Программа внеурочной деятельности "Русской речи чудеса"
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русский язык +1
Взрослым
11.09.2018
Программа разработана для учащихся 10-11 классов. Специфика изучения курса «Русской речи чудеса» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала.
В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.
русской речи чудеса.docx
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п.Батецкий
Батецкого муниципального района Новгородской области
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Русской речи чудеса»
Автор программы:
Киселёва Юлия Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МАОУСОШ п.Батецкий. Пояснительная записка
Речь это канал развития интеллекта...
Чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.
Н.
И. Жинкин
С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо
пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного
чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только
устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников
является одним из главных направлений работы в начальных классах. Данная
работа не теряет своей актуальности и в среднем и старшем звене.
Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель
интеллектуального уровня старшеклассника. Чем богаче и правильнее речь,
тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании
действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с
окружающими, тем активнее происходит его психическое развитие, строятся
взаимоотношения с социумом. Поэтому работа над развитием речи является
важным и необходимым условием для успешного развития и обучения
учащихся.
Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось
большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции
речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на
межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены
возможные пути формирования языковой компетенции школьников,
представлен анализ монологической и диалогической форм речевого
высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной
и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из
актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится
изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств
развития речевой деятельности у обучающихся. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к
проблеме, уровень речевого развития ребят старшего школьного возраста
недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и
методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного
языка. Поэтому мною разработана программа внеурочной деятельности
«Русской речи чудеса» для учащихся 1011 классов.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без
эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память
школьника какимто количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное –
в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи
– это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного
овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо
целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и
говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и
говорению, должно опережать письменную речь.
Программа «Русской речи чудеса» составлена с учетом имеющихся в
методиках русского языка и литературы подходов по развитию речи старших
школьников.
Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней
сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературы,
направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить
хорошей речи, устной и письменной, вот главная задача курса. Для этого
нужно открыть те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в
устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли,
доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он
устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного
использования в процессе общения.
Программа предполагает организацию активной речевой деятельности
самих учащихся. Работая с определенными речеведческими понятиями,
обучающиеся постоянно сами создают речевые произведения, применяя
полученные знания на практике.
В процессе реализации курса
предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.
Специфика изучения курса «Русской речи чудеса» связана с
отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в
связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые
указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут
преподавателю и ученику в осмыслении программного материала. В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой
деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового
образования.
Направленность курса практическая, развивающая. Программа курса
рассчитана на 2 года (всего 68 часов) на 34 учебных недели в год – 1 час в
неделю.
Уровень образования школьников: 1011 классы
Форма учебной работы: внеурочная.
Цели и задачи программы.
Цель:
создание условий для формирования языковой компетенции старших
школьников;
совершенствования у обучающихся основных видов речевой деятельности:
говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно,
содержательно и убедительно высказывать собственные мысли ;
создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации
творческих способностей.
Задачи:
1. Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и
стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и
чужие мысли.
2. Развивать умения владением устной и письменной речью как средством
отражения действительности и выражения отношения к ней.
3. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого
новые ситуации общения.
4. Обогащать словарный запас учащихся. 5. Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий,
эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
Основными принципами организации содержания курса стали
следующие:
коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи,
которые
необходимы для овладения основными видами речевой
деятельности;
системно – функциональный – способствующий осмыслению
предназначенности его основных языковых средств для решения речевых
задач;
этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных
средств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства
«соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов;
концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла
речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий
более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых
способностей.
Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными
представляются коммуникативноориентированный и
деятельностный
подходы.
Коммуникативно – ориентированный подход предполагает изучение
средств языка в интересах речи, речевое развитие носителей языка,
взаимосвязь языкового образования и речевого развития школьников. Кроме
развития речи каждого ученика предполагается вооружение школьников
коммуникативноречевыми умениями — умениями общаться, участвовать в
диалоге, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи,
передавать с помощью языковых средств свои мысли и чувства.
Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает
деятельностный подход. Система языковых и речевых упражнений
подбирается с учетом структуры любого вида сознательной деятельности:
мотив;
цель (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать,
попросить, поздравить и т.д.);
замысел (зачем говорю); ориентировка (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах);
планирование (что и как скажу);
реализация (что и зачем услышу);
контроль (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное).
Методы и приемы:
словесные (устное или печатное слово) ;
наглядные (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
репродуктивные (используется для приобретения умений и навыков);
проблемно – поисковые (каждый шаг предполагает творческую деятельность);
создание ситуации успеха в обучении;
учебные дискуссии;
творческие задания;
постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
устный контроль;
письменный контроль;
Методы и приемы обучения содействуют приобретению и закреплению
учениками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и
литературы, обеспечивают единство развития воспитания и обучения. Содержание программы
10й класс.
Тема 1. Текст и его строение. Основные признаки текста (2 часа).
Тема 2. Типы речи. Особенности типов речи (5 часов).
Тема 3. Виды сокращений текста (12 часов).
Тема 4. Стили речи. Особенности стилей речи (7 часов).
Тема 5. Выразительные средства языка, их функции в тексте (6 часов).
N
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Тематика занятий
Колво
часов
Результаты
деятельности
Текст. Его строение. Признаки текста
Типы речи. Повествование. Описание.
Рассуждение.
Практические упражнения по
определению типа речи текстов.
Сокращение текста. План. Тезисы.
Выписки. Конспект. Аннотация.
Реферат.
Практическая работа по сокращению
текстов.
Оценка текста. Рецензия.
Практическая работа по составлению
рецензии.
2
3
2
6
2
1
1
Знать строение
текста и его признаки
Знать особенности
всех типов речи
Уметь определять
тип речи
Знать виды
сокращений текстов
Уметь сокращать
текст
Знать особенности
написания рецензий
Уметь оставлять
рецензию на
предложенную тему 8
9
10
11
12
13
Анализ написанных работ.
Стили речи: художественный,
научный, официальноделовой,
публицистический, разговорный.
Практические упражнения по
определению стилевой
принадлежности текстов.
Выразительные средства языка и их
функции.
Практическая работа по определению
выразительных средств языка.
Составление текста с использованием
выразительных средств языка.
14
Анализ написанных работ.
15
Конференция на тему «Мой царь! мой
раб! родной язык!» (в.Я.Брюсов).
1
5
2
2
1
2
1
2
Уметь выявлять
ошибки, допущенные
при написании работ
Знать особенности
каждого стиля речи
Уметь определять
стиль речи текстов
Знать выразительные
средства языка
Уметь находить
выразительные
средства в тексте,
определять их
функции
Уметь составлять
текст, используя
выразительные
средства языка
Уметь анализировать
работы с точки
зрения
использования
выразительных
средств
Написание и защита
самостоятельно
составленных
текстов
Итого:
34 часа
11й класс.
Тема 1. Структура сочинения. Типичные ошибки в сочинении (2 часа).
Тема 2. Типы и жанры сочинений (19 часов).
Тема 3. Технология написания сочинения (11 часов) №
п/п
Тематика занятий
Колво
часов
Результаты
деятельности
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Требования к сочинении. Каким оно
должно быть?
Типичные ошибки в сочинении
Типы сочинений. Жанры.
Сочинениеанализ литературного
произведения
Практическое занятие. Анализ работ
учащихся
Сочинениехарактеристика героев или
героя
Образ лирического героя в поэзии
Интерпретация прочитанного
стихотворения. Самостоятельный
анализ стихотворения
Сочинение художественной формы.
Мастерство писателя
Сочинениеобраз автора. Автор и
герой
Сочинение на публицистическую
тему: «Мой любимый герой», тема
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
Знать основные
требования к
написанию сочинений
Знать типичные
ошибки в сочинениях
Уметь различать
типы сочинений и
жанры
Знать особенности
сочиненияанализа
произведения
Уметь составлять
текст на
определенную тему
Знать особенности
сочинения
характеристики
героя
Уметь выявлять
особенности образа
лирического героя в
поэзии
Уметь анализировать
стихотворение
Уметь составлять
сочинение
художественной
формы
Уметь составлять
сочинениеобраз
автора
Знать особенности
сочинений на природы и экологии, тема войны
Сочинениемонография: всесторонне
раскрытие образа главного героя,
углубленное объяснение одной черты
героя (героини)
Сочинениесопоставление героев.
Сравнительная характеристика героев
Сочинениеобобщение. Как
представить образы нескольких
героев в сочинении?
Сочинение на проблемно
обобщающую тему: «Природа и
человек»
Технология написания сочинения.
Зачем нужен его подробный план?
Каким должно быть вступление к
сочинению? Виды вступительной
части
Прием сравнения как необходимая
деталь сочинения
Цитирование, оформление цитат
Работа с текстами сочинений разных
жанров (практическая работа)
Анализ написанных сочинений
Конкурс на лучшую работу учащихся
3
1
1
2
1
2
1
1
2
4
2
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Итого:
34 часа
публицистическую
тему
Знать особенности
сочинения
монографии
Уметь составлять
сочинение
сопоставление героев
Уметь составлять
сочинение
обобщение
Знать особенности
сочинения на
проблемно
обобщающую тему
Знать технологию
написания сочинения
Знать виды
вступительной части
Знать особенности
приема сравнения
Уметь оформлять
цитаты в сочинении
Уметь составлять
сочинения разных
жанров
Уметь выявлять
недочеты в работах
Самостоятельное
написание сочинения
любого жанра (на
выбор) Список литературы:
1. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справочные материалы. – М, 2006.
2. Власенков А.И. Русская словесность: 511 классы. – М, 1999.
3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М, 1993.
4. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших
классах средней школы. – М, 2006.
5. Мурашов А.А., Русецкий В.Ф. Культура русской речи: 1011 классы. –
М, 2006.
6. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской
речи. – М, 1996.
7. Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М, 1997.
8. Шанский Н.М. Занимательный русский язык. – М, 1996.
9. Энциклопедический словарь юного филолога /Сост. М.В.Панов. – М,
1989.
10.Энциклопедия для детей. – Т.10: Языкознание. Русский язык. – М, 1998.
Программа внеурочной деятельности "Русской речи чудеса"
Программа внеурочной деятельности "Русской речи чудеса"
Программа внеурочной деятельности "Русской речи чудеса"
Программа внеурочной деятельности "Русской речи чудеса"
Программа внеурочной деятельности "Русской речи чудеса"
Программа внеурочной деятельности "Русской речи чудеса"
Программа внеурочной деятельности "Русской речи чудеса"
Программа внеурочной деятельности "Русской речи чудеса"
Программа внеурочной деятельности "Русской речи чудеса"
Программа внеурочной деятельности "Русской речи чудеса"
Программа внеурочной деятельности "Русской речи чудеса"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.