Мастер-класс «Проектирование урока для детей с ЗПР в соответствии с ФГОС ОВЗ»
Оценка 4.9

Мастер-класс «Проектирование урока для детей с ЗПР в соответствии с ФГОС ОВЗ»

Оценка 4.9
Семинары
docx
воспитательная работа
Взрослым
23.10.2018
Мастер-класс «Проектирование урока для детей с ЗПР  в соответствии с ФГОС ОВЗ»
Предлагаю наше общение начать с выполнения задания. Перед вами несколько опре-делений. Зачитайте их и постарайтесь назвать то, о чем идет речь. - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. (Целеполагание) - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результа-та; составление плана и последовательности действий. (Планирование) – целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возмож-ность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. (Ситуация успеха) - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы (Оценка) - Свойство человеческого мышления, которое направлено на осмысление собственной де-ятельности, критический анализ её. (Рефлексия)Каждый этап урока подчинен своей цели. В том числе и способствовать форми-рованию УУД у обучающихся. Предлагаю сегодня поговорить о некоторых из них в рамках урока для детей с задержкой психического развития. Чтобы удобнее было вести разговор, я предлагаю вам небольшие буклеты. (раздать) (*) К.Д. Ушинский утверждает, что ребенок, не познавший радости от преодоле-ний трудности, не ощутивший вкуса победы, теряет к учебе интерес. Что же такое успех и зачем он нужен на уроке? Успех — понятие неоднознач-ное, многогранное. С точки зрения психологии, это эмоции радости, удовлетворения, связанные с преодолением сложной задачи. Переживание эмоций, связанных с успехом способствует как индивидуальному развитию обучающегося так и созданию благоприятной обстановки в коллективе.
пермь.docx
Мастер-класс «Проектирование урока для детей с ЗПР в соответствии с ФГОС ОВЗ» (*) Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на мастер-классе «Проектирование урока для детей с ЗПР в соответствии с ФГОС ОВЗ» В начале нашей встречи, прошу ответить на вопрос: «Что для вас в жизни является роскошью?» Выслушиваются ответы (по желанию) Спасибо. В свое время известный писатель Антуан де Сент- Экзюпери сказал: человеческого общения» поддерживаете. «Единственная настоящая роскошь – это роскошь На мой взгляд, эти слова актуальны и сегодня. Думаю, вы меня (*) Предлагаю наше общение начать с выполнения задания. Перед вами несколько определений. Зачитайте их и постарайтесь назвать то, о чем идет речь. - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. (Целеполагание) - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. (Планирование) – целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. (Ситуация успеха) - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы (Оценка) - Свойство человеческого мышления, которое направлено на осмысление собственной деятельности, критический анализ её. (Рефлексия) - Как вы думаете, что объединяет все эти понятия? (это этапы урока) - Какие еще этапы вы могли бы выделить? - Согласна. Проранжируйте их, пожалуйста. Предлагаю сегодня поговорить о некоторых из них в рамках урока для детей с задержкой психического развития. Чтобы удобнее было вести разговор, я предлагаю вам небольшие буклеты. (раздать)               Каждый   этап   урока  подчинен   своей   цели.  В   том   числе   и   способствовать формированию УУД у обучающихся. Предлагаю сегодня поговорить о некоторых из них в рамках урока для детей с задержкой психического развития. Чтобы удобнее было вести разговор, я предлагаю вам небольшие буклеты. (раздать) (*)  К.Д.   Ушинский   утверждает,   что   ребенок,   не   познавший   радости   от преодолений трудности, не ощутивший вкуса победы, теряет к учебе интерес.  Что  же такое успех и зачем он нужен на уроке? Успех — понятие неоднозначное, многогранное.   С   точки   зрения   психологии,   это   эмоции   радости,   удовлетворения, связанные с преодолением сложной задачи.  Переживание эмоций, связанных с успехом способствует как индивидуальному развитию обучающегося так и созданию благоприятной обстановки в коллективе. Таким образом, одна из основных задач учителя сводится к созданию ситуаций успеха, которая рождает мотивацию к решению учебных задач.  Высокая мотивация может   играть   роль   компенсирующего   фактора   в   случае   недостаточно   высоких способностей, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности   не   могут   компенсировать   отсутствие   учебного   мотива   и   обеспечить значительные успехи в учебе. Мы актуализируем необходимые для учащихся знания, выбирая   только   тот   учебный   материал,   знания   которого   будет   востребовано   для изучения нового материала. видео (актуализация знаний) Таким образом, классу предложено задание на пройденный материал, с которым ученики   успешно   справились.   Далее   задание   на   новый   материал,   которое   при отсутствии знаний, как правило, вызывает у детей затруднение.    (*)Главным   условием   возникновения   учебного   процесса   на   уроке   считается   по   определению наличие   проблемной   ситуации, С.Л.Рубинштейна, является «начальным моментом мыслительного процесса».   поскольку   именно   она, На   данном   этапе     учитель       либо     преднамеренно   сталкивает   жизненные представления  учащихся   с   фактами,   для   объяснения   которых   у   них   не   хватает опыта, знаний, или использует  ошибку ученика. Организуется побуждающий диалог с целью осознания учениками противоречия. Диалог, как правило, начинается  с вопроса: «В чем затруднение? Чем это задание не похоже   на   предыдущее?   Какой   возникает   вопрос?   Какая   будет   тема   урока?»   дети формулируют тему, я записываю на доске.  Для   постановки   учебной   задачи   можно   использовать   такие   приемы   как «фантастическая добавка», «привлекательная цель», «удивляй». фрагмент с картиной Как   вы   увидели,   детям   была   предложена   картина   «Бывает   –   не   бывает»,   их жизненный опыт подсказал им о многих ошибках художника из жизни живой природы зимой. Эти неточности мы зафиксировали. На основе анализа детьми была определена тема урока и поставлена цель: проверить факты, вызвавшие сомнения. Так как учебная задача поставлена необходимо спланировать, свои действия.   (планирование из урока видео) В представленных фрагментах были созданы условия для формирования УУД, в  том числе Регулятивные – учащиеся приняли и сохраняют учебную задачу, планируют  свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;  Познавательные – обучающиеся обобщают, строят речевые высказывания в устной  форме, осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков; Коммуникативные – учащиеся строят монологические высказывания,  допускают возможность существования у учеников различных точек зрения, в том  числе не совпадающие с оценкой педагога. (*)   Большая   часть   времени   на   уроке   (20­30   минут)   должна   быть   посвящена изучению нового материала ("учить надо на уроке"). Чтобы новое прочно усвоилось, надо привязать его к старому, знакомому материалу. Открытие нового знания дети с ЗПР могут осуществлять  как фронтально, так и работая в группах, парах   и даже индивидуально, имея подробную пошаговую инструкцию. ­Кто желает поработать по инструкции? (раздаю) (*) Например,  фронтальная дискуссия заключается в следующем: ­ дети высказываются, выдвигают версии, которые фиксируются на доске; ­ идет обсуждение выдвинутых версий, начиная  с ложной; ­ приход к правильному ответу; подведение итога. Работа  в парах, группах,   даёт огромные возможности развития готовности   к сотрудничеству,   терпимости   к   чужому   мнению,   умению   вести   диалог.  Задание   для групп может быть одинаковым, а может и отличаться.  Например,  одна  группа составляет текст ­ повествование «Весна пришла», вторая группа – текст ­ описание «Весенний лес», третья – текст ­ рассуждение «За что я люблю весну?»  (*) Давайте вернемся к индивидуальной работе. Какое математическое правило вы смогли открыть для себя, работая по инструкции   При   работе   в   группе   для   получения   необходимой   информации   можно использовать   разные   источники:   книги,   справочники,   словари,   компьютерные презентации.   Выбрать   нужную   информацию   из   большого   объема,   пользуясь интернетом, дети с ЗПР самостоятельно не могут. видео (с компьютерами) (*)   Открытое   новое   знание   требует   фиксации.   Это   может   быть   алгоритм действия,   правило,   схема.   Учитывая   особенности   памяти   обучающихся   с   ЗПР, понимаем, что зафиксированные правила и способы должны находиться под рукой у детей   достаточно   длительный   период.   В   связи   с   этим   новое   знание   вписывается   в систему предыдущих знаний, обязательно фиксируется в общей схеме понятий, что позволяет учащимся видеть прирост собственных знаний в предметном содержании, а также   обратиться   к   ним   в   случае   забывания   того   или   иного   понятия   или   способа. Параллельно оно фиксируется в «справочнике» учащихся.  Весь   справочно­наглядный   материал   в   классе   располагается   в   системе:   он сгруппирован, находится в состоянии накопляемости, доступен учащимся (подошли, пролистали, нашли). (*) Первичное закрепление нового знания (способа) – это усвоение учащимися нового   способа   действия   при   решении   типовых   задач.   Для   реализации   этой   цели необходимо,  чтобы  учащиеся:  решили  несколько  типовых   заданий  на  новый  способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги с их обоснованием. Так как у нас в классах по 12 человек, то я имею возможность увидеть  уровень понимания каждого учащегося с ЗПР и чем слабее ученик, тем раньше он  должен выйти к доске. Это   позволит   ученику   показать   свое   понимание   материала,   остальным   учащимся оказать необходимую помощь и перейти на диалог ученик – ученик, а учителю увидеть реальную картину понимания учебного материала. Не случайно отмечено «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя». (*) Цель этапа ­ организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. При организации самостоятельной работы на уроке предусматриваются   задания   воспроизводящие,   частично­поисковые   и   творческие задания. Дети могут выбрать задание на свое усмотрение. После выполнения задания для детей с ЗПР обязательная проверка (сверить по образцу). Это не только формирует действие контроля и оценки у них, но и регулирует самооценку собственных знаний и умений. Для учащихся, допустивших ошибки, предоставляется возможность выявления причин ошибок и их исправления. Видео самостоятельная работа В следующих представленных фрагментах были созданы условия для  формирования УУД, в том числе Регулятивные – учащиеся различают способ и  результат действий, осуществляют пошаговый и итоговый контроль; Познавательные  – обучающиеся осуществляют поиск необходимой информации для выполнения  задания с использованием ИКТ, словарей; Коммуникативные – учащиеся учатся договариваться и приходить к общему  решению в совместной деятельности. (*)  Рефлексия   –   это  самооценка   учащимися   результатов   своей   учебной деятельности,   осознание   метода   построения   и   границ   применения   нового   способа действия. Для реализации этой цели: учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной  деятельности и фиксируют степень их соответствия. Исходя из функций рефлексии,  предлагается следующая классификация, представленная на слайде. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального  контакта c классом и в конце деятельности. Что можно применять?  Карточки с изображением лица (грустного, веселого);   показ большого пальца вверх или вниз.  “Солнышко” с тучками и без  Рефлексия   содержания   учебного   материала  используется   для   выявления уровня осознания содержания изученного. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение  того, что  узнали.  Желательно,  чтобы  дети  с  ЗПР еще  раз  проговорили новый открытый способ. Рефлексия деятельности. Следующий вид – рефлексия деятельности. Современные технологии  предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и  осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные.  Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность  каждого на разных этапах урока. Все виды рефлексии способствуют формированию  регулятивных УУД. Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида  рефлексии. “Лесенка успеха” – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось. “Дерево успеха” – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2­3 ошибки.  Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке,  саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем,  жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления,  осознанного отношения к своей деятельности. Особое внимание в своей работе уделяю развитию объективной самооценки у детей.   Ввела   в   свою   практику   уроки   с   применением   «Листа   успеха».   Критерии оценивания зависят от предмета, содержания урока, видов заданий.  Видео итог урока Итак, работая с детьми с ЗПР, я вижу, как трудно дается детям спланировать свои   действия   для   достижения   какой  –  либо   цели.  Поэтому   создание   условий   для формирования ууд посредством урока, крайне значимо для них. Выпускник начальной школы должен  использовать в образовательном процессе приемы  и методы, которые формируют   умения   самостоятельно   добывать   новые   знания,   владеть   способом рефлексии собственной деятельности, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, т. е. владеть регулятивными технологиями, как способом развития личности.        Уважаемые коллеги, мы с вами   счастливые люди, потому что никогда не расстаемся с детством. Хочу пожелать вам, чтобы ваши ученики, были успешными и дружными.   Мне было приятно с вами общаться. Спасибо за внимание!

Мастер-класс «Проектирование урока для детей с ЗПР в соответствии с ФГОС ОВЗ»

Мастер-класс «Проектирование урока для детей с ЗПР  в соответствии с ФГОС ОВЗ»

Мастер-класс «Проектирование урока для детей с ЗПР в соответствии с ФГОС ОВЗ»

Мастер-класс «Проектирование урока для детей с ЗПР  в соответствии с ФГОС ОВЗ»

Мастер-класс «Проектирование урока для детей с ЗПР в соответствии с ФГОС ОВЗ»

Мастер-класс «Проектирование урока для детей с ЗПР  в соответствии с ФГОС ОВЗ»

Мастер-класс «Проектирование урока для детей с ЗПР в соответствии с ФГОС ОВЗ»

Мастер-класс «Проектирование урока для детей с ЗПР  в соответствии с ФГОС ОВЗ»

Мастер-класс «Проектирование урока для детей с ЗПР в соответствии с ФГОС ОВЗ»

Мастер-класс «Проектирование урока для детей с ЗПР  в соответствии с ФГОС ОВЗ»

Мастер-класс «Проектирование урока для детей с ЗПР в соответствии с ФГОС ОВЗ»

Мастер-класс «Проектирование урока для детей с ЗПР  в соответствии с ФГОС ОВЗ»

Мастер-класс «Проектирование урока для детей с ЗПР в соответствии с ФГОС ОВЗ»

Мастер-класс «Проектирование урока для детей с ЗПР  в соответствии с ФГОС ОВЗ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2018