ В РАССКАЗЕ А.П. ЧЕХОВА «АРХИЕРЕЙ»
ОБРАЗ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ В РАССКАЗЕ А.П. ЧЕХОВА «АРХИЕРЕЙ»
ОБРАЗ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ В РАССКАЗЕ А.П. ЧЕХОВА «АРХИЕРЕЙ»
ОБРАЗ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ В РАССКАЗЕ А.П. ЧЕХОВА «АРХИЕРЕЙ»
ОБРАЗ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ В РАССКАЗЕ А.П. ЧЕХОВА «АРХИЕРЕЙ»
ОБРАЗ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ В РАССКАЗЕ А.П. ЧЕХОВА «АРХИЕРЕЙ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.